Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 10 (183), октябрь 2019 г.
осознанное роДИТеЛьсТВо
В
ысокочувствительность у
ребёнка — это не изъян
и не диагноз. Это особен­
ность, которую можно и
нужно ценить.
Моя маленькая дочь поднима­
ет цунами и дерётся из­за техники
очистки мандарина, а через три–
пять минут обнимает меня с такой
силой, что трещат рёбра. старшая
предпочитает ездить в трамваях,
потому что запах в машинах ей не
подходит.
Младшая радостно показыва­
ет прохожим игрушку, но если с
ней заговорят в ответ, будет пани­
ковать и в ужасе лезть мне на го­
лову. старшая в ответ на компли­
мент или замечание от посторон­
него делает покерфейс (отсутст­
вие эмоций), но помнит сказанное
дословно спустя полгода.
Младшая сто пятьдесят раз
просыпается ночью без видимых
причин, чтобы именно я или папа
положили её в кровать и полежа­
ли рядом пару минут.
старшая долго переварива­
ет вопросы и просьбы, как будто
поднимается на поверхность из
глубокого нырка, а потом делает
всё быстро и отвечает чётко.
Всё это иногда утомляет, раз­
дражает и злит. но я сама ничем
не лучше со своей коллекцией
странностей и не знаю людей без
них. Мы в семье стараемся друг
друга слышать и понимать, живём
не на радуге, но у её подножия.
словом, справляемся.
Тем не менее около года ло­
вила себя на чувстве, будто упу­
скаю нечто важное с детьми. ста­
тьи и книги про воспитание надо­
ели. Было время, когда по необхо­
димости читала только их, а потом
стала сознательно избегать — по­
лучала мало пользы.
ответ пришёл, когда прочла
«взрослую» статью о высокочув­
ствительных людях. оказалось,
что мы с дочками из этой команды
вместе с 15–20% населения зем­
ли.
Как понять
Высокая чувствительность —
врождённая особенность, кото­
рая делает нервную систему чело­
века крайне восприимчивой к фи­
зической и эмоциональной среде
обитания. Такой уровень чувстви­
тельности наблюдается примерно
у 20% людей и почти у всех живот­
ных.
Это не изъян, не синдром и не
состояние, это не проходит и не
нуждается в коррекции или лече­
нии.
Высокая
чувствительность
проявляется множеством комби­
наций у взрослых и детей с раз­
ным темпераментом, характером
и укладом жизни. В своей книге
«Чувствительный ребёнок» док­
тор Элейн Эйрон пишет: «…не­
которые из ВЧД (высокочувст­
вительных детей) бывают слож­
ными: активными, эмоциональ­
но сильными, требовательными и
упрямыми, тогда как другие из них
—тихони, обращённые внутрь се­
бя и к тому же слишком лёгкие на
подъём, но только не в том слу­
чае, когда им надо присоединить­
ся к группе детей, где они нико­
го не знают. И открытые, и суетли­
вые, и сдержанные, и послушные,
все высокочувствительные де­
ти крайне чувствительны к своей
среде обитания, эмоциональной и
физической».
Частые пробуждения моей
2,5­летней дочери, её внезапное
недовольство по поводу конкрет­
ной музыки, игрушек, песенок или
одежды, внимание к мелочам, ко­
торых не замечают другие, бур­
ная реакция на незнакомых лю­
Высокочувствительный
ребёнок
дей, прекрасная зрительная и ау­
диопамять, частые истерики —
всё признаки высокой чувстви­
тельности. У пятилетней старшей
это медлительность, вдумчивость,
склонность к анализу, любопыт­
ство, способность запоминать де­
тали и замечать изменения в се­
бе и окружающих, страсть зада­
вать удивительные вопросы, силь­
ная радость и глубокая опечален­
ность чем­то, неуёмная фантазия,
частые уходы «в себя». они обе
плохо переносят большие скопле­
ния людей, часто действуют им­
пульсивно и напролом.
Психолог Мария Гроховская
отмечает, что высокочувствитель­
ные дети дольше созревают в пла­
не самоконтроля и владения эмо­
циями: «Это напрямую сказывает­
ся на готовности к школе. разви­
тие префронтальной зоны коры
головного мозга, которая отвеча­
ет за самоконтроль, управление
эмоциями, интеграцию мыслей и
чувств у детей обычно происхо­
дит к 5–7 годам, а у высокочувст­
вительных — к 7–9 годам».
Понять, что с детьми и со мной
всё в порядке, что я не ужасная
нервная мать, которая растит
странных и нервных детей, было
безценно. Когда стало ясно, что их
заморочки и капризы в большин­
стве случаев — не безоснователь­
ные потребности, мы всей семьёй
ещё немного придвинулись к ра­
дуге.
Что делать
Психолог Мария Гроховская
сравнила восприятие у высоко­
чувствительных детей с ситеч­
ком с крупными ячейками: «если
бросить в такое ситечко горсть
песка, он почти весь сразу прой­
дёт сквозь него. В то же время у
других детей ячейки восприятия
мельче, и половина «песка» за­
держится».
«Ведёрко» восприятия у высо­
кочувствительных детей перепол­
няется довольно быстро. Тогда им
сложно справиться.
со мной периодически проис­
ходит то же самое, и тогда стано­
вится сложно нести три ведра с
песком. зато я живо представляю,
как чувствуют себя мои дети, и это
помогает находить решения.
В книгах и статьях о высоко­
чувствительных детях встреча­
ются списки практических сове­
тов по взаимодействию и облег­
чению жизни, похожие рекомен­
дации мне дала и Мария Грохов­
ская. Эти советы применимы к лю­
бым детям, потому что основаны
на внимательности, терпении, за­
боте и сочувствии.
• Воспринимать высокую чув-
ствительность как дар.
развитая интуиция, проница­
тельность, воображение, чуткость
— отличительные черты высоко­
чувствительных личностей. Воз­
можно, в семье растёт изобрета­
тель и визионер, а со спиральной
очисткой апельсинов можно сми­
риться.
• Учить ребёнка радоваться
высокой чувствительности.
В процессе взросления эта
особенность может мешать и раз­
дражать. Важно показывать детям
сильные стороны этого явления,
учить принимать и любить себя.
• Помнить о степени чувст-
вительности ребёнка (и каждого
члена семьи).
Учитывать её при планирова­
нии дня, активностей, жизни. не
загромождать время с утра до но­
чи безпрерывной деятельностью.
обязательно учитывать время на
отдых, уединение, быть готовы­
ми отказаться от каких­то планов,
если ребёнок устал.
• Избегать толпы и больших
скоплений людей.
Большинство высокочувстви­
тельных людей боятся или чувст­
вуют дискомфорт в таких местах,
особенно если присутствуют яр­
кое освещение или громкие зву­
ки. Я стараюсь не брать детей в су­
пермаркеты. При этом небольшие
магазины и уютные кафе им нра­
вятся и не утомляют.
• Стараться чаще бывать на
природе, если живёте в городе.
Даже после прогулки в боль­
шом парке мои дети притихшие и
довольные не только от кислоро­
да, но и от звуков, запахов и так­
тильного опыта, недоступного на
площадке и дома.
• Знать пути отхода и скорой
помощи, если «начинается» (вкус­
ное, любимая песенка, массаж).
Мария Гроховская напомина­
ет, что в семейных отношениях
ведущим должен быть взрослый:
«он должен быть по­настояще­
му взрослым, зрелым — не пере­
кладывать на ребёнка вину и от­
ветственность, помнить, что ре­
бёнок до определённого возраста
(лет до 5–8) никогда не капризни­
чает просто так и не делает назло,
у плохого поведения всегда есть
причина, задача взрослого — её
увидеть, понять и устранить».
• Быть с ребёнком партнёрами
и не винить себя за провалы.
Высокочувствительные дети
не воспринимают крик, суровую
дисциплину и наказания. если я
срываюсь и пытаюсь давить, по­
лучаю сопротивление силы Фран­
цузской революции. сто тысяч раз
проверено: лучше подышать, по­
пить водички и договориться. По­
просить прощения за крик и не­
ожиданно услышать: «И ты про­
сти!».
• Чаще играть с ребёнком.
Чем больше и качественнее
времени вы проводите вместе,
тем легче будет ребёнку справ­
ляться со своими бурями. Это на­
блюдают психологи, наблюдаю я
сама. за дни, когда у меня нет вре­
мени толком пообщаться с деть­
ми, они устают и ссорятся больше.
• Предоставлять выбор.
Высокочувствительным детям
не нужно полное отсутствие дис­
циплины. напротив, им необхо­
дима рутина, но при этом и свобо­
да выбирать то, что они способны
по возрасту. Перед занятиями мо­
гу сказать старшей дочке: «немед­
ленно собирайся, мы опаздыва­
ем!» — и получить медузу на бе­
регу. а могу сказать: «Ты сегодня
хочешь пойти на занятия? Чтобы
успеть, тебе лучше самой одеть­
ся, а я соберу рюкзак» — и полу­
чить одетого ребёнка. Или хотя бы
благосклонного ленивца, которо­
го можно одеть.
Саша ПАИС
https://ponaroshku.ru
П
ытаюсь встроиться в ритм
рабочего года, но дело идёт
со скрипом— слишком ма­
нят разнообразные иллюзии сво­
боды за окном. но сейчас вот отза­
нимался с ученицей­пятиклассни­
цей, сижу впечатлённый и немно­
го напуганный.
В наших культурологических
беседах мы дошли до греческих
мифов, и я расслабился: тему люб­
лю, знаю и каждый раз вызываю
у детей интерес. И вот мы начали
обсуждать с девочкой основные
греческие мифы... и оказалось, что
она знает все. Я настроился рас­
сказывать сказку о зевсе, его от­
це, войне с титанами, милые исто­
рии из жизни греческих богов, но
не на того напал. Девочка знала
про зевса всё, на упоминание ро­
га Изобилия рассказала, что зна­
ет, как звали козу, выкормившую
зевса (амальфея), а потом вообще
рассказала мне про куретов, сту­
чащих в щиты, чтобы заглушить
плач зевса­младенца.
«Ладно», — подумал я. И стали
обсуждать остальных греческих
богов. Девочка серьёзно слушала
и открывала рот, только чтобы в
очередной раз показать, как силь­
но я себя переоцениваю. Когда
она начала перечислять мне про­
звища афины, я понял, что имею
дело с самим собой в школе. И,
друзья мои, я был невыносим.
Я понял, что общими мазка­
ми ребёнка уже не впечатлить,
и спросил, что ей нравится в ан­
тичной Греции. И девочка нача­
ла рассказывать мне про Эсхила.
обсудил с ней греческий театр и
выложил последний козырь — в
возрасте ученицы я как раз читал
аристофана, чем тайно гордил­
ся всю жизнь. с тяжёлым сердцем
спрашивал её, читала ли она «Ля­
гушки»; ответь она «да», мне оста­
лось бы только потерянно хихик­
нуть. но девочка поджала губы и
сказала, что имя слышала, но не
читала, поэтому скинул ей пьесу.
К концу занятия я был так впе­
чатлён, что начал совершенно
безсовестно ребёнка хвалить. И
опять та же ужасная черта ребён­
ка­книгочея — она просто смо­
трела на меня и слушала.
— Это комплимент, — осто­
рожно сказал я.
— спасибо, мне очень прият­
но, — ровно ответила ученица. —
К следующему занятию я прочту
пьесу.
сейчас роюсь в книжных пол­
ках. У меня неделя, прежде чем
мы с ребёнком окажемся на рав­
ных.
незаслуженный учитель рос­
сии
https://vk.com/mir.detey
Любо
знательность