Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 5 (178), май 2019 г.
народные промыслы
ереста обладает удиви-
тельными качествами:
не впитывает воду, не
проводит тепло, имеет
малый вес и достаточ-
ную прочность. Бересту употреб­
ляли для строительства дома, де-
лали из неё посуду, в которой не
портились продукты, а в Поморье
даже шили одежду. Теперь бере-
ста — в основном материал для
сувениров и поделок. Как возрож­
дают современные мастера ста-
ринный берестяной промысел?
Безкрайни просторы Отече-
ства родимого, несчётно число
мастеров-умельцев и художни-
ков русских, живших и живущих
на землях предков своих. Нет ре-
месла народного, нет такого де-
ла рукоприкладного, в которое
не вкладывалась бы душа масте-
ра, произрастая и расцветая в нём
до границ безкрайних и высот не-
досягаемых. От отца к сыну, из по-
коления в поколение передаются
опыт, техника, приёмы. Индивиду-
альность одного сливается с дру-
гими и струйкой ручейка впада-
ет в широкую реку мастерства, со-
здаёт образ целостного народно-
го искусства, вечного, прекрасно-
го и безконечного в своём разно-
образии.
Берестяной промысел нельзя
назвать только русским, так как
кору берёзы использовали все
народы, на землевладениях кото-
рых росла белокорая красавица.
Но именно русский умелец вдох-
нул в это занятие такую глубину
духа, что наша береста преврати-
лась в подлинные произведения
искусства.
Внимание наших предков к бе-
ресте объясняется её замечатель-
ными природными свойствами:
береста совершенно не впитыва-
ет воду, не проводит тепло, спо-
собна обеззараживать, имеет ма-
лый удельный вес и достаточную
прочность. Долговечность бере-
сты не подвергается никаким со­
мнениям, достаточно вспомнить
об известных берестяных грамо-
тах, которым насчитывается более
восьми сотен лет.
В прошлые века на всех север-
ных базарах и ярмарках России
продавались большие полотни-
ща бересты, называемые скальём.
Их употребляли в строительст-
ве, прокладывая в один-два слоя
под штукатурку, что предохраня-
ло строение от гниения и сохра-
няло тепло. На востоке Сибири и
в Якутии местные жители дела-
ли из бересты временные жили-
ща. Охотники, уходя на промысел,
брали с собой свёрнутую в руло-
ны бересту, и она не давала им за-
мёрзнуть в холоде зимней ночи,
позволяла отдохнуть и набраться
сил для нового нелёгкого дня. А
летом шалаш из бересты защищал
промысловика от жары. Из бере-
сты делали лодки, детские колы-
бели, трафареты узоров для ру-
коделия и прочее. На севере Си-
бири из берёзовой коры масте-
рили ночные люльки для малы-
шей, в отличие от дневных — из
дерева. В такой колыбельке малы-
ши не мёрзли и спали здоровым
сном. На жаре, во время полевых
работ, берестяная утварь сохра-
няла продуктам и напиткам про-
хладу и свежесть, а зимой не да-
вала замёрзнуть. Молочные про-
дукты не закисали в берестяных
емкостях до двух-трёх суток. Сто-
ит упомянуть и Поморье, где бе-
ресту научились обрабатывать та-
ким образом, что она приобрета-
ла свойства кожи и из неё шили
одежду. Сегодня в музеях Архан-
гельской области можно увидеть
сшитые из бересты пиджаки, сюр-
туки, сапоги.
В настоящее время современ-
ных технологий свойства бересты
почти забыты. Но, выходя из дере-
венских изб вчерашнего дня, бе-
реста начинает завоёвывать го-
родские квартиры, привлекать к
себе внимание выставочных за-
лов. Уникальные свойства, боль-
шое разнообразие приёмов ра-
боты с этим материалом и спосо-
бов его обработки дают в руки ма-
стера огромные возможности. Ос-
воив городское культурное про-
странство, в котором упор с утили-
тарного назначения бересты был
смещён на декоративно-приклад-
ное, крестьянский промысел стал
городским ремеслом. В качестве
примера этому наглядно служат
промыслы вологодской, шемо-
городской, прокопьевской бере-
сты. Современные мастера бере-
стяных дел не стремятся сделать
и продать на ярмарке как можно
больше одинаковых туесков, а со-
здают исключительные произве-
дения, привлекающие внимание
необычностью материала, вопло-
щённого в знакомые формы.
Когда заходит речь об изо-
бретении чего-то нового, напри-
мер велосипеда, человеческая на-
тура сразу же восстаёт в правед-
ном возмущении, что всё уже, мол,
давно изобретено и куда тебе,
обыкновенному человеку, пре-
одолеть силу тяжести без посто-
ронней помощи… Однако стоит
погрузиться в изучаемый матери-
ал полностью, без остатка, чтобы
ни один твой волос не оставался
над поверхностью, то тут же перед
мыс­ленным взором открываются
необъятные просторы непаханой
нивы. Вот оно, безкрайнее поле
для творчества, работай, твори!..
Довольно длительное вре-
мя я работал с берестой в обще-
принятом, привычном направле-
нии: стаканчики, шкатулки, туе-
са и пр. Варьировал лишь с внеш-
ним оформлением, год за годом
экспериментируя с орнаментом
и стилем. И жизнь моя в это вре-
мя была привычная и монотонная.
Всё было хорошо и спокойно до
тех пор, пока в голову не пришла
шальная идея: а почему бы не сде-
лать из бересты крынку для моло-
ка? И сразу же начался процесс,
который можно назвать творче-
ским: заработала мысль, назой-
ливой мухой закружила над про-
блемой придания формы крынки
бересте, при этом надо было со-
хранить утилитарность изделия.
Упорный труд не пропал даром, и
поставленная цель была достиг-
нута. На свет появилась берестя-
ная крынка, в которой молоко без
холодильника хранилось до трёх
суток!
И тут я понял, что береста от-
крыла для меня такие широкие
просторы для творчества, что от
такой перспективы даже голова
закружилась. Сразу же сформиро-
валась цель: открыть для бересты
двери столичных музеев и гале-
рей, поставить её в один ряд с зо-
лотыми и серебряными произве-
дениями искусства. Настало вре-
мя работать над другими столо-
выми предметами. И я сразу же
взялся за изготовление чайника.
Вот работа, которая поглощает те-
бя целиком и полностью. Ты ни о
чём ином и думать не можешь; с
утра до вечера и даже ночью, во
сне, также приходят идеи одна за
другой. Забываешь обо всём!..
Затем процесс приобрёл ла-
винообразный характер, и поя-
вились берестяной бочонок, ба-
дейка, братина и, наконец, само-
вар из бересты. В нём нельзя было
кипятить воду, но разливать кипя-
ток по берестяным чашкам, делая
заварку в берестяном чайнике, —
одно удовольствие. Спустя три го-
да я разработал и сделал первый
берестяной самовар, не уступаю-
щий своему медному самоварно-
му предку. С трубой, с дымом —
всё как положено. Вода вскипает
от сгорающих щепок или шишек
в стальном титане. Остальное —
только береста.
Является моё искусство народ-
ным или нет — решать не мне. Я
работаю с традиционным матери-
алом, но в необычных для бере-
сты формах. В оформлении изде-
лий использую славянскую сим-
волику (обереги) и традиционные
русские орнаменты. При этом ста-
раюсь не нагромождать излишние
кружева орнамента, чтобы можно
было увидеть сам материал, про-
чувствовать его. Береста способна
воздействовать на зрение, осяза-
ние и обоняние. Запах свежей бе-
ресты, разнообразная, хорошо по-
добранная гамма оттенков, тепло-
та и нежность на ощупь — всё это
не может оставить человека рав-
нодушным. Любовь к берёзе, вос-
петая поэтами, не случайна. Ду-
шой мы родственны, землёю срод-
нены. И мастеру надлежит выра-
зить эту любовь так, чтобы она ста-
ла видна окружающим, чтобы чув-
ства, вырвавшись наружу, обрели
материальный облик в гармонии
формы и цвета, в песне узора.
В декабре 2010 года в Шадрин-
ске появилась берестяная мастер-
ская «Честа», работающая под мо-
им руководством. Постоянная вы-
ставочная деятельность по России
и за рубежом вывела шадринскую
бересту на широкий уровень из-
вестности, и теперь от приглаше-
ний со всего света нет отбоя. Из-
делия шадринской берестяной
мастерской зачастую служат в ка-
честве подарков на самом высо-
ком правительственном уровне.
Шадринская береста на сегодняш-
ний день хранится в Московском
музее ДПИ, в Шанхайском музее
центра промыслов и ремёсел, в
Тульском музее самоваров, в Ека-
теринбургском и Челябинском му-
зеях изобразительного искусства,
в музее Русского географическо-
го общества, в Чебоксарском го-
сударственном художественном
музее, в Шадринском краеведче-
ском музее, а также в многочис­
ленных частных коллекциях по
всему миру.
И всё это — обычная береста,
верхний слой коры берёзы. Уди-
вительная и волшебная. Только
она может глубоко проникнуть в
русское сердце и тронуть спря-
танные там струны памяти. И это
не выдумки. Это вспоминание Ро-
да, воплощённое руками потомка
в рукотворное изделие.
Владимир Махнюк
г. Шадринск, Курганская область
https://nashural.ru