«Родовая Земля»
№ 10 (183), октябрь 2019 г.
22 • осознанное родительство
Я
уверен, что сегодня главная
забота родителей должна
заключаться не в том, что
бы их чадо ходило в школу и
хорошо там училось, а в том,
чтобы эта самая школа и учёба не
принесли ему вреда.
Услышьте в моём призыве не
голос консервативного священ
ника, а голос человека, у которого
из восьми дипломов, приобретён
ных после среднего образования,
три педагогических: педуниверси
тет и две магистратуры— «Управ
ление учебными заведениями» и
«Педагогика высшей школы».
Я сам одно время преподавал
педагогику магистрам. Кроме то
го, и сейчас работаю профессором
и заведую кафедрой вуза. Поэтому
имею право сказать, что думаю по
поводу современной системы об
разования.
Современное образование за
было или, наверное, правильнее
сказать, «забило» осиновый кол
на всём лучшем, что было создано
педагогикой со времени её осно
вания. Сегодня Антон Семенович
Макаренко — самый невостребо
ванный учитель. Его нигде не ци
тируют, на него не ссылаются, его
книги давно не издаются. Хотя за
рубежом его система — самая
востребованная.
Например, в Японии рабо
ты Макаренко переиздают массо
выми тиражами и считают обяза
тельной литературой для руково
дителей предприятий. Практиче
ски все фирмы строятся по лека
лам трудовых колоний Макарен
ко. Сегодня его наработки к нам
возвращаются в виде зарубеж
ных методик «мозгового штур
ма», «умения работать в коман
де», «тим-билдинга», «повышения
мотивации сотрудника». Всё это
усердно изучают на всевозмож
ных тренингах и семинарах, при
том за немалые деньги. Но это для
элиты, вернёмся к средней школе.
Я не случайно начал статью с
основоположника современной
педагогики: всё, что происходит
сегодня в нашей педагогике, —
это анти-Макаренко. Первое, са
мое важное, преступное разде
ление — это разделение обра
зования и воспитания. Вернее,
уничтожение воспитания в систе
ме образования. Для А. Макарен
ко на первом месте было воспи
тание, и уже потом, как его след
ствие, шло образование. Вот на
вскидку лишь несколько цитат
Антона Семеновича.
«Если
мало
способностей,
то требовать отличную учёбу не
только безполезно, но и преступ
но. Нельзя насильно заставить хо
рошо учиться. Это может приве
сти к трагическим последствиям».
Это то, что я бы написал большими
буквами на кабинете учительской,
чтобы каждый учитель это видел и
читал по нескольку раз в день.
«Научить человека быть счаст
ливым — нельзя, но воспитать
его так, чтобы он был счастливым,
можно». И в самом деле, зачем мы
приобретаем знания? Не для того
ли, чтобы прожить полноценную
счастливую жизнь, или же для зна
ний как таковых?
А вот ещё цитата, которая мне
особенно нравится: «Наше педа
гогическое производство никогда
не строилось по технологической
логике, а всегда по логике мо
ральной проповеди. Это особен
но заметно в области собственно
го воспитания… Почему в техни
ческих вузах мы изучаем сопро
тивление материалов, а в педаго
гических не изучаем сопротивле
ние личности, когда её начинают
воспитывать?»
Но кому сейчас нужно изучать
«сопротивление личности», и во
обще кто из педагогов или роди
телей этим занимается? Нужен ре
зультат.
Система тестов в качестве из
учения результатов успеваемости
— это что-то вроде ироничной
улыбки диавола.
Множество экспериментов до
казали, что современное поколе
ние детей тупеет. Притом дела
ет оно это очень активно. Да, они
могут сдать на «отлично» тесты по
языку — например, отметить кре
стиком, где какой падеж правиль
но поставить. Их на это натрени
ровали. Но если дать им несколь
ко десятков слов и попросить со
ставить из них рассказ, они этого
не смогут сделать. О чём это гово
рит? О том, что наша школа заме
нила мышление игрой в крестики-
нолики. То есть мозг учеников пе
рестал быть гибким. Всё, что каса
ется философии, искусства, лите
ратуры, поэзии, постепенно ухо
дит. Потому что это область мыш
ления, а не зубрёжки.
После хорошей педагогиче
ской школы, которая была в СССР
(можете бросать в меня камни, но
я не откажусь от этих слов: образо
вание в СССР было одним из луч
ших в мире для своего времени),
перестроечная школа стала выпу
скать «поколение Pepsi», а пост
перестроечная — «поколение
Google», а это ещё на ступеньку ни
же. «Поколение Google» — это пе
реходная стадия от человека ра
зумного к человеку жующему.
Почему ухудшается память,
почему люди глупеют? А это, кста
ти, уже научный факт. Да потому,
что человек не развивает память.
Раньше за знаниями была охота,
их надо было добывать. Когда я
учился в университете, для того,
чтобы что-то узнать и, соответст
венно, получить зачёт или сдать
экзамен, нужно было по многу ча
сов кряду просидеть в библиоте
ке, перебрать горы карточек, за
казать по ним десятки книг, про
листать их, суметь выделить суть,
переписать от руки цитаты в кон
спект, заучить. Вот это цена хоро
шей оценки и полученных зна
ний. Сегодня информация добы
вается легко, достаточно тыкнуть
пальцем в тачскрин. И при этом
мало кого интересует, что она мо
жет быть неправдивой. Наивно
думать, что Википедия даёт до
стоверные данные. Следователь
но, полученная информация не
надёжна, хаотична и не способст
вует развитию интеллектуальных
и аналитических способностей.
Какой практический совет
дать родителям в этой ситуации?
Учите детей читать. «Книги — это
переплетённые люди» (А. Мака
ренко). Мозг, как и мышцы, нужно
тренировать. Он должен делать
тяжёлую для него работу. Если
мы будем лежать на диване ме
сяц и не двигаться, то нам нужно
будет заново учиться ходить. Если
мы не будем читать, думать, раз
мышлять, то превратимся в при
митивную социальную человече
скую стаю, что, собственно, и про
исходит.
Конечно, тем, кто хочет быть
пастухом этой стаи, кто будет её
стричь и делать из неё котлеты,
выгодно, чтобы было именно так.
Тупой электорат лучше думаю
щего, это давно известно. Он так
же выгоден и финансовым маг
натам. Потому что тупой человек
с примитивным мышлением бу
дет гоняться за брендовыми ве
щами и видеть смысл своей жиз
ни в безконечном украшении сво
ей обёртки. Он будет жить и рабо
тать ради фантиков.
Учите детей читать не по план
шету, а по печатным книгам, ко
торые пахнут типографской крас
кой, которые имеют вес, цвет и
запах. Хорошая художественная
книга развивает язык, фантазию.
Философское чтение — мышле
ние. В противном случае пройдёт
немного времени, и творчество
А. Пушкина, Л. Костенко, А. Чехо
ва и Л. Толстого станет для нас не
понятной и сложной шумерской
клинописью.
Мир реальный в сознании на
ших детей стал объединяться с ми
ром виртуальным. А это новая и
не изученная до конца тенденция.
Мне рассказывал очевидец, как
девочка лет пяти-шести пыталась
большим и указательным пальца
ми расширить «экран» витрины
магазина, на обратной стороне ко
торой сидела какая-то муха.
Что здесь можно посовето
вать? Если уж так необходимо по
купать ребёнку планшет, то поку
пайте его вместе с собакой. Только
делайте так, чтобы не вы, а ваш ре
бёнок эту собаку выгуливал, дрес
сировал, кормил и нянчил. Пу
скай у него будут велосипед, мяч
и удочка. В общем, весь тот набор,
который нужен ребёнку для осво
ения мира. Планшет для него —
больший враг, чем рогатка.
Нам уже должно быть стыд
но и страшно за себя. В прошлом
были цивилизации значительно
более высокого интеллектуаль
ного уровня, со значительно бо
лее глубоким философским мыш
лением. Мы уже намного ниже
уровня Древней Греции, Китая,
Индии. Мы неминуемо превра
щаемся в примитивных абориге
нов, только бусинки и стёклышки
у нас иначе называются и имеют
другой вид.
И ещё совет. Не гонитесь за не
померными школьными требова
ниями, которые загоняют ваше
го ребёнка в тупик психологиче
ского рабства, тревожности, ско
лиоза и потерянного детства. Все
эти требования сочинили, по су
ти, враги вашего ребёнка, не иди
те у них на поводу. Защитите себя
и своих детей от тех-агрессии об
разования. Я знаю семьи, которые
распределяют школьные задания
дочери по членам семьи. Дедуш
ка отвечает за математику и физи
ку, бабушка делает уроки по лите
ратуре, папа, мама, тёти, дяди —
по другим дисциплинам. То, что
задают на трудах, вся семья дела
ет вместе. Ребёнок не тянет все
го этого. Вся семья еле справляет
ся, зато учится дитя в престижной
школе. Кому это надо?
То, что писал Макаренко о
своём времени, нужно умножить
на 100 в нашем. Вот его цитата: «С
вершин «олимпийских» кабине
тов не различают никаких дета
лей и частей работы. Оттуда вид
но только безбрежное море без
ликого детства, а в самом кабине
те стоит модель абстрактного ре
бёнка, сделанная из самых лёгких
материалов: идей, печатной бума
ги, маниловской мечты».
Главное, что есть у вашего ре
бёнка, — это его безсмертная ду
ша. Душа, которая должна рас
крыться в этой жизни подобно
цветку, заиграть красками непов
торимого индивидуального раз
нообразия своей личности. К со
жалению, современная школа
через стандартизацию, бездуш
ность, отсутствие индивидуаль
ного подхода и веры Богу убива
ет этот процесс в самом его заро
дыше. Постарайтесь сделать так,
чтобы школьное образование не
травмировало душу вашего ре
бёнка, и постарайтесь создать все
условия для её роста, цветения и
плодоношения.
Протоиерей Игорь Рябко
https://azbyka.ru
Как не навредить школьнику
Почему ухудшается память, почему люди глупеют? Да пото-
му, что человек не развивает память. Раньше за знаниями бы-
ла охота, их надо было добывать. ...Нужно было по многу часов
кряду просидеть в библиотеке, заказать десятки книг, проли-
стать их, суметь выделить суть, заучить. Вот это цена хорошей
оценки и полученных знаний. Сегодня информация добывает-
ся легко, достаточно тыкнуть пальцем в тачскрин. ...Полученная
информация ненадёжна, хаотична и не способствует развитию
интеллектуальных и аналитических способностей.
Какой совет дать родителям? Учите детей читать... Мозг, как и
мышцы, нужно тренировать. Он должен делать тяжёлую для не-
го работу. Если мы не будем читать, думать, размышлять, то прев-
ратимся в примитивную человеческую стаю, что, собственно, и
происходит.