«Родовая Земля»
№ 9 (182), сентябрь 2019 г.
16 •
ВСТрЕЧи
Передача
живого огня
Живая традиция
образ нашего фестиваля: «По-
добно тому, как сок бежит от кор-
ней дерева к его ветвям и листоч-
кам, каждому из нас передаётся
сила и мудрость от наших родовых
корней. Это та самая жиВая вода,
которая питает дух человека, даёт
ему силу творить и следовать сво-
ему Пути. наш фестиваль — это
пространство живой народной
традиции. Это не реконструкция.
Это родовая мудрость, восприня-
тая и передаваемая нами, совре-
менными людьми. она актуальна,
современна и своевременна».
Да, меня и моих близких сей-
час вдохновляет ощущение живой
традиции. Её суть можно выразить
в таких словах: традиция — это не
поклонение пеплу прошлого, а пе-
редача живого огня в отличие от
реконструкции, которая подразу-
мевает фиксацию традиции и её
элементов в определённый исто-
рический период. Этнографы, за-
писывающие песни, танцы, изучаю-
щие русский народный костюм, об-
ычно ориентированы на конец XIX
— начало XX века. но на дворе XXI
век! Прошло более ста лет, очень
многое изменилось: сами люди, их
жизнь, быт, мироощущение.
быть может, за это время пре-
рвалась и народная традиция, на-
пример, хороводы. Многие ли пом-
нят, как их водить? ну разве что де-
ти каждый год водят хороводы с
Дедом Морозом вокруг ёлочки...
Впрочем, уверена, что читате-
ли газеты «родовая земля» точно
знают, что народная традиция жи-
ва, потому что возвращаются в на-
шу жизнь настоящие взрослые хо-
роводы, одежда из натуральных
тканей, знания о травах, ремёсла
и родовая мудрость, которой каж-
дый из нас открывается, как толь-
ко начинает сотворять своё родо-
вое поместье.
Вот только современная тра-
диция, конечно же, отличается от
того, что доносят до нас этногра-
фические экспедиции. имея в ос-
нове своей древнюю, непрерыв-
ную линию передачи знаний, жи-
вая традиция актуальна для нас,
знаниями и умениями.
ольга Сальникова, мастерица
из ивановской глубинки, привез-
ла с собой на фестиваль «жива»
настоящий большой ткацкий стан.
она объясняла технику ткачества,
а потом разрешала поткать взро-
слым и детям. Это тоже был уди-
вительный опыт, ведь на протяже-
нии веков наши прародители из-
готавливали ткани и одежду сами.
и наша генетическая память хра-
нит воспоминания об этом, навер-
ное, даже на телесном уровне.
Для меня открытием стали за-
нятия по изготовлению энерго-
обережной одежды, которые про-
вела наталья Тишина. Эта одежда
из натуральных тканей (чаще все-
го изо льна) кроится по принци-
пам традиционной русской оде-
жды. Такие платья и рубахи за-
крывают энергетически активные
зоны тела, при этом способствуя
правильному течению энергии у
мужчин и женщин. Самое инте-
ресное, что эта одежда выглядит
стильно и вполне современно, так
что в ней можно ходить не только
в сельской, но и в городской мест-
ности. В процессе кроя мерки сни-
маются не в сантиметрах, а в пя-
дях и в вершках. То есть пропор-
ции одежды выстраиваются исхо-
дя из пропорций руки того, кто её
будет носить! Когда кроишь таким
образом, что-то открывается вну-
три. начинаешь понимать гармо-
нию своего телосложения и чув-
ствовать свою одежду в каком-то
смысле продолжением себя.
родовые практики
а ещё у нас сложился целый
тематический блок в программе,
посвящённый оберегам. Мы не
ныне живущих людей, она находит
глубокий отклик в наших сердцах.
именно такая—живая— тра-
диция и стала темой нашего фе-
стиваля. нам хотелось, чтобы
участники, которые к нам прие-
дут, смогли открыть свой родовой
поток, почувствовать свои родо-
вые корни.
Творение
своими руками
У нас в программе было много
мастер-классов, где можно было
творить своими руками. надо при-
знать, что у современного челове-
ка в приоритете умственная дея-
тельность. Мы очень часто живём
«в голове». Этому способствуют и
общение с большим количеством
гаджетов (компьютер, планшет,
смартфон), а также шквал визуаль-
ной информации, который обру-
шивается каждый день на людей,
особенно если они живут в городе.
Сейчас мы очень активно заменя-
ем ручной труд в хозяйстве нажи-
манием кнопочек и приобретени-
ем готовых товаров.
но стоит взять в руки, напри-
мер, бересту и начать делать из
неё себе украшение или какой-
то предмет для кухни, то внутри
появляется такое удивительное
ощущение! от соприкосновения с
природным материалом по рукам
разливается приятное тепло, а
аромат от материала такой, что не
хочется выпускать работу из руки
и плести, плести, плести… Когда
ты держишь уже готовую берестя-
ную солонку, то понимаешь, что
аналогичное пластиковое изде-
лие покупать себе в дом не захо-
чешь уже, наверное, никогда. и в
душе рождаются образы деревен-
ской избы с её утварью и неповто-
римым запахом, в которой жили
когда-то твои предки.
Вот такие чудеса творил у нас
на фестивале алексей Катин, ма-
стер по плетению из рогоза, бе-
ресты и лозы, житель поселения
богатырское ивановской обла-
сти, а также другие мастера, ко-
торые щедро делились своими
только творили обережных кукол,
обереги из крапивы, обережную
одежду, но и изучали смысл сим-
волов. В нашем поселении живёт
посвящённая русской северной
традиции, сотрудник института
богословия рСТ Славянской все-
мирной академии ирина Кучер.
на своей лекции она рассказала
о возрастных периодах, который
проживает каждый человек, и об
обережных символах, которые
помогают ладно себя чувствовать
в каждом из возрастов. ирина по-
ведала и о возрастных посвяще-
ниях, которые были когда-то ча-
стью культуры наших предков. а
они напрямую связаны с понима-
нием предназначения человека и
его жизненных задач в каждый пе-
риод его земного пути.
Кстати, в третий день фестива-
ля мы провели одно из возраст-
ных посвящений. Это был Лельник
— посвящение в девичество для
двенадцатилетней девушки. По
форме это был женский Круг, в хо-
де которого мы благословляли на-
шу Лелюшку на новый период её
жизни, начинающийся от наступ-
ления половой зрелости и для-
щийся до замужества. женщины
делились историями из своего де-