Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 1 (174), январь 2019 г.
ОсОЗНаННОе рОДитеЛЬстВО
Когда я сообщила знакомым в социальных сетях, что мой сын больше не будет хо-
дить в школу, нашлось немало людей, искренне испугавшихся за ребёнка. Не помо-
гли даже уверения в том, что он получит все необходимые знания и аттестаты. Как
же он будет без школы? Как научится общаться, учиться, быть самостоятельным?
«Испортишь пацану жизнь», — говорили они и даже немного заразили своей трево-
гой. Однако после окончания четвёртого класса мой 11-летний Сашка перешёл на
семейное образование и в первые же месяцы учёбы вне школы опроверг всё, что
пророчили безпокойные взрослые.
1. Школа учит
самостоятельности
На самом деле—нет. Ни одно-
го самостоятельного решения не
мог принять мой сын на наших до-
машних занятиях. с какого пред-
мета начать, каким способом ре-
шить задачу, какое стихотворе-
ние учить? Он вообще был крайне
удивлён, что от него требуются ка-
кие-то решения. В школе же нуж-
но было только сидеть, слушать
и выполнять указания. В этом, по
его мнению, и состоял процесс об-
учения. Пришлось переучиваться.
Это теперь он может сам состав-
лять своё расписание, искать ин-
формацию, конспектировать так,
как удобно, и разрабатывать соб-
ственный план по закреплению
полученных знаний. и никакой за-
слуги школы в этом, конечно, нет.
Не будет ребёнок сам гото-
вить одежду с вечера, заводить
будильник и аккуратно собирать
портфель, если он ну совсем не
хочет идти в эту проклятую шко-
лу. а если нужно идти в поход с ро-
дителями или на каток с друзьями
— тогда будет. самостоятельные
решения и действия появляются,
только если у человека есть за-
интересованность, в то время как
школьные занятия, как правило,
интересуют всех, кроме ученика.
2. Школа учит
командной работе
Умение работать в коллекти-
ве, распределять обязанности, по-
пробовать себя в роли лидера и
в роли ведомого — это чрезвы-
чайно важно. Поэтому очень об-
радовалась, когда руководитель
журналистского кружка, куда хо-
дит мой сын, сообщил, что саш-
ка включён в команду для уча-
стия в областном фестивале дет-
ской прессы. я обрадовалась, а
сын пришёл в ярость. Он не хо-
тел участвовать в этом наотрез и
был очень зол. Потребовалось не-
сколько часов доверительных бе-
сед, чтобы выяснить причину та-
кой реакции. и причиной этой был
панический страх неудачи.
«если я сделаю что-нибудь не
так, то подведу всю команду. тог-
да они меня просто заклюют. Каж-
дый день будут напоминать, как я
облажался, и никогда больше не
захотят общаться со мной. я готов
участвовать в конкурсах, где бу-
ду один сам за себя. а вместе с ко-
мандой — никогда». Вот такие вы-
воды о коллективной работе сде-
лал мой ребёнок, поучившись в
начальной школе. Не думаю, что
он сам становился объектом трав-
ли в команде, но наверняка неод-
нократно наблюдал такое со сто-
роны. Конечно, в этом вина и не-
досмотр учителя.
Вместо того, чтобы приобщать
к командной работе, школа научи-
ла его бояться коллективной от-
ветственности.
Мне удалось уговорить сына
принять участие в фестивале. Они
даже выиграли какие-то призы, а
ребенок наконец убедился, что
команда нужна не для того, чтобы
травить неудачников.
3. Без учителей-пред-
метников со сложными
науками не справиться
Вот об этом спрашивал, пожа-
луй, каждый взрослый, услышав-
ший о семейном образовании:
«Пятый класс ещё ладно, а как ты
будешь учить его в старших клас-
сах, когда начнётся химия, физика,
информатика?» и этот вопрос уже
многое говорит нам о школе. У
людей нет никаких сомнений, что
я ничегошеньки не поняла в этих
предметах, когда училась сама. а
если и поняла, то точно не запом-
нила. Потому что это никто не за-
поминает. более того, откуда-то
взялось мнение, что программу,
которую должен освоить школь-
ник, не сможет изучить взрослый.
Да, в школе много учителей, но
это не значит, что они смогут дать
больше знаний, потому что у каж-
дого из этих учителей есть много
учеников. Куда проще нам с сы-
ном вместе почитать учебник и
разобраться во всём, чем школь-
ному учителю понять каждого ре-
бёнка и найти к нему индивиду-
альный подход.
4. Школа
дисциплинирует
собраться, отложить игры,
сосредоточиться и взяться за дело
без пинков и напоминаний? Легко.
теперь легко, когда ребёнок знает,
что ему нужно прочитать два па-
раграфа, посмотреть два видео-
урока и всё законспектировать,
прежде чем он сможет сесть за
компьютер.
Когда от его внутренней дис-
циплинированности реально что-
то зависит, тогда она и появляет-
ся на свет.
а в школе было всё наоборот.
Дисциплина — это значит сидеть,
молчать, не бегать по коридорам,
выполнять указания. Нет никакой
необходимости ребёнку застав-
лять себя работать и «включать
мозги», когда кругом куча взрос-
лых, готовых заставлять его. си-
стема вечных указаний и требо-
ваний хорошо развивает умение
подольше отлынивать от рабо-
ты. Послушание и смирение на са-
мом деле не имеют ничего обще-
го с настоящей дисциплинирован-
ностью.
5. Ребёнок,
не посещающий школу,
будет чувствовать себя
ущербным
Да, нашлись люди, действи-
тельно считающие так. Но доста-
точно просто представить себя
пятиклассником, которому разре-
шили никогда больше не ходить в
школу, чтобы понять: это не ущер-
бность, это привилегия. сашка с
удовольствием рассказывает ре-
бятам из кружка и товарищам по
онлайн играм, что он не ходит в
школу. и все они по-доброму за-
видуют.
Когда мы оказывались в зда-
нии какой-нибудь школы, мой сын
смотрел на детей кругом с глу-
боким сочувствием и абсолютно
каждый раз говорил: «Как же хо-
рошо, что я больше сюда не хожу».
6. Знания в полном
объёме можно получить
только в школе
Признаюсь, я тоже так считала
Шесть тезисов о школе,
опровергнутых опытом семейного образования
и переживала по этому поводу. У
детей в школах очень большая на-
грузка — пять-шесть уроков каж-
дый день и столько же домашних
заданий. готовит всё это целая ко-
манда профессиональных учите-
лей. Как же мы сможем справить-
ся с таким объёмом?
с опытом семейного образо-
вания появилось понимание, что
большая часть школьного време-
ни тратится впустую.
Во-первых, учитель в школе
вынужден талдычить одно и то же
снова и снова до тех пор, пока те-
ма урока не дойдёт до каждого
ученика в классе. Отряд движется
со скоростью самого медленного
бойца. Дети, которые поняли всё
сразу, остальное время просто пе-
режидают. Во-вторых, много вре-
мени учителя тратят на поддержа-
ние дисциплины и внимания все-
го класса. Опросить и вызвать к
доске тоже нужно каждого, пока
скучают остальные.
и в-третьих, сама система дро-
бления темы на множество кусоч-
ков-уроков вынуждает школьни-
ков много раз проходить заново
уже пройденный материал. По-
пробуй-ка на третьем уроке в сре-
ду вспомнить, что там проходили
на первом уроке в понедельник.
Приходится всё повторять, что-
бы двигаться дальше. Дома же мы
имеем возможность взять и по-
святить две недели изучению, ска-
жем, обыкновенных дробей, не
отвлекаясь на географию или рус-
ский язык.
Когда тема изучается целиком
и ребёнок видит общую картину,
тогда отдельные части этого цело-
го запоминаются быстрее и легче.
В общем, времени на учёбу
мы тратили меньше — в среднем
по три часа в день, и уже к концу
апреля весь материал был освоен.
Что же касается качества этих зна-
ний, то 13 экзаменов подряд за де-
сять дней — без времени на под-
готовку или отдых, без натаскива-
ния на конкретные тесты и контр-
ольные, без знания требований
конкретного учителя — сашка
сдал всё достаточно легко. и офи-
циально перешёл в шестой класс.
Начало следующего учебного
года впервые ничем не испугало
ни меня, ни сына. Потому что, из-
бавившись от школы, сын нако-
нец-то обрёл главное умение, ко-
торое поможет ему во всём, —
умение учиться.
Фина САФоноВА
https://mel.fm
Истинная ответственность за ребёнка
К
ак часто истинную ответст-
венность мы путаем с навя-
занными обязательствами:
• составить «лучший ра-
цион питания», не учитывая по-
требности ребёнка, но чтоб всего
хватало, по нашему мнению;
• найти самый лучший детский
сад, пусть даже веганский, сыро-
едный или знаменитых развиваю-
щих методик;
• подыскать лучшую школу (не
важно, традиционная либо нового
поколения, которая более внима-
тельна к ребёнку);
• следить за состоянием здоро-
вья по анализам;
• тревожиться о социализации,
о нормах развития, о росте и весе
и так далее…
таким образом, мы создаём
лишь образ ответственной мате-
ри. К истинной ответственности
это никак не относится, так как
своё внимание, максимум своей
энергии мы фокусируем не на сво-
его ребёнка, не на любовь и неж-
ность, а на соответствие образу
ответственной мамы.
истинная ответственность за
своего ребёнка — это ответствен-
ность за прожитый им счастливый
день, где он
• узнал много нового, сделал
небольшие открытия для себя;
• попробовал что-то создать
самостоятельно, возможно, полу-
чил помощь родителей в этом;
• общался с природой, зака-
лялся, питался теми фруктами и
овощами, которые ему хотелось
съесть в тот момент;
• помогал родным от всей ду-
ши, не по требованию;
• общался со взрослыми муд-
рыми и добрыми людьми;
• получал ответы на свои во-
просы и внимание родных;
• учился общаться с младшими
и старшими детьми, при этом об-
учаясь сам или обучая их;
• перед сном осознавал, какой
прекрасный был день.
истинная ответственность —
изо дня в день питать ребёнка сво-
им вниманием, добром, теплом,
мудростью и знаниями, быть от-
ветственным за сотворение уди-
вительного, прекрасного мира ре-
бёнка совместно с ним.
Светлана КАЛмЫКоВА
https://vk.com/homeeduru