«Родовая Земля»
№ 8 (181), август 2019 г.
28 • мировоззрение
М
ерцающий свет экрана
разбавлял полумрак ак
тового зала. Яркая точ
ка света била из проек
тора и распылялась на
широкую площадь стены. Ря
дом с расплывчатым изобра
жением стоял мужчина в бе
лом халате и нервно теребил в
ладонях авторучку. Напротив
него в мягких роскошных кре
слах расположились несколь
ко человек— главы транснаци
ональных корпораций. Моло
дой учёный махнул рукой свое
му ассистенту, на белом экране
загорелась надпись «Воспита
ние человека-потребителя», и
выступающий робко произнёс:
— Товари… — один из сидя
щих в зале бросил на него испепе
ляющий взгляд, и тот запнулся, за
тем продолжил: — Господа! Хочу
вам представить методику воспи
тания человека-потребителя как
нового биологического вида. Био
логический вид Человек разумный
совсем не подходит для наших це
лей: в условиях современного по
стоянного наращивания объёмов
производства товаров такой ин
дивид является своего рода эконо
мическим трупом, которого слож
но заставить безконтрольно по
треблять товары и услуги.
— Мы внимательно слушаем!
— отозвался холодный голос из
зала, и повисла тишина.
— Господа! Мы пришли к вы
воду, что осознанного, взрослого
человека со сформированным ми
ровоззрением перевоспитывать
уже поздно. Это, конечно, воз
можно, но в разы сложнее. Поэто
му будем считать, что поколение
советских людей для наших целей
является безполезным. У них иная
парадигма ценностей. Мировоз
зрение большинства из них кор
рекции не поддаётся.
— Уважаемый! Вы нас собра
ли ради того, чтобы огорчить? Мы
вам не за это такие деньги платим!
Вы хотите всем штатом вернуть
ся обратно в свой Богом забытый
НИИ и влачить там жалкое сущест
вование!?—раздался гневный го
лос из зала.
— Минуту терпения, госпо
да! — с явным волнением произ
нёс учёный. —Сейчас я всё объяс
ню. Итак, со взрослым поколени
ем работать сложнее, а в ряде слу
чаев — безполезно. Поэтому мы
пришли к выводу, что наша целе
вая аудитория — дети и подрост
ки. В детях заложена такая особен
ность, как бездумное копирова
ние моделей поведения взрослых
особей, она свойственна всем би
ологическим видам, существую
щим на планете. Это необходимо
для выживания, чтобы детёныш
быстро перенимал повадки, кото
рые пригодятся ему в жизни. И эту
биологическую особенность мы
поставим нам на службу, — закон
чил учёный и с самодовольным
видом окинул аудиторию.
— Ну-ну… Продолжайте, —
раздалось из зала.
— Мы пришли к выводу, что с
детёнышами самки человека про
исходит то же самое: они букваль
но впитывают всё, что предлагает
им окружающая среда. Мы собра
ли статистику: в школьных сочине
ниях конца 90-х — начала 2000-х
годов практически все девочки
писали, что мечтали бы стать поп-
звездой или фотомоделью, а неко
торые ученицы и профессию про
ститутки рассматривали как при
емлемую. В свою очередь маль
чиков привлекал образ крутых
бандитов. И это всё последствия
фильмов по типу «Бригады», «Кра
сотки», клипов Мадонны и дру
гих завсегдатаев эфира MTV, да и
в целом общей деструктивной па
быть в нетрезвом состоянии —
это очень весело, а относиться
безответственно к отношениям с
противоположным полом — всег
да очень смешно и забавно.
— Нам надо не смешить подо
печных, а воспитывать их в нуж
ном ключе.
— Ну так ведь я и говорю о
воспитании, просто предлагаю бо
лее эффективную форму подачи!
Например, сделайте главную ге
роиню какого-нибудь мультсериа
ла безчувственной, чтобы ей были
неведомы ни любовь, ни состра
дание, ни боль. Пусть она только
веселится и развлекается, издева
ясь над старшими. Как вам такая
идея? А героев другого мультсери
ала сделайте припадочными, что
бы они постоянно шарахались на
спину и смеялись. А третьи пусть с
утра до вечера думают о вечерин
ках или обсуждают отношения с
противоположным полом. Да что
я вас учу, здесь вы лучше меня всё
знаете! — от неуверенности мо
лодого учёного не осталось и сле
да. Он почувствовал, что наконец
нашёл общий язык с загадочной
аудиторией и начал контролиро
вать ситуацию.
— Да… недурно-недурно, —
прозвучала похвала из зала.
— Послушай, как тебя там…
— послышался второй голос.
— Анатолий Петро…
— Да не важно, в общем, —
прервали выступающего из за
ла. — А как же эксперты, которые
обязательно начнут говорить о
вреде для здоровья долгого сиде
ния перед экранами?
— А вот за это не безпокой
тесь, — из дальнего угла помеще
ния зазвучал тихий, но властный
голос, — эту проблему оставь
те мне. Эксперты могут говорить
что угодно, но у каждого крупно
го СМИ есть свой набор специа
листов и лидеров мнений, кото
рые озвучивают только «правиль
ные тезисы». А список нужных ар
гументов мы в ближайшее время
подготовим.
— Позвольте вам помочь в
этом деле, господин Иван И…
— Не надо имён, — резкая
реплика перебила учёного.
— Я хотел сказать, что надо
убедить родителей не только в
безвредности, но и в полезности
этого дела, — голос докладчика
снова стал льстивым и учтивым.
— В нашем институте уже ве
дутся исследования о пользе об
учающих и развивающих мульт
фильмов. Как только эта инфор
мация будет запущена в прессу, то
её встретят на ура. Ведь раньше
для развития ребёнка надо бы
ло с ним заниматься: лепить там
что-нибудь, рисовать или шахма
там учить. А теперь посадил пе
ред экраном, и дело сделано! А
другие наши исследования гово
рят о том, что если карапуз уже в
1,5–2 годика прекрасно обраща
ется с телефоном или планшетом,
то это свидетельствует о его высо
ком развитии! Правда, и обезья
ны осваивают это дело за пару
дней, но такую информацию мы,
конечно, не будем вставлять в от
чёт. Пусть родители лучше раду
ются, как ловко их малыш пользу
ется гаджетами!
— А что, эти ваши обучающие
мультики вправду учат чему-то
полезному?
— Конечно, они учат длитель
ное время сидеть перед экраном.
—Вы не зря едите свой хлеб…
как вас там? Впрочем, не важно.
Хорошая работа! — сидящие в по
лумраке воодушевлённо заапло
дировали.
Слава Ветер
https://whatisgood.ru
Игры королей:
Человек-потребитель
радигмы ценностей, хлынувшей в
общество.
— Да-да, я помню, сколько мы
за эту «Бригаду» заплатили. Хоро
ший фильм получился, — послы
шалось из аудитории.
—Хороший?! Вы что, его ещё и
смотрели? — прозвучало в ответ.
— Да упаси Бог! Я просто ви
дел, что с молодёжью стало тво
риться после того, как он на экра
ны вышел, — рассмеялся первый
голос.
— Господа, давайте не будем
отвлекаться. Время идёт вперёд,
и нам нужно от него не отставать.
Если раньше вы делали ставку на
подростков и это приносило опре
делённые плоды, то современ
ные технологии позволяют вкли
ниться в систему воспитания де
тей уже практически с рождения
или на самых ранних стадиях, ког
да психика малыша наиболее вос
приимчива.
— С рождения пока не полу
чается, — донеслась недовольная
реплика из зала, — процесс про
движения ювенальной юстиции
идёт с большим скрипом. Люди не
хотят защищать «права ребёнка»,
что очень огорчает.
— С «правами детей» вы, ко
нечно, хорошо придумали, но в
любом случае ювенальные техно
логии — это движение напролом.
Это прямая агрессия, которая вы
зывает ответную реакцию. И судя
по активному противодействию,
общество ещё не готово уступить
на этом направлении. Но ведь
есть другие методы. Более тонкие.
Не надо врываться в семьи и отби
рать детей, надо помогать семьям.
Надо быть добрее к людям… Вот,
к примеру, о чём мечтают совре
менные родители?
— О тишине и отдыхе. После
12 часов, потраченных на работу и
дорогу, они мечтают расслабиться
и побыть в тишине.
— Именно. И это как раз то,
что мы можем им дать, сделав
ставку на развлекательный кон
тент для детей. Ведь не одним
взрослым нравится погружаться
в виртуальный мир. Дети — на
ше будущее, и мы можем заняться
воспитанием этого будущего уже
сегодня. И здесь я вижу два важ
ных направления в нашей рабо
те. Во-первых, создать огромный
поток развлекательной медиаки
нопродукции для детей. А во-вто
рых, убедить родителей, что все
возможные гаджеты и телевизо
ры могут стать их ребёнку другом
с самых младших лет.
— Расскажите подробнее про
каждое из направлений, —в голо
се из темноты явно зазвучали де
ловые нотки.
— По поводу информацион
ного потока здесь ситуация про
стая. Сейчас у нас только один те
левизионный канал для детей, а
надо сделать несколько. Люди лю
бят, когда есть выбор, и мы долж
ны его им предоставить, в том чи
сле в этом вопросе. Хотя, конечно,
никакого выбора у них тут (как,
впрочем, и всегда) не будет… —
ехидно усмехнулся учёный. —Мы
будем под разными обёртками по
давать один и тот же деструктив
ный контент. При этом телевизор
должен стать таким же неотъем
лемым атрибутом детской комна
ты, как шторы или игрушки. Пусть
мультики транслируются круглые
сутки! Но показывать их надо впе
ремешку: в один момент — кон
тент для самых маленьких, а через
5 минут — уже 6+ или даже 12+.
Взрослые не будут постоянно бе
гать к ребёнку и переключать ка
налы, сидит себе тихонько в ком
нате, под ногами не болтается —
вот и отлично! У мамы есть время
заняться собой!
— А какие мультфильмы вы
предлагаете производить?
— Надо сделать акцент на
мультсериалы, такая продукция
гораздо быстрее вызывает при
выкание и зависимость. При этом
мультиков надо много, и пусть их
производство будет дешёвым и
конвейерным, чтобы с ходу уби
вать эстетическое восприятие ми
ра, делая его шаблонным и одно
типным.
— Мне нравится ваш финан
совый подход, — вновь из темно
ты зазвучал деловой голос, — но
не оттолкнёт ли это самих детей от
просмотра?
— Если знать некоторые се
креты привлечения и удержания
внимания, то не оттолкнёт. А се
креты эти можно позаимствовать
из сферы рекламы. В первую оче
редь это яркие кислотные цвета и
клиповость. Пусть частота кадров
и планов сменяется со скоростью,
свойственной современным му
зыкальным клипам. Это позволит
с детства формировать настоящих
потребителей, которые привык
нут бездумно поглощать инфор
мацию. Речь о так называемом
«клиповом мышлении», когда че
ловек просто не способен видеть
дальше своего носа и отслежи
вать причинно-следственные свя
зи происходящих событий и по
ступающей в подсознание инфор
мации. Если кадр меняется раз в
2–3 секунды, то ребёнок физиче
ски не способен осмыслить про
исходящее на экране. И дети так и
привыкнут смотреть в телевизор
и НЕ ДУМАТЬ. Пройдут годы и…
что может быть лучше, чем взро
слый человек с полностью отсут
ствующим критическим мышле
нием! Это и есть идеальный чело
век-потребитель, в которого мож
но загружать любую информацию
и который даже не будет осозна
вать, как им управляют!
— Гладко было на бумаге, да
забыли про овраги, —остудил во
сторженные интонации учёного
кто-то из зала. — А вы не боитесь,
что родители решат ограждать де
тей от такой продукции?
— За родителей не безпо
койтесь. Они просто хотят, что
бы у них было время на свои лич
ные дела, и поэтому зацепятся
за любые обоснования, которые
мы им предложим. У меня, кста
ти, уже есть несколько идей. Во-
первых, в мультиках желательно
использовать какие-нибудь на
родные образы: например, возь
мите «Трёх богатырей» или геро
ев из сказки про «Машу и Медве
дя». Чтобы родители думали, что
они через такие мультики приу
чают своих детей к чему-то родно
му, близкому и хорошему. И обяза
тельно добавьте юмор. Его долж
но быть очень много, можете да
же напичкать детскую продукцию
взрослыми шутками, чтобы при
совместном просмотре и папа с
мамой могли от души посмеяться.
Юмор — это идеальное оружие.
Ведь то, что смешно, в восприятии
зрителя не может быть опасным.
Мы покажем молодому поко
лению, как смешно не слушать
ся родителей, смеяться над ними,
вести себя эгоистично по отноше
нию к окружающим, быть каприз
ным, глупым и агрессивным, стре
миться к постоянным развлечени
ям и хулиганству. Добавим шут
ки про алкоголь, табак и распу
щенное поведение. Покажем, что