Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 8 (181), август 2019 г.
22 • осознанное роДИТеЛьсТВо
Ж
ара на дворе, и что­
то вдруг вспомнил,
что никогда в жизни
не был в пионерском
лагере. Так получи­
лось. Вырос в деревне, каждое ле­
то жил­поживал сначала у бабуш­
ки с дедушкой по материнской ли­
нии в рязанской области, потом у
дедушки с бабушкой по отцовской
линии в Липецкой. Так всё детство
по деревням и провёл, между ко­
ров и поросят.
не скажу, что чурался пацан­
ских компаний, общался и с дере­
венскими пацанами тоже, но, при­
знаю, это была далеко не самая
главная составляющая моего дет­
ства. Главное — общение с близ-
кими. Во­первых, с отцом: помню,
мы вечно с ним куда­то едем на
велосипедах, потом по полдня ле­
жим на диком пляже у реки Воро­
неж, что­то говорим; он был един­
ственный человек в моём детстве,
с кем, к примеру, я мог поговорить
о декадентской поэзии. Во­вто­
рых, с дедушками и бабушками:
они все у меня были из крестьян­
ских родов, откуда бы я ещё услы­
шал их речь — ту, из позапрош­
лых веков перенесённую, как не
от них.
В­третьих, с братьями­сёстра­
ми: кузины, как один бородатый
классик сказал, — очень опасное
дело. они все были на год­два­три
старше меня, они взрослели, а я
смотрел, затаясь. наконец, с книж­
ками: читал тонны книг за лето, и
все летние книги помнятся по сей
день.
После 14 лет прибавились ещё
турник, гантели.
социума мне в школе хватало,
ну и тем более его хватило после
школы, реальное количество вре­
мени провёл в разного рода ка­
зармах—и там более чем хорошо
себя чувствовал.
Вы думаете, я о себе хочу рас­
сказать? нет, совсем нет. Хочу ска­
зать, что само понятие социализа­
ции мы несколько переоценива­
ем. Дети — вовсе не такие цвети­
ки и семицветики, как о них любят
говорить. Это не только жёсткая
(что как раз нормально), вздор­
ная и хулиганистая (что совсем
прекрасно), но и зачастую весь­
ма глупая, пошлая до тошнотвор­
ности среда. Прямо говоря, дети
от других детей мало чему хоро­
шему могут научиться. У этих де­
тей и родители­то сплошь и рядом
— полные придурки, чего ж от их
чад ждать.
никогда не был ханжой, но от­
лично помню, как наши деревен­
ские собирались вечером в забро­
шенном доме и травили похабней­
шие, самые скотские из всех слы­
шимых мной за всю жизнь анекдо­
ты. Я тогда ещё не знал, что такое
эстетическое чувство, но именно
оно заставляло меня непримет­
но покидать эти липкие меропри­
ятия. Теперь учительница в школе
моего старшего сына тихо жалу­
ется родителям: у всех поголовно
мобильники, и все друг другу по­
казывают порнографию. Детям по
12 и 13 лет. У меня у старшего тоже
как раз в прошлом году появился
мобильник, он месяц с ним пово­
зился, потом принёс домой, поло­
жил, сказал, что скучно. со мной
он на эти темы не разговарива­
ет, а моей жене — своей матери
— пояснил, что брезгует забава­
ми сверстников. наверное, это хо­
роший ход — отличаться не тем,
что у тебя самый расчудесный мо­
бильник, а тем, что у тебя его во­
обще нет и не надо. У нас, к слову
сказать, в семье, в случае со стар­
шим, с тех пор как ему исполни­
лось лет десять, было не принято
переключать фильмы из домаш­
ней видеотеки (ТВ у нас дома не
показывает вообще), если там слу­
чались сомнительные сцены.
То есть эротические темы
никто не табуировал, и, смею
надеяться, благодаря этому эсте­
тическое чувство ребёнка было
как­то развито.
Я привёл один из примеров, на
самом деле их множество. Мы не
растим социопата, поверьте. он
чемпион города по классической
борьбе в своём возрасте и весе, и
у него всё в порядке в коллективе.
но он больше общается со мной,
с матерью, со своими младшими
— у нас, к счастью, четверо детей,
они не скучают, и я нахожу в этом
только плюсы.
Мы сейчас живём в деревне, и
я приложу все усилия, чтобы еже­
годно месяцев шесть, а то и во­
семь проводить здесь, где нет ин­
тернета, где не ловят мобильные,
где других детей — наперечёт, да
и те по выходным появляются. Я
сам так вырос, пока не перебрал­
ся в большой и дымный город до­
учиваться в школе.
общеизвестно, что в детстве
человек получает столько инфор­
мации, сколько потом не приоб­
ретает за оставшуюся жизнь. ну
так пусть это будет нужная или хо­
тя бы нормальная информация.
Пусть это будут нормальные че­
ловеческие понятия, а не стадные.
Я, как водится, приведу про­
стой пример из классики или, вер­
ней, про классиков: обратите ещё
раз взор на биографии Лермонто­
ва, льва Толстого или, скажем, Гу-
милёва. не самые дурные люди,
да? По большому счёту все они
воспитывались вне социума, гу­
вернёрами, бабушками и книжка­
ми. а потом из них получались от­
личные офицеры, с выправкой, с
чувством чести, со всем, что пола­
гается, и, заметим, их, прямо гово­
ря, слушалось это самое, что назы­
вается, простонародье.
не желаете про классиков,
опять про себя скажу: в 22 го­
да я стал командиром отделения
оМон, причём в своём отделе­
нии был самый младший по воз­
расту; в 24—замкомвзвода. Я мог
бы устроить себе хорошую воен­
ную карьеру, судьба увела меня на
другие тропки, однако до сих пор
чувствую себя своим в любом, са­
мом неприглядном и оторванном
мужском сообществе.
не хотите про меня, скажу дру­
гими словами про, казалось бы,
другое, но на самом деле про то
же самое. У нас в классе был один
заводила и хулиган, по сути, не­
плохой парень, а по совести гово­
ря, редкая мразь. И был один не
сказать чтоб совсем опущенный,
но такой, державшийся, чтоб лиш­
ний раз не получить втык, наосо­
бицу, забитый и тихий мальчиш­
ка. Из дома он после школы вооб­
ще не выходил. сидел где­то там
в углу своей хрущёвки, думал про
своё. «Лучше б ему вообще в шко­
лу не ходить никогда», — думал
я в те годы. Потом, лет в 25, я ра­
ботал вышибалой в ночном клу­
бе, и туда заглядывал тот хулиган
из школы с такими же, как он, от­
лично социализировавшимися на
улице дураками с мутными глаза­
ми. скажу вам, что на людей они
уже не были похожи: на глазах ста­
новились пропитыми доходягами.
В школе хулиган и заводила меня
несколько раз забивал, а тут си­
туация развернулась в обратную
сторону: мне его и забивать не
приходилось, он сам уползал. не
знаю, жив ли он сейчас, да и знать
не хочу. а вот забитого одноклас­
сника увидел лет пять назад и не
узнал, его в телевизоре показы­
вали: он известный хирург, вот с
такими ручищами, волосатыми,
надёжными, железными, ужас­
ными на вид. Всем своим видом
источал он мощь, молодость, му­
жество…
Так вот. не надо ребёнка, как
щенка, бросать в жизнь, чтоб он
научился плавать. Просто научи­
те его плавать. он отлично поплы­
вёт вместе со всеми, когда придёт
время, а то и на три головы вперёд
остальных. зато за своё сбережён­
ное в ваших крепких ладонях дет­
ство он будет благодарен.
Захар ПрилеПиН,
писатель, филолог, публицист
Чувство стадности
или нормальное родительское воспитание?
Е
сли задать вопрос родите­
лям: «а знаете ли вы, что
такое воспитание?», мно­
гие ответят на него утвер­
дительно. например, вос­
питывать — это хвалить за то, что
стоит делать, и ругать за то, что не
стоит.
с нашей точки зрения, настоя­
щее, вдумчивое воспитание стро­
ится на объяснении. Мало сказать
ребёнку «нельзя», надо объяс­
нить, ПоЧеМУ нельзя. Тогда и эф­
фект получится долгосрочный, и
отношения в семье будут строить­
ся на доверии и уважении.
«нельзя» без причинно­след­
ственной связи — это дрессиров­
ка. работают рефлексы, а не разум.
необходима мотивация, почему
«нельзя» или для чего «надо».
например, если наказывать
ребёнка за плохие оценки и хва­
лить за хорошие, то разумных ре­
зультатов это не принесёт. ребё­
нок будет бояться расстроить ма­
му, стрессовать от цифры в днев­
нике, упрашивать учителей: «не
ставьте три, меня дома накажут».
Что это даст для жизни? Помо­
гут ли баллы от 1 до 10 бросить се­
бе вызов «а вот возьму и пойму»,
ради интереса углубиться в пред­
мет, проявить инициативу, быть
активным на уроке и не стеснять­
ся спрашивать, если что­то непо­
нятно?
ох, не всех людей так мотиви­
руют оценки. Проще перекрыть
тройку за контрольную скачан­
ным из интернета рефератом.
а вот если разговаривать с ре­
бёнком, приводить аргументы —
а заЧеМ нужно это знать для жиз­
ни, КаК применяются все эти аб­
страктные иксы и игреки в окру­
жающем нас мире, ПоЧеМУ важ­
но грамотно писать, даже если ты
хочешь быть программистом —
картина изменится. У юного чело­
века появится мотивация лучше
узнать предмет. И совсем не ради
цифры в дневнике.
К школьному возрасту в ка­
ждой семье уже есть свои прин­
ципы. Так что задаваться вопро­
сом, «а какой мой стиль воспита­
ния», стоит в самом раннем возра­
сте малыша.
• Старайтесь не повышать на
ребёнка голос. Привыкая сры­
ваться на малыша и убеждая се­
бя, что он «сам напросился», вы не
«вбиваете» в его голову полезную
информацию. наоборот, он полу­
чает негативный опыт в общении
с родителями.
• Тратьте время на объясне-
ние, откуда взялось то или иное
правило. сказать «нельзя тро­
гать розетку» вы можете хоть 100
раз, и это всё равно не гарантия,
что кроха не полезет туда, когда
вы отвернётесь, потому что у него
есть связь — нельзя трогать ро­
зетку, когда мама смотрит. скажи­
те лучше: «не трогай розетку, по­
жалуйста. Там живёт ток. Ток даёт
нам свет, но он очень опасный,
может сделать больно. Поэтому
розетку трогать нельзя, чтобы ток
тебя не ударил».
И эту фразу вы скажете не один
раз, но ребенок всё поймёт.
• Хвалите малыша не только
за успехи, но и за старания, даже
если не получилось желаемого
результата.
• Укрепляйте отношения меж-
ду взрослым и ребёнком. сейчас
кажется, что ребёнок вроде бы и
так полностью «мамин», поверьте,
над доверительными отношения­
ми надо работать.
Дорогие родители, будьте
осознанными!
https://vk.com/@shagayby-a-
chto-dlya-vas-vospitanie
Будьте мудрыми родителями