• 23
«Родовая Земля»
№ 8 (181), август 2019 г.
осознанное роДИТеЛьсТВо
1. Играть по правилам
Игра — основа обучения, мы
играем всю жизнь. от того, на
сколько «качественно» ребё
нок умеет играть, зависит то, на
сколько легко он будет прини
мать на себя новые социальные
роли по мере взросления. Кроме
того, в игре развиваются все сто
роны личности. Играть — значит
действовать в условной, создан
ной тобой и твоими партнёра
ми по игре реальности, соблю
дать правила, держать роль, тво
рить и развивать сюжет, общать
ся, действовать согласно плану
и замыслу. Это живое сотворче
ство, которое возможно только
при условии согласованных дей
ствий всех участников процес
са, их коммуникативной компе
тентности и определённой эмо
циональной зрелости. отдель
ным пунктом следует упомянуть
спортивные и настольные игры
— развивающие и развлекатель
ные, которые задают довольно
жёсткие правила и ритуалы, что
требует от ребёнка принимать
условия, следовать им, уметь пе
реживать проигрыш. невозмож
но переиграть до школы, а вот
недоиграть — вполне.
2. ездить на велосипеде
В основе любой высшей пси
хической функции, будь то речь
или письмо, лежит движение. соб
ственно, с движения начинается
развитие малыша в самом раннем
периоде детства. Движение — та
почва, от богатства и полноты ко
торой зависит рост древа позна
ния. В этой связи хочу привести
высказывание философа Жан-Жа-
ка руссо: «если вы хотите воспи
тать ум вашего ученика, воспиты
вайте силы, которыми он должен
управлять. Постоянно упражняй
те его тело; делайте его здоровым
и сильным; пусть он работает, дей
ствует, бегает, кричит; пусть всегда
находится в движении; пусть бу
дет он человеком по силе, и вско
ре он станет им по разуму… если
мы хотим извратить этот порядок,
то произведём скороспелые пло
ды, в которых не будет ни зрело
сти, ни вкуса и которые не замед
лят испортиться: у нас будут юные
учёные и старые дети». сегодня
первоклассник, не умеющий ло
вить мяч и делать колесо, уже не
редкость. Интересно, что не толь
ко в XVIII веке, но и сегодня «про
двинутые» родители поддают
ся соблазну перехитрить законы
развития.
4. Заваривать чай
в чайнике и делать
бутерброды
сюда же отнесём любые про
стые алгоритмы — готовить что
то по простой инструкции. Вы
полнять какието несложные про
граммы действий: выбрать и ку
пить хлеб в магазине, убрать ком
нату, покормить кота и убрать за
ним и тому подобное. Когда ре
бёнок действует по плану, то есть
учится держать в голове слож
ные, многоступенчатые инструк
ции, он развивает свою произ
вольную регуляцию, навыки про
граммирования своих действий,
а это ключевые компетенции в об
учении. Кстати, уметь составлять
собственные инструкции для чле
нов семьи — это уже высший пи
лотаж!
3. Знать день
своего рождения
нет, это совершенно не о том,
чтобы перед собеседованием в
школу повторить на скорую руку с
ребёнком дни недели, времена го
да и день его рождения. Это имен
но о настоящей, честной ориента
ции во времени и пространстве,
которая создаёт те самые коорди
наты, на которые затем нанизыва
ются не только навыки самоорга
низации, но и изучение той же ма
тематики.
5. Шнуровать ботинки
Вспомним мелкую моторику,
без неё никуда. Пока ребёнка не
слушаются руки, его не слушается
речь, а развивать моторику лучше
до школы.
Важный урок для мамы
С
ложно быть счастливой в
неудобных условиях. Вот
привыкла ты бегать на ра
боту и весь день прово
дить в спешке, а после ро
ждения ребёнка всё меняется. И
вместо бега у тебя мееедлен
ный шаг.
И тут выбор невелик: быть не
счастной, потому что не так, как
хочется и удобно, и тянуть ребён
ка за руку с криками или подстро
иться под малыша, найти плюсы и
начать блаженствовать от сегод
няшнего момента.
Так о чём же я? о времени…
нам приходится стать медлен
нее. Мы идём в спокойном темпе,
чтобы за ручку шагающий человек
успевал за нами. Медленнее едим
и укладываемся спать, медленнее
читаем… Даже как будто медлен
нее дышим и живём.
И эта изначально вынужденная
мера может стать большим даром
и уроком. а вот примем мы его или
проигнорируем—решать нам.
Я выбрала быть той, которая
остановится возле лужи, чтобы
увидеть отражение неба. Той, ко
торая пересчитает всех голубей
на крыше соседнего дома.
Я не тороплюсь жить, ведь
мгновение счастья с маленьким
ребёнком так быстротечно. сов
сем скоро дочь вырастет, и ей не
нужны будут мои нарисованные
собаки и слоны.
Ведь если буду жить сегод
ня иначе, в будущем пожалею о
том, что не была рядом вовремя,
когда это было ДеЙсТВИТеЛьно
нУЖнО.
Вообще приняла очень важ
ную вещь, которой хочу поде
литься. основная задача мамы —
дать ребёнку то, что ему нужно. но
проблема в том, что многие не по
нимают и не чувствуют грани меж
ду тем, что нужно ребёнку дать и
что хочется маме отдать.
Так вот задача — почувство
вать и дать то, что необходимо, а
когда не нужно, отпустить, отхо
дить шаг за шагом, давая свободу.
Поэтому нужно жить сегодня,
играть и дурачиться сейчас. И счи
тать голубей, и топать по лужам, и
ловить тополиный пух, валяться
в сене, строить песчаные замки и
читать сказки нужно сейчас!
Дети учат нас видеть и ценить
очень короткие во времени, но
очень важные в жизни моменты.
нам нужно только принять этот
урок.
https://vk.com/shagayby
6. Ждать маму в банке
Да, мы снова говорим о произ
вольной регуляции своего пове
дения. Ждать своего хода в игре,
ждать, пока мама доделает свои
дела. Ждать своей очереди выби-
рать мультфильм— эти безконеч
ные «ждать», о которых так много
писали в книжке про французских
детей. сложно призвать к ожи
данию годовалого малыша, а вот
если семилетка совсем не умеет
ждать, в школе ему придётся труд
но. Умение затормозить сиюми
нутный импульс, желание, занять
и отвлечь себя — одна из состав
ляющих высокого эмоционально
го интеллекта и гарантия успеха в
будущем.
7. Задавать вопросы
Вопросы дети задают чуть ли
не с рождения, вот только взро
слые не всегда имеют желание от
вечать на них или учить ребён
ка рассуждать и самому находить
нужную информацию. Любую про
блему можно сформулировать в
виде правильного вопроса. если
вопрос задан, на него можно най
ти ответ. Уметь видеть в любом
препятствии задачу, которую мож
но решить, — крайне важный для
обучения навык.
8. Договариваться
со сверстниками
ещё один кивок в сторону
эмоционального интеллекта. об
учение — это не только про рус
ский и математику, мы учимся
взаимодействовать с другими,
находить компромиссы, решать
конфликтные ситуации, сотруд
ничать — именно эти качества в
нынешнем мире ценятся гораздо
выше, нежели вечное сияние чи
стого разума.
9. Принимать помощь
Истинное обучение всегда
творится в зоне ближайшего раз
вития (зона тех умений, где ребё
нок уже может чтото делать, но
с помощью взрослого). не нужно
ждать, пока ребёнок полностью
сам, без вашего участия научит
ся чемуто. сам процесс созрева
ния того или иного умения про
исходит во взаимодействии с ма
мой (или папой), когда мы пробу
ем делать то, что пока не полу
чается. Это мы, взрослые, и сама
среда — то пространство, в ко
тором проявляются лучшие ка
чества и способности наших де
тей. Что это значит? задача, ко
торую ребёнок решает сегодня,
должна быть всегда вызовом для
него — сначала таким, чтобы от
нас требовалась помощь, — на
править внимание, очертить гра
ницы, придать направление. По
том просто посидеть рядом, под
сказать, скорректировать. Далее
ребёнок постепенно начинает
выполнять задачу сам. В этот мо
мент мы можем отходить. Итак,
для родителя важно быть рядом
там, где ребёнок ПоКа не может,
и отойти там, где ребёнок УЖе
может. Тот самый баланс свобо
ды и безопасности, только в об
учении. Для ребёнка должно
быть естественным— приходить
к взрослому за помощью, а глав
ное — получать её в том объёме,
в котором это необходимо.
10. Верить в свои силы
нам,
родителям,
следует
предлагать ребёнку такие жиз
ненные задачи, которые он ре
шить в состоянии, но пока не пол
ностью самостоятельно или не
идеально. речь идёт о постоян
ном микровызове, микроуслож
нении. Именно это поступатель
ное движение навстречу сложно
му, но интересному и питает мо
тивацию «я могу», «я смогу». са
мое трудное, пожалуй, — взра
стить в ребёнке уверенность в
том, что нет ничего невозможно
го, если ты готов приложить силы
и уделить этому время. создание
таких «историй успеха» в жиз
ненном опыте ребёнка зависит в
большей степени от нас.
заметьте, здесь нет почти ни
чего про обучение письму и чте
нию. Почему? Для меня всё это
может служить отличным сред
ством, но не самоцелью. Да,
если ребёнок познаёт мир сим
волов, тянется к книге, спраши
вает, как написать то или иное
слово — используйте его жи
вой интерес для создания уди
вительного опыта совместных
открытий, близости, поддер
жки, работы с трудностями. По
верьте, для того, чтобы научить
ребёнка всему, что описано вы
ше, вы всё равно будете творить
ту или иную среду — питатель
ную и развивающую, отталкива
ясь от задач возраста и склонно
стей дошкольника. И будет это
музыка или живопись, театр или
спорт, или то же самое чтение —
не так важно.
анна ВЫсоЦкаЯ,
многодетная мама, нейропсихолог
https://mel.fm/blog/anna-vysotskaya/
10 вещей, которым нужно
научить ребёнка до школы