Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 6 (179), июнь 2019 г.
22 • осознанное родительство
Почему мы выбрали
семейное образование,
а не школу
С двумя старшими детьми я
уже прошла школу от начала и до
конца. Ну как прошла? Наблюда-
ла. Была возможность сравнить,
как учили меня в далёкие 80–90-е,
и то, как учат в современной шко-
ле. Больше всего меня поразило
как маму ученика то, сколько вре-
мени занимает учебный процесс.
Сначала ребёнок сидит в школе
4–6 часов (и это только в «начал-
ке»), а потом практически столько
же времени делает домашние за-
дания. А детство где? А жить и ра-
доваться когда?
Кстати, про радость. Много де-
ток мечтают пойти в школу, пер-
вый раз в первый класс. С зави-
стью смотрят на школьников, ста-
рательно занимаются на подго-
товишках, собирают портфель и
идут 1 сентября в школу, как на
праздник. И как тут не вспом-
нить старый анекдот: «Что ж вы
мне не сказали, что эта волын-
ка на 10 лет?» Очень быстро шко-
ла из праздника превращается
в рутину, а к концу первого клас-
са уже поголовное количество де-
тей мечтает о каникулах как о дол-
гожданном избавлении. И уже во
второй класс дети идут с огром-
ной неохотой, с каждым годом не-
желание учиться только растёт.
Кому-то везёт на хороших пе-
дагогов, сумевших заинтересо-
вать ребят, но таких единицы. В
основной массе в школе детям не-
интересно, потому и учатся они
через не хочу. Исключение быва-
ет, когда у ребёнка в школе сфор-
мировался круг друзей, и то полу-
чается, что ребёнок хочет в шко-
лу не потому, что там интересно
учиться, а потому, что интересно
общаться. Но на общение в шко-
ле отводится очень мало времени,
только переменки...
Именно эти два основных мо-
мента сподвигли меня принять
решение выбрать семейное об-
разование. Во-первых, огромная
экономия времени. Ведь то, на
что в школе тратится уйма време-
ни, в спокойной домашней обста-
новке, один на один, проходится в
несколько раз быстрее, а главное
— результативнее. На данный мо-
мент мы с сыном-третьеклассни-
ком занимаемся 2 часа в день, и
никаких домашних заданий. А в
школе он бы сидел 5 часов, плюс
дорога 1 час, плюс домашка часа
2–3 (может, меньше или больше,
не было возможности проверить,
исхожу только из опыта старших
детей). В первом классе начинали
заниматься с одного часа в день, а
всё остальное время ребёнок бе-
гал, гулял на свежем воздухе, со-
бирал любимый конструктор — в
общем, занимался своими обыч-
ными детскими делами, разве что
обычные мультики чередовались
с обучающими видео.
Как сделать образова-
ние интересным
и учитывающим
индивидуальные
особенности ребёнка
Здесь всё ещё проще и оче-
виднее, хотя и сложнее тоже. Си-
деть за партой 45 минут в непод-
вижности, смотреть на доску или
в учебник, делать всё по указке
— это точно не наш случай. Мы
можем заниматься где угодно и
когда угодно. Макс может пры-
гать, рисовать и валяться на кро-
вати — и это всё во время урока.
Большинство учебников закачано
в планшет, поэтому хотим— зани-
маемся на качелях или открыва-
ем учебник на пляже между купа-
ниями.
На семейном образовании мы
свободны выбирать любые учеб-
ники или обходиться даже совсем
без них! Я проделала огромную
работу, чтобы выбрать интерес­
ную программу обучения. Но сам
факт, что мы сами выбираем то,
как, где и по каким программам с
Максом учиться, — это просто ог-
ромный плюс в семейном образо-
вании.
Мы выбрали семейное образо-
вание за огромную экономию вре-
мени и неоспоримые удобства ин-
дивидуального обучения.
Организация процесса
обучения и выбор
учебного материала
Это самая сложная часть лич-
но для меня была и остаётся по
сей день. Ведь я стала и учителем,
и завучем, и методистом, и даже
завхозом (учёба — это не только
учебники, а ещё и удобные канце-
лярские принадлежности, парта,
красивые тетрадки…).
При этом не перестала быть
мамой, и младшие детки (двой-
няшки, сейчас им по 5 лет) нику-
да не делись, и дом в размерах
не уменьшился, и бардака мень-
ше не стало, а работы прибави-
лось. Поначалу огромное коли-
чество времени было потрачено
просто на то, чтобы познакомить-
ся с опытом других семей. Зависа-
ла на форумах, изучала юридиче-
скую сторону вопроса, опыт атте-
стаций. Но больше всего времени
было потрачено на выбор учеб-
ного материала. Изучила практи-
чески все линии школьных ФГО-
совских учебников, существую-
щие на данный момент, старые
советские учебники, альтернатив-
ные школы. Прислушивалась к от-
зывам и советам бывалых. При-
знаюсь, что, несмотря на всю мою
подготовку, иногда нам приходи-
лось прямо посреди года менять
учебник, потому что не шёл, не
возбуждал интереса, хотя и был
написан многоуважаемым авто-
ром и получил самые лучшие ре-
комендации.
Причём выбирать учебники
приходится чуть ли не каждый
год. На начальную школу — од-
ни линии УМК, 5–6 класс — опять
выбор, потом и на 7–9 класс то-
же. То есть надо постоянно дер-
жать руку на пульсе, изучать, вы-
бирать.
Что мы попробовали
и на чём остановились
Буду говорить только о «начал-
ке» (1–4 класс), и это только наш
личный выбор и опыт, не обяза-
тельно он подойдёт всем. Все де-
ти разные…
Математика: Гейдман Б. П. Ши-
карный учебник. Ничего лишне-
го и заумного, как у Петерсона,
всё доступно и понятно, очень
логичный учебник. Ещё хорош
учебник арифметики А. С. Пчёл-
ко, но он очень старинный, с за-
пахом нафталина, именно поэто-
му я его не взяла. А потом узнала,
что в РКШ (Русская классическая
школа) есть переизданный, адап-
тированный к современным реа-
лиям вариант, поэтому могу реко-
мендовать.
Русский язык. Сначала был
«Букварь» Т. В. Шкляровой. На са-
мом деле, если его брать, то он
вполне покрывает всю програм-
му первого класса, то есть дру-
гой учебник не нужен. Но я тогда
ещё была не очень опытным ме-
тодистом, поэтому после «Буква-
ря» мы взяли УМК Т. Г. Рамзаевой
и собирались заниматься по нему
все четыре класса. Но уже к кон-
цу второго класса нам он разо-
нравился, сложно сказать, поче-
му, ну не интересно сыну стало по
нему заниматься, хотя среди сов-
ременных классических учебни-
ков это, наверное, один из луч-
ших, очень добротный учебник,
на мой взгляд.
Сначала пытались разбавлять
его интерактивными уроками с пор-
талов Инфоурок и ИнтернетУрок, но
потом мне попался учебник Ген-
риетты Граник, и я в него влю-
билась. Сейчас мы занимаемся
именно по нему. К сыну вернулся
интерес, что для меня самый важ-
ный показатель. Ведь если неин-
тересно и скучно, то и результа-
ты будут не блестящие. Кстати, у
Граник есть полностью закончен-
ная обучающая линейка вплоть до
9 класса, что для меня огромный
плюс. Ещё бы литературу она по-
быстрее закончила, тогда был бы
полный комплект. Может, млад-
шим повезёт.
Литература. Тут я особо не за-
морачивалась и по совету быва-
лых взяла самый обычный курс
Школы России. Прошли мы его
месяца за два, а всё остальное
время читаем, что вздумается,
в основном энциклопедии и ко-
миксы.
С окружающим миром мно-
го вопросов. Это самый неодно­
значный предмет в школьной
программе. Слишком там всё на-
мешано: и биология, и история, и
ОБЖ, и география, и обществозна-
ние—от всего понемногу. В итоге
у детей в голове спутанная моза-
ика. Пробовали разные учебники,
но они так по-разному устроены.
Видимо, к концу 4-го класса де-
ти должны усвоить какой-то объ-
ём информации, а внутри курса
всё очень напутано, и на первой
же аттестации я поняла, что про-
ще всего взять из этой мешанины
то, что ближе всего к тестам. По-
этому для прохождения аттеста-
ций мы читаем учебник А. А. Пле-
шакова, ведь именно по нему сде-
ланы итоговые тесты, а для души
смотрим развивающие фильмы
и читаем разные энциклопедии.
Также могу порекомендовать ши-
карный цикл видеоуроков Р. Б. Со-
ловьёва.
Английский язык. Школьные
учебники отмела сразу. Чтобы по
ним выучить английский язык,
надо очень сильно постараться.
И репетитор английского — уже
обязательный атрибут обучения
в школе. Поэтому мы взяли аутен-
тичный курс «Family and Friends»,
потом перешли на «Super Minds».
Второй посложнее и находится
в большом отрыве от школьной
программы, но очень интересный
и сыну нравится. Мне больше по
душе первый, поэтому чередуем,
совмещаем. А вообще аутентич-
ных курсов очень много, выбор
большой. Учебники красочные,
куча дополнительных материа-
лов, их девиз — «играя, учись», и
для младших школьников, по-мо-
ему, это самая работающая уста-
новка.
С физкультурой, музыкой, тех-
нологией и ИЗО всё просто. Атте-
стации по этим предметам ­обычно
самые что ни на есть условные, а
то и просто какую-то курсовую ра-
боту делаешь или предоставля-
ешь справки о том, что ребёнок
О нашем семейном
образовании