• 23
«Родовая Земля»
№ 6 (179), июнь 2019 г.
осоЗнанное родитеЛьстВо
посещает какой-то кружок или
секцию. Это уже по аттестацион-
ной площадке надо смотреть, их
требования. но обычно с этими
предметами сложностей не воз-
никает. Хватает обычных обще-
развивающих действий. Все де-
ти рисуют, любят слушать музыку,
что-то
строить-конструировать,
бегать-прыгать. В процессе этих
обычных дел и знакомишь их с ка-
кими-то тонкостями. но в целом я
не уделяю этим предметам боль-
шого внимания, как в школе, где
на них тратится практически 30%
школьного времени.
Выбор аттестационной
площадки
сдавать аттестации в школе
— самый очевидный и простой
вариант. У этого выбора только
один плюс: он безплатный, так
как полагается по закону, но по
факту — это самый нервотрёп-
ный вариант. Прикрепляешься к
школе (только на период аттеста-
ции), договариваешься с учителя-
ми и сдаёшь. Просто, да не сов-
сем. Учителя в массе своей очень
предвзято относятся к домашни-
кам, не всегда даже соглашаются
на одну ежегодную аттестацию,
а начинают требовать чуть ли не
ежемесячных контрольных работ
с проверкой рабочих тетрадей
(что незаконно, если кто не зна-
ет). и учебники приходится выби-
рать те, по которым учатся в шко-
ле. У кого-то получается догово-
риться об удобных аттестациях,
но чаще опыт негативный. а ведь
в этом и есть главное отличие се-
мейного образования от заочно-
го, например. на семейном обра-
зовании семья сама решает, как и
чему учить ребёнка, и даже мно-
гие семьи выбирают вообще не
сдавать ежегодные аттестации,
чтобы следовать своему учебно-
му маршруту, а не привязываться
к школьной программе.
Мы выбрали дистанцион-
ную аттестацию. таких площадок
сейчас много: битнер, Пенаты…
Мы прикрепились к ЦПсо и по-
ка не жалеем. аттестации про-
ходят онлайн, времени на экза-
мен предостаточно, тесты стан-
дартные, есть возможность пе-
ред экзаменом прорешать проб-
ный вариант.
Как мы занимаемся
несколько уроков в один
день, как в школе, — не наш фор-
мат. Мне кажется, в этой систе-
ме больше минусов, чем плюсов.
только ребёнок вник в одно, зво-
нок, перенастраивайся на следу-
ющее. Продуктивность от такого
мозаичного мышления на нуле.
есть другая альтернатива — за-
ниматься методом погружения.
Это когда берётся один предмет
и изучается залпом, не отвлека-
ясь на другие. Каждый курс про-
ходится за месяц-полтора. Гово-
рят, очень эффективно. но есть
один нюанс: чтобы ребёнок к
концу года не забыл, что он в на-
чале года прошёл, надо органи-
зовывать вспоминательно-закре-
пительные дни. а если есть воз-
можность сдать аттестацию сра-
зу после прохождения курса, то
это очень хорошо именно в пла-
не погружения в предмет, чтобы
не терялись логика и заинтересо-
ванность.
Мы выбрали нечто среднее.
расписание наше построено та-
ким образом, что в течение од-
ного дня мы занимаемся только
чем-то одним. В понедельник и
четверг — математика, вторник и
пятница — русский и литература,
в среду и субботу — английский.
Все остальные предметы — меж-
ду делом в виде свободного досу-
га. «окружайка» — перед аттеста-
цией залпом читаем учебник.
Как показал мой опыт, очень
важно планирование, оно очень
дисциплинирует.
ты
знаешь,
сколько тебе надо сделать за не-
делю, за месяц, чтобы идти в ров-
ном темпе, без аврала. Это очень
просто. В учебном году 170 дней
или 34 недели. Все школьные про-
граммы построены именно на
этот объём учебных часов. По-
этому просто берётся учебник (в
случае, если заниматься, как и
мы, по классическим учебникам)
и делится по параграфам или по-
странично на 30 недель. несколь-
ко недель оставляем на повто-
рение, подготовку к тестам и на
случай непредвиденных обсто-
ятельств. теперь становится по-
нятно, что надо сделать за неде-
лю. так как основных предметов у
нас по два урока в неделю, то не-
дельную норму делим на два. Всё
это заносится в расписание, кото-
рое я составляю в виде таблицы
на год вперёд, и по мере прохо-
ждения сын закрашивает выпол-
ненный урок. наглядно и просто к
пониманию.
За два года мы с сыном про-
шли три класса. Как у нас это по-
лучилось? Просто мы занимались
без отрыва на каникулы, потому
что мой девиз: «У нас вся жизнь
— сплошные каникулы!». на каж-
дый класс 30–35 недель, это если
брать классическую школьную
программу, вот и получается, что
за календарный год можно прой-
ти программу 1,5 классов. Воз-
можно и быстрее, многие так де-
лают: проходят всю «началку»
чуть ли не за один год. У меня в
приоритете — свободное время
и детские забавы, поэтому мы не
торопимся.
ещё один очень важный, на
мой взгляд, момент — все пись-
менные задания Максим выпол-
нял простым карандашом, авто-
матическим. Это очень важно с
точки зрения психологии. Всег-
да можно исправить ошибки. сей-
час сын пишет ручкой «пиши-сти-
рай». и ошибки я не зачёркиваю, а
просто стираю.
также на стадии прописей ис-
пользовала метод «зелёной руч-
ки». Это когда всё внимание уде-
ляется хорошему написанию, а
не концентрированию внимания
на ошибках. давала сыну зада-
ние: обведи те элементы, которые
у тебя получились лучше всего. и
никаких проверочных работ «на
оценку» в течение учебного года.
Мы делаем проверочные тесты,
но только для того, чтобы отсле-
дить, что усвоено хорошо, а над
чем надо дополнительно порабо-
тать. Плюс это такой вид самосто-
ятельной работы.
сейчас я много времени трачу
на наши занятия. но в идеале хо-
чу прийти к тому, чтобы Макс сам
занимался, а я бы была только на
подхвате, если что-то не получа-
ется. Ведь через год мои двой-
няшки тоже начнут обучаться по
школьной программе, а значит,
времени у меня будет уходить
ещё больше.
Вообще
домашнее
обуче-
ние — это не про то, чтобы заме-
нить ребёнку всех учителей, а на-
учить его учиться самостоятель-
но. Главное, чтобы ему было инте-
ресно узнавать новое. Ведь позна-
вательный рефлекс у детей в кро-
ви, но он так легко угасает, если им
становится неинтересно.
Наталья ВороНцоВа,
многодетная мама
г. Санкт-Петербург
https://vk.com/vorontsova.nataly
— я инфантильный.
— Это зрелое признание.
— я боюсь брать на себя ответственность.
—Не каждый осмелится сознаться в своём
страхе.
— я не довожу до конца ни одного дела.
— Вы умеете переключаться, потеряв ин-
терес.
—даже с вами мы вряд ли дойдём до результата.
— Вы хорошо прогнозируете.
—неужели я безнадёжен?
— Вы заметили, что привычки всегда при-
водят туда же.
— таким уж меня сделали.
— Вы признаёте влияние других людей.
— а вы мне поможете?
— Вы умеете просить о помощи.
— Вы не ответили на вопрос!
—А ещё вы настойчивый.
— то есть нет?
— Вы готовы обострять конфликт.
— а за что я тогда плачу?
— Вложившись, вы требуете отдачу.
—и что?
— Вы за несколько минут беседы показа-
ли зрелость, мужество, требовательность,
честность и наблюдательность.
—но где всё это в жизни?
— Вы заметили противоречие.
— да, если бы я проявлял эти качества, моя
жизнь стала бы другой!
— Вы увидели, что ваша жизнь зависит от
проявления ваших качеств.
— Это очевидно.
—И подтвердили это.
—но как мне проявлять нужные качества чаще?
— Вы согласились, что они уже есть и про-
являются.
— так вы же сказали, что я их прямо здесь про-
являю.
—И вы признали, что это так.
— но вы так и не ответили, как проявлять каче-
ства чаще!
— Вы снова проявили настойчивость, не
оставляя этот вопрос.
—и что?
— Вы умеете настаивать снова и снова.
—но я и сдаюсь нередко!
— Вам доступны оба варианта.
— а нельзя сделать так, чтобы мне не приходи-
лось выбирать?
— Вы готовы даже отказаться от свободы
ради своих целей.
— я просто не люблю трудностей.
— Вы разумный человек.
— но это приводит к тому, что я бросаю дела на
полпути!
— Вы умеете видеть взаимосвязи.
— Чтобы выбирать настойчивость, надо не бо-
яться трудностей…
—Да, и вы это периодически делаете.
—Получается, я уже хожу на трудности?
— Вы начинаете признавать свою силу.
—но я же слабый!
—И слабость.
— но я не могу быть одновременно сильным и
слабым!
— Вы близки к разгадке.
—Могу поочерёдно?
— Вы умеете не только спрашивать, но и
находить ответы.
— а у меня со всеми качествами так?
—Похоже, вы уловили закономерность.
— я бываю всяким, и надо чаще проявлять жела-
емые качества…
— Важное открытие.
— но я так никогда и не избавлюсь от своих не-
достатков?
— Свободу выбора отбросить не удастся.
—Получается, она всегда при мне?
— Вы хорошо соображаете.
— и я сам выбираю, проявлять сейчас инфанти-
лизм или зрелость?
— Каждую секунду.
—но ведь это ответственность!
—Да, вы всю жизнь её несли и несёте.
— а как же характер?
— Вы только что поставили его под сомне-
ние.
— Это качества, которые я проявляю на автома-
те?
— То, что вы доверили автопилоту.
—но выбор есть всегда?
— Вы уже всё поняли.
— Это надо переварить.
— Вы снова проявили самостоятельность
мышления.
n
Психотерапевт 80-го уровня
О
днажды я поняла, что
кричать на детей нет ни-
какого смысла, они всё
равно не слушают. не хо-
чу критиковать чьи бы то
ни было методы воспитания. При-
знаюсь: кричала на детей по раз-
ным причинам. Когда моё терпе-
ние лопается, я ору. и от этого пло-
хо всем. я решила не кричать не-
делю и увидеть, что получится. а
получилось следующее.
1. Когда оставалась спокой-
ной, дети меня слушали.
снача-
ла, конечно, они были озадачены. я
тоже. они оглядывались в поисках
скрытой камеры, думая, что их ра-
зыгрывают. о чудо, они понимали,
что я от них хочу, без крика!
2. Много говорила сама с со-
бой.
из-за моего собственного
запрета на крик я немного «тро-
нулась умом». Занималась домаш-
ними делами, бормоча себе под
нос всё, что думала, например, что
в этом доме никто никогда не на-
учится самостоятельно надевать
обувь и что нельзя выдержать,
когда человек не может за 15 ми-
нут обуться, что, если что-то слу-
чится (потоп, землетрясение, ата-
ка зомби), мы все погибнем, по-
тому что кое-кто не может быстро
сунуть ноги в башмаки.
3. Никто не капризничал,
когда попросила убрать игруш-
ки.
Возможно, это случалось по-
тому, что вены не пульсировали
угрожающе на моём лбу, предве-
щая вселенский катаклизм.
4. Произошла конверсия кри-
ков в дикие танцы и странные
звуки.
Когда чувствовала, что го-
това закричать, начинала скакать
по комнате, как безумная, дети же
озадаченно вслушивались в непо-
нятные звуки, издаваемые мной.
5. Они прощалимне неудачи.
«ничего, мамочка, всё в порядке.
ты в следующий раз просто скажи
нормальным голосом!»— говори-
ли они. никто не обладает такой
способностью к прощению, как
маленькие дети.
6. Часто и глубоко дышала.
я так натренировала глубокое ды-
хание, что, пожалуй, запросто мо-
гу принять участие в олимпийских
заплывах.
7. Поставила себя на их уро-
вень.
Когда чувствовала, что вот-
вот заору, опускалась на колени,
пристально смотрела им в глаза и
объясняла, что от них хочу. они го-
ворили, что глаза у меня карие, а
на носу — веснушки.
8. Много считала.
Посчитать
до 10, до 20... Часто дети считали
вместе со мной, пританцовывая.
считала я тихо и угрожающе, как
сумасшедший учёный, задумав-
ший что-то дьявольское. считала,
пока были силы или пока не про-
исходило что-то, что нас всех от-
влекало.
9. Выходила из комнаты.
иногда мне было просто необхо-
димо спрятаться в тёмном звуко-
непроницаемом чулане и приве-
сти свои чувства в порядок.
10. Мы с детьми стали ближе
друг другу.
да, именно так. нико-
му не нравится сидеть рядом с ог-
недышащим драконом.
не кричать—это моя постоян-
ная внутренняя работа, в которой
я делаю успехи. Каждый день ста-
раюсь помнить, что моя манера
общения воспринимается и усва-
ивается детьми как «нормальная».
Крик намного менее продуктивен
для моей семьи, чем просто мол-
чание. Мы все учимся отвечать, а
не просто реагировать. обувь всё
равно они надевают страшно мед-
ленно.
кристина аНтуС,
мать троих детей,
писательница, блогер
Как я перестала кричать на детей