Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 5 (178), май 2019 г.
28 •
З
а многими с виду при-
вычными и повседневны-
ми словами порой пря-
чутся такие смыслы, ко-
торые большинством из
нас перестали восприниматься в
полном объёме. Любовь, совесть,
истина, свобода — за каждым из
них у отдельно взятых людей сто-
ит, как правило, своё, зачастую
урезанное понимание, а всякие
беседы об этом уже философские
категории. Но мне бы хотелось
заострить внимание на таком по-
нятии, как мировоззрение. Что
это вообще такое, почему форми-
рование правильного мировоз-
зрения так важно для человека и
как узнать, что является правиль-
ным, а что нет.
Наш мир объективен. Это зна-
чит, что его существование не об-
условлено нашими о нём пред-
ставлениями и знаниями. Вне за-
висимости от того, появились бы
мы на свет или нет, кардиналь-
но ничего бы не изменилось, за-
коны физики, математики и при-
роды в целом работали бы абсо-
лютно одинаково. В масштабах
Вселенной наличие вида человек
разумный на планете Земля так
же кардинально ничего не меня-
ет, существование звёзд, планет и
галактик — не наших рук дело, и
повлиять хоть сколь-нибудь зна-
чимо на существование звёздных
систем мы не в состоянии. Мы
можем лишь изучать эти явления
настолько, насколько нам позво-
ляет уровень развития цивилиза-
ции. Другими словами, наш мир
наделён всей полнотой знаний о
самом себе, он объективен и са-
модостаточен, он именно такой,
каким является вне зависимости
от наших представлений о нём.
Мировоззрение каждого че-
ловека строится из всей сово-
купности его знаний и представ-
лений об окружающей реально-
сти. Любые факты, теории, зако-
ны, алгоритмы, программы, от-
расли деятельности и науки, с
которыми мы сталкиваемся, —
это кирпичики, формирующие
наши представления о реально-
сти, которая объективна по сво-
ей сути. Т.е. мировоззрение —
это всего лишь проекция, не-
кий образ объективно сущест-
вующей реальности в наших го-
ловах. Для формирования пред-
ставлений о мире нам даны пять
чувств с определёнными огра-
ниченными спект­рами восприя-
тия, а также ра­зум, который по-
зволяет нам выходить за преде-
лы этих спектров в познании. Се-
годня никто не оспаривает суще-
ствование радиоволн, инфракра-
сного излучения, радиации, хо-
тя наши чувства не способны их
воспринимать. Это результат ра-
боты человеческого разума, со-
здавшего вспомогательные при-
боры и устройства для измере-
ния и использования не воспри-
нимаемых нами, но объективно
существующих явлений.
Вопрос правильности ми-
ровоззрения состоит в том, на-
сколько соотносится лично наше
представление о мире с тем, ка-
ковым он является на самом деле.
Это обуславливает качество жиз-
ни в целом, независимо от того,
задаёмся мы такими вопросами
или нет. Критерием же правиль-
ности является практика жизни.
Многие не желают задумывать-
ся о вещах глобальной значимо-
сти и охватывать в измышлени-
ях большие категории, но это не
значит, что процессы, происходя-
щие в этих категориях, не оказы-
вают влияния на конкретно их су-
ществование. Во-первых, всё вза-
имосвязано, мир един и цело-
стен. Во-вторых, как говорится,
чем больше ложь, тем охотнее в
неё верят. Очень часто из-за не-
желания подняться выше в своём
понимании и посмотреть на про-
блему (предмет спора, явление) с
высоты птичьего полёта люди бы-
вают не способны увидеть всей
полноты картины, предвидеть
последствий своих действий и
становятся жертвой масштабно-
го надувательства или просто со-
участником неправедного дела в
обход собственного сознания.
Какие функции несёт осмыс­
ленное формирование миро-
воззрения? Простой пример. Вы
устраиваетесь на новую работу.
Для вас там всё новое, вы пока
ещё ни с кем не познакомились,
не знаете, как всё устроено и за-
ведено, словом, ещё не влились в
коллектив. По мере пребывания
на своём рабочем месте вы буде-
те всё больше узнавать о структу-
ре компании, о коллективе и вза-
имоотношениях в нём, построите
свои собственные, выработаете
какие-то автоматизмы, алгорит-
мы взаимодействия с сотрудни-
ками и с предметом собственно-
го труда и т.д. и т.п. Чем более де-
тализированнее будет становить-
ся ваше представление о новой
работе, тем более эффективно вы
начнёте выполнять свои задачи.
Большее понимание среды об-
уславливает большие возможно-
сти в принятии собственных ре-
шений, даёт способность реаги-
ровать на внештатные ситуации
и оценивать свои действия и воз-
можности наперёд, предвосхи-
щая последствия. Иначе говоря,
в целом понимание среды повы-
шает эффективность вашего тру-
да на рабочем месте.
Аналогичный процесс, но
длиною в жизнь, можно назвать
мировоззренческим
становле-
нием. Отличается он от адапта-
ции на новом рабочем месте ис-
ключительно своим масштабом и
длительностью. Каждый человек
способен распознать процесс пе-
риодичностью в один час, день,
неделю, месяц. Изменения в рам-
ках подобных процессов проис-
ходят быстро по отношению к
длительности жизни человека и
потому видны и осмысляемы. Та-
кие процессы называются высо-
кочастотными. Гораздо сложнее
объять и осмыслить так называ-
емые низкочастотные процес-
сы, которые длятся десятилетия-
ми, столетиями, тысячелетиями.
По отношению к человеческой
жизни процесс становления ми-
ровоззрения — низкочастотный,
потому многими не осмысляется
как важный, а иногда и вообще
как существующий.
В рамках планеты система
управления обществом в целом
поддерживает алгоритм разоб­
щения всех со всеми. Иногда это
называют принципом «разделяй
и властвуй». Образовательная си-
стема «для всех» не учит нас вос-
принимать мир единым и целым,
а реализует прямо противопо-
ложную цель — не дать сформи-
ровать единую картину мира. Все
предметы и науки изучаются ото-
рванными друг от друга, а раз-
розненные факты и даты образу-
ют в голове такую безформенную
кашу, что мир нам представляет-
ся одной большой лотереей, где
всё случайно и непредсказуемо,
а цивилизация развивается спон-
танно и хаотично, сама собой. В
быту мировоззрение, сформиро-
ванное подобным образом, назы-
вается «калейдоскопичным» и яв-
ляется абсолютно несостоятель-
ным для полноценной и осознан-
ной жизни в обществе ввиду не-
способности обладателями тако-
го мировоззрения видеть даль-
ше своего носа. Управление дол-
говременными низкочастотными
процессами для них недоступно,
т.к. в таком представлении о ми-
ре отсутствуют всякие взаимо­
связи и закономерности, на ос-
новании которых можно было бы
вести подобную деятельность.
Альтернативой такому воз-
зрению является «мозаичная»
модель миропонимания — осо­
знание целости и неделимости
окружающей нас действитель-
ности, где всё обусловлено всем,
где каждый процесс является ре-
зультатом одних и причиной дру-
гих явлений и действий, где лю-
бая случайность, как правило,
оказывается непознанной зако-
номерностью. Где кубики, из ко-
торых строится наше представле-
ние о действительности, образу-
ют единую картину, и даже если в
какой-то области кубиков-знаний
не хватает, то это не меняет кар-
тины в целом, а наличие недоста-
ющих кубиков сделает уже суще-
ствующую картину более детали-
зированной.
В этой модели есть также
очень важный нюанс. Мы с вами
всего лишь одна из многочислен-
ных форм жизни. Нас уже семь
миллиардов, и мы — неотъемле-
мая часть этого единого и целост-
ного мира. Мозаика мировос­
приятия по определению не мо-
жет строиться от собственного
«Я», поскольку это создаёт проти-
воречие с единством всего и вся,
при таком понимании на Земле
было бы семь миллиардов раз-
ных мозаик, но по факту мы все
лишь разноцветные стёклышки
одного большого витража. Мы
можем только догадываться, что
или кто является венцом всего
существующего, некая наивыс-
шая форма сознания, от которой
по иерархии вниз распространя-
ются все формы жизни во Вселен-
ной. Глупо считать, что человек
является таковым хотя бы пото-
му, что он ограничен пятью чув-
ствами, что он никогда не узна-
ет, сколько объективно существу-
ет на свете явлений, недоступных
его пониманию.
Невозможно
переоценить
важность крепости и стройно-
сти мировоззрения для челове-
ка. Чем больше мы стремимся по-
знавать и узнавать о нашей дей-
ствительности, чем больше об-
щего наша картина мира имеет
с объективной реальностью, тем
меньше проблем и противоречий
будет поджидать нас на жизнен-
ном пути. Образ бытия как про-
екция объективной картины ми-
ра на плоскость сознания подра-
зумевает собой плоскую карти-
ну. Для более полного представ-
ления этой многомерной карти-
ны мира следует менять точку
зрения, исходные позиции. Если
все наши знания не рассыпаны
как попало, а взаимосвязаны и
упорядочены в единое целое, то
при взгляде, скажем, с иных мас-
штабов восприятия вместо того,
чтобы рассыпаться на мелкие со-
ставляющие, она только приоб­
ретёт новые детали, станет объ-
ёмной, интерактивной.
К примеру, мы можем осво-
бодиться от многих глобальных
капканов и заманух наподобие
алкоголя и табака, просто взгля-
нув на явление с разных миро-
воззренческих позиций. Всем до-
подлинно известно, что это вред-
но. Но не все осознают, что это
яд, и уж совсем немногие распоз-
нают их как оружие геноцида, це-
ленаправленно внедрённое в об-
щество циничными владыками
мира сего по принципу «разде-
ляй и властвуй» для подрыва ге-
нофонда и блокирования лич-
ностного потенциала развития
каждого из нас, выкашивающее
сотни тысяч наших сограждан
ежегодно. Три взгляда на явле-
ние: вред — яд — оружие гено-
цида — являются различными по
масштабам, но только осознание
последнего, самого объемлюще-
го взгляда даёт наиболее пол-
ное понимание сути данного яв-
ления и целей, которые оно осу-
ществляет.
Это лишь один пример. Чем
осознаннее и осмысленнее чело-
век подходит к пониманию окру-
жающего мира, тем сложнее ста-
новится его обмануть не только
по мелочи, но и по-крупному.
В век интернета возможности
самообразования поистине без-
граничны. В отличие от телекана-
лов и газет, где информация про-
ходит массу фильтров, прежде
чем попасть на экран или разво-
рот, интернет не имеет главного
редактора, и информацию можно
получать из первых уст. Мы боль-
ше не едим, что дадут, мы свобод-
ны выбирать. Учитесь и развивай-
тесь!
http://pravotnosheniya.info
путь к себе
Что такое мировоззрение
и почему так важно его совершенствовать