Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (183), октябрь 2019 г.
26 • истоки
З
а одним коротким словом
лад
стоит целый мир. Это
слово буквально пронизы­
вает, прошивает все сферы,
все горизонты нашей жиз­
ни, и всё благодаря слогу-корню
«ЛА»,
который означает
семя
. То
есть Создатель щедрой рукой рас­
сыпал его по безкрайней языко­
вой ниве, дабы осеменить всякое
сколь-нибудь значимое явление
нашей жизни, придать ему качест­
ва самоорганизации, самовозро­
ждения и, значит, вечности.
Потягаться с
ЛА
возможно
лишь корням
РА
и
ГА
— именно
они и есть три опоры, на коих сто­
ит Дар Речи:
свет, семя, движе­
ние
.
Эти три слогокорня, словно
камешки в калейдоскопе, двига­
ясь, создают новые и неповтори­
мые узоры. Помните основопола­
гающее, «фундаментальное» слою
лага
. А ещё одно,
рала
ра­
ло
, означает плуг, соха — инстру­
мент, чтобы положить начало ни­
ве, воскресить твердь, обратив её в
ар
, почать. Вспомните, что получи­
ли скифы себе в дар от Создателя?
А мы воспринимаем наших пращу­
ров не иначе, как кочевников.
Ра­
ла
— буквально
оплодотворён­
ное светом семя
, или
процесс
оплодотворения
, что и делает па­
харь-аратай с целинной твердью.
Теперь скажите мне: какое от­
ношение имеют греки и германцы
к женским именам Лара (Лариса)
и Клара, если вразумительный пе­
ревод есть только в русском?
Как известно,
лад
в переводе
на латынь, ныне нам более понят­
ную, чем родной язык, означает
гармонию
. Термин вроде бы му­
зыкальный, стоит в одном ряду с
родными словами лад, лады, ру­
лады, однако широкого спектра
применения. Начнём исследова­
ние
лада
с такого же простого и
сакрального — с
ладони
. Древне­
русское
длань
— перегласовка от
«окающего» слова ладонь.
Рука человека сравнима раз­
ве что с сердцем, поэтому, если мы
зовём девицу замуж, предлагаем
ей сначала всего две вещи —
ру­
ку и сердце
. Кольца, бриллианты,
квартиру или уютную пещерку —
это всё уже потом, если будут сом­
неваться в нашей порядочности и
платёжеспособности. Предлагаем
в порыве любви и страсти, совер­
шенно не задумываясь, что стоит
за предложением. Да и избранни­
ца наша не совсем осознаёт, какие
дары ей преподносят, однако ча­
ще соглашается, а бывает, и требу­
ет. Рука, точнее
ладонь
,
пожалуй,
самый чувствительный орган
нашего тела
. Мы никогда не счи­
тали, сколько задач она выполня­
ет, например, в течение одной ми­
нуты. А часа, дня, суток? И всё это
помножить на два, поскольку руки
две и имеют свои названия:
десни­
ца
— день, свет,
шуйца
— ночь. И
в паре — «обе полы времени», как
сказано в «Слове о полку Игореве».
Сколько информации мы по­
лучаем через
ладонь
! Есть да­
же пословица: мол, русский гла­
зам не верит, ему надо всё пощу­
пать рукой, то есть это ещё и ор­
ган
познания
, особенно в младен­
ческом и ребячьем возрасте, ког­
да особенно обострены органы
осязания
.
Сязать
— буквально
наполнять собой, личным
яз
окру­
жающий мир,
присваивать его
через прикосновение
, насыщать
собственным духом. Это как при­
вычное, ухватистое, отполирован­
ное ладонями топорище у плот­
ника, как намоленная икона или
просто безделушка, которую хо­
чется взять в руки, чтобы сосре­
доточить мысль. И дело тут даже
не в количестве нервных оконча­
ний, чувствительности и прочих
физиологических качествах. Суть
— в источаемой через ладонь че­
ловека энергии, поэтому и меч
получил своё название —
кла­
денец
. Можно спорить относи­
тельно волшебства и колдовства,
но металл, выдержанный в наво­
зе (!), прокованный и закалённый
по специальной технологии, име­
ет особую кристаллическую струк­
туру, а кристалллы, как известно,
способны накапливать энергию и
информацию и при определённых
условиях её отдавать. Возьмите в
руки боевое холодное оружие, на­
пример, принадлежащее конкрет­
ным историческим личностям —
Суворову, Денису Давыдову или
даже Будённому, и сразу ощутите
некий неясный озноб...
Если нет зрения, его заменя­
ет рука; мы можем ею читать, пи­
сать, рисовать, чертить, строить,
ломать, хлопать, рвать, стрелять,
гладить и
ласкать
. И ещё сотни
действий!
Конечно же, этот орган и дол­
жен был получить название «
ру­
ка
». Если
РА
огонь, свет, солн­
це
, то
РУ
исключительно
свет
. Отсюда
русый
(светлый),
румяна-румана
(освещающие,
манящие светом),
руда
(свет да­
ющая, горючий сланец, каменный
уголь),
рудый
(рыжий, свет золо­
тистый),
ругань
(гнать свет, чер­
нить) и так далее.
Итак, получается
рука
свет
души
! Каково? А составная и глав­
ная часть её —
ладонь
, приводя­
щая в
лад
, дающая
лад, ладящая
.
Ладонью мы
ласкаем
, соединяем
семя ЛА с душой КА.
Это кто придумал? Дикий че­
ловек в шкурах и дубиной в руке?
Или величайший Стихотворец, со­
здавший Дар Речи?
Следующее опорное слово
также нам хорошо знакомо —
лодка
. Тоже безликое, тёмное, но
стоит чуть повернуть его гранью
к свету, как из этого плавсредства
получается сначала
лодия
и, нако­
нец,
ладья
. Жизнь на реках, воз­
ле озёр и морей создала у славян
культ этого судна. Перевоз был
обы­денным и вместе с тем важ­
нейшим делом.
Ладья
всегда со­
единяла несоединимое — два бе­
рега, два мира, поэтому получи­
ла сложный, двойной смысл, как
и слово
неказистый
.
Диa
,
дья
— разъярённый, грозный, отсюда
дьявол
(разъярённый вол, бык),
дьякон
(слово исконно русское,
означает «грозный страж алтаря,
кона), река
Гадья
(яростное, бур­
ное движение). То есть
ладья
разъярённое, грозное семя,
семя
стихии
.
«Но при чём здесь его море­
ходные качества?» — спросите
вы. В славянской (и не только) ми­
фологии ладья выполняет функ­
цию судна, на котором переплы­
вают через реку смерти, через
море, отсюда и пошёл обычай —
сжигать покойных в ладьях (позже
—хоронить в гробах, напоминаю­
щих ладью). В ладье по небесам
путешествует солнце, дабы пере­
плыть
шуйскую
половину време­
ни — ночь. И тут из первого смы­
сла органично вытекает другой,
противоположный по значению:
ладья
— укрощающая грозную
стихию, приводящая её в лад. Она
соединяет земную
явь
с небесной
правью
, между коими лежит бур­
ный, разъярённый поток времени.
Говоря о
ладе
, невозможно
обойти забытое славянское боже­
ство —
Лада
или
Ладо
. Забытое
настолько, что мы путаем, како­
го рода этот муж, принадлежащий
к
прави
, и даём девочкам краси­
вое имя—Лада! Даже песню поём
«Хмуриться не надо, Лада...», взяв
это обращение опять же из «Сло­
ва...». Игорь никак не мог назы­
вать свою жену
ладой
! Ни при ка­
ких условиях, ибо не был безум­
цем и имел совершенно верную
сексуальную ориентацию. Ладой
Ярославна именует Игоря, тем са­
мым называя его не только воз­
любленным, но и богом, дающим
семя, продлевающим род.
Лада
— это
Ярила, символ исключи­
тельно мужского начала
.
Синонимов слова
лад
и его
производных — нескончаемое
множество, поэтому перечислим
лишь основные: мир, согласие, по­
рядок, успех, хорошо, плохо (не
ладно), договор (слад), дружба, со­
ответствие, то самое удовольствие
(услада), вкус (сладость), распря
(разлад), ремонт (наладка), способ
(другой лад), обрамление (оклад),
голод-глад (сожжённый лад!), сое­
динение (в лад) и так далее.
Но есть ещё одно опорное сло­
во, хотя носит имя совсем не рай­
ское и привычное уху —
Ладога
.
Какое это счастье — в
лад
еть
русским языком! Словно в купаль­
скую ночь цветы папоротника на­
рвал, словно в поле разрыв-траву
нашёл, ибо сразу же открываются
все к
лад
ы! Справочники и энци­
клопедии указывают, что древнее
название озера—Нево. В перево­
де с русского на русский означает
стоячее, не текущее, не бегущее
(
ва
— течь, бежать), то есть отсут­
ствует течение воды. Что касается
озера, то это вполне закономерно,
а вот река Нева получила назва­
ние по озеру, из коего она и вы­
текает. Нева — название доволь­
но безликое: это как реку Ра на­
звать Волгой, то есть просто «дви­
жущаяся вода, в
ла
га». По этому же
принципу получила название дру­
гая известная река
Непрядва
небыстрое, несопротивляемое те­
чение, или старое имя Днепра —
Борисфена —
Непра
. Поэтому за
озером укоренилось второе на­
звание, явно более древнее —
Ладога
, как соответствующее вну­
тренней, символической сути —
движение лада
, а не воды.
В ледниковую эпоху, по увере­
ниям геологов, на этом месте су­
ществовал единый водоём, име­
нуемый Иольдиевым морем, куда
входили Балтийское и два озера
— Онежское и Ладожское. Иоль­
диевое море — название искус­
ственное, условное, произошло
от названия моллюска иольдии и
не имеет никакой исторической
основы, зато есть основа геологи­
ческая: послеледниковое подня­
тие Балтийского щита образовало
берега и разделило все три водоё­
ма. Ледник был настолько могуч и
тяжёл, что продавил твердь зем­
ную, и образовалась котловина,
сброс (грабен), что и стало дном
Ладоги. Поэтому не совсем ясно,
был ли этот водоём до ледника, а
если был, то в каких размерах и с
каким зеркалом воды? Единствен­
ное, что можно принять на веру:
климат здесь существовал совер­
шенно другой, возможно, за счёт
тёплых течений.
Кто ныне бывал здесь, тот на­
верняка отметил, что земля эта уж
никак не похожа на заповедную,
райскую в современном понима­
нии. Сладкие фрукты, смоковни­
цы и пальмы тут не растут, климат
сейчас северный, суровый, вода
холодная, полгода скована льдом,
летом — дожди, ветра, гнус... Че­
го уж тут благодатного? Однако
наши пращуры не покидали это­
го места даже после оледенения
и пережили здесь всё, в том чи­
сле и геологические, и климатиче­
ские катаклизмы. Мамонты ушли,
пахари-аратаи увезли свои арала,
и остались те, кому было предна­
чертано роком хранить эту землю,
иначе бы мы никогда не узнали
названия места —
Ладога
, так бы
и звали озеро Невой, то есть Стоя­
чей Водой, и не подозревали, что
здесь когда-то был центр славян­
ского притяжения. Здесь, как свет,
зарождался
лад
и начинал движе­
ние, закручиваясь в спираль; от­
сюда проистекали порядок, во­
ля, власть, энергия, питающая, на
первый взгляд, разрозненные и
многочисленные племена.
Трудно сказать, что конкрет­
но было тут в доледниковую эпо­
ху — стольный град с названием
Ладога, следы коего ныне пребы­
вают на дне озера? Град, который
впоследствии назовут Старым Го­
родом, когда отступят в глубь тер­
ритории и построят Новгород на
Волхове? Построят и перенесут
прежние традиции и обычаи, на­
пример, вечевое правление? Гар­
дарики—страна городов, снесён­
ная и растёртая впоследствии лед­
ником? Гиперборея с горой Меру
и водным перекрёстком? Строить
предположения и ловить журав­
ля в небе можно безконечно, но у
нас есть синица в руке-
ладони
Ладога!
И это вовсе не гидроним,
а название земли, места, страны,
где царствует
лад
и откуда рас­
ходится по всей Русской земле.
Рюрик с братьями прекрасно об
этом знали, ибо были образован­
ны и просвещённы, и сел Рюрик
княжить именно на Ладоге, чтобы
возродить былой порядок в «зем­
ле великой и обильной».
Это уже много позже, когда
властвовать на Руси начали базар­
ные люди, появилась версия, что
сел он на перекрёстке торговых
путей—а как ещё они, вкусившие
добра и лиха от рыночных отно­
шений, могли бы объяснить столь
нелогичные, с их точки зрения,
действия? Купеческим центром-то
уже был тёплый, благоустроенный
Киев, откуда по
Днепру
до Черем­
ного моря рукой подать.
Им, торгующим, и невдомёк
уже было, что светлейший князь
пришёл сюда не диктатором, ти­
раном, президентом, секретарём
или, ещё хуже, менеджером; при­
шёл
володетъ, владеть
в ла­
де деятъ
, то есть приводить все
отношения в
лад
.
Править
, соот­
носить
явь
с
правью
, княжить,
ко
мне нести огонь
— не царство­
вать! У Рюрика было совершенно
иное понимание власти — допо­
топное, доледниковое, почему и
призвали его на княжество, на вла­
дение—
нести огонь, свети лад
.
У русов с острова Рюген (Руген, Ру­
га—движение света) сохранились
старые нравы, ­обычаи и, самое
главное,
светоносностъ
. Свет­
лейшие князья всё ещё соответст­
вовали своему кастовому, жрече­
скому року—хранить огонь и
раз­
давать
его людям, в то время, ког­
да на Руси все царьки преврати­
лись в полевых командиров, по­
грязли в ссорах и междоусобицах,
утратили честь и достоинство, не
в силах
содержать власть
. Кста­
ти, слово
власть
(волость) — бук­
вально прорастить семя
ЛА
, выг­
нать из него стебель, тянущийся к
солнцу. Опять же соединить
явь с
правью
. Поэтому и до сих пор го­
ворят «войти во власть». Но ка­
ков образ в этом слове! Какое точ­
ное иносказание! Если бы наш на­
делённый полномочиями чинов­
ник проникся волшебством маги­
ческой сути слова, у него тотчас бы
отсохла рука берущая...
Но не стоит обольщаться —
не проникнется, даже если ста­
нет учить уроки, поскольку наши
чиновники дипломированные, но
необразованные
. Если человек
не имеет образа, ему не оступна
магия слова.
Глава «Урок одиннадцатый»
из книги Сергея Алексеева
«Сорок уроков русского языка».
Публикуется в сокращении.
Слово «лад»