Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 1 (174), январь 2019 г.
истОКи
В
русской народной речи су-
ществуют слова, отдельно
называющие разные воз-
растные классы мужчин
и женщин. Эти слова обо-
значали не физический возраст,
вернее, не только его, но целую
область правил, представлений и
отношений, которые подразуме-
вались за таким определением.
В отношении мужчин:
• парень — от рождения до
женитьбы,
• мужик — от женитьбы до са-
мостоятельного хозяйствования,
• «сам», хозяин, большак — с
момента обретения собственного
дома и хозяйства и до смерти.
бобыль — одинокий старший
мужчина, по какой-то причине не
имевший семьи и детей, напри-
мер, отставной солдат. Этот ста-
тус был экономически и социаль-
но ущербным: земельные наделы
выделялись на количество муж-
ских душ в семье. Отсутствие зем-
ли и семьи определяло низкий
«моральный» статус бобыля среди
прочих мужиков-хозяев. Поэтому
практически всегда бобыли име-
ли какое-то ещё занятие: плете-
ние корзин или сетей, промысел,
ремесло кроме работы на земле,
поскольку её малое количество не
могло его прокормить. Знание ре-
месла, а также зачастую и ворож-
бы, — компенсационная тактика
бобылей.
Женские возрастные опреде-
ления таковы:
• девка/девушка — от рожде-
ния до замужества,
• молодка/молодая — от заму-
жества до первого ребёнка или до
первой дочери,
• баба — замужняя женщина,
но не хозяйка в доме,
• большуха, хозяйка, «сама».
большухой женщина ста-
новилась при выходе мужа на
большину, смерти свекрови или
же когда свекровь передавала
большину одной из невесток в
случае своей физической немо-
щи. тогда большаком оставался
свёкр, а хозяйкой — жена стар-
шего сына. большаками и боль-
шухами становились тогда, ког-
да семья выделялась в отдель-
ное хозяйство.
Пребывание в том или ином
статусе предполагало опреде-
лённую сеть горизонтальных и
вертикальных отношений с дру-
гими членами сообщества, опре-
делённые имущественные пра-
вила, «должностные обязаннос-
ти».
горизонтальные
отношения
— отношения договора и конку-
ренции. Парни бьются за престиж
— «честь» и «славу». Этот престиж
определяется лихостью и отвагой
личного поведения, тогда парень
признаётся «атаманом» своей «ва-
таги» (парней одной деревни), а
также групповой доблестью в бит-
ве шатии на шатию.
Важно и то, что парни, неже-
натые мужчины, не имели ника-
кой собственности. Любая их до-
быча могла быть преобразована
только в «справу» — её символи-
ческий капитал. К справе относи-
лись одежда, средство передви-
жения, оружие, предметы лично-
го обихода.
Отношения групп парней и де-
вок также состязательны. На кону
— честь. Задача девиц состояла в
сохранении своей чести до брака,
задача парней — стяжание «муж-
ской чести», которая определя-
лась количеством любовных свя-
зей.
итак, главные черты поведе-
ния парня: удаль, риск, превраще-
ние добытых средств в символи-
ческий, а не экономический капи-
тал, множественность любовных
связей. а также, что очень важно,
отсутствие персональной ответ-
ственности за что-либо или кого-
либо. Оценивающей группой для
парня были своя «ватага» и дев-
ки, но также мужики деревни, по-
тому что с раннего возраста маль-
чики и парни принимали участие
в общих мужских работах, оценка
старших мужчин была для них ис-
ключительно важна.
Вертикальные отношения —
парни подчиняются матерям-
большухам, причём как своим,
так и чужим. Они выходили из-под
власти матерей после свадьбы.
старшим мужчинам они подчиня-
лись вплоть до самостоятельного
выхода на большину.
социальной задачей молодого
мужчины-мужика было завоева-
ние признания в среде мужиков,
дабы постепенно быть принятым
в состав деревенского схода.
сход—коллегиальный управ-
ляющий орган деревни, состояв-
ший из хозяев-мужчин. Важно по-
нять и характер психологических
отношений внутри этой груп-
пы. Парни одного поколения, од-
ной «ватаги», обретая с возрастом
статус хозяев, остаются парня-
ми друг для друга. их объединя-
ет общее прошлое — гульба, дра-
ки, призыв. У старших мужчин-
отцов они учатся ответственно-
сти и принятию решений. В муж-
ских местах и в мужском общении
— на рыболовном промысле, ар-
тельных работах, строительстве,
в банях и на праздниках — парни
набирают хозяйственный и соци-
альный опыт.
Большаки и большухи
русской деревни начала ХХ века
«Коньки» на крышах русских
изб отнюдь не случайны и пер-
воначально ставились вовсе не
для красоты. Конь считался свя-
щенным животным, связанным со
светлыми богами, и хранил чело-
века от сил зла.
В старину к задней части конь-
ка прикрепляли ещё и хвост из
мочала, после чего изба уже со-
вершенно уподоблялась коню.
собственно дом представлялся
«телом», четыре угла — четырьмя
«ногами». иногда вместо деревян-
ного конька укрепляли настоящий
лошадиный череп.
Одним из элементов деревян-
ного дома в традиционном рус-
ском зодчестве является так назы-
ваемый охлупень — бревно, за-
крывающее верхний стык скатов
крыши. Он всегда осмысливался
как главенствующая деталь жи-
лища, «голова» дома, и недаром
его именовали «князь» («кнес»),
«князёк».
У русских, как правило, охлу-
пень имеет декоративное скульп-
турное завершение в виде головы
коня, и именно поэтому наиболее
распространённым
названием
данной детали является «конёк».
интересно, что на русском се-
вере встречаются двуглавые конь-
ки, смотрящие врозь либо обра-
щённые друг к другу.
ближайшие аналогии данной
традиции находятся на террито-
рии современной северной гер-
мании, в федеральных землях Ме-
кленбург —Передняя Померания,
Нижняя саксония (ранее называв-
шаяся Wendland — «земля вен-
дов»), Шлезвиг-гольштейн, а так-
же в Прибалтике.
https://vk.com/slavyanemir
Кони, кони сидели на балконе...
Отцы-большаки несли полную
ответственность перед миром —
государственной властью и общи-
ной — за поведение всех членов
своей семьи, а также за матери-
альное состояние семьи.
иначе разворачивалась исто-
рия вертикали отношений жен-
щин. В дореволюционной дерев-
не девочка взрослела в семье.
её социализация начиналась со
вступлением в «малую беседу»
(собрания
девочек-подростков
11–12 лет), а позже — в «большую
беседу» (собрания девушек брач-
ного возраста).
Женщина набирала свой со-
циальный авторитет посредством
той семьи, в которую она входила,
вступая в брак.
бывают беседы, что и прясть
собираются специально. толь-
ко девки собираются. Парни так,
иногда посидеть заходили. быва-
ло, что и женщина пряла с девка-
ми. Девки больше полотенца вы-
шивали, скатерти вязали. а стару-
хи, дак эти прядут да ткут. Девки
не ткали — не умели. Этим зани-
мались сами хозяйки.
Учились ткать у женщин, кото-
рые «снуют». Молодые не умеют,
выйдут замуж, так свекровка по-
кажет. Научит, как «сновать» (учат
после свадьбы). а если свекровка
молодая, так она сама будет ткать.
ткать начинают, когда свекров-
ка состарится. раньше старики
были в почёте — хозяевами бы-
ли. Уж если не может делать све-
кровь, только тогда дети учились.
свекровь и печку топит, и ребён-
ка в зыбке качает, а молодые ра-
ботают. а за стол садятся — пер-
вую ложку отец хлебнёт, затем —
остальные.
и так же, как парни одного
поколения оставались «парня-
ми» друг для друга, женщины од-
ного поколения (одной беседы)
оставались «девчатами» друг для
друга.
Но отношения между возрос-
шими до статуса хозяек «девчата-
ми» существенно отличались от
мужских: они были конкурентны-
ми. «Все топоры вместе, а грабли
—врозь», —говорит пословица о
мужских и женских отношениях в
деревне.
Оценивающей группой жен-
щины был её род. а родом для
женщины была не её собственная
семья, а та семья, в которую она
вошла, вступив в брак. В дерев-
не невестка получала хозяйство-
вание от свекрови и от неё же —
большинство необходимых для
этого навыков. её защитой перед
властью свекрови был муж. тради-
ционная свадьба была ритуалом,
который в том числе разрывал от-
ношения подчинения между ма-
терью и сыном. их отношения ста-
новились равными, они оба под-
чинялись отцу. В случае развода
или смерти мужа крестьянка ни-
когда не возвращалась в дом ро-
дителей.
На попечении большухи дом,
скот и дети (собственные и дети
сыновей — внуки). состоятель-
ность большухи оценивал боль-
шак — муж, свёкр или сын. Кри-
терии оценки — здоровье семьи
и скота, в том числе защита от
магических чар завидующих со-
седок. Успешность большухи —
мир между членами семьи, раци-
ональная организация быта, запа-
сов, одежды. и в том числе орга-
низация всех семейных ритуалов:
календарных праздников, на ко-
торых гостят «по семьям», поми-
нок, свадеб, проводов в армию.
большаки заботятся как о се-
мейном благе, так и о благе соци-
альном: сход отвечает перед вла-
стями за сбор налогов, распреде-
ление земли, отправку на воен-
ную службу и пр. Условием благо-
получия общины было разумное
и компетентное поведение домо-
хозяев.
Характер
ответственности
распределялся следующим обра-
зом. Парень отвечает за себя и за
свою шатию перед отцами и мате-
рями общины. Девушка—за свою
честь перед родителями. Жена-
тый мужчина — за свою работу
перед сходом и за себя и свою же-
ну — перед отцом и «обчеством».
Хозяйка была подотчётна больша-
ку и только, сфера её ответствен-
ности — семья–дом.
С. Б. АДонЬеВА
(редакция В. Карнача)
http://славянский-сайт.com