Стр. 8 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (175), февраль 2019 г.
8 • образ жизни
Екатерина Савостина перееха-
ла жить в деревенский домик,
научилась колоть дрова, де-
лать домашнее масло и заве-
ла семью.
Поехала за сказкой
Катя поселилась в старом до-
ме на отшибе. Подремонтировала
его, как могла: вычистила, пошту-
катурила, побелила и стала жить.
Внутри не было никаких удобств
— ни газа, ни воды, только элек-
тричество. Но зато были насто-
ящая русская печка с лежанкой,
домотканые половики на полу и
от всего этого веяло каким-то те-
плом, уютом.
— Так же было у бабушки в
деревне, — рассказывает Екате-
рина. — Мы с братом часто го-
стили у неё в детстве. Помню, как
она встречала нас и со словами
«вы мои гулюшки» обнимала так
крепко, что дыханье перехваты-
вало. Помню, как после бани нас
укладывали в постель. Бельё бы-
ло белоснежное, накрахмаленное
и пахло свежестью. Помню теп­ло
русской печки, на которой мы ре-
бятишками прятались и играли,
когда на улице было холодно. Ку-
ры, гуси, озеро, корова, хлеб, де-
ревья, запахи... Всё, что окружа-
ло меня тогда, казалось таким не-
обыкновенно чистым и тёплым, а
главное — настоящим. Когда ба-
бушки не стало, то не стало и все-
го остального. И мне было очень
грустно, что этого уже не вернуть.
А тут оказалось—всё возмож-
но. Четыре года назад Екатерину в
качестве фотографа пригласили
на этнофестиваль в село Ржавец, а
потом спустя какое-то время ещё
раз, но уже как мастера традици-
онной куклы. И она поняла: это
знак. Вот оно, её место.
Стала искать, где остановиться.
Местные подсказали, что на окра-
ине села, у самого оврага, есть до-
мишко, там уже давно никто не
живёт. Хозяин не возражал, чтобы
Катя в нём поселилась, и она стала
собирать вещи.
—Мама была в шоке, — вспо-
минает Екатерина. — Она дума-
ла, я немножко поживу и вернусь.
Но возвращаться в город я не со-
биралась. Та жизнь, которой жила
раньше, хоть и была весёлой, ин-
тересной, но какой-то пустой. В
последнее время всё отчётливее
«Город делает нас зависимыми»
Зачем современная художница уехала в деревню
это ощущала. А настоящая жизнь
началась здесь, в деревне.
Воды из родника натаскать,
дров наготовить, печь затопить —
всему этому девушка училась по-
степенно.
— Конечно, первое время бы-
ло трудно, — признаётся Катя. —
Но мне помогали друзья: и дров
нарубят, и печку растопят. Теперь-
то я сама всё умею. Деревенская
жизнь очень дисциплинирует и
вдохновляет. Бывало, встанешь
рано утром, наденешь валенки,
выйдешь прогуляться по сугро-
бам, а кругом такая красота — на-
стоящая сказка! Сказка, которую я
так долго искала и наконец нашла.
По традициям предков
Своеобразным проводником в
мир народной культуры стала для
Кати кукла. Как известно, на Ру-
си кукла сопровождала человека
всю жизнь, начиная с самого рож­
дения.
— Бабушка показывала нам с
братом, как делать куклу-скрут-
ку из обычного платка, — про-
должает Екатерина. — Я тогда не
знала, что это такое. Уже потом,
когда выросла, поступила на ху-
дграф, познакомилась с традици-
онной кук­лой поближе, и каждый
раз связь с ней возвращала меня
в детство.
Там же, в институте, в Катиной
жизни произошло ещё одно зна-
ковое событие—знакомство с на-
родным костюмом.
—До этого мне казалось, что у
нас всё просто— сарафан, кокош-
ник, лапти да рубаха. А на самом
деле всё гораздо сложнее и инте-
реснее, чем мы думаем. Каждый
предмет, каждый цвет в костюме
что-то значит. Это целая вселен-
ная, которую для меня открыла
замечательный педагог Наталья
Прямкова.
Даже свою дипломную рабо-
ту Екатерина посвятила народно-
му костюму. Ровно девять меся-
цев днями и ночами корпела над
шитьём и вышивкой. Всё сши-
ла сама: понёву, рубаху, повой-
ник, передник. А потом со време-
нем стала включать и в свой повсе­
дневный гардероб элементы тра-
диционной одежды. Она и сейчас
носит длинные, в пол, юбки, кра-
сиво завязанный на голове платок.
После окончания института
Катя расписывала стены в торго-
вых центрах и кафе, потом работа-
ла в музее мастером по авторской
кукле, одновременно вела заня-
тия по традиционной кукле в Цен-
тре романовской игрушки.
— Связь с традициями так
или иначе всегда присутствовала
в моей жизни. Но в городе осоз-
нать это мешала лишняя суета, —
продолжает Екатерина. — А ког-
да я переехала в деревню, всё буд-
то сошлось. Когда ты начинаешь
понимать, что и зачем в культуре
твоих предков, почему они жили
так, а не иначе, то уже не можешь
жить по-другому.
Здесь же, в Ржавце, Катя встре-
тила будущего мужа Николая. Он
тоже городской, но оказался в де-
ревне — судьба. Свадьбу сыграли
по народным традициям. А вско-
ре у молодожёнов родился сын
Андрюшка. Сейчас ему два годи-
ка — настоящий казак, весь в па-
пу. Выбора, где жить, даже не стоя-
ло, только в деревне. Правда, при-
шлось переехать в другое село,
там Николай построил для своей
семьи дом побольше.
И хлеб из печи
Найти их домик в Слободке не
так-то просто. Он спрятался за де-
ревьями и кустами, чуть поодаль
от просёлочной дороги. Слева на
участке — ульи. Справа — загон
с козами. Ещё из живности — ку-
ры, две собаки и два кота. В доме в
центре комнаты — печка, как Ка-
тя и мечтала.
— Хлеб из печи очень вкус­
ный: мягкий, а сверху румяная ко-
рочка. Масло, сыр тоже делаем са-
ми, — говорит она. — В первую
очередь для себя и немножко на
продажу для людей, которые хо-
тят есть полезные натуральные
продукты. В городе вся система
заточена под то, чтобы сделать
нас зависимыми. Мы не можем
обходиться без поликлиник, ап-
тек, магазинов. А здесь ты пони-
маешь, что всё необходимое тебе
даёт природа.
Екатерина с Николаем воспи-
тывают сына, налаживают быт и
занимаются домашним хозяйст-
вом. Они счастливы. Они нашли
своё место и себя в нём.
— За это время я сильно изме-
нилась. Раньше я позиционирова-
ла себя как независимая женщи-
на, художник-одиночка, а теперь
понимаю, что это была всего лишь
картинка, навязанный образ, —
утверждает девушка. — Нас на-
учили быть самостоятельными
женщинами, а жёнами и мамами
— нет, а ведь это гораздо важнее:
если ты хорошая мама, у тебя вы-
растут хорошие дети. Роль жен-
щины вроде бы маленькая и в то
же время такая масштабная.
Несмотря на домашние хлопо-
ты, Катя находит время и для твор-
чества. Делает традиционных тря-
пичных кукол и авторских из по-
лимерной глины. Через послед-
них выражает себя, свой взгляд на
мир. Каждая её работа — отдель-
ная история, рассказанная с помо-
щью жестов, одежды, предметов.
Например, кукла «Летний роман»:
девушка сидит под яблоней и чита-
ет книгу, а в этот момент происхо-
дит что-то чудесное, что заполняет
её платье и весь образ полевыми
цветами. Или кукла «Старый дом».
— На нашей улице, прямо на-
против, стоял заброшенный дом,
— рассказывает Катя. — Мне за-
хотелось его оживить, и я сделала
куклу в образе бородатого мужич-
ка в шапке-ушанке, на ногах у него
чьи-то следы, а на сердце — ста-
рое окно с покосившейся створ-
кой. Он будто застыл в ожида-
нии… А через год в этот дом въе-
хали люди. Мистика!
Екатерина Деревяшкина
«АиФ Липецк»
http://www.chr.aif.ru/lip