• 23
«Родовая Земля»
№ 9 (182), сентябрь 2019 г.
оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
П
ока мы с моей 4летней
дочкой Витой лепим пла-
стилиновых
зайчиков,
ставим сценки из сказок
и изучаем времена го-
да в парке, тысячи других детей
её возраста мучительно старают-
ся выводить красивые буквы не-
подготовленной рукой, правиль-
но складывать цифры и читать по
слогам под строгим надзором ро-
дителей. будут ли эти дети умнее
моей дочери? Возможно. будут ли
они счастливее? не уверена.
Ещё 10–15 лет назад все гово-
рили о детях-индиго и маленьких
гениях. но сегодня мы не видим их
огромного количества среди име-
нитых художников, известных по-
литиков и молодых бизнесменов.
Что пошло не так в той «блестя-
щей» теории раннего развития?
К сожалению, и сегодня этот
глобальный мировой экспери-
мент над детьми продолжает су-
ществовать и развиваться. и лю-
бые попытки учёных и нейропси-
хологов донести до масс вред та-
кого подхода утопают в общем хо-
ре творческих новаторов, кото-
рые придумывают всё новые тех-
ники раннего развития. а попу-
лярные детские передачи легко
находят своих героев—детей 4–5
лет, которые знают все произве-
дения известных композиторов и
наизусть читают «Евгения онеги-
на». родители радостно аплодиру-
ют детям без детства, восхищают-
ся их талантами, но не задают себе
главного вопроса: «нужны ли на
самом деле такие знания 5-летне-
му ребёнку?» не весёлые игры во
дворе, не развитие навыков обще-
ния, не истинное знакомство с со-
бой и своими эмоциями, а именно
эти строки великого романа, кото-
рые далеко не каждый взрослый
может процитировать даже в не-
большой его части?
Стресс — главный
демотиватор
и регрессор развития
Чтобы приблизительно по-
нять чувства ребёнка, вынужден-
ного в свои 3–4 года выполнять
непосильные задачи, представь-
те себе взрослого человека с ма-
тематическим складом ума, кото-
рому пришлось бы сочинять сти-
хи — красивые, со смыслом, под
невероятным давлением, в стро-
го поставленные сроки, без пра-
ва на ошибку. Уровень стресса за-
шкаливает. В таком же вынужден-
но скованном состоянии находят-
ся и дети, от которых требуют не-
возможного. безусловно, ребёнок
Почему не нужно делать
из детей малолетних гениев
может выучить цифры и буквы да-
же в два года, но это машинальное
запоминание никак не говорит об
его уровне интеллекта.
заставляя детей развивать-
ся ускоренными темпами, роди-
тели отбирают у них ресурсы, не-
обходимые для развития эмоцио-
нальной и физической сфер, и пе-
редают им навыки, к которым ре-
бёнок не готов ни физически, ни
психологически, ни эмоциональ-
но. находясь под непрерывным
давлением, испытывая страх пе-
ред наказанием или порицани-
ем, ребёнок впадает в сильней-
ший стресс, депрессию и апатию.
а это оказывает негативное влия-
ние на биохимические процессы
мозга, включая развитие познава-
тельных процессов, что неизбеж-
но приводит к обратному эффек-
ту — регрессу интеллектуально-
го развития.
естественное
развитие мозга
Мозг ребёнка развивается по
своему собственному плану, и раз-
личия в развитии между детьми
одного возраста могут достигать
3–4 лет, говорят нейрофизиоло
ги. При естественном развитии и
отсутствии отклонений к 9-летне-
му возрасту лобная зона головно-
го мозга ребёнка во многом сфор-
мирована, и ребёнок уже готов к
полноценной обработке инфор-
мации.
Кроме того, исследования по-
казывают, что ключ к будущим
успехам в учёбе — это своевре-
менное эмоциональное разви-
тие, а именно умение выражать
словами свои эмоции, желания и
потребности, управление своим
эмоциональным состоянием, по-
нимание эмоций и мнений других
людей, умение делиться своим
мнением, строить отношения как
с мальчиками, так и с девочками
и при необходимости обращать-
ся к взрослым за помощью. Други-
ми словами, это навыки, научить-
ся которым помогут не прописи и
чтение поэм, а такие простые ве-
щи, как активное общение, игры
со сверстниками, творческие за-
нятия, подготовка проектов и об-
суждения с родителями эмоцио-
нальных открытий, встреченных
за день.
Пять техник, чтобы
запустить процесс
эмоционального
развития
Важно помнить, что усидчи-
вость, умение контролировать
свою волю и способность к само-
организации также приходят к де-
вяти годам. Поэтому занятия с ма-
ленькими детьми лучше делать
короткими и в игровой форме.
1. Если вы хотите познакомить
ребёнка с новой темой или просто
желаете что-то с ним обсудить, на-
чните разговор с вопросов: «Что
ты об этом уже знаешь?», «Что бы
ты хотел об этом узнать?».
например, на вопрос: «Что ты
знаешь о Древнем мире?», воз-
можно, ребёнок ответит, что тогда
люди думали, что земля плоская и
держится на трёх слонах, которые,
в свою очередь, стояли на черепа-
хе. затем спросите его: «а что бы
ты ещё о нём хотел узнать?» Вот
тогда и прояснится его настоящий
интерес: «а аргонавты правда бы-
ли?» Мы переходим от педагоги-
ки знаний к педагогике смыслов.
ребёнку очень важно понимать
смысл, для чего ему нужна та или
иная информация.
2. Мир начинается с эмоций.
рассказывайте ребёнку о том, что
вы чувствуете, и спрашивайте о
его чувствах. Поводом для тако-
го разговора может стать любая
ситуация. Для общения с деть-
ми дошкольного возраста можно
использовать формулу: «Я чувст-
вую..., потому что ты...». например,
«Я расстроена, потому что ты не
собрал свои игрушки, как мы до-
говаривались».
3. Одна из самых интересных и
познавательных практик — семь
видов контента. Предложите ре-
бёнку изучить интересную тему с
семи сторон. например, в процес-
се изучения подводного мира каж-
дый день недели уделяйте одному
из занятий—чтение литературы о
морских обитателях, просмотр ин-
тересных познавательных филь-
мов, рисование и лепка рыб, со-
здание большого плаката с рыба-
ми, семейный поход в океанариум
и даже покупка настоящей золо-
той рыбки в домашний аквариум.
4. Игра «Мир роботов». Наблю
дая за работой людей в магазине,
поликлинике или школе, спроси-
те у ребёнка: «а если это действие
будет выполнять робот, как тогда
изменится эта профессия? Как из-
менится этот магазин, школа или
поликлиника?»
5. игра «Соедини три слова».
Возьмите наугад три любых сло-
ва и предложите ребёнку соста-
вить ситуацию, которую все эти
три слова можно описать в одном
предложении. например, «гусь»,
«куст», «машина». Получится: «Ког-
да проехала машина, гусь спря-
тался за куст». Эта отличная игра
на развитие вариативного мыш-
ления украсит вашу прогулку в
парке или посиделки дома в хо-
лодное зимнее время.
Счастье и здоровье ребёнка—
это главные ценности для каждо-
го родителя. но в погоне за гени-
альностью мы легко можем ото-
брать у них и здоровье, и ощуще-
ние счастья, заменяя их стрессом
и нервозностью.
Вчера моя 4летняя Вита сама
открыла любимую книжку и пере-
сказала знакомый текст. Это она
так читает. В ответ на вопрос, хо-
чет ли она выучить буквы, чтобы
прочитать следующую книжку про
любимых героев, я услышала уве-
ренное «Да».
Виктория Шиманская, психо-
лог, автор методики развития эмо-
ционального интеллекта у детей
https://www.forbes.ru
Н
ужно следить, чтобы ребё-
нок верил себе, не считать
себя постоянно правым.
родитель должен быть не
столько образованным (образо-
вание часто даже портит), сколь-
ко мудрым. Мудрый процесс—ты
организуешь жизнь ребёнка, а ин-
дикатор — доверяет ли он тебе.
не жить за ребёнка. ни за не-
го, ни ради него. отпускать и отпу-
скать… Тревога матери: «Как же
он там, бедный?» — это вы о себе
безпокоитесь.
расскажу такую историю. ребё-
нок начал ходить в школу рядом
с домом, но мать всё равно очень
безпокоилась и просила его зво-
нить сразу по приходу в школу.
Тогда сотовых телефонов не было,
нужно было звонить из автомата. и
вот он сначала звонил, а потом пе-
рестал. родители просто встали на
голову: «ну почему ты опять не по-
звонил?» — «Я забыл». и снова за-
был, не было монетки и т.д. а потом
до матери «дошло», и она сказа-
ла: «Петя, тебе стыдно мне звонить
каждый раз, потому что там твои
одноклассники, и они смеются, ду-
мают, что ты маменькин сынок?»
Сын подтвердил. и тогда она ска-
зала: «Я хочу извиниться перед то-
бой. Я просила тебя звонить не по-
тому, что безпокоилась о тебе, ты
уже большой и можешь побезпо-
коиться, как рыцарь, обо мне!» Та-
ким образом, она поставила его на
некий пьедестал взрослого маль-
чика. С тех пор он никогда не забы-
вал звонить, проникся ответствен-
ностью. Вот это был сильный ход.
Как выстраивать отношения с
родителями, которые продолжа-
ют контролировать давно взро-
слых детей?
Взрослым, которые подверг-
лись такому воспитанию, направ-
ленному именно на съедание их
личности, живётся непросто. Ду-
шили ребёнка всё детство, всю
юность — и вот теперь ему, на-
пример, 35 лет. Что мешает ска
зать матери «нет» уже взросло-
му? Это очень глубокий страх дет-
ства: «мама меня перестанет лю-
бить», а потом он перерождается
в страх «у мамы будет сердечный
приступ».
и мамы на этом ловят взро-
слых детей. Сначала страх, потом
страх за её здоровье, потом чувст-
во ответственности и вины: «Если
сейчас её брошу, я буду эгоист.
не хочу быть эгоистом». и в голо-
ву приходит много других тормо-
зящих соображений. Такой чело-
век нуждается в беседе с тем, кто
отзовётся на все его страхи и по-
старается расширить круг его со-
знания. Это как узлы, которые на-
до размягчить и растянуть, чтобы
там начала циркулировать более
свободно энергия мысли, ценно-
стей и ответственности.
Можно беседу с мамой постро-
ить на признании её заслуг: «Ты
для меня очень много сделала! Ты
так хорошо обо мне заботилась,
что я теперь знаю, как заботиться
о себе. Хочу тебе сказать, и я пола-
гаюсь на твоё понимание, может
быть, даже молю, как маленький
ребёнок, что мне нужно начать хо-
дить свободно!»
а если не получается объяс-
нить, собрать всю свою энергию
и отселиться физически, обяза-
тельно куда угодно — на съёмную
квартиру, в другой город, к дру-
гу… заключить с мамой контракт:
«Я буду счастлив тебе регулярно
звонить и благодарить тебя за то,
что ты мне дала эту свободу».
надо обязательно найти поло-
жительные слова, превратить эту
«материнскую хватку» в позитив.
не воевать с мамой, не давать бой,
не ругаться, не обвинять: «Ты ме-
ня задушила». У мамы есть только
понятие «забота» и её страхи. нуж-
но её убеждать, что она уже научи-
ла видеть опасности и справлять-
ся с ними.
Тому, кто до сих пор находится
под материнским контролем, нуж-
но посоветовать испытать момен-
ты, когда чувствуешь глотки свобо-
ды. а потом такие моменты расши-
рять. интересно, но мамы чувству-
ют, когда уже безполезно давить, и
тогда шантаж прекращается.
Между прочим, когда «ребё-
нок» начинает распрямлять спи-
ну и становиться свободным, мать
начинает его больше уважать!
Юлия ГиППЕнрЕЙТЕр,
психолог, автор серии книг
«Общаться с ребёнком: как?»
Как не совершить ошибку в воспитании