Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 3 (176), март 2019 г.
ОСОзНАННОЕ РОДИТЕЛьСТВО
Десять основных тезисов на
данную тему. Пишу не столько
как психолог, сколько как ма-
ма единственного первоклас-
сника в школе, не имеюще-
го мобильного телефона, и ма-
ма подростка, не имеющего
ни одного гаджета, кроме мо-
бильного телефона. Собствен-
ный опыт.
1. Зависимость от гаджетов —
это реальная помеха живым отно-
шениям в семьях. Касается она и
детей, и родителей. начинать, как
всегда, нужно с себя. Здесь как с
курением: толку от грозно запре-
щающего курить курильщика-ро-
дителя мало.
2. Зависимость от гаджетов
— не единственная помеха жи-
вым отношениям. Большая поме-
ха, чем гаджеты, — сравнение ре-
бёнка с кем-то, постоянная кри-
тика, унижения, обвинения, на-
ши собственные страхи, тревоги
и обиды, которые мы вешаем на
ребёнка («на таких не женятся!»,
«Ты должен был отличником, ина-
че будешь работать дворником!»,
«а я в твоём возрасте…» и пр., и
пр.). если альтернативой вирту-
альному общению вы предлагаете
ребёнку «живую» авторитарность,
поучение и безконечные требова-
ния, каким ему быть, то ничего хо-
рошего не выйдет: он обязатель-
но улизнёт в свою компьютерную
нору. а если ребёнку с вами хоро-
шо, то никуда он улизнуть (до под-
росткового возраста) не захочет.
3. Большинство родителей да-
ют своим детям двойные посла-
ния: с одной стороны, покупа-
ют гаджеты, а с другой — с ними
воюют. определитесь. вы пере-
живаете, что ваш ребёнок сидит
в компьютере множество часов
подряд? Кто купил этот компью-
тер? Кто купил новый смартфон?
Зачем?
4. Любопытство — базисное
качество, важно его поддержи-
вать. Дети — изначально живые,
любознательные, стремящиеся к
общению существа (вспомните,
как малышами они требовали ва-
шего внимания). Как получилось,
что ребёнок предпочёл сидеть в
гаджете? Кто его этому научил?
если ребёнку скучно, то нет зада-
чи всегда развлекать его (тем же
гаджетом). не гасите творчество,
ребёнок поскучает-поскучает да
и найдёт, чем себя развлечь. глав-
ное, чтобы в большинстве случа-
ев вы были отзывчивы и прово-
дили с ним время. вообще-то че-
ловеку важно научиться занимать
себя самому. Кстати, а как вы себя
занимаете?
5. У компьютеров и смартфо­
нов развивающих функций для де-
тей нет. никакие преимущества
гаджетов для детей не перекры-
вают «выхлопов» от них. Мотори-
ка, внимание, мышление, речь —
всё это прекрасно развивается без
«чудо-развивающих» компьютер-
ных игр. Более того, гаджеты сни-
жают познавательные способно-
сти (не миф, а результаты исследо-
ваний), а развитию эмоционально-
го интеллекта (который из виду ча-
ще всего упускается вовсе) и физи-
ческой активности виртуальность
совершенно противопоказана.
Давайте не будем строить ил-
люзий. и время, проводимое ре-
бёнком за компьютером, нужно ог-
раничивать. Как? вы же как-то не
даёте ему есть килограммы конфет,
пить литры колы. Договоритесь за-
ранее о допустимом времени и
держите границы. По опыту, если
требования и свои решения не ме-
нять, то дети спокойно их прини-
мают. например, моим детям всег-
да разрешался один мультфильм в
день (хоть в кино, хоть дома, хоть
в гостях). они даже не подвергают
сомнению: «один так один. Так по-
ложено, как зубы чистить».
6. Чаще всего за подсовыва-
нием ребёнку планшета стоит не
желание его развить, но: а) жела-
ние родителя его чем-то занять/
отвлечь (чтоб отстал и не мешал);
б) желание компенсировать соб-
ственную неуверенность в се-
бе модной игрушкой, которая до-
ступна даже ребёнку (ого-го, мы
богаты); в) автоматизм «все поку-
пают, и я покупаю» (сначала купил,
потом осознал).
7. Идея, что если ребёнок в 5
(7, 10, 12) лет не научится обра-
щаться с компьютерами, то в сов-
ременном мире он пропадёт (чи-
тай: вырастет дебилом), абсурдна.
обучаемость простым действиям
на компьютере (даже для пред-
пенсионного возраста родителя)
равна нескольким часам, более
сложным — несколько дней. Уме-
ние строить отношения, догова-
риваться, любить требует намно-
го большего времени, лучше зара-
нее позаботиться именно об этом.
8. если вы хотите, чтобы ре-
бёнок оставил компьютер, под-
умайте заранее об альтернатив-
ных и достойных вариантах. об-
щение с собой, например (вам
смешно?), конечно, при этом вам
нужно быть «конкурентноспо-
собным», быть интереснее, чем
компьютер. вы интереснее, чем
компьютер? необходимо интере-
соваться ребёнком (а не тем, по-
чему он получил двойку, почему
не убрал комнату, почему вас ни-
когда не слушает), стремиться по-
нять, что он чувствует, чем живёт,
быть с ним, играть, дурачиться,
фантазировать, а не поучать, тре-
бовать, удовлетворять собствен-
ные потребности, а не его. гово-
рить о том, что интересно именно
ему, что его волнует.
9. если вы хотите, чтобы ребё-
нок оставил компьютер, будьте го-
товы уделять ему время. а если
«всё уже произошло и запущено»,
то вам понадобится ещё вагон и
маленькая тележка терпения, соб-
ственной жизненности, оптимиз-
ма и любви к нему. вы же помните
—больше всего дети нуждаются в
нашей любви тогда, когда меньше
всего её заслуживают.
10. Дети не учатся у того, ко-
го они не любят (кого любить ме-
шают обида/злость/боль). если
вы хотите, чтобы ребёнок услы-
шал вас, то позаботьтесь сначала о
любви к нему как о константе (том,
что неизменно. вас может огор-
чать его поведение, но любовь
от этого не пропадает, и ребёнок
должен об этом знать). Безуслов-
ной, проявленной (а не абстракт-
ной) любви и доброжелательно-
сти в словах поощрения, тёплом
взгляде, улыбке, вопреки чему бы
то ни было, даже гаджетам.
евгения КАРЛиН,
психолог
http://pravotnosheniya.info
Про детей, гаджеты и тех, кто их покупает
О наказании детей
1
воспитание перестаёт быть
воспитанием, когда ребёнок
чувствует, что с ним поступили не-
справедливо. несправедливость
порождает оскорбление и негодо-
вание, подлость и лицемерие.
2
У ребёнка никогда не быва-
ет злого умысла. он ошиба-
ется. и если мы помогли ему пра-
вильно понять и пережить ошиб-
ку, он всем сердцем постигнет мо-
ральный смысл своего поступка
и будет стараться избегать анало-
гичной ошибки, хотя не всегда это
ему и будет удаваться.
3
Уважайте детское желание
быть хорошим, берегите его,
как самое тонкое движение че-
ловеческой души, не злоупотреб-
ляйте своей властью, не превра-
щайте мудрость родительской
власти в деспотическое самодур-
ство.
4
нельзя допускать, чтобы
ребёнок перестал уважать
сам себя, дорожить собствен-
ной честью, перестал стремить-
ся быть лучше, чем он есть.
5
нельзя превращать детское
сердце в пугливую птичку,
которая забилась в угол клетки и
ждёт расправы. Сердце, чуткое к
добру, справедливости, доброже-
лательности, не требует не толь-
ко крика, но и повышения голоса.
6
Как бы серьёзен ни был дет-
ский проступок, но если он
совершён не по злому умыслу, за
ним не должно следовать наказа-
ние.
7
Пусть над головой у ребён-
ка не висит меч наказания за
неосторожный,
опрометчивый
шаг. Дети с угнетёнными чувства-
ми — это, как правило, дети с уг-
нетённым интеллектом, обеднён-
ной мыслью.
8
Физические наказания явля-
ются насилием не только над
телом, но и над духом человека;
ремешок делает безчувственны-
ми не только спину, но и сердце,
чувства.
9
Там, где всё строится на на-
казаниях, нет самовоспита-
ния, а без самовоспитания не мо-
жет быть нормальным и воспита-
ние вообще. не может, потому что
наказание уже освобождает вос-
питанника от угрызений совести,
а совесть — это главный двига-
тель самовоспитания; где совесть
спит, не может быть и речи о са-
мовоспитании. Получивший нака-
зание думает: мне нечего больше
размышлять о своём поступке; я
получил то, что положено.
10
Тому, кого бьют, самому хо-
чется бить; тот, кто в дет-
стве хочет бить, став взрослым,
захочет убить — преступления,
убийства, насилие уходят своими
корнями в детство.
11
хулиган, сознательный на-
рушитель дисциплины не
рождается внезапно. его создают
годы чёрствости, равнодушия и
безсердечности взрослых.
в. А. суХомЛиНсКиЙ
Лучший учитель
родители выбрали для сына
лучшего учителя.
Утром дед повёл внука в шко-
лу. Когда дед и внук вошли во
двор, их окружили дети.
— Какой смешной старик, —
засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, —
скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг
деда и внука. Тут учитель позво-
нил в колокольчик, объявляя на-
чало урока, и дети убежали. Де-
душка решительно взял внука за
руку и вышел на улицу.
— Ура, я не пойду в школу! —
обрадовался мальчик.
— Пойдёшь, но не в эту, —
сердито ответил дед. —Я сам най-
ду тебе школу.
Дед отвёл внука в свой дом,
поручил заботам бабушки, а сам
пошёл искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед
заходил во двор и ждал, когда учи-
тель отпустит детей на перерыв. в
некоторых школах дети не обра-
щали на старика внимания, в дру-
гих дразнили его. Дед молча по-
ворачивался и уходил. наконец
он вошёл в крохотный дворик ма-
ленькой школы и устало присло-
нился к ограде. Зазвенел звонок, и
дети высыпали во двор.
—Дедушка, вам плохо, прине-
сти воды? —послышался голосок.
— У нас во дворе есть скамей-
ка, садитесь, пожалуйста, — пред-
ложил один мальчик.
— хотите, я позову учителя?
— спросил другой ребёнок.
вскоре во двор вышел моло-
дой учитель. Дед поздоровался и
сказал:
— наконец я нашёл лучшую
школу для моего внука.
— вы ошибаетесь, дедушка,
наша школа не лучшая. она ма-
ленькая и тесная.
Старик не стал спорить. он
обо всём договорился с учителем
и ушёл. вечером мама мальчика
спросила деда:
—отец, вы неграмотны. Поче-
му вы думаете, что нашли лучше-
го учителя?
— По ученикам узнают учите-
лей, — ответил дед.
Автор неизвестен