Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 9 (182), сентябрь 2019 г.
мировоззрение
Вера
При поверхностном рассмот­
рении этого способа ненаучного
познания можно заметить, что он
стоит как бы особняком от других
способов познания. В этой связи
первое, что обращает на себя вни-
мание, — то, что вера, в отличие
от других способов познания, име-
ет особое отношение к истине. На-
пример, если наука со всеми свои-
ми методами и способами позна-
ния не претендует или деклари-
рует, что не претендует на облада-
ние истиной, а лишь направлена
на её поиск, то вера, если её рас-
сматривать как способ познания,
позиционирует себя как наиболее
верный источник получения зна-
ний. По данному поводу возника-
ет даже некоторое ощущение при-
сутствия тоталитарного субъекти-
визма, которым вера пронизана
от начала до конца, что для спосо-
бов познания выглядит, мягко го-
воря, подозрительно и довольно
странно. Стоит отметить, что в та-
кой подозрительности нет ниче-
го удивительного. Чёткое понима-
ние этого вопроса крайне важно
по той причине, что субъективизм
несёт в себе риск ошибочности
наших представлений, посколь-
ку не всегда соответствует истине,
которая объективна.
Особую наглядность отноше-
ния веры к истине можно усмот­
реть в сфере религии. Так, утвер-
ждения, которые берутся на во-
оружение верой, в любой рели-
гии признаются непререкаемыми
истинами, и вера в них делает не-
нужной чувственнуюи рациональ-
ную проверку. Если веру рассма-
тривать как способ познания, то
обращает на себя внимание ещё и
то, что такой способ познания яв-
ляется, пожалуй, самым распро-
странённым. Ведь если присмо-
треться к тому, что нас окружает,
то можно обнаружить, что он при-
меняется так часто, что по сравне-
нию с ним остроумие, интуиция и
все остальные способы ненаучно-
го познания настолько редкие яв-
ления, что их можно записывать
в Красную книгу способов позна-
ния. В доказательство такого вы-
вода можно привести факты мас-
сового применения веры в быту, в
искусстве, религии, в педагогиче-
ской деятельности, которая, кро-
ме всего прочего, тесно связана
с научной деятельностью. Так, на
лекциях студенты слушают лек-
тора и таким образом «приобре-
тают новые знания». Через веру
приобретают новые знания дети,
которые, как правило, верят все-
му тому, что им говорят взрослые.
С оговорками можно даже заклю-
чить, что вера применяется и в на-
Немного о способах
ненаучного познания
На сегодняшний день есть мнение о том, что в зависимости от применяемых методов и спосо-
бов познания окружающей действительности познание может быть научным и ненаучным. Несмо-
тря на наличие отличий научного и ненаучного познания, оба этих вида познаний дополняют друг
друга и абсолютно изолированно друг от друга существовать не могут, с чем спорить едва ли воз-
можно. Уже сейчас трудно вообразить современную науку без народной мудрости, музыки, живо-
писи, поэзии. Ведь насколько многогранно мироздание, настолько разнообразны и способы его
познания. Более того, наглядным примером связи научного и ненаучного познания может служить
и то, что научное познание порою использует ненаучные способы познания, накопленные челове-
чеством для обоснования новых теорий, научных методов. Например, не признанная наукой астро-
логия дала науке много знаний о небесных объектах, что в результате способствовало появлению
астрономии. То же самое можно сказать и об алхимии, которая способствовала появлению химии.
Несмотря на то, что ненаучные способы познания наука не признаёт даже сейчас, в начале XXI
века, большинство людей черпают много данных о мире отнюдь не из научных трактатов. Кроме то-
го, многие ненаучные способы познания плохо изучены и представляют интерес не только для обы­
вателя, но и для науки. Поэтому хотелось бы рассмотреть такие способы познания более детально,
ведь, вне всякого сомнения, такие способы достойны особого внимания.
В литературе часто выделяют такие способы ненаучного познания, как интуиция, остроумие,
вера и мистическое озарение. В данной статье хотелось бы поразмышлять о сути и обоснованнос-
ти выделения в способы познания таких кандидатов, как вера и мистическое озарение.
учной деятельности, несмотря на
то, что наукой такой способ позна-
ния научным вовсе не признаёт-
ся. Например, для учёных мужей
всегда было важно мнение науч-
ных авторитетов, которым многие
из научного сообщества верили и
продолжают верить.
Изложенное заставляет вни-
мательного человека обратить
внимание на некую диспропор-
цию в применении людьми от-
дельных способов познания. Как
и в вопросе об отношении веры к
истине, такие обстоятельства вы-
зывают все большие подозрения
в обоснованности выделения ве-
ры как способа познания. При де-
тальном же рассмотрении вопро-
са можно прийти к выводу о том,
что вера вообще не может назы-
ваться способом познания, по-
скольку представляет собой убе-
ждённость человека в верности
той или иной информации. Но
начнем всё по порядку, а имен-
но с того, что из себя, собствен-
но, представляет сам способ как
таковой.
Итак, под способом понима-
ют совокупность и порядок дей-
ствий, используемых для решения
какой-либо задачи. Соответствен-
но способ познания можно опре-
делить как совокупность и поря-
док действий, используемых для
приобретения знаний о конкрет-
ном явлении или закономерности
реальной действительности. Учи-
тывая, что в вере как способе по-
знания мы не наблюдаем какого-
либо порядка действий, едва ли
веру можно признать способом
познания. Не в пользу того, что ве-
ра является способом познания, и
тот факт, что вера не может поро-
ждать знаний, поскольку она при-
менима только к уже имеющейся
у человека информации.
Необоснованность вывода о
том, что вера есть способ позна-
ния, более наглядно можно об-
наружить, если понимать зна-
ние в узком смысле этого слова.
Ведь знание в таком смысле, по
мнению некоторых авторов, есть
обладание проверенной инфор-
мацией, позволяющей решать по-
ставленную задачу. Сама по се-
бе какая-либо проверка знаний
и вера — категории несовмести-
мые, поскольку вера не опирается
на какие-либо подтверждения. Та-
ким образом, вера не может быть
«источником» проверенных зна-
ний, поскольку такие знания тре-
буют от человека проверки своей
обоснованности. И если чувства
человека иногда определяют как
отношение человека к своим эмо-
циям, то веру можно определить
как отношение человека к полу-
ченной им информации, но ни в
коем случае вера не может высту-
пать «источником» проверенных
знаний.
Другим примером, позволя-
ющим обнаружить несостоятель-
ность веры как способа познания,
является раскрытие цели позна-
ния, ведь целью познания являет-
ся получение достоверных знаний
об исследуемых предметах, явле-
ниях, о мире в целом. Посредст-
вом веры, ввиду неразберихи с
этим понятием, в общество вбра-
сывается масса неподтверждён-
ной информации. Удивительно, но
для многих людей знания, полу-
ченные посредством такого «спо-
соба познания», являются более
весомыми, чем, например, зна-
ния, полученные даже при помо-
щи общеизвестных методов по-
знания. Сама по себе вера возвы-
шает себя над интеллектом и по-
тому во многом является уязвимо-
стью человека, поскольку при по-
мощи веры легче всего манипули-
ровать сознанием как отдельных
людей, так и огромных масс.
Вывод о том, что вера может
нести в себе ряд препятствий на
пути к познанию объективной ре-
альности, очевиден. Однако ве-
ра несёт в себе и благо для лю-
дей. Например, вера может быть
весьма полезна тогда, когда чело-
век выбирает из источников по-
лучения информации тот источ-
ник, который в прошлом уже был
проверен отдельными способа-
ми познания и доказал свою обо-
снованность. Другими словами,
вера позволяет экономить время
и концентрировать внимание на
тех источниках, которые показа-
ли свою состоятельность. И нао-
борот: вряд ли стоит пользовать-
ся источником информации, кото-
рый многократно себя дискреди-
тировал в глазах вдумчивого че-
ловека. Например, представляет-
ся нецелесообразным читать оче-
редную книгу автора, который в
других прочтённых книгах систе-
матически допускал массу логи-
ческих ошибок в своих выводах и
пренебрегал фактами. Кроме то-
го, вера помогает человеку спра-
виться с жизненными сложностя-
ми, когда человеку требуется не-
который толчок к действию.
Резюмируя сказанное, можно
сказать, что вера вплетена в са-
му природу человека, естествен-
на для него, но не может рассма-
триваться как способ познания и
должна быть задействована в ка-
ждом конкретном случае с умом.
Олег Радмиров
г. Иркутск
«Катарсис» (Очищение),
№ 27, август 2019 г.
Окончание в следующем
номере «РЗ».
В
XII веке проповедник Ки-
рилл Туровский грозил
посмерт­ными муками тем,
кто «ворожит, гудит в гу-
сли, сказывает сказки».
В требнике XVI века среди во-
просов на исповеди есть такие:
«Не пел ли яси песней бесовских?
Не играл ли яси в гусли?»
Во время Алексея Михайло-
вича Романова гусли изымались
и сжигались возами.
Это явление имеет ту же при-
чину, почему вот уже 70 лет в
Америке запрещена балалайка
(запрет был до 2010 года, но 2 ок-
тября 2010 года президент США
Барак Обама продлил запрет на
продажу балалаек в США до 2020
года). Там говорят: «Балалайка
воплощает характер русского на-
рода, с его возможностью пере-
ключения от печали к счастью с
лёгкостью».
Гусли и балалайка будят рус-
ские души от крепкого сна, от
забвения. И услышав их, захочет-
ся пуститься в пляс. Русские так
жили, плясали всё время, и лишь
на Руси пляска впрясядку была
всегда популярной и отличала
именно народ Руси от всех дру-
гих народов.
Но не выгодно было силам
тёмным, чтобы народ Руси обла-
дал своею силою, своими исклю-
чительными возможностями, по-
этому-то и делалось всё для то-
го, чтобы стали засыпать русичи,
чтобы позабыли свою историю
великую, чтобы стали идти на по-
воду у куклачей заморских и пе-
рестали слышать свою душу.
В песнях и плясках жили на-
ши предки, в движении вечном,
в радости и веселье. Попробуй-
те послушать сейчас звучание ба-
лалайки, гуслей или гармошки—
да НАСТРОЕНИЕ СРАЗУ ЖЕ ПОД-
НИМАЕТСЯ, улыбка на лице по-
является и ноги сами в пляс идут.
А это значит, что уходят уныние,
печаль и грусть, проблемы ре-
шаются проще, задор и радость
в глазах появляются, счастливее
человек становится! И именно
в этом предназначение этих ин-
струментов.
Гусли, балалайка да гармош-
ка — исконно русские музыкаль-
ные инструменты. Не забудем об
этом!
Виталий Сундаков,
первый профессиональный
российский путешественник-
исследователь
Почему уничтожались гусли на Руси
И почему в Америке запрещена балалайка
Балалаечник-виртуоз
Алек-
сейАрхиповский
—один из нем-
ногих музыкантов, которого по
праву можно назвать лучшим
балалаечником страны (если да-
же не планеты). Его аранжиров-
ки отличаются техникой и глу-
биной мысли, далёкой от обще-
принятого стандарта «народ-
ника». Его мастерство захваты-
вает дух, его звук всеобъемлющ,
музыкальная выразительность
вызывает «мурашки по коже».