22 •
«Родовая Земля»
№ 1 (174), январь 2019 г.
ОсОЗНаННОе рОДитеЛЬстВО
«Я
абсолютно одино-
ка в своих взгля-
дах на обучение и
воспитание детей,
меня не поддер-
живает моё ближайшее окруже-
ние, я нахожусь под сильным дав-
лением родственников, в особен-
ности бабушек и дедушек. Мне
очень тяжело. Нет близкого че-
ловека с положительным опытом
семейного обучения. иногда мне
кажется, что я не справлюсь со
всем этим в одиночку. Очень хо-
чется обрести единомышленни-
ков!». такое среднее арифметиче-
ское я вывела из многих и многих
писем, которые получаю.
При этом каждый убеждён, что
проблема непонимания уникаль-
на и коснулась только его. с боль-
шим удивлением и радостью вы
узнаёте, что она сопровождает не
просто каждого родителя, зани-
мающего особенную позицию по
отношению к своему ребёнку (а
уж тем более в вопросах семей-
ного обучения), но и вообще лю-
бого человека, начавшего делать
нечто, плохо вписывающееся в
представления ваших ближайших
родственников и друзей.
Мне эту проблему тоже обой-
ти не удалось. Мои собственные
родители ещё согласны были ми-
риться с тем, что мой сын вырос
без детского сада, но к тому, что
он не пойдёт в школу, к этому они
вовсе были не готовы. «Мало то-
го, что тебя детский сад не устра-
ивает, так тебе теперь ещё и шко-
ла не нравится? ты в своём уме во-
обще?!»
сегодня, когда ребёнок успеш-
но показал себя на аттестации за
старшую школу, напряжение, ко-
нечно, резко пошло на спад. бо-
лее того, когда родственники уви-
дели перед глазами вполне благо-
получного подростка, весьма ув-
лечённого и лишённого тех про-
блем, с которыми сталкивается се-
годня средний подросток в обще-
стве, тональность резко измени-
лась на противоположную. «ты со-
шла с ума» сменилось на «как здо-
рово, что ты тогда решилась и не
послушала нас».
Однако я вовсе не хочу огор-
чать вас тем, что в ожидании пе-
ремен вы проведёте так долго, а
для того, чтобы дождаться нако-
нец одобрения и поддержки, ва-
шему ребёнку придётся сдать егЭ
на максимальное количество бал-
лов. Это совсем не так! и чтобы
разрешить эту ситуацию как мож-
но раньше, я готова дать вам не-
сколько рекомендаций из собст-
венного жизненного опыта.
1. разберитесь в истинных
причинах вашего противосто-
яния.
Хочется нам это признавать
или нет, но стиль отношений с
людьми всегда задаём мы сами.
«Но как же! — возразите вы. —
Ведь это они со мной спорят, не
я с ними! Они сами обвиняют ме-
ня в неадекватности и неразум-
ности моих решений! я уже уста-
ла без конца говорить об одном
и том же, постоянно выслушивать
упрёки, оправдываться и доказы-
вать…».
Да, они спорят с вами. Но лишь
потому, что чувствуют вашу неуве-
ренность и нерешительность.
иными словами, вы сами про-
воцируете подобное напряжён-
ное отношение тем, что в глуби-
не души не имеете окончательно-
го убеждения в правильности сво-
его выбора. Отчего вы всё время
оправдываетесь и доказываете
свою правоту? Оттого, что оправ-
Добрые советы
тем, кто решился на семейное обучение
вует свою вину, а вина — это от-
личное средство для манипуля-
ции. Пока вы будете испытывать
потребность доказывать и оправ-
дываться, вами будут продолжать
манипулировать.
Неосознанно,
ненамеренно, искренне пережи-
вая за судьбу ваших детей и лю-
бя вас.
4. Проведите черту.
На ком лежит ответственность
за будущее ваших детей: на вас
самих или на ваших родственни-
ках, бабушках, дедушках, сосе-
дях и коллегах? На вас? Вы точно в
этом убеждены? тогда почему они
«все» имеют доступ к принятию
важных решений в жизни ваших
детей? Ответственность за детей
несут только родители. Это даже в
Федеральном законе прописано.
так скажите об этом вашим родст-
венникам, друзьям и коллегам.
Хочу заметить, что я вовсе не
призываю вас ссориться и скан-
далить с близкими людьми! Это
нужно и можно сделать спокой-
но и твёрдо при условии, что вы
внутренне готовы к этому. Вполне
реально услышать в ответ что-то
вроде: «я ради тебя ночей не спа-
ла, а ты…на электричке едешь…»
и здесь лежит вторая граница. Вы
не должны запрещать родствен-
никам любить ваших детей и за-
ботиться о них. Вы просто берёте
ответственность за их будущее на
себя. только и всего.
5. ищите единомышленни-
ков.
Легче найти людей, которые
мыслят схожим с вами образом
и разделяют ваши ценности, не-
жели пытаться переделать своё
окружение. Это тоже сделать не-
сложно в нашу-то эпоху интерне-
та. Вполне возможно и логично,
что именно в этой среде вы об-
ретёте настоящих друзей, взаи-
моподдержку и должное качест-
во общения.
ещё хочется сказать, что обще-
ство уже давным-давно раздели-
лось на два больших лагеря: кто
«как все» и кто «не как все». и по
моим наблюдениям, численное
количество вторых стремительно
растёт. то есть те, кто «не как все»,
скоро тоже смогут быть «как все».
Осталось только определиться
с тем, кто такие «все» и к кому из
них мы относим себя. и всё будет
хорошо!
Виктория КуЗнеЦоВА
https://vk.com/schastliva_doma
дываете себя, свои сомнения и
страхи.
В принципе, в этом нет ничего
плохого, таккаквспоре, говорят, ро-
ждается истина. В процессе дискус-
сии вы ещё и ещё раз укрепляетесь
в собственных взглядах и позициях
по поводу вашего выбора.
исход может быть разным. В
одном случае вы окончательно
обретаете веру в себя или же, на-
оборот, убеждаетесь в том, что
слабы для такого решительного
действия. В результате вы поддаё-
тесь общему давлению, но истин-
ная причина не в родственниках.
Это не они вас вынудили. Это вы
сдались, потому что рубежи не
были достаточно укреплены.
Мне достаточно было одного
года, чтобы убедиться в том, на-
сколько решение было неверным.
и со вторым сыном переход на се-
мейное образование стал окон-
чательным. Означает ли это, что
прессинг со стороны родных пре-
кратился? Вовсе нет. Но меня те-
перь было уже не сбить с пути. ре-
шение вызрело изнутри.
2. разберитесь с ценностями.
«Все дети в школе сидят, а твой
спит до обеда. Все только успе-
вают из кружка в секцию, после
обеда — музыкальная школа, да
ещё по выходным соревнования,
а твои всё дома сидят. Но все же
учатся как-то в этой школе! Но все
же как-то сдают экзамены и об-
учаются. Одной тебе ничего не
нравится».
Нужно определить для себя,
кто такие «все». Как они живут и
как вы хотите жить? Какие ценно-
сти у «всех» и какие у вас? Они сов-
падают или отличаются?
если совпадают, то тогда нуж-
но поступать, как все. если нет, от-
вет очевиден. Могут ли «все» тран-
слировать вам их «всешные» цен-
ности и указывать, как поступать?
3. Прекратите оправдывать-
ся.
Оправдывается тот, кто чувст-
М
оему сыну 11 лет. Он не
учится в школе. Он аб-
солютно здоров, хоро-
шо развит. и я не со-
стою ни в одной сек-
те или организации, пропаганди-
рующей отказ от образования, как
думают некоторые знакомые на-
шей семьи, но они ошибаются.
решение не учить ребёнка в
школе мы приняли осознанно.
Причин много: отсутствие психо-
логического комфорта в школе,
обязанность грызть гранит науки
в унисон с другими детьми (читай
— учиться в общем темпе, невзи-
рая на свои потребности и разви-
тие мозга), неудовлетворённость
школьной программой, низкий
уровень компетентности учите-
лей и безконечные уроки, которые
съедают львиную долю времени.
Вот уже четвёртый учебный
год мы «дружим» со школой толь-
ко во время периодических атте-
стаций. Часто меня спрашивают о
том, как сын учится. спешу заве-
рить: я не устраиваю ему школу
на дому, не заставляю проходить
программу из шести предметов
каждый день и зубрить учебник.
Да и учебников у нас почти нет.
спасают нас книги. сейчас их
много, хороших и полезных. рас-
скажу о некоторых из них.
Нам с сыном очень полюби-
лась серия энциклопедий с Чевос-
тиком российского автора елены
Качур. Чевостик — любопытный
малыш, который со своим дядей
Кузей совершает удивительные
путешествия в мир наук и расска-
зывает юным читателям о великих
географических открытиях, поко-
рении космоса и волшебных хи-
мических превращениях.
В серии порядка десяти книг
с интересным сюжетом. Каждая
из энциклопедий охватывает од-
ну область знаний. я была удивле-
на, что информация в этих книгах
схватывается на лету. и вместе с
тем это не просто художественная
литература. Объём информации в
них ничем не уступает школьным
учебникам (я сравнивала!).
Возьмём, к примеру, книгу
«Как жили на руси». тема культу-
ры руси, которой посвящена эн-
циклопедия, проходит красной
нитью в курсе иЗО за четвёртый
класс и истории шестого класса.
Любознательный герой и его
дядя Кузя отправляются в Нов-
город XIII века, чтобы узнать от-
веты на вопросы о быте на руси.
Они попадут во двор к приветли-
вой семье, побывают на ярмарке,
посмотрят, как работают в поле и
шьют одежду, проследят древний
торговый маршрут и увидят слав-
ные военные походы.
а в книге «Великие путеше-
ствия» содержится львиная доля
курса географии за пятый класс.
Почему жителей америки назвали
«индейцами», а путь из европы в
Китай — «шёлковым»? Почему на
карте Птолемея нет австралии и
америки и зачем с тонущего кора-
бля сбрасывают пушки? Ответы на
эти и многие другие вопросы лю-
бознательный Чевостик найдёт во
время незабываемого путешест-
вия по следам знаменитых перво-
открывателей.
Энциклопедия «если хочешь
быть здоров» содержит много ин-
тересной и полезной информации
о здоровом образе жизни.
есть книги в серии, знания
из которых пригодятся чуть поз-
же. так, мой сын с большим удо-
вольствием прочитал «Увлека-
тельную физику» и «Увлекатель-
ную химию». с этого у него начал-
ся серьёзный интерес к двум этим
наукам, который к сегодняшнему
дню перерос в чёткое понимание
того, чем сын хочет заниматься в
жизни. Представляете, как это мо-
жет радовать родителя?!
такие энциклопедии, в кото-
рых информация подаётся в по-
нятных для детей сюжетах и обра-
зах, полезны не только детям на
домашнем обучении, как мой сын,
но и школьникам.
Повторить школьную про-
грамму или пройти её чуть бы-
стрее ровесников, прочитав сказ-
ку, что может быть лучше!
Лейла САЗонтоВА
https://letidor.ru
Мы проходимшкольную программу без учебников