Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (183), октябрь 2019 г.
22 • осознанное родительство
Я
уверен, что сегодня главная
забота родителей должна
заключаться не в том, что­
бы их чадо ходило в школу и
хорошо там училось, а в том,
чтобы эта самая школа и учёба не
принесли ему вреда.
Услышьте в моём призыве не
голос консервативного священ­
ника, а голос человека, у которого
из восьми дипломов, приобретён­
ных после среднего образования,
три педагогических: педуниверси­
тет и две магистратуры— «Управ­
ление учебными заведениями» и
«Педагогика высшей школы».
Я сам одно время преподавал
педагогику магистрам. Кроме то­
го, и сейчас работаю профессором
и заведую кафедрой вуза. Поэтому
имею право сказать, что думаю по
поводу современной системы об­
разования.
Современное образование за­
было или, наверное, правильнее
сказать, «забило» осиновый кол
на всём лучшем, что было создано
педагогикой со времени её осно­
вания. Сегодня Антон Семенович
Макаренко — самый невостребо­
ванный учитель. Его нигде не ци­
тируют, на него не ссылаются, его
книги давно не издаются. Хотя за
рубежом его система — самая
вос­требованная.
Например, в Японии рабо­
ты Макаренко переиздают массо­
выми тиражами и считают обяза­
тельной литературой для руково­
дителей предприятий. Практиче­
ски все фирмы строятся по лека­
лам трудовых колоний Макарен­
ко. Сегодня его наработки к нам
возвращаются в виде зарубеж­
ных методик «мозгового штур­
ма», «умения работать в коман­
де», «тим-билдинга», «повышения
мотивации сотрудника». Всё это
усердно изучают на всевозмож­
ных тренингах и семинарах, при­
том за немалые деньги. Но это для
элиты, вернёмся к средней школе.
Я не случайно начал статью с
основоположника современной
педагогики: всё, что происходит
сегодня в нашей педагогике, —
это анти-Макаренко. Первое, са­
мое важное, преступное разде­
ление — это разделение обра­
зования и воспитания. Вернее,
уничтожение воспитания в систе­
ме образования. Для А. Макарен­
ко на первом месте было воспи­
тание, и уже потом, как его след­
ствие, шло образование. Вот на­
вскидку лишь несколько цитат
Антона Семеновича.
«Если
мало
способностей,
то требовать отличную учёбу не
только безполезно, но и преступ­
но. Нельзя насильно заставить хо­
рошо учиться. Это может приве­
сти к трагическим последствиям».
Это то, что я бы написал большими
буквами на кабинете учительской,
чтобы каждый учитель это видел и
читал по нескольку раз в день.
«Научить человека быть счаст­
ливым — нельзя, но воспитать
его так, чтобы он был счастливым,
можно». И в самом деле, зачем мы
приобретаем знания? Не для того
ли, чтобы прожить полноценную
счастливую жизнь, или же для зна­
ний как таковых?
А вот ещё цитата, которая мне
особенно нравится: «Наше педа­
гогическое производство никогда
не строилось по технологической
логике, а всегда по логике мо­
ральной проповеди. Это особен­
но заметно в области собственно­
го воспитания… Почему в техни­
ческих вузах мы изучаем сопро­
тивление материалов, а в педаго­
гических не изучаем сопротивле­
ние личности, когда её начинают
воспитывать?»
Но кому сейчас нужно изучать
«сопротивление личности», и во­
обще кто из педагогов или роди­
телей этим занимается? Нужен ре­
зультат.
Система тестов в качестве из­
учения результатов успеваемости
— это что-то вроде ироничной
улыбки диавола.
Множество экспериментов до­
казали, что современное поколе­
ние детей тупеет. Притом дела­
ет оно это очень активно. Да, они
могут сдать на «отлично» тесты по
языку — например, отметить кре­
стиком, где какой падеж правиль­
но поставить. Их на это натрени­
ровали. Но если дать им несколь­
ко десятков слов и попросить со­
ставить из них рассказ, они этого
не смогут сделать. О чём это гово­
рит? О том, что наша школа заме­
нила мышление игрой в крестики-
нолики. То есть мозг учеников пе­
рестал быть гибким. Всё, что каса­
ется философии, искусства, лите­
ратуры, поэзии, постепенно ухо­
дит. Потому что это область мыш­
ления, а не зубрёжки.
После хорошей педагогиче­
ской школы, которая была в СССР
(можете бросать в меня камни, но
я не откажусь от этих слов: образо­
вание в СССР было одним из луч­
ших в мире для своего времени),
перестроечная школа стала выпу­
скать «поколение Pepsi», а пост­
перестроечная — «поколение
Google», а это ещё на ступеньку ни­
же. «Поколение Google» — это пе­
реходная стадия от человека ра­
зумного к человеку жующему.
Почему ухудшается память,
почему люди глупеют? А это, кста­
ти, уже научный факт. Да потому,
что человек не развивает память.
Раньше за знаниями была охота,
их надо было добывать. Когда я
учился в университете, для того,
чтобы что-то узнать и, соответст­
венно, получить зачёт или сдать
экзамен, нужно было по многу ча­
сов кряду просидеть в библиоте­
ке, перебрать горы карточек, за­
казать по ним десятки книг, про­
листать их, суметь выделить суть,
переписать от руки цитаты в кон­
спект, заучить. Вот это цена хоро­
шей оценки и полученных зна­
ний. Сегодня информация добы­
вается легко, достаточно тыкнуть
пальцем в тачскрин. И при этом
мало кого интересует, что она мо­
жет быть неправдивой. Наивно
думать, что Википедия даёт до­
стоверные данные. Следователь­
но, полученная информация не­
надёжна, хаотична и не способст­
вует развитию интеллектуальных
и аналитических способностей.
Какой практический совет
дать родителям в этой ситуации?
Учите детей читать. «Книги — это
переплетённые люди» (А. Мака­
ренко). Мозг, как и мышцы, нужно
тренировать. Он должен делать
тяжёлую для него работу. Если
мы будем лежать на диване ме­
сяц и не двигаться, то нам нужно
будет заново учиться ходить. Если
мы не будем читать, думать, раз­
мышлять, то превратимся в при­
митивную социальную человече­
скую стаю, что, собственно, и про­
исходит.
Конечно, тем, кто хочет быть
пастухом этой стаи, кто будет её
стричь и делать из неё котлеты,
выгодно, чтобы было именно так.
Тупой электорат лучше думаю­
щего, это давно известно. Он так
же выгоден и финансовым маг­
натам. Потому что тупой человек
с примитивным мышлением бу­
дет гоняться за брендовыми ве­
щами и видеть смысл своей жиз­
ни в безконечном украшении сво­
ей обёрт­ки. Он будет жить и рабо­
тать ради фантиков.
Учите детей читать не по план­
шету, а по печатным книгам, ко­
торые пахнут типографской крас­
кой, которые имеют вес, цвет и
запах. Хорошая художественная
книга развивает язык, фантазию.
Философское чтение — мышле­
ние. В противном случае пройдёт
немного времени, и творчество
А. Пушкина, Л. Костенко, А. Чехо­
ва и Л. Толстого станет для нас не­
понятной и сложной шумерской
клинописью.
Мир реальный в сознании на­
ших детей стал объединяться с ми­
ром виртуальным. А это новая и
не изученная до конца тенденция.
Мне рассказывал очевидец, как
девочка лет пяти-шести пыталась
большим и указательным пальца­
ми расширить «экран» витрины
магазина, на обратной стороне ко­
торой сидела какая-то муха.
Что здесь можно посовето­
вать? Если уж так необходимо по­
купать ребёнку планшет, то поку­
пайте его вместе с собакой. Только
делайте так, чтобы не вы, а ваш ре­
бёнок эту собаку выгуливал, дрес­
сировал, кормил и нянчил. Пу­
скай у него будут велосипед, мяч
и удочка. В общем, весь тот набор,
который нужен ребёнку для осво­
ения мира. Планшет для него —
больший враг, чем рогатка.
Нам уже должно быть стыд­
но и страшно за себя. В прошлом
были цивилизации значительно
более высокого интеллектуаль­
ного уровня, со значительно бо­
лее глубоким философским мыш­
лением. Мы уже намного ниже
уровня Древней Греции, Китая,
Индии. Мы неминуемо превра­
щаемся в примитивных абориге­
нов, только бусинки и стёклышки
у нас иначе называются и имеют
другой вид.
И ещё совет. Не гонитесь за не­
померными школьными требова­
ниями, которые загоняют ваше­
го ребёнка в тупик психологиче­
ского рабства, тревожности, ско­
лиоза и потерянного детства. Все
эти требования сочинили, по су­
ти, враги вашего ребёнка, не иди­
те у них на поводу. Защитите себя
и своих детей от тех-агрессии об­
разования. Я знаю семьи, которые
распределяют школьные задания
дочери по членам семьи. Дедуш­
ка отвечает за математику и физи­
ку, бабушка делает уроки по лите­
ратуре, папа, мама, тёти, дяди —
по другим дисциплинам. То, что
задают на трудах, вся семья дела­
ет вместе. Ребёнок не тянет все­
го этого. Вся семья еле справляет­
ся, зато учится дитя в престижной
школе. Кому это надо?
То, что писал Макаренко о
своём времени, нужно умножить
на 100 в нашем. Вот его цитата: «С
вершин «олимпийских» кабине­
тов не различают никаких дета­
лей и частей работы. Оттуда вид­
но только безбрежное море без­
ликого детства, а в самом кабине­
те стоит модель абстрактного ре­
бёнка, сделанная из самых лёгких
материалов: идей, печатной бума­
ги, маниловской мечты».
Главное, что есть у вашего ре­
бёнка, — это его безсмертная ду­
ша. Душа, которая должна рас­
крыться в этой жизни подобно
цветку, заиграть красками непов­
торимого индивидуального раз­
нообразия своей личности. К со­
жалению, современная школа
через стандартизацию, бездуш­
ность, отсутствие индивидуаль­
ного подхода и веры Богу убива­
ет этот процесс в самом его заро­
дыше. Постарайтесь сделать так,
чтобы школьное образование не
травмировало душу вашего ре­
бёнка, и постарайтесь создать все
условия для её роста, цветения и
плодоношения.
Протоиерей Игорь Рябко
https://azbyka.ru
Как не навредить школьнику
Почему ухудшается память, почему люди глупеют? Да пото-
му, что человек не развивает память. Раньше за знаниями бы-
ла охота, их надо было добывать. ...Нужно было по многу часов
кряду просидеть в библиотеке, заказать десятки книг, проли-
стать их, суметь выделить суть, заучить. Вот это цена хорошей
оценки и полученных знаний. Сегодня информация добывает-
ся легко, достаточно тыкнуть пальцем в тачскрин. ...Полученная
информация ненадёжна, хаотична и не способствует развитию
интеллектуальных и аналитических способностей.
Какой совет дать родителям? Учите детей читать... Мозг, как и
мышцы, нужно тренировать. Он должен делать тяжёлую для не-
го работу. Если мы не будем читать, думать, размышлять, то прев-
ратимся в примитивную человеческую стаю, что, собственно, и
происходит.