«Родовая Земля»
№ 8 (181), август 2019 г.
24 • от сердца к сердцу
Ф
ольклорист и этнохоре
ограф Сергей Высквар
ка знает, что говорит.
Сам выбрал жену во
время польки.
— Был как-то тамадой на
свадьбе, Валина подруга выходи
ла замуж. Сколько себя помню,
очень любил танцевать. Как сыг
рают польку, то аж душа трепе
щет, так хочется броситься в пляс.
Так вот, на той свадьбе одна кра
савица пригласила меня на танец.
Но прыгала она тяжело, как ступа.
Так в деревне говорили о девушке,
которая не умеет в танце подстро
иться, подчиниться. Через какое-
то время гармонист опять заиг
рал польку, смотрю — та красави
ца идёт в мою сторону. Танцевать
мне с ней уже не хотелось. Я отвер
нулся и схватил первую, которая
рядом стояла. Это была Валя. Она
танцевала очень легонько. Вот так
и «станцевались» на всю жизнь.
Это было 15 февраля, а через
год, 14 февраля, у них уже родился
Артём, ещё через 7 лет — Аринка.
«Не верю, когда говорят
«любимый», но верю,
когда говорят «родной»
— Сергей, в танце ведущая
роль за мужчиной. А в семье?
—Действительно, в танце жен
щина должна довериться парт
нёру, пойти за ним. В семье всё на
оборот. Не зря же говорят: муж —
голова, а жена — шея. Куда шея
повернёт, туда голова и вращает
ся. В нашей семье, могу честно ска
зать, управляет Валя. Но делает это
правильно. Я, конечно, могу ска
зать: «Мы подумали и решили». Но
всё равно согласен с её решением
(смеётся). Мудрая жена вдохнов
ляет мужчину, тем и направляет.
— Я, кстати, познакомилась
с мужем в купальском хороводе.
Кажется, что это одно из лучших
мест для поиска своего суженого.
— С кем удобно танцевать, с
тем будет удобно жить. Это точ
но. Не зря же когда-то пару на всю
жизнь выбирали именно на вече
ринке. Говорили: «Не выбирай же
ну в огороде, а ищи в хороводе»
(это уже потом переиначили), «на
учись танцевать, а горе горевать
жизнь научит».
—Вы со своей женой вместе
уже 20 лет. Что самое главное в
семье?
— Сейчас в основу отноше
ний ставят любовь. А ещё выше—
секс. Не согласен. Если нет «дров»
из уважения и взаимопонимания,
то любовь быстро угаснет. Особен
но если возникнут первые трудно
сти в жизни. Как одна из моих кол
лег говорила: «Я не верю, когда го
ворят «любимый», но верю, когда
говорят «родной». Если человек,
который по крови не родня, стал
родным, вот это уже действитель
но прочная семья.
— Вы учите народным тан
цам во всех уголках страны и
даже за её пределами. Да и все
фольклорные фестивали при
ходятся обычно на выходные.
Как решаете вопрос с семьёй,
родные не обижаются, что вас
часто не бывает дома?
— Здесь надо сказать спасибо
жене. Когда я создал взрослый ан
самбль «Напарачка», Валя моя года
два танцевала в нём. А потом сама
решила, что тыл должен быть до
ма. Мне повезло. Это такой надёж
ный тыл, который в любой момент
и поддержит, и поможет, и соберёт,
и убедит. Это всё наша мама (смо
трит на дочку, которая во время ин
тервью прижималась к папе). Она у
нас водитель. На машине куда надо
отвезёт, откуда надо заберёт.
«Меня в Доме культуры
называют «бабником»
— Вы записали более 100
танцев, которые были популяр
ны на Любанщине. Получается,
знаете всех бабушек в районе?
— Честно скажу, есть ещё не
сколько деревень, в которых я да
же ни разу не был с экспедицией,
но собираюсь. Многих жителей
уже, к сожалению, нет в живых.
Мне посчастливилось успеть по
знакомиться с ними. Меня здесь,
в Доме культуры, прозвали «баб
ником», в смысле — специали
стом по бабушкам. Позвонит кто-
то: «Где Выскварка?» — «За баба
ми поехал», — отвечают.
— Старушки же все разные.
Как находите подход?
— Действительно, разные, но
все любят уважение и внимание. А
я их люблю как носителей. Многих
и воспринимаю как своих родных
бабушек. В Яминске живёт Зинаи
да Ивановна Романчук, ей в этом
году исполнилось 80 лет. Мы езди
ли её поздравлять с юбилеем. Так
она меня обнимала и говорила:
«Серёжка, я же к тебе как к родно
му сыну отношусь».
Теперь легче находить под
ход, потому что меня все знают. А
в начале... Очень трудно было со
бирать фольклор в родном селе.
Ведь когда приходил, например,
к бабе Наде, то она спрашивала о
маме, о братьях и сёстрах. И эта
беседа могла затянуться надолго.
Никогда не забуду, как приехал
в деревню Кузьмичи к Анне Григо
рьевне Палазник. Автобус ходил
туда в 90-е годы один раз в день.
Поэтому мне ничего не остава
лось, как остаться на ночь. Помню,
сидим за столом, поём с бабой Ан
ной. А она старенькая, голос хри
пит. Говорит мужу: «Василий, там
за газом стоит». Он принёс бутыл
ку вина. Я же молоденький тогда
был, говорю: «Я не пью». А она: «А
я не пою» (смеётся). И вот мы до
утра пили вино и пели.
Часто
вспоминаю
Татьяну
Яковлевну Кишилову из деревни
Юшковичи. Мой Артём её очень
любил, как был маленький, мы ча
сто к ней ездили, как к родной ба
бушке. Она мне расскажет немно
го о свадьбе и ещё что-то. А я: «А
ещё?» — «Нет, а это на следующий
раз» (смеётся). Ей внимания нужно
было более часто, хотела, чтобы я
приехал снова. О каждой из бабу
шек (и дедушек, слава Богу) могу
говорить безконечно. Когда танец
вспоминаю, то за ним обязатель
но кто-то стоит, человек или груп
па, да история, когда он нашёлся.
— Какой танец достался тя
желее всего?
— «Танец кузнеца». Никто не
знал, как его танцевать. Я записал
его в деревне Старые Юрковичи
от Авдотьи Степановны Чекан. Ей
на тот момент было целых 102 го
да. Помню: зашёл в дом, бабушка
лежит в постели. «Деточка, ты за
ходи, я буду дремать, а ты говори».
Она мне этот танец на пальцах по
казывала. А я перед ней по дому
танцевал. Авдотья Степановна же
говорила: да или нет. Если бы кто
тогда записал тот мастер-класс на
видео, это была бы умора. Только
представьте: сельский дом, некра
шеный деревянный пол, я и бабуш
ка в постели... Авдотья Степановна
очень любила танцевать, говорила:
«Польки и мазурки ноги отняли».
«Надела народный
костюм, когда ей было
три годика»
—Арина, знаю, что ты с дет
ства танцуешь с «Верабейка
мі» (детский образцовый фоль
клорный танцевальный ан
самбль, которым уже почти 25
лет руководит Сергей Высквар
ка). Папа заставил или сама за
хотела?
— (Арина пожимает плечами)
Я не помню, заставляли меня или
нет.
Артём и Арина попали в ан
самбль естественно. Как неког
да в деревне: где родители, там и
дети. Впервые Аринка надела на
родный костюм, когда ей было
три годика. Мы с «Верабейкамі»
представляли наши танцы в лаге
ре, где отдыхали дети из России. А
мне было некуда доченьку деть. У
нас в ансамбле не нашлось костю
ма такого маленького размера,
поэтому пришлось подкладывать
рубашку. Кстати, на Аринке тогда
была понёва нашего рода. Баба
Аксинья свою старую порвала на
тряпки. Один её кусок остался, так
я сшил такую маленькую понёвку
для дочурки.
— Передалась ли Арине ва
ша любовь к народным тан
цам?
— Как только какая-то девоч
ка красиво танцует, все спрашива
ют: «Это ваша дочь?»
—И что отвечаете?
— Говорю, что моя (смеётся).
Все мои. В моём ансамбле зани
мается очень много братьев и се
стёр. Ранее весь Артёмов класс
танцевал у меня, сейчас и Ари
нин. Такого интереса, чтобы аж па
дали за этим, теперь ни у сына, ни
у дочери нет. Возраст такой, пере
ходный. Хотя ещё до позапрошло
го года Арина меня «мучила» до
ма, она все танцы старалась знать
раньше детей. Что делать, танце
вали под язык. У нас с дочкой да
же есть фирменный танец, кото
рый только мы с ней танцуем, на
зывается «Абэрак».
—Вы строгий папа?
— Я для себя однажды решил,
что не буду наказывать детей, ру
гаться с ними. Хотя своего папу
помню строгим. Никогда не забуду
тот день, когда меня забирали в ар
мию. Мать причитала, а отец подо
шёл и просто пожал руку. Я видел
слёзы в его глазах. Но не снаружи, а
там, за зрачками. Знаю, что он меня
очень любил. Но так хотелось, что
бы погладил по голове, приютил. Я,
например, не стыжусь обнять сы
на, хотя ему уже 19 лет. Не говоря
уже вот об этой обнималке (силь
нее прижимает к себе Аринку).
— Что выберете: поехать в
другой город, чтобы провести
мастер-класс, или поиграть с
Ариной в шашки?
— А я возьму с собой и Арину,
и шашки (смеётся). Первый раз зи
мой в Польшу поехал один, без до
чери, ведь у неё не вышло со шко
лой. Мне было довольно сложно.
Второй раз, уже летом, мы ездили
вместе с Ариной. Это же мой не
заменимый помощник, она фак
тически могла младшей группой
управлять, как учительница. Обя
зательно беру с собой дочь, если
есть возможность. В октябре вме
сте поедем показывать белорус
ские танцы в Вильнюс. Так что бу
дем по дороге в шашки играть.
Блиц-опрос
— Место силы и вдохнове
ния?
— Дедов дом в деревне Пла
сток. Когда я совсем устаю, мне
просто хочется туда хоть на часок.
— Если бы вам предложили
за дедов дом большие деньги,
продали бы?
— Ни за что в жизни! Это как
родину продать.
— Если бы на вас свалилось
несколько тысяч долларов, на
что бы вы их потратили?
«Не выбирай жену в огороде,
а ищи в хороводе»