Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 12 (173), декабрь 2018 г.
иСТоКи
В
народных
русских
преданиях и закля-
тиях уцелело воспо-
минание о древнем
мифическом сущест-
ве Чуре. В санскрите
ĉur
означа-
ет «жечь»; слову этому в русском
языке соответствует
(зву-
ки
и
в славянских наречиях
взаимно сменяются: чадить и ка-
дить, почить и покой и т.п.). от
снкр.
ĉur
образовались слова:
чурка, чурак (чурбак, чурбан ) —
обрубок дерева, толстое полено,
с помощью которого возжигается
на домашнем очаге огонь, подоб-
но тому, как палица (палка) стоит в
связи с глаголом «палить», а жезл
— с глаголом «жечь».
Чур
— это одно из древней-
ших названий, какое давалось
домовому пенату
, т.е. пылаю-
щему на очаге огню, охранителю
родового достояния
.
белорусы до сих пор расска-
зывают, что у каждого хозяина
есть свой
Чур — бог, оберега-
ющий границы его поземель-
ных владений
; на межах своих
участков они насыпают земляные
бугры, огораживая их частоколом,
и такого бугра никто не посмеет
разрыть из опасения разгневать
божество.
очаг и тёплая изба прикрепи-
ли человека к земле, сделали его
оседлым и создали понятие
по-
земельной собственности
. Ка-
ждая семья, имея своих богов и
свой культ, должна была владеть
и отдельным домом, пользовать-
ся отдельным участком земли. Это
жилище и поле, обрабатываемое
родичами
, со всех сторон обле-
гала
порубежная полоса
, кото-
рая считалась
неприкосновен-
ною
; никто не мог переступить
её своевольно. В определён-
ные дни глава семейства обходил
по этой черте, гоня перед собою
жертвенных животных, пел гимны
и приносил дары; здесь же, в не-
котором расстоянии друг от дру-
га, ставились крупные камни или
древесные стволы, носившие на-
звание термов. В яму, в которой
утверждался терм, клали горячие
угли, хлебные зёрна, караваи, пло-
ды, лили мёд и вино.
По общему убеждению индо-
европейских народов,
межа
бы-
ла священною чертою; межевые
столбы и камни, поставляемые
для разграничения имений, слу-
жили вещественными, символи-
ческими знамениями
владыче-
ства родовых пенатов
и на-
глядно для всех указывали на ру-
беж, начиная с которого земля, со
всеми её угодьями и постройка-
ми, находилась под их покрови-
тельством и
охраною
. Деревян-
ный столб (чурбан) был принима-
ем за воплощение агни, так как в
нём таится живой огонь, добыва-
емый трением, и так как деревом
питается священное пламя очага;
камень же — символ небесного
пламени, которое возжёг бог-гро-
Собиратель русских древностей
А. Н. Афанасьев о поземельных ро-
довых владениях и неотчуждаемой
собственности.
Чур – хранитель Рода
мовник своим каменным молотом
и низвёл на очаг в виде молнии.
Чтобы захватить чужое поле,
надо наперёд изменить рубеж,
низвергнуть охраняющее его бо-
жество. Такое святотатство под-
вергало виновного жестокой ка-
ре: «его дом (говорит
этрус-
ский закон
) исчезнет, его
пле-
мя
угаснет; земля не будет прино-
сить ему плодов; град, ржа и не-
бесные молнии истребят его жат-
вы; члены его покроются язвами
и иссохнут».
Приобретая землю, герман-
цы бросали на неё молот и таким
образом освящали право на
по-
земельную
собственность
.
По немецкому поверью, люди, ко-
торые не уважают святости гра-
ниц, передвигают межевые кам-
ни и хозяйничают на чужих нивах,
подвергаются за то проклятию,
и по смерти
души
их блуждают
по воздуху без пристанища. По
мнению чехов, тот, кто поврежда-
ет у соседей межевые камни, по
смерти своей осуждается таскать
тяжёлый камень, или душа его,
не обретая нигде покоя, носится
по полям блуждающим огоньком.
от тесных стен избы и двора
охранительная власть
домово-
го
1
распространилась на весь
по-
земельный надел, принадле-
жащий Роду
; Чур, по белорус-
скому преданию, оберегает поля
и пашни, состоящие в определён-
ной меже. В народных заклятиях
доселе призывается имя Чура, и
хотя это большею частью делается
безсознательно, тем не менее, они
важны, как любопытные обломки
незапамятной старины. заклятия:
«чур меня!», «чур наше место свя-
то!» произносятся при рассказах
о злых духах, при совершении га-
даний и волшебных чар; сила этих
слов заключается в призыве свет-
лого, дружелюбного божества,
присутствие которого заставляет
удаляться демонов мрака.
Место, где показывается Чур,
получает таинственное освяще-
ние, и потому за черту
родовых
владений
, находящихся под его
охраною, не дерзают переступать
враждебные духи.
Согласно со своим основным
характером,
Чур является
в за-
клинаниях и
божеством, освя-
щающим право собственно-
сти
: «чур пополам!», «чур вместе
или одному!», «чур моё!» — вос-
клицания, которые обыкновен-
но раздаются при нечаянной на-
ходке чего-нибудь двумя или не-
сколькими спутниками, смотря по
желанию их разделить найденное
или овладеть им без раздела.
Понятие собственности у на-
родов первобытных было нераз-
дельно с представлением очага;
о частной собственности не
знали, всем имуществом вла-
дел Род сообща
,
который
(как
лицо юридическое)
и был насто-
ящим собственником
, или, го-
воря строже, собственником было
божество домашнего огня: в нём,
с одной стороны, видели источник
всякого богатства, начало всякого
приобретения, а с другой сторо-
ны — чтили в нём представителя
родственного единства
,
ста-
рейшего праотца
.
Такое сочетание различных
понятий запечатлелось и в сло-
ве чур», ибо другая форма его
щур»,
сохранившаяся в названии
пращур
, указывает на
предка–
основателя Рода
.
«Каждая семья, — говорит Ку-
ланж о древних греко-италийцах,
— имела свою могилу, где умер-
шие члены её, один за другим, по-
мещались на вечный покой. Эта
могила обыкновенно лежала в со-
седстве дома, недалеко от дверей,
для того, чтобы
дети
при входе и
выходе из своего жилища всякий
раз встречали своих
отцов
и при-
зывали их имя.
Таким образом
предок оставался в кругу сво-
их
; невидимый, но всегда прису-
щий семье, он продолжал быть её
членом, её отцом».
Земля, в ко-
торой покоились мёртвые,
признавалась
священною,
недоступною чужеродцам и
не подлежала отчуждению
.
По свидетельству нестора,
славяне-язычники сжигали мёрт-
вых, а пепел их собирали в ма-
лые сосуды и ставили «на стол-
пе на путех», т. е. ставили погре-
бальные урны на пограничных
термах, возле дороги, ведущей в
Родовое владение
,
при самом
входе в него. Потому только тот и
мог пользоваться плодами
обще-
го, наследственного имуще-
ства
, соучаствовать в его обла-
дании, кто в качестве
члена
из-
вестного
Рода
состоял под защи-
тою домашнего очага и принимал
участие
в семейных жертвопри-
ношениях и молитвах.
Подготовил Василий ПетроВ
Цит. по: афанасьев а. Н.
Поэтические воззрения славян
на природу. том 2. С. 89–94.
Москва, 1868.
1
В типическом образе
домового
соединены все главные характерные черты домовитого хозяина-патриар-
ха. он— самое старшее и почётное лицо в семье домовладельца, к которой и принадлежит по восходящей ли-
нии как праотец (дед), положивший основание очагу и собранному под единый кров союзу родичей: эта родст-
венная связь для первобытных племён нисколько не казалась искусственной, напротив, ей глубоко верили, её
чувствовали.
Собственно
обладателем дома
, верховным в нём
распорядителем
признавался
дед-домовой
; а на-
стоящий, обретающийся в живых,
глава Рода
был не более как его представитель — владыка, поставленный,
по старинному выражению, вместо
старшего
. оттого на руси домового прямо называют
хозяин
, хозяинушка,
и даже существует убеждение, что домовой всегда «словно вылит в хозяина дома» — так на него похож!.. Дея-
тельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и
культа; он заботится
только о своём
доме, о своём дворе, и потому его называют домовым или дворовым: в
этих названиях указывается пространство, в пределах которого чтится его власть и приносятся ему жертвы (аф.,
том 2, с. 87, 89).
Приступая к гаданиям, к добы-
ванию подземного клада и в дру-
гих случаях, когда можно опасать-
ся дьявольского наваждения, не-
обходимо обвести себя круговою
линией; линия эта очерчивается
зажжённою лучиною или воско-
вою свечою при обычном воззва-
нии к Чуру («Чур! наше место свя-
то») и служит самою надёжною ог-
радою от злобы демонов. Поэто-
му глагол «
»
в областных
говорах значит не только «клясть-
ся Чуром», но и «очерчиваться» (в
переносном смысле: удаляться, от-
страняться от кого-нибудь); а сло-
во «
»
получило значение про-
ведённой черты (межи), как это
очевидно из наречия «
»
и пословицы: «Через чур и конь
не ступит»; в Тверской губ.
стой! не трогай! белорусское закля-
тие: «чур табе на язык!» (то же, что
выражение: «типун тебе!») и мало-
российское: «цур тобе, пек тобе!»
состоят в призвании карающей си-
лы огня на язык насмешника, руга-
теля или на голову обидчика; инте-
ресно сопоставление слова «
»
(от глагола печь, пеку) с словом
«
»
как речений синонимиче-
ских, тождественных по значению.