• 23
«Родовая Земля»
№ 10 (183), октябрь 2019 г.
осознанное роДИТеЛьсТВо
В
ысокочувствительность у
ребёнка — это не изъян
и не диагноз. Это особен
ность, которую можно и
нужно ценить.
Моя маленькая дочь поднима
ет цунами и дерётся изза техники
очистки мандарина, а через три–
пять минут обнимает меня с такой
силой, что трещат рёбра. старшая
предпочитает ездить в трамваях,
потому что запах в машинах ей не
подходит.
Младшая радостно показыва
ет прохожим игрушку, но если с
ней заговорят в ответ, будет пани
ковать и в ужасе лезть мне на го
лову. старшая в ответ на компли
мент или замечание от посторон
него делает покерфейс (отсутст
вие эмоций), но помнит сказанное
дословно спустя полгода.
Младшая сто пятьдесят раз
просыпается ночью без видимых
причин, чтобы именно я или папа
положили её в кровать и полежа
ли рядом пару минут.
старшая долго переварива
ет вопросы и просьбы, как будто
поднимается на поверхность из
глубокого нырка, а потом делает
всё быстро и отвечает чётко.
Всё это иногда утомляет, раз
дражает и злит. но я сама ничем
не лучше со своей коллекцией
странностей и не знаю людей без
них. Мы в семье стараемся друг
друга слышать и понимать, живём
не на радуге, но у её подножия.
словом, справляемся.
Тем не менее около года ло
вила себя на чувстве, будто упу
скаю нечто важное с детьми. ста
тьи и книги про воспитание надо
ели. Было время, когда по необхо
димости читала только их, а потом
стала сознательно избегать — по
лучала мало пользы.
ответ пришёл, когда прочла
«взрослую» статью о высокочув
ствительных людях. оказалось,
что мы с дочками из этой команды
вместе с 15–20% населения зем
ли.
Как понять
Высокая чувствительность —
врождённая особенность, кото
рая делает нервную систему чело
века крайне восприимчивой к фи
зической и эмоциональной среде
обитания. Такой уровень чувстви
тельности наблюдается примерно
у 20% людей и почти у всех живот
ных.
Это не изъян, не синдром и не
состояние, это не проходит и не
нуждается в коррекции или лече
нии.
Высокая
чувствительность
проявляется множеством комби
наций у взрослых и детей с раз
ным темпераментом, характером
и укладом жизни. В своей книге
«Чувствительный ребёнок» док
тор Элейн Эйрон пишет: «…не
которые из ВЧД (высокочувст
вительных детей) бывают слож
ными: активными, эмоциональ
но сильными, требовательными и
упрямыми, тогда как другие из них
—тихони, обращённые внутрь се
бя и к тому же слишком лёгкие на
подъём, но только не в том слу
чае, когда им надо присоединить
ся к группе детей, где они нико
го не знают. И открытые, и суетли
вые, и сдержанные, и послушные,
все высокочувствительные де
ти крайне чувствительны к своей
среде обитания, эмоциональной и
физической».
Частые пробуждения моей
2,5летней дочери, её внезапное
недовольство по поводу конкрет
ной музыки, игрушек, песенок или
одежды, внимание к мелочам, ко
торых не замечают другие, бур
ная реакция на незнакомых лю
Высокочувствительный
ребёнок
дей, прекрасная зрительная и ау
диопамять, частые истерики —
всё признаки высокой чувстви
тельности. У пятилетней старшей
это медлительность, вдумчивость,
склонность к анализу, любопыт
ство, способность запоминать де
тали и замечать изменения в се
бе и окружающих, страсть зада
вать удивительные вопросы, силь
ная радость и глубокая опечален
ность чемто, неуёмная фантазия,
частые уходы «в себя». они обе
плохо переносят большие скопле
ния людей, часто действуют им
пульсивно и напролом.
Психолог Мария Гроховская
отмечает, что высокочувствитель
ные дети дольше созревают в пла
не самоконтроля и владения эмо
циями: «Это напрямую сказывает
ся на готовности к школе. разви
тие префронтальной зоны коры
головного мозга, которая отвеча
ет за самоконтроль, управление
эмоциями, интеграцию мыслей и
чувств у детей обычно происхо
дит к 5–7 годам, а у высокочувст
вительных — к 7–9 годам».
Понять, что с детьми и со мной
всё в порядке, что я не ужасная
нервная мать, которая растит
странных и нервных детей, было
безценно. Когда стало ясно, что их
заморочки и капризы в большин
стве случаев — не безоснователь
ные потребности, мы всей семьёй
ещё немного придвинулись к ра
дуге.
Что делать
Психолог Мария Гроховская
сравнила восприятие у высоко
чувствительных детей с ситеч
ком с крупными ячейками: «если
бросить в такое ситечко горсть
песка, он почти весь сразу прой
дёт сквозь него. В то же время у
других детей ячейки восприятия
мельче, и половина «песка» за
держится».
«Ведёрко» восприятия у высо
кочувствительных детей перепол
няется довольно быстро. Тогда им
сложно справиться.
со мной периодически проис
ходит то же самое, и тогда стано
вится сложно нести три ведра с
песком. зато я живо представляю,
как чувствуют себя мои дети, и это
помогает находить решения.
В книгах и статьях о высоко
чувствительных детях встреча
ются списки практических сове
тов по взаимодействию и облег
чению жизни, похожие рекомен
дации мне дала и Мария Грохов
ская. Эти советы применимы к лю
бым детям, потому что основаны
на внимательности, терпении, за
боте и сочувствии.
• Воспринимать высокую чув-
ствительность как дар.
развитая интуиция, проница
тельность, воображение, чуткость
— отличительные черты высоко
чувствительных личностей. Воз
можно, в семье растёт изобрета
тель и визионер, а со спиральной
очисткой апельсинов можно сми
риться.
• Учить ребёнка радоваться
высокой чувствительности.
В процессе взросления эта
особенность может мешать и раз
дражать. Важно показывать детям
сильные стороны этого явления,
учить принимать и любить себя.
• Помнить о степени чувст-
вительности ребёнка (и каждого
члена семьи).
Учитывать её при планирова
нии дня, активностей, жизни. не
загромождать время с утра до но
чи безпрерывной деятельностью.
обязательно учитывать время на
отдых, уединение, быть готовы
ми отказаться от какихто планов,
если ребёнок устал.
• Избегать толпы и больших
скоплений людей.
Большинство высокочувстви
тельных людей боятся или чувст
вуют дискомфорт в таких местах,
особенно если присутствуют яр
кое освещение или громкие зву
ки. Я стараюсь не брать детей в су
пермаркеты. При этом небольшие
магазины и уютные кафе им нра
вятся и не утомляют.
• Стараться чаще бывать на
природе, если живёте в городе.
Даже после прогулки в боль
шом парке мои дети притихшие и
довольные не только от кислоро
да, но и от звуков, запахов и так
тильного опыта, недоступного на
площадке и дома.
• Знать пути отхода и скорой
помощи, если «начинается» (вкус
ное, любимая песенка, массаж).
Мария Гроховская напомина
ет, что в семейных отношениях
ведущим должен быть взрослый:
«он должен быть понастояще
му взрослым, зрелым — не пере
кладывать на ребёнка вину и от
ветственность, помнить, что ре
бёнок до определённого возраста
(лет до 5–8) никогда не капризни
чает просто так и не делает назло,
у плохого поведения всегда есть
причина, задача взрослого — её
увидеть, понять и устранить».
• Быть с ребёнком партнёрами
и не винить себя за провалы.
Высокочувствительные дети
не воспринимают крик, суровую
дисциплину и наказания. если я
срываюсь и пытаюсь давить, по
лучаю сопротивление силы Фран
цузской революции. сто тысяч раз
проверено: лучше подышать, по
пить водички и договориться. По
просить прощения за крик и не
ожиданно услышать: «И ты про
сти!».
• Чаще играть с ребёнком.
Чем больше и качественнее
времени вы проводите вместе,
тем легче будет ребёнку справ
ляться со своими бурями. Это на
блюдают психологи, наблюдаю я
сама. за дни, когда у меня нет вре
мени толком пообщаться с деть
ми, они устают и ссорятся больше.
• Предоставлять выбор.
Высокочувствительным детям
не нужно полное отсутствие дис
циплины. напротив, им необхо
дима рутина, но при этом и свобо
да выбирать то, что они способны
по возрасту. Перед занятиями мо
гу сказать старшей дочке: «немед
ленно собирайся, мы опаздыва
ем!» — и получить медузу на бе
регу. а могу сказать: «Ты сегодня
хочешь пойти на занятия? Чтобы
успеть, тебе лучше самой одеть
ся, а я соберу рюкзак» — и полу
чить одетого ребёнка. Или хотя бы
благосклонного ленивца, которо
го можно одеть.
Саша ПАИС
https://ponaroshku.ru
П
ытаюсь встроиться в ритм
рабочего года, но дело идёт
со скрипом— слишком ма
нят разнообразные иллюзии сво
боды за окном. но сейчас вот отза
нимался с ученицейпятиклассни
цей, сижу впечатлённый и немно
го напуганный.
В наших культурологических
беседах мы дошли до греческих
мифов, и я расслабился: тему люб
лю, знаю и каждый раз вызываю
у детей интерес. И вот мы начали
обсуждать с девочкой основные
греческие мифы... и оказалось, что
она знает все. Я настроился рас
сказывать сказку о зевсе, его от
це, войне с титанами, милые исто
рии из жизни греческих богов, но
не на того напал. Девочка знала
про зевса всё, на упоминание ро
га Изобилия рассказала, что зна
ет, как звали козу, выкормившую
зевса (амальфея), а потом вообще
рассказала мне про куретов, сту
чащих в щиты, чтобы заглушить
плач зевсамладенца.
«Ладно», — подумал я. И стали
обсуждать остальных греческих
богов. Девочка серьёзно слушала
и открывала рот, только чтобы в
очередной раз показать, как силь
но я себя переоцениваю. Когда
она начала перечислять мне про
звища афины, я понял, что имею
дело с самим собой в школе. И,
друзья мои, я был невыносим.
Я понял, что общими мазка
ми ребёнка уже не впечатлить,
и спросил, что ей нравится в ан
тичной Греции. И девочка нача
ла рассказывать мне про Эсхила.
обсудил с ней греческий театр и
выложил последний козырь — в
возрасте ученицы я как раз читал
аристофана, чем тайно гордил
ся всю жизнь. с тяжёлым сердцем
спрашивал её, читала ли она «Ля
гушки»; ответь она «да», мне оста
лось бы только потерянно хихик
нуть. но девочка поджала губы и
сказала, что имя слышала, но не
читала, поэтому скинул ей пьесу.
К концу занятия я был так впе
чатлён, что начал совершенно
безсовестно ребёнка хвалить. И
опять та же ужасная черта ребён
какнигочея — она просто смо
трела на меня и слушала.
— Это комплимент, — осто
рожно сказал я.
— спасибо, мне очень прият
но, — ровно ответила ученица. —
К следующему занятию я прочту
пьесу.
сейчас роюсь в книжных пол
ках. У меня неделя, прежде чем
мы с ребёнком окажемся на рав
ных.
незаслуженный учитель рос
сии
https://vk.com/mir.detey
Любо
знательность