Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 8 (181), август 2019 г.
осознанное роДИТеЛьсТВо
1. Играть по правилам
Игра — основа обучения, мы
играем всю жизнь. от того, на­
сколько «качественно» ребё­
нок умеет играть, зависит то, на­
сколько легко он будет прини­
мать на себя новые социальные
роли по мере взросления. Кроме
того, в игре развиваются все сто­
роны личности. Играть — значит
действовать в условной, создан­
ной тобой и твоими партнёра­
ми по игре реальности, соблю­
дать правила, держать роль, тво­
рить и развивать сюжет, общать­
ся, действовать согласно плану
и замыслу. Это живое сотворче­
ство, которое возможно только
при условии согласованных дей­
ствий всех участников процес­
са, их коммуникативной компе­
тентности и определённой эмо­
циональной зрелости. отдель­
ным пунктом следует упомянуть
спортивные и настольные игры
— развивающие и развлекатель­
ные, которые задают довольно
жёсткие правила и ритуалы, что
требует от ребёнка принимать
условия, следовать им, уметь пе­
реживать проигрыш. невозмож­
но переиграть до школы, а вот
недоиграть — вполне.
2. ездить на велосипеде
В основе любой высшей пси­
хической функции, будь то речь
или письмо, лежит движение. соб­
ственно, с движения начинается
развитие малыша в самом раннем
периоде детства. Движение — та
почва, от богатства и полноты ко­
торой зависит рост древа позна­
ния. В этой связи хочу привести
высказывание философа Жан-Жа-
ка руссо: «если вы хотите воспи­
тать ум вашего ученика, воспиты­
вайте силы, которыми он должен
управлять. Постоянно упражняй­
те его тело; делайте его здоровым
и сильным; пусть он работает, дей­
ствует, бегает, кричит; пусть всегда
находится в движении; пусть бу­
дет он человеком по силе, и вско­
ре он станет им по разуму… если
мы хотим извратить этот порядок,
то произведём скороспелые пло­
ды, в которых не будет ни зрело­
сти, ни вкуса и которые не замед­
лят испортиться: у нас будут юные
учёные и старые дети». сегодня
первоклассник, не умеющий ло­
вить мяч и делать колесо, уже не
редкость. Интересно, что не толь­
ко в XVIII веке, но и сегодня «про­
двинутые» родители поддают­
ся соблазну перехитрить законы
развития.
4. Заваривать чай
в чайнике и делать
бутерброды
сюда же отнесём любые про­
стые алгоритмы — готовить что­
то по простой инструкции. Вы­
полнять какие­то несложные про­
граммы действий: выбрать и ку­
пить хлеб в магазине, убрать ком­
нату, покормить кота и убрать за
ним и тому подобное. Когда ре­
бёнок действует по плану, то есть
учится держать в голове слож­
ные, многоступенчатые инструк­
ции, он развивает свою произ­
вольную регуляцию, навыки про­
граммирования своих действий,
а это ключевые компетенции в об­
учении. Кстати, уметь составлять
собственные инструкции для чле­
нов семьи — это уже высший пи­
лотаж!
3. Знать день
своего рождения
нет, это совершенно не о том,
чтобы перед собеседованием в
школу повторить на скорую руку с
ребёнком дни недели, времена го­
да и день его рождения. Это имен­
но о настоящей, честной ориента­
ции во времени и пространстве,
которая создаёт те самые коорди­
наты, на которые затем нанизыва­
ются не только навыки самоорга­
низации, но и изучение той же ма­
тематики.
5. Шнуровать ботинки
Вспомним мелкую моторику,
без неё никуда. Пока ребёнка не
слушаются руки, его не слушается
речь, а развивать моторику лучше
до школы.
Важный урок для мамы
С
ложно быть счастливой в
неудобных условиях. Вот
привыкла ты бегать на ра­
боту и весь день прово­
дить в спешке, а после ро­
ждения ребёнка всё меняется. И
вместо бега у тебя ме­е­е­длен­
ный шаг.
И тут выбор невелик: быть не­
счастной, потому что не так, как
хочется и удобно, и тянуть ребён­
ка за руку с криками или подстро­
иться под малыша, найти плюсы и
начать блаженствовать от сегод­
няшнего момента.
Так о чём же я? о времени…
нам приходится стать медлен­
нее. Мы идём в спокойном темпе,
чтобы за ручку шагающий человек
успевал за нами. Медленнее едим
и укладываемся спать, медленнее
читаем… Даже как будто медлен­
нее дышим и живём.
И эта изначально вынужденная
мера может стать большим даром
и уроком. а вот примем мы его или
проигнорируем—решать нам.
Я выбрала быть той, которая
остановится возле лужи, чтобы
увидеть отражение неба. Той, ко­
торая пересчитает всех голубей
на крыше соседнего дома.
Я не тороплюсь жить, ведь
мгновение счастья с маленьким
ребёнком так быстротечно. сов­
сем скоро дочь вырастет, и ей не
нужны будут мои нарисованные
собаки и слоны.
Ведь если буду жить сегод­
ня иначе, в будущем пожалею о
том, что не была рядом вовремя,
когда это было ДеЙсТВИТеЛьно
нУЖнО.
Вообще приняла очень важ­
ную вещь, которой хочу поде­
литься. основная задача мамы —
дать ребёнку то, что ему нужно. но
проблема в том, что многие не по­
нимают и не чувствуют грани меж­
ду тем, что нужно ребёнку дать и
что хочется маме отдать.
Так вот задача — почувство­
вать и дать то, что необходимо, а
когда не нужно, отпустить, отхо­
дить шаг за шагом, давая свободу.
Поэтому нужно жить сегодня,
играть и дурачиться сейчас. И счи­
тать голубей, и топать по лужам, и
ловить тополиный пух, валяться
в сене, строить песчаные замки и
читать сказки нужно сейчас!
Дети учат нас видеть и ценить
очень короткие во времени, но
очень важные в жизни моменты.
нам нужно только принять этот
урок.
https://vk.com/shagayby
6. Ждать маму в банке
Да, мы снова говорим о произ­
вольной регуляции своего пове­
дения. Ждать своего хода в игре,
ждать, пока мама доделает свои
дела. Ждать своей очереди выби-
рать мультфильм— эти безконеч­
ные «ждать», о которых так много
писали в книжке про французских
детей. сложно призвать к ожи­
данию годовалого малыша, а вот
если семилетка совсем не умеет
ждать, в школе ему придётся труд­
но. Умение затормозить сиюми­
нутный импульс, желание, занять
и отвлечь себя — одна из состав­
ляющих высокого эмоционально­
го интеллекта и гарантия успеха в
будущем.
7. Задавать вопросы
Вопросы дети задают чуть ли
не с рождения, вот только взро­
слые не всегда имеют желание от­
вечать на них или учить ребён­
ка рассуждать и самому находить
нужную информацию. Любую про­
блему можно сформулировать в
виде правильного вопроса. если
вопрос задан, на него можно най­
ти ответ. Уметь видеть в любом
препятствии задачу, которую мож­
но решить, — крайне важный для
обучения навык.
8. Договариваться
со сверстниками
ещё один кивок в сторону
эмоционального интеллекта. об­
учение — это не только про рус­
ский и математику, мы учимся
взаимодействовать с другими,
находить компромиссы, решать
конфликтные ситуации, сотруд­
ничать — именно эти качества в
нынешнем мире ценятся гораздо
выше, нежели вечное сияние чи­
стого разума.
9. Принимать помощь
Истинное обучение всегда
творится в зоне ближайшего раз­
вития (зона тех умений, где ребё­
нок уже может что­то делать, но
с помощью взрослого). не нужно
ждать, пока ребёнок полностью
сам, без вашего участия научит­
ся чему­то. сам процесс созрева­
ния того или иного умения про­
исходит во взаимодействии с ма­
мой (или папой), когда мы пробу­
ем делать то, что пока не полу­
чается. Это мы, взрослые, и сама
среда — то пространство, в ко­
тором проявляются лучшие ка­
чества и способности наших де­
тей. Что это значит? задача, ко­
торую ребёнок решает сегодня,
должна быть всегда вызовом для
него — сначала таким, чтобы от
нас требовалась помощь, — на­
править внимание, очертить гра­
ницы, придать направление. По­
том просто посидеть рядом, под­
сказать, скорректировать. Далее
ребёнок постепенно начинает
выполнять задачу сам. В этот мо­
мент мы можем отходить. Итак,
для родителя важно быть рядом
там, где ребёнок ПоКа не может,
и отойти там, где ребёнок УЖе
может. Тот самый баланс свобо­
ды и безопасности, только в об­
учении. Для ребёнка должно
быть естественным— приходить
к взрослому за помощью, а глав­
ное — получать её в том объёме,
в котором это необходимо.
10. Верить в свои силы
нам,
родителям,
следует
предлагать ребёнку такие жиз­
ненные задачи, которые он ре­
шить в состоянии, но пока не пол­
ностью самостоятельно или не
идеально. речь идёт о постоян­
ном микровызове, микроуслож­
нении. Именно это поступатель­
ное движение навстречу сложно­
му, но интересному и питает мо­
тивацию «я могу», «я смогу». са­
мое трудное, пожалуй, — взра­
стить в ребёнке уверенность в
том, что нет ничего невозможно­
го, если ты готов приложить силы
и уделить этому время. создание
таких «историй успеха» в жиз­
ненном опыте ребёнка зависит в
большей степени от нас.
заметьте, здесь нет почти ни­
чего про обучение письму и чте­
нию. Почему? Для меня всё это
может служить отличным сред­
ством, но не самоцелью. Да,
если ребёнок познаёт мир сим­
волов, тянется к книге, спраши­
вает, как написать то или иное
слово — используйте его жи­
вой интерес для создания уди­
вительного опыта совместных
открытий, близости, поддер­
жки, работы с трудностями. По­
верьте, для того, чтобы научить
ребёнка всему, что описано вы­
ше, вы всё равно будете творить
ту или иную среду — питатель­
ную и развивающую, отталкива­
ясь от задач возраста и склонно­
стей дошкольника. И будет это
музыка или живопись, театр или
спорт, или то же самое чтение —
не так важно.
анна ВЫсоЦкаЯ,
многодетная мама, нейропсихолог
https://mel.fm/blog/anna-vysotskaya/
10 вещей, которым нужно
научить ребёнка до школы