• 27
«Родовая Земля»
№ 5 (178), май 2019 г.
народные промыслы
ереста обладает удиви-
тельными качествами:
не впитывает воду, не
проводит тепло, имеет
малый вес и достаточ-
ную прочность. Бересту употреб
ляли для строительства дома, де-
лали из неё посуду, в которой не
портились продукты, а в Поморье
даже шили одежду. Теперь бере-
ста — в основном материал для
сувениров и поделок. Как возрож
дают современные мастера ста-
ринный берестяной промысел?
Безкрайни просторы Отече-
ства родимого, несчётно число
мастеров-умельцев и художни-
ков русских, живших и живущих
на землях предков своих. Нет ре-
месла народного, нет такого де-
ла рукоприкладного, в которое
не вкладывалась бы душа масте-
ра, произрастая и расцветая в нём
до границ безкрайних и высот не-
досягаемых. От отца к сыну, из по-
коления в поколение передаются
опыт, техника, приёмы. Индивиду-
альность одного сливается с дру-
гими и струйкой ручейка впада-
ет в широкую реку мастерства, со-
здаёт образ целостного народно-
го искусства, вечного, прекрасно-
го и безконечного в своём разно-
образии.
Берестяной промысел нельзя
назвать только русским, так как
кору берёзы использовали все
народы, на землевладениях кото-
рых росла белокорая красавица.
Но именно русский умелец вдох-
нул в это занятие такую глубину
духа, что наша береста преврати-
лась в подлинные произведения
искусства.
Внимание наших предков к бе-
ресте объясняется её замечатель-
ными природными свойствами:
береста совершенно не впитыва-
ет воду, не проводит тепло, спо-
собна обеззараживать, имеет ма-
лый удельный вес и достаточную
прочность. Долговечность бере-
сты не подвергается никаким со
мнениям, достаточно вспомнить
об известных берестяных грамо-
тах, которым насчитывается более
восьми сотен лет.
В прошлые века на всех север-
ных базарах и ярмарках России
продавались большие полотни-
ща бересты, называемые скальём.
Их употребляли в строительст-
ве, прокладывая в один-два слоя
под штукатурку, что предохраня-
ло строение от гниения и сохра-
няло тепло. На востоке Сибири и
в Якутии местные жители дела-
ли из бересты временные жили-
ща. Охотники, уходя на промысел,
брали с собой свёрнутую в руло-
ны бересту, и она не давала им за-
мёрзнуть в холоде зимней ночи,
позволяла отдохнуть и набраться
сил для нового нелёгкого дня. А
летом шалаш из бересты защищал
промысловика от жары. Из бере-
сты делали лодки, детские колы-
бели, трафареты узоров для ру-
коделия и прочее. На севере Си-
бири из берёзовой коры масте-
рили ночные люльки для малы-
шей, в отличие от дневных — из
дерева. В такой колыбельке малы-
ши не мёрзли и спали здоровым
сном. На жаре, во время полевых
работ, берестяная утварь сохра-
няла продуктам и напиткам про-
хладу и свежесть, а зимой не да-
вала замёрзнуть. Молочные про-
дукты не закисали в берестяных
емкостях до двух-трёх суток. Сто-
ит упомянуть и Поморье, где бе-
ресту научились обрабатывать та-
ким образом, что она приобрета-
ла свойства кожи и из неё шили
одежду. Сегодня в музеях Архан-
гельской области можно увидеть
сшитые из бересты пиджаки, сюр-
туки, сапоги.
В настоящее время современ-
ных технологий свойства бересты
почти забыты. Но, выходя из дере-
венских изб вчерашнего дня, бе-
реста начинает завоёвывать го-
родские квартиры, привлекать к
себе внимание выставочных за-
лов. Уникальные свойства, боль-
шое разнообразие приёмов ра-
боты с этим материалом и спосо-
бов его обработки дают в руки ма-
стера огромные возможности. Ос-
воив городское культурное про-
странство, в котором упор с утили-
тарного назначения бересты был
смещён на декоративно-приклад-
ное, крестьянский промысел стал
городским ремеслом. В качестве
примера этому наглядно служат
промыслы вологодской, шемо-
городской, прокопьевской бере-
сты. Современные мастера бере-
стяных дел не стремятся сделать
и продать на ярмарке как можно
больше одинаковых туесков, а со-
здают исключительные произве-
дения, привлекающие внимание
необычностью материала, вопло-
щённого в знакомые формы.
Когда заходит речь об изо-
бретении чего-то нового, напри-
мер велосипеда, человеческая на-
тура сразу же восстаёт в правед-
ном возмущении, что всё уже, мол,
давно изобретено и куда тебе,
обыкновенному человеку, пре-
одолеть силу тяжести без посто-
ронней помощи… Однако стоит
погрузиться в изучаемый матери-
ал полностью, без остатка, чтобы
ни один твой волос не оставался
над поверхностью, то тут же перед
мысленным взором открываются
необъятные просторы непаханой
нивы. Вот оно, безкрайнее поле
для творчества, работай, твори!..
Довольно длительное вре-
мя я работал с берестой в обще-
принятом, привычном направле-
нии: стаканчики, шкатулки, туе-
са и пр. Варьировал лишь с внеш-
ним оформлением, год за годом
экспериментируя с орнаментом
и стилем. И жизнь моя в это вре-
мя была привычная и монотонная.
Всё было хорошо и спокойно до
тех пор, пока в голову не пришла
шальная идея: а почему бы не сде-
лать из бересты крынку для моло-
ка? И сразу же начался процесс,
который можно назвать творче-
ским: заработала мысль, назой-
ливой мухой закружила над про-
блемой придания формы крынки
бересте, при этом надо было со-
хранить утилитарность изделия.
Упорный труд не пропал даром, и
поставленная цель была достиг-
нута. На свет появилась берестя-
ная крынка, в которой молоко без
холодильника хранилось до трёх
суток!
И тут я понял, что береста от-
крыла для меня такие широкие
просторы для творчества, что от
такой перспективы даже голова
закружилась. Сразу же сформиро-
валась цель: открыть для бересты
двери столичных музеев и гале-
рей, поставить её в один ряд с зо-
лотыми и серебряными произве-
дениями искусства. Настало вре-
мя работать над другими столо-
выми предметами. И я сразу же
взялся за изготовление чайника.
Вот работа, которая поглощает те-
бя целиком и полностью. Ты ни о
чём ином и думать не можешь; с
утра до вечера и даже ночью, во
сне, также приходят идеи одна за
другой. Забываешь обо всём!..
Затем процесс приобрёл ла-
винообразный характер, и поя-
вились берестяной бочонок, ба-
дейка, братина и, наконец, само-
вар из бересты. В нём нельзя было
кипятить воду, но разливать кипя-
ток по берестяным чашкам, делая
заварку в берестяном чайнике, —
одно удовольствие. Спустя три го-
да я разработал и сделал первый
берестяной самовар, не уступаю-
щий своему медному самоварно-
му предку. С трубой, с дымом —
всё как положено. Вода вскипает
от сгорающих щепок или шишек
в стальном титане. Остальное —
только береста.
Является моё искусство народ-
ным или нет — решать не мне. Я
работаю с традиционным матери-
алом, но в необычных для бере-
сты формах. В оформлении изде-
лий использую славянскую сим-
волику (обереги) и традиционные
русские орнаменты. При этом ста-
раюсь не нагромождать излишние
кружева орнамента, чтобы можно
было увидеть сам материал, про-
чувствовать его. Береста способна
воздействовать на зрение, осяза-
ние и обоняние. Запах свежей бе-
ресты, разнообразная, хорошо по-
добранная гамма оттенков, тепло-
та и нежность на ощупь — всё это
не может оставить человека рав-
нодушным. Любовь к берёзе, вос-
петая поэтами, не случайна. Ду-
шой мы родственны, землёю срод-
нены. И мастеру надлежит выра-
зить эту любовь так, чтобы она ста-
ла видна окружающим, чтобы чув-
ства, вырвавшись наружу, обрели
материальный облик в гармонии
формы и цвета, в песне узора.
В декабре 2010 года в Шадрин-
ске появилась берестяная мастер-
ская «Честа», работающая под мо-
им руководством. Постоянная вы-
ставочная деятельность по России
и за рубежом вывела шадринскую
бересту на широкий уровень из-
вестности, и теперь от приглаше-
ний со всего света нет отбоя. Из-
делия шадринской берестяной
мастерской зачастую служат в ка-
честве подарков на самом высо-
ком правительственном уровне.
Шадринская береста на сегодняш-
ний день хранится в Московском
музее ДПИ, в Шанхайском музее
центра промыслов и ремёсел, в
Тульском музее самоваров, в Ека-
теринбургском и Челябинском му-
зеях изобразительного искусства,
в музее Русского географическо-
го общества, в Чебоксарском го-
сударственном художественном
музее, в Шадринском краеведче-
ском музее, а также в многочис
ленных частных коллекциях по
всему миру.
И всё это — обычная береста,
верхний слой коры берёзы. Уди-
вительная и волшебная. Только
она может глубоко проникнуть в
русское сердце и тронуть спря-
танные там струны памяти. И это
не выдумки. Это вспоминание Ро-
да, воплощённое руками потомка
в рукотворное изделие.
Владимир Махнюк
г. Шадринск, Курганская область
https://nashural.ru