«Родовая Земля»
№ 8 (181), август 2019 г.
22 • осознанное роДИТеЛьсТВо
Ж
ара на дворе, и что
то вдруг вспомнил,
что никогда в жизни
не был в пионерском
лагере. Так получи
лось. Вырос в деревне, каждое ле
то жилпоживал сначала у бабуш
ки с дедушкой по материнской ли
нии в рязанской области, потом у
дедушки с бабушкой по отцовской
линии в Липецкой. Так всё детство
по деревням и провёл, между ко
ров и поросят.
не скажу, что чурался пацан
ских компаний, общался и с дере
венскими пацанами тоже, но, при
знаю, это была далеко не самая
главная составляющая моего дет
ства. Главное — общение с близ-
кими. Вопервых, с отцом: помню,
мы вечно с ним кудато едем на
велосипедах, потом по полдня ле
жим на диком пляже у реки Воро
неж, чтото говорим; он был един
ственный человек в моём детстве,
с кем, к примеру, я мог поговорить
о декадентской поэзии. Вовто
рых, с дедушками и бабушками:
они все у меня были из крестьян
ских родов, откуда бы я ещё услы
шал их речь — ту, из позапрош
лых веков перенесённую, как не
от них.
Втретьих, с братьямисёстра
ми: кузины, как один бородатый
классик сказал, — очень опасное
дело. они все были на годдватри
старше меня, они взрослели, а я
смотрел, затаясь. наконец, с книж
ками: читал тонны книг за лето, и
все летние книги помнятся по сей
день.
После 14 лет прибавились ещё
турник, гантели.
социума мне в школе хватало,
ну и тем более его хватило после
школы, реальное количество вре
мени провёл в разного рода ка
зармах—и там более чем хорошо
себя чувствовал.
Вы думаете, я о себе хочу рас
сказать? нет, совсем нет. Хочу ска
зать, что само понятие социализа
ции мы несколько переоценива
ем. Дети — вовсе не такие цвети
ки и семицветики, как о них любят
говорить. Это не только жёсткая
(что как раз нормально), вздор
ная и хулиганистая (что совсем
прекрасно), но и зачастую весь
ма глупая, пошлая до тошнотвор
ности среда. Прямо говоря, дети
от других детей мало чему хоро
шему могут научиться. У этих де
тей и родителито сплошь и рядом
— полные придурки, чего ж от их
чад ждать.
никогда не был ханжой, но от
лично помню, как наши деревен
ские собирались вечером в забро
шенном доме и травили похабней
шие, самые скотские из всех слы
шимых мной за всю жизнь анекдо
ты. Я тогда ещё не знал, что такое
эстетическое чувство, но именно
оно заставляло меня непримет
но покидать эти липкие меропри
ятия. Теперь учительница в школе
моего старшего сына тихо жалу
ется родителям: у всех поголовно
мобильники, и все друг другу по
казывают порнографию. Детям по
12 и 13 лет. У меня у старшего тоже
как раз в прошлом году появился
мобильник, он месяц с ним пово
зился, потом принёс домой, поло
жил, сказал, что скучно. со мной
он на эти темы не разговарива
ет, а моей жене — своей матери
— пояснил, что брезгует забава
ми сверстников. наверное, это хо
роший ход — отличаться не тем,
что у тебя самый расчудесный мо
бильник, а тем, что у тебя его во
обще нет и не надо. У нас, к слову
сказать, в семье, в случае со стар
шим, с тех пор как ему исполни
лось лет десять, было не принято
переключать фильмы из домаш
ней видеотеки (ТВ у нас дома не
показывает вообще), если там слу
чались сомнительные сцены.
То есть эротические темы
никто не табуировал, и, смею
надеяться, благодаря этому эсте
тическое чувство ребёнка было
както развито.
Я привёл один из примеров, на
самом деле их множество. Мы не
растим социопата, поверьте. он
чемпион города по классической
борьбе в своём возрасте и весе, и
у него всё в порядке в коллективе.
но он больше общается со мной,
с матерью, со своими младшими
— у нас, к счастью, четверо детей,
они не скучают, и я нахожу в этом
только плюсы.
Мы сейчас живём в деревне, и
я приложу все усилия, чтобы еже
годно месяцев шесть, а то и во
семь проводить здесь, где нет ин
тернета, где не ловят мобильные,
где других детей — наперечёт, да
и те по выходным появляются. Я
сам так вырос, пока не перебрал
ся в большой и дымный город до
учиваться в школе.
общеизвестно, что в детстве
человек получает столько инфор
мации, сколько потом не приоб
ретает за оставшуюся жизнь. ну
так пусть это будет нужная или хо
тя бы нормальная информация.
Пусть это будут нормальные че
ловеческие понятия, а не стадные.
Я, как водится, приведу про
стой пример из классики или, вер
ней, про классиков: обратите ещё
раз взор на биографии Лермонто
ва, льва Толстого или, скажем, Гу-
милёва. не самые дурные люди,
да? По большому счёту все они
воспитывались вне социума, гу
вернёрами, бабушками и книжка
ми. а потом из них получались от
личные офицеры, с выправкой, с
чувством чести, со всем, что пола
гается, и, заметим, их, прямо гово
ря, слушалось это самое, что назы
вается, простонародье.
не желаете про классиков,
опять про себя скажу: в 22 го
да я стал командиром отделения
оМон, причём в своём отделе
нии был самый младший по воз
расту; в 24—замкомвзвода. Я мог
бы устроить себе хорошую воен
ную карьеру, судьба увела меня на
другие тропки, однако до сих пор
чувствую себя своим в любом, са
мом неприглядном и оторванном
мужском сообществе.
не хотите про меня, скажу дру
гими словами про, казалось бы,
другое, но на самом деле про то
же самое. У нас в классе был один
заводила и хулиган, по сути, не
плохой парень, а по совести гово
ря, редкая мразь. И был один не
сказать чтоб совсем опущенный,
но такой, державшийся, чтоб лиш
ний раз не получить втык, наосо
бицу, забитый и тихий мальчиш
ка. Из дома он после школы вооб
ще не выходил. сидел гдето там
в углу своей хрущёвки, думал про
своё. «Лучше б ему вообще в шко
лу не ходить никогда», — думал
я в те годы. Потом, лет в 25, я ра
ботал вышибалой в ночном клу
бе, и туда заглядывал тот хулиган
из школы с такими же, как он, от
лично социализировавшимися на
улице дураками с мутными глаза
ми. скажу вам, что на людей они
уже не были похожи: на глазах ста
новились пропитыми доходягами.
В школе хулиган и заводила меня
несколько раз забивал, а тут си
туация развернулась в обратную
сторону: мне его и забивать не
приходилось, он сам уползал. не
знаю, жив ли он сейчас, да и знать
не хочу. а вот забитого одноклас
сника увидел лет пять назад и не
узнал, его в телевизоре показы
вали: он известный хирург, вот с
такими ручищами, волосатыми,
надёжными, железными, ужас
ными на вид. Всем своим видом
источал он мощь, молодость, му
жество…
Так вот. не надо ребёнка, как
щенка, бросать в жизнь, чтоб он
научился плавать. Просто научи
те его плавать. он отлично поплы
вёт вместе со всеми, когда придёт
время, а то и на три головы вперёд
остальных. зато за своё сбережён
ное в ваших крепких ладонях дет
ство он будет благодарен.
Захар ПрилеПиН,
писатель, филолог, публицист
Чувство стадности
или нормальное родительское воспитание?
Е
сли задать вопрос родите
лям: «а знаете ли вы, что
такое воспитание?», мно
гие ответят на него утвер
дительно. например, вос
питывать — это хвалить за то, что
стоит делать, и ругать за то, что не
стоит.
с нашей точки зрения, настоя
щее, вдумчивое воспитание стро
ится на объяснении. Мало сказать
ребёнку «нельзя», надо объяс
нить, ПоЧеМУ нельзя. Тогда и эф
фект получится долгосрочный, и
отношения в семье будут строить
ся на доверии и уважении.
«нельзя» без причиннослед
ственной связи — это дрессиров
ка. работают рефлексы, а не разум.
необходима мотивация, почему
«нельзя» или для чего «надо».
например, если наказывать
ребёнка за плохие оценки и хва
лить за хорошие, то разумных ре
зультатов это не принесёт. ребё
нок будет бояться расстроить ма
му, стрессовать от цифры в днев
нике, упрашивать учителей: «не
ставьте три, меня дома накажут».
Что это даст для жизни? Помо
гут ли баллы от 1 до 10 бросить се
бе вызов «а вот возьму и пойму»,
ради интереса углубиться в пред
мет, проявить инициативу, быть
активным на уроке и не стеснять
ся спрашивать, если чтото непо
нятно?
ох, не всех людей так мотиви
руют оценки. Проще перекрыть
тройку за контрольную скачан
ным из интернета рефератом.
а вот если разговаривать с ре
бёнком, приводить аргументы —
а заЧеМ нужно это знать для жиз
ни, КаК применяются все эти аб
страктные иксы и игреки в окру
жающем нас мире, ПоЧеМУ важ
но грамотно писать, даже если ты
хочешь быть программистом —
картина изменится. У юного чело
века появится мотивация лучше
узнать предмет. И совсем не ради
цифры в дневнике.
К школьному возрасту в ка
ждой семье уже есть свои прин
ципы. Так что задаваться вопро
сом, «а какой мой стиль воспита
ния», стоит в самом раннем возра
сте малыша.
• Старайтесь не повышать на
ребёнка голос. Привыкая сры
ваться на малыша и убеждая се
бя, что он «сам напросился», вы не
«вбиваете» в его голову полезную
информацию. наоборот, он полу
чает негативный опыт в общении
с родителями.
• Тратьте время на объясне-
ние, откуда взялось то или иное
правило. сказать «нельзя тро
гать розетку» вы можете хоть 100
раз, и это всё равно не гарантия,
что кроха не полезет туда, когда
вы отвернётесь, потому что у него
есть связь — нельзя трогать ро
зетку, когда мама смотрит. скажи
те лучше: «не трогай розетку, по
жалуйста. Там живёт ток. Ток даёт
нам свет, но он очень опасный,
может сделать больно. Поэтому
розетку трогать нельзя, чтобы ток
тебя не ударил».
И эту фразу вы скажете не один
раз, но ребенок всё поймёт.
• Хвалите малыша не только
за успехи, но и за старания, даже
если не получилось желаемого
результата.
• Укрепляйте отношения меж-
ду взрослым и ребёнком. сейчас
кажется, что ребёнок вроде бы и
так полностью «мамин», поверьте,
над доверительными отношения
ми надо работать.
Дорогие родители, будьте
осознанными!
https://vk.com/@shagayby-a-
chto-dlya-vas-vospitanie
Будьте мудрыми родителями