«Родовая Земля»
№ 10 (183), октябрь 2019 г.
26 • истоки
З
а одним коротким словом
лад
стоит целый мир. Это
слово буквально пронизы
вает, прошивает все сферы,
все горизонты нашей жиз
ни, и всё благодаря слогу-корню
«ЛА»,
который означает
семя
. То
есть Создатель щедрой рукой рас
сыпал его по безкрайней языко
вой ниве, дабы осеменить всякое
сколь-нибудь значимое явление
нашей жизни, придать ему качест
ва самоорганизации, самовозро
ждения и, значит, вечности.
Потягаться с
ЛА
возможно
лишь корням
РА
и
ГА
— именно
они и есть три опоры, на коих сто
ит Дар Речи:
свет, семя, движе
ние
.
Эти три слогокорня, словно
камешки в калейдоскопе, двига
ясь, создают новые и неповтори
мые узоры. Помните основопола
гающее, «фундаментальное» слою
—
лага
. А ещё одно,
рала
—
ра
ло
, означает плуг, соха — инстру
мент, чтобы положить начало ни
ве, воскресить твердь, обратив её в
ар
, почать. Вспомните, что получи
ли скифы себе в дар от Создателя?
А мы воспринимаем наших пращу
ров не иначе, как кочевников.
Ра
ла
— буквально
оплодотворён
ное светом семя
, или
процесс
оплодотворения
, что и делает па
харь-аратай с целинной твердью.
Теперь скажите мне: какое от
ношение имеют греки и германцы
к женским именам Лара (Лариса)
и Клара, если вразумительный пе
ревод есть только в русском?
Как известно,
лад
в переводе
на латынь, ныне нам более понят
ную, чем родной язык, означает
гармонию
. Термин вроде бы му
зыкальный, стоит в одном ряду с
родными словами лад, лады, ру
лады, однако широкого спектра
применения. Начнём исследова
ние
лада
с такого же простого и
сакрального — с
ладони
. Древне
русское
длань
— перегласовка от
«окающего» слова ладонь.
Рука человека сравнима раз
ве что с сердцем, поэтому, если мы
зовём девицу замуж, предлагаем
ей сначала всего две вещи —
ру
ку и сердце
. Кольца, бриллианты,
квартиру или уютную пещерку —
это всё уже потом, если будут сом
неваться в нашей порядочности и
платёжеспособности. Предлагаем
в порыве любви и страсти, совер
шенно не задумываясь, что стоит
за предложением. Да и избранни
ца наша не совсем осознаёт, какие
дары ей преподносят, однако ча
ще соглашается, а бывает, и требу
ет. Рука, точнее
ладонь
,
пожалуй,
самый чувствительный орган
нашего тела
. Мы никогда не счи
тали, сколько задач она выполня
ет, например, в течение одной ми
нуты. А часа, дня, суток? И всё это
помножить на два, поскольку руки
две и имеют свои названия:
десни
ца
— день, свет,
шуйца
— ночь. И
в паре — «обе полы времени», как
сказано в «Слове о полку Игореве».
Сколько информации мы по
лучаем через
ладонь
! Есть да
же пословица: мол, русский гла
зам не верит, ему надо всё пощу
пать рукой, то есть это ещё и ор
ган
познания
, особенно в младен
ческом и ребячьем возрасте, ког
да особенно обострены органы
осязания
.
Сязать
— буквально
наполнять собой, личным
яз
окру
жающий мир,
присваивать его
через прикосновение
, насыщать
собственным духом. Это как при
вычное, ухватистое, отполирован
ное ладонями топорище у плот
ника, как намоленная икона или
просто безделушка, которую хо
чется взять в руки, чтобы сосре
доточить мысль. И дело тут даже
не в количестве нервных оконча
ний, чувствительности и прочих
физиологических качествах. Суть
— в источаемой через ладонь че
ловека энергии, поэтому и меч
получил своё название —
кла
денец
. Можно спорить относи
тельно волшебства и колдовства,
но металл, выдержанный в наво
зе (!), прокованный и закалённый
по специальной технологии, име
ет особую кристаллическую струк
туру, а кристалллы, как известно,
способны накапливать энергию и
информацию и при определённых
условиях её отдавать. Возьмите в
руки боевое холодное оружие, на
пример, принадлежащее конкрет
ным историческим личностям —
Суворову, Денису Давыдову или
даже Будённому, и сразу ощутите
некий неясный озноб...
Если нет зрения, его заменя
ет рука; мы можем ею читать, пи
сать, рисовать, чертить, строить,
ломать, хлопать, рвать, стрелять,
гладить и
ласкать
. И ещё сотни
действий!
Конечно же, этот орган и дол
жен был получить название «
ру
ка
». Если
РА
—
огонь, свет, солн
це
, то
РУ
—
исключительно
свет
. Отсюда
русый
(светлый),
румяна-румана
(освещающие,
манящие светом),
руда
(свет да
ющая, горючий сланец, каменный
уголь),
рудый
(рыжий, свет золо
тистый),
ругань
(гнать свет, чер
нить) и так далее.
Итак, получается
рука
—
свет
души
! Каково? А составная и глав
ная часть её —
ладонь
, приводя
щая в
лад
, дающая
лад, ладящая
.
Ладонью мы
ласкаем
, соединяем
семя ЛА с душой КА.
Это кто придумал? Дикий че
ловек в шкурах и дубиной в руке?
Или величайший Стихотворец, со
здавший Дар Речи?
Следующее опорное слово
также нам хорошо знакомо —
лодка
. Тоже безликое, тёмное, но
стоит чуть повернуть его гранью
к свету, как из этого плавсредства
получается сначала
лодия
и, нако
нец,
ладья
. Жизнь на реках, воз
ле озёр и морей создала у славян
культ этого судна. Перевоз был
обыденным и вместе с тем важ
нейшим делом.
Ладья
всегда со
единяла несоединимое — два бе
рега, два мира, поэтому получи
ла сложный, двойной смысл, как
и слово
неказистый
.
Диa
,
дья
— разъярённый, грозный, отсюда
дьявол
(разъярённый вол, бык),
дьякон
(слово исконно русское,
означает «грозный страж алтаря,
кона), река
Гадья
(яростное, бур
ное движение). То есть
ладья
—
разъярённое, грозное семя,
семя
стихии
.
«Но при чём здесь его море
ходные качества?» — спросите
вы. В славянской (и не только) ми
фологии ладья выполняет функ
цию судна, на котором переплы
вают через реку смерти, через
море, отсюда и пошёл обычай —
сжигать покойных в ладьях (позже
—хоронить в гробах, напоминаю
щих ладью). В ладье по небесам
путешествует солнце, дабы пере
плыть
шуйскую
половину време
ни — ночь. И тут из первого смы
сла органично вытекает другой,
противоположный по значению:
ладья
— укрощающая грозную
стихию, приводящая её в лад. Она
соединяет земную
явь
с небесной
правью
, между коими лежит бур
ный, разъярённый поток времени.
Говоря о
ладе
, невозможно
обойти забытое славянское боже
ство —
Лада
или
Ладо
. Забытое
настолько, что мы путаем, како
го рода этот муж, принадлежащий
к
прави
, и даём девочкам краси
вое имя—Лада! Даже песню поём
«Хмуриться не надо, Лада...», взяв
это обращение опять же из «Сло
ва...». Игорь никак не мог назы
вать свою жену
ладой
! Ни при ка
ких условиях, ибо не был безум
цем и имел совершенно верную
сексуальную ориентацию. Ладой
Ярославна именует Игоря, тем са
мым называя его не только воз
любленным, но и богом, дающим
семя, продлевающим род.
Лада
— это
Ярила, символ исключи
тельно мужского начала
.
Синонимов слова
лад
и его
производных — нескончаемое
множество, поэтому перечислим
лишь основные: мир, согласие, по
рядок, успех, хорошо, плохо (не
ладно), договор (слад), дружба, со
ответствие, то самое удовольствие
(услада), вкус (сладость), распря
(разлад), ремонт (наладка), способ
(другой лад), обрамление (оклад),
голод-глад (сожжённый лад!), сое
динение (в лад) и так далее.
Но есть ещё одно опорное сло
во, хотя носит имя совсем не рай
ское и привычное уху —
Ладога
.
Какое это счастье — в
лад
еть
русским языком! Словно в купаль
скую ночь цветы папоротника на
рвал, словно в поле разрыв-траву
нашёл, ибо сразу же открываются
все к
лад
ы! Справочники и энци
клопедии указывают, что древнее
название озера—Нево. В перево
де с русского на русский означает
стоячее, не текущее, не бегущее
(
ва
— течь, бежать), то есть отсут
ствует течение воды. Что касается
озера, то это вполне закономерно,
а вот река Нева получила назва
ние по озеру, из коего она и вы
текает. Нева — название доволь
но безликое: это как реку Ра на
звать Волгой, то есть просто «дви
жущаяся вода, в
ла
га». По этому же
принципу получила название дру
гая известная река
Непрядва
—
небыстрое, несопротивляемое те
чение, или старое имя Днепра —
Борисфена —
Непра
. Поэтому за
озером укоренилось второе на
звание, явно более древнее —
Ладога
, как соответствующее вну
тренней, символической сути —
движение лада
, а не воды.
В ледниковую эпоху, по увере
ниям геологов, на этом месте су
ществовал единый водоём, име
нуемый Иольдиевым морем, куда
входили Балтийское и два озера
— Онежское и Ладожское. Иоль
диевое море — название искус
ственное, условное, произошло
от названия моллюска иольдии и
не имеет никакой исторической
основы, зато есть основа геологи
ческая: послеледниковое подня
тие Балтийского щита образовало
берега и разделило все три водоё
ма. Ледник был настолько могуч и
тяжёл, что продавил твердь зем
ную, и образовалась котловина,
сброс (грабен), что и стало дном
Ладоги. Поэтому не совсем ясно,
был ли этот водоём до ледника, а
если был, то в каких размерах и с
каким зеркалом воды? Единствен
ное, что можно принять на веру:
климат здесь существовал совер
шенно другой, возможно, за счёт
тёплых течений.
Кто ныне бывал здесь, тот на
верняка отметил, что земля эта уж
никак не похожа на заповедную,
райскую в современном понима
нии. Сладкие фрукты, смоковни
цы и пальмы тут не растут, климат
сейчас северный, суровый, вода
холодная, полгода скована льдом,
летом — дожди, ветра, гнус... Че
го уж тут благодатного? Однако
наши пращуры не покидали это
го места даже после оледенения
и пережили здесь всё, в том чи
сле и геологические, и климатиче
ские катаклизмы. Мамонты ушли,
пахари-аратаи увезли свои арала,
и остались те, кому было предна
чертано роком хранить эту землю,
иначе бы мы никогда не узнали
названия места —
Ладога
, так бы
и звали озеро Невой, то есть Стоя
чей Водой, и не подозревали, что
здесь когда-то был центр славян
ского притяжения. Здесь, как свет,
зарождался
лад
и начинал движе
ние, закручиваясь в спираль; от
сюда проистекали порядок, во
ля, власть, энергия, питающая, на
первый взгляд, разрозненные и
многочисленные племена.
Трудно сказать, что конкрет
но было тут в доледниковую эпо
ху — стольный град с названием
Ладога, следы коего ныне пребы
вают на дне озера? Град, который
впоследствии назовут Старым Го
родом, когда отступят в глубь тер
ритории и построят Новгород на
Волхове? Построят и перенесут
прежние традиции и обычаи, на
пример, вечевое правление? Гар
дарики—страна городов, снесён
ная и растёртая впоследствии лед
ником? Гиперборея с горой Меру
и водным перекрёстком? Строить
предположения и ловить журав
ля в небе можно безконечно, но у
нас есть синица в руке-
ладони
—
Ладога!
И это вовсе не гидроним,
а название земли, места, страны,
где царствует
лад
и откуда рас
ходится по всей Русской земле.
Рюрик с братьями прекрасно об
этом знали, ибо были образован
ны и просвещённы, и сел Рюрик
княжить именно на Ладоге, чтобы
возродить былой порядок в «зем
ле великой и обильной».
Это уже много позже, когда
властвовать на Руси начали базар
ные люди, появилась версия, что
сел он на перекрёстке торговых
путей—а как ещё они, вкусившие
добра и лиха от рыночных отно
шений, могли бы объяснить столь
нелогичные, с их точки зрения,
действия? Купеческим центром-то
уже был тёплый, благоустроенный
Киев, откуда по
Днепру
до Черем
ного моря рукой подать.
Им, торгующим, и невдомёк
уже было, что светлейший князь
пришёл сюда не диктатором, ти
раном, президентом, секретарём
или, ещё хуже, менеджером; при
шёл
володетъ, владеть
—
в ла
де деятъ
, то есть приводить все
отношения в
лад
.
Править
, соот
носить
явь
с
правью
, княжить,
ко
мне нести огонь
— не царство
вать! У Рюрика было совершенно
иное понимание власти — допо
топное, доледниковое, почему и
призвали его на княжество, на вла
дение—
нести огонь, свети лад
.
У русов с острова Рюген (Руген, Ру
га—движение света) сохранились
старые нравы, обычаи и, самое
главное,
светоносностъ
. Свет
лейшие князья всё ещё соответст
вовали своему кастовому, жрече
скому року—хранить огонь и
раз
давать
его людям, в то время, ког
да на Руси все царьки преврати
лись в полевых командиров, по
грязли в ссорах и междоусобицах,
утратили честь и достоинство, не
в силах
содержать власть
. Кста
ти, слово
власть
(волость) — бук
вально прорастить семя
ЛА
, выг
нать из него стебель, тянущийся к
солнцу. Опять же соединить
явь с
правью
. Поэтому и до сих пор го
ворят «войти во власть». Но ка
ков образ в этом слове! Какое точ
ное иносказание! Если бы наш на
делённый полномочиями чинов
ник проникся волшебством маги
ческой сути слова, у него тотчас бы
отсохла рука берущая...
Но не стоит обольщаться —
не проникнется, даже если ста
нет учить уроки, поскольку наши
чиновники дипломированные, но
необразованные
. Если человек
не имеет образа, ему не оступна
магия слова.
Глава «Урок одиннадцатый»
из книги Сергея Алексеева
«Сорок уроков русского языка».
Публикуется в сокращении.
Слово «лад»