Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (180), июль 2019 г.
20 • оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
Мой подход в воспитании детей изменился благодаря одному
откровению. Однажды мой муж вспомнил своё детство: «Каж-
дый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо сло-
ва, он брал словарь и предлагал узнать его вместе». Помните
библейскую притчу? «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один
день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Воспиты-
вайте детей так, чтобы они могли справиться со своей пробле-
мой без посторонней помощи.
Родители
самостоятельных детей
1. Стоят позади них, чтобы
решать проблему вместе, а не
вместо ребёнка.
2. Задают вопросы не реже,
чем предлагают готовые отве-
ты.
задавая вопросы по существу,
родители приучают детей искать
решения вместо того, чтобы рас-
страиваться и ждать помощи из-
вне.
В нашей семье мы используем
такие вопросы:
Как ты думаешь, что сейчас не
так, как хотелось бы?
Что мы можем сделать, чтобы
изменить ситуацию?
Можем ли мы усовершенство-
вать твою идею?
Как ты думаешь, почему этот
человек поступил так?
Это было проявлением любви?
Может быть, это было безрассуд-
ством?
Что ты чувствовал после при-
нятого решения? Что ты можешь
изменить в похожей ситуации в
будущем?
ответы, которые человек са-
мостоятельно находит в глубине
своих чувств, всегда мудрее, чем
шаблонные стандарты, навязан-
ные другими людьми.
3. Превращают критические
замечания в развлечение.
Вместо того, чтобы читать но-
тации и запрещать что-либо,
гораздо эффективнее поразмыш-
лять с ребёнком на тему добра и
зла, читая вместе книгу или разыг-
рывая ситуацию с помощью люби-
мых игрушек.
4. Позволяют им учиться на
своих ошибках, несмотря на то,
что это неприятно.
несколько лет назад у нас с му-
жем был соблазн забрать ребёнка
из футбольной секции из-за не-
приятного тренера. но мы реши-
ли продолжать тренировки. Мы
понимали, что наш ребёнок встре-
тит ещё множество трудных лю-
дей на своём пути и ему нужно
уметь общаться с ними. Мы хоте-
ли, чтобы ребёнок развивал в се-
бе интуицию, терпимость и рассу-
дительность, пока у нас есть воз-
можность пройти эти испытания
вместе с ним.
5. Не ограждают их от нака-
зания, которое естественным
образом последовало за неразум-
ными действиями.
Каждый дол-
жен учиться исправлять результа-
ты своих ошибок.
6. Терпеливо воспринимают их
неудачи.
Чтобы ребёнок научился на-
ходить свои собственные нестан-
дартные решения, важно огра-
дить его от оценочных суждений.
разве можно создать что-то но-
вое, ни разу не ошибившись? ре-
бёнок должен понимать, что оши-
баться — это нормально. родите-
лям для этого нужно переориен-
тировать своё внимание с ошибок
и недостатков на возможности по-
иска новых, более эффективных
решений.
7. Постепенно отстраняются
от участия в проблеме, позволяя
ребёнку брать на себя всё боль-
шую ответственность.
Дети способны не только най-
ти подходящий маршрут, выбрать
себе меню или гардероб, они мо-
гут оказаться хорошими советчи-
ками в решении наших взрослых
проблем. Когда мы что-нибудь до-
веряем им, они учатся доверять
самим себе. Чувство ответствен-
ности, умение сотрудничать и ли-
дерские качества формируются в
детстве. несмотря на то, что нам
самим их порой не хватает, мы мо-
жем помочь в этом развитии свое-
му ребёнку.
Самый ценный подарок, кото-
рый родители могут сделать сво-
им детям, — это предоставить им
возможность самим отвечать за
свои поступки.
например, ребёнку в холод-
ную погоду захотелось погулять
без куртки. Мать, зная, что на дво-
ре холодно, советует ему одеть-
ся потеплее. ребёнок отказыва-
ется. нет необходимости продол-
жать давить на ребёнка, тем бо-
лее, что обычно это ни к чему не
приводит.
Если она скажет ему, что он
«хочет простудиться», то, ско-
рее всего, ребёнок действитель-
но простудится. но если мать при-
знает, что ребёнок сам несёт от-
ветственность за свои решения,
то должна сказать ему: «Почувст-
вуешь, что тебе холодно, вернись
домой и надень куртку».
Когда ребёнок сам отвечает за
свои решения, он и чувствовать
себя будет совсем по-другому. он
не простудится, потому что не за-
программирован на это, так как не
думает о простуде. но как только
он поймёт, что на улице холоднее,
чем ему казалось, то просто зай-
дёт в дом и наденет куртку.
Самостоятельное
принятие
решений — одно из наших основ-
ных свойств от природы, и дети
постоянно отстаивают своё право
на это. Если родители ежедневно
принимают решения вместо не-
го, ребёнок стремится поступать
наперекор их указаниям и прось-
бам, о чём бы ему ни говорили.
алёна рЕшЕТОВа,
педагог-психолог
г. Челябинск
https://vk.com/life.move
Семь навыков родителей
самостоятельных детей
М
оя доченька окончила
школу с отличием. Ли-
за не посещала школу
ежедневно, а потому
вместо 11 лет училась
7 лет. Школа не украла у неё счаст-
ливого детства: не было ранних
побудок, домашних работ, стресса
ежедневных проверочных работ,
глупых списываний и профанации
учёбы ради оценок взрослых…
Вместо этого вдоволь отсыпа-
лась, была бодра и активна для
иных занятий, греющих душу: ба-
лета, рисования, спорта, музыки.
Её жизнь не ограничивалась про-
хождением школьной программы
и была наполнена занятиями по
интересам без психологических
и физических перегрузок. а пото-
му, попробовав себя в различной
деятельности, Лиза очень рано
определилась в своих приорите-
тах, выбрав самостоятельно и спе-
циальность, и вуз, в котором меч-
тает учиться…
Самообразование сформиро-
вало в ней личную ответствен-
ность за результаты своего труда.
Её не надо контролировать, она
самостоятельно планирует свой
день, неделю, месяц, год. навы-
ками такого управления не каж-
дый взрослый владеет. и это уме-
ние выросло из её личного опы-
та, проб и ошибок, ведущих её к
успеху. она самостоятельно со-
ставляла расписание своих заня-
тий, консультаций и экзаменов, а
не жила по схеме расписаний, ут-
верждённых школой. Когда мне
пришлось оставить её посреди
10 -го класса, то я даже не волно-
валась, что она самостоятельно
справится с задачей, которую пе-
ред собой ставила.
но не это главное… Меня пу-
гали, что ребёнок, не посещаю-
щий школу, будет не социализи-
рован. Когда спрашивала, что же
это такое, пугающие меня ниче-
го умнее не могли ответить, как:
«она не научится общаться»… Те-
перь мне смешно, когда вспоми-
наю, что порой поддавалась и са-
ма этим страхам… Тяжело расста-
ваться со старыми штампами, со-
циальными установками. опыт
освобождения от них — самый
безценный в череде наших дней.
Да, дочь не умеет и не любит
ходить строем, выполнять с эн-
тузиазмом навязанную работу,
подчиняться приказам, изобра-
жать приятие, когда его не чувст-
вует, не стремится в толпу, не по-
нимает смысла слов «обществен-
но полезная работа», не гоняется
за оценками и одобрением, не го-
това предать свои интересы ради
интересов коллектива… она не
боится совершать ошибки, про-
махи, так как в её опыте отсутству-
ет страх перед двойкой, которую
надо «исправлять» ценой стрес-
са… она не умеет заискивать ра-
ди одобрения, потому легко гово-
рит «нет»...
Дочка не училась 11 лет в од-
новозрастном и навязанном взро-
слыми детском коллективе. а по-
тому у неё нет страха перемен,
она с лёгкостью адаптируется к
любому разновозрастному кол-
лективу, сохраняя свою индиви-
дуальность. она не кичлива и не
тщеславна, так как не была залож-
ницей десятка лет школьной жиз-
ни, где правит оценочная система.
Ей важна не оценка, а лишь сам
процесс освоения таких знаний, в
которых она видит смысл для сво-
ей дальнейшей деятельности. она
трезво видит себя такой, какая
она есть, без пудры, без фальши,
не обольщаясь внешней видимо-
стью, ориентируясь на внутрен-
нее ощущение ценности того, что
с ней происходит...
Лиза не развращена форма-
лизмом: ей претит заниматься де-
лом, которое ей навязывают, изо-
бражая бурную и напряжённую
деятельность. она научилась со-
здавать внутреннюю мотивацию,
которая труд превращает в лёгкое
и радостное занятие. она на соб-
ственном опыте знает, что люби-
мое дело не может быть тяжким
трудом.
Дочь не знает, что такое авра-
лы из-за отвратительно спланиро-
ванного времени. а оно во мно-
гих школах спланировано не под
нужды детей, а под учителей, ста-
вящих под сомнение возможность
разумной индивидуальной ци-
кличности «отдых — расслабле-
ние»… Свою усталость Лиза нау-
чилась снимать отдыхом, прислу-
шиваясь к внутреннему состоя-
нию, а не с оглядкой на ужас зав-
трашней контрольной, когда уже
валишься с ног и тут уж не до рас-
слабления. она была сама себе хо-
зяйкой, а потому отдыхала тогда,
когда уставала, а не когда внешние
обстоятельства позволяли сделать
это без «угрызения совести».
Её не ломала система. она вы-
росла с внутренней свободой вы-
бора. Это сформировало в ней
личную ответственность. Её кипу-
чая деятельность, постоянный по-
иск возможностей реализовать
свои интересы не опираются на
инфантильное желание скинуть
ответственность за свои ошиб-
ки на кого-нибудь. В ошибках она
видит потенциал роста. Я вместе
с ней этому училась, так как са-
ма воспитывалась в рамках очень
жёсткой социальной системы, не
дающей права на ошибку.
Так, вместе с дочерью слой за
слоем снимала с себя наслоения
многих десятков лет, замешан-
ные на страхах быть собой, психо-
логических травмах от тотального
контроля.
Пишу это не для хвастовства, а
для чтобы те, кто стремится к лич-
ной свободе, позволил бы и сво-
им детям развиваться в их собст-
венном темпе самореализации, не
травмируя их природу. Такие де-
ти — основа будущей цивилиза-
ции внутренне свободных людей.
они способны уважать себя и дру-
гих, ценить свою и чужую индиви-
дуальность. они лишены цепей и
не стремятся посадить на цепь лю-
бого, к кому привязываются. У них
нет патологической тяги к подав-
лению и контролю.
Таких детей становится всё
больше. и только от родителей за-
висит, станут их дети «винтиками
системы» или творцами собствен-
ной судьбы.
Любовь СгОнник
https://vk.com/life.move
Свободное образование дочери