Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (184), ноябрь 2019 г.
28 • ЗНАНИЕ — СИЛА
О том, как нужно жить
«Необходимо добиться такого
культурного роста общества, ко-
торый бы обеспечил всем членам
общества всестороннее развитие
их физических и умственных спо-
собностей, чтобы члены общест-
ва имели возможности получить
образование, достаточное для то-
го, чтобы стать активными деяте-
лями общественного развития,
чтобы они имели возможность
свободно выбирать профессию,
а не быть прикованными на всю
жизнь, в силу существующего раз-
деления труда, к какой-либо про-
фессии.
Что требуется для этого?
Было бы неправильно ду-
мать, что можно добиться тако-
го серьёзного культурного ро-
ста членов общества без серьёз-
ных изменений в нынешнем по-
ложении труда. Для этого нужно
прежде всего сократить рабочий
день по крайней мере до 6, а по-
том и до 5 часов. Это необходи-
мо для того, чтобы члены общест-
ва получили достаточно свобод-
ного времени, необходимого для
получения всестороннего обра-
зования.
Для этого нужно дальше ко-
ренным образом улучшить жи-
лищные условия и поднять реаль-
ную заработную плату рабочих и
служащих минимум вдвое, если
не больше, как путём прямого по-
вышения денежной зарплаты, так
и, особенно, путём дальнейшего
систематического снижения цен
на предметы массового потре-
бления».
Источник:
И. В. Сталин «Эко-
номические проблемы социализ-
ма в СССР». (Замечания по эконо-
мическим вопросам, связанным
с ноябрьской дискуссией 1951 г.)
­Госполитиздат, 1952 г.
Также в этом его политическом
завещании было выражено иное
понимание социализма и дано ру-
ководящее указание советской
экономической науке отказаться
от понятийного и терминологи-
ческого аппарата марксизма в по-
литэкономии прежде всего.
О ложной теории
марксизма
«Более того, я думаю, что не-
обходимо откинуть и некоторые
другие понятия, взятые из «Капи-
тала» Маркса, искусственно при-
клеиваемые к нашим социали-
стическим отношениям. Я имею в
виду, между прочим, такие поня-
тия, как «необходимый» и «приба-
вочный» труд, «необходимый» и
«прибавочный» продукт, «необхо-
димое» и «прибавочное» время.
Я думаю, что наши экономи-
сты должны покончить с этим не-
соответствием между старыми
понятиями и новым положением
вещей в нашей социалистической
стране, заменив старые понятия
новыми, соответствующими но-
вому положению.
Мы могли терпеть это несоот-
ветствие до известного времени,
но теперь пришло время, когда
мы должны, наконец, ликвидиро-
вать это несоответствие».
О литературе
и искусстве
в современном
обществе
«Перед иностранной агенту-
рой поставлена задача добивать-
ся в произведениях литературы и
искусства пропаганды пессимиз-
ма, всякого рода упадничества и
морального разложения.
Цитаты Сталина,
которые власти не любили
тиражировать
Для многих окажется большим открытием, что эти слова
о ложной теории марксизма, о личной свободе граждан,
о великом русском народе, мировом сионизме и будущем
России произносил Иосиф Сталин...
Один ретивый американский
сенатор сказал: «Если бы нам уда-
лось показать в большевистской
России наши кинофильмы ужа-
сов, мы бы наверняка сорвали им
коммунистическое строительст-
во». Недаром Лев Толстой гово-
рил, что литература и искусство
— самые сильные формы внуше-
ния.
Надо серьёзно подумать, кто
и что у нас сегодня внушает при
помощи литературы и искусства,
положить конец идеологическим
диверсиям в этой области, до кон-
ца пора, по-моему, понять и усво-
ить, что культура, являясь важной
составной частью господствую-
щей в обществе идеологии, всег-
да классовая и используется для
защиты интересов господствую-
щего класса, у нас — для защи-
ты интересов трудящихся — госу-
дарства диктатуры пролетариата.
Нет искусства ради искусст-
ва, нет и не может быть каких-то
«свободных», независимых от об-
щества, как бы стоящих над этим
обществом художников, писате-
лей, поэтов, драматургов, режис-
сёров, журналистов. Они просто
никому не нужны. Да таких людей
и не существует, не может сущест-
вовать».
Выступление на встрече с
творческой интеллигенцией, 1946
год.
Источник:
Полное собрание
сочинений, Том 16.
О современной
западной музыке
«Есть классовая подоплёка и
у так называемой западной по-
пулярной музыки, так называе-
мого формалистического направ-
ления. Такого рода, с позволения
сказать, музыка создаётся на рит-
мах, заимствованных у сект «тря-
сунов», «танцы» которых, доводя
людей до экстаза, превращают их
в неуправляемых животных, спо-
собных на самые дикие поступки.
Такого рода ритмы создаются
при участии психиатров, строят-
ся таким образом, чтобы воздей-
ствовать на подкорку мозга, на
психику человека. Это своего ро-
да музыкальная наркомания, по-
пав под влияние которой чело-
век уже ни о каких светлых идеа-
лах думать не может, превращает-
ся в скота, его безполезно призы-
вать к революции, к построению
коммунизма. Как видите, музыка
тоже воюет.
В 1944 году мне довелось про-
читать инструкцию, написанную
одним офицером английской раз-
ведки, которая была озаглавлена:
«Как использовать формалисти-
ческую музыку для разложения
войск противника».
Выступление на встрече с
творческой интеллигенцией, 1946
год.
Источник:
Полное собрание
сочинений, Том 16.
О будущем России
«Многие дела нашей партии и
народа будут извращены и оплё-
ваны прежде всего за рубежом,
да и в нашей стране тоже. Сио-
низм, рвущийся к мировому го-
сподству, будет жестоко мстить
нам за наши успехи и достижения.
Он всё ещё рассматривает Россию
как варварскую страну, как сырь-
евой придаток. И моё имя тоже
будет оболгано, оклеветано. Мне
припишут множество злодеяний.
Мировой сионизм всеми сила-
ми будет стремиться уничтожить
наш Союз, чтобы Россия боль-
ше никогда не могла подняться.
Сила СССР — в дружбе народов.
Острие борьбы будет направле-
но прежде всего на разрыв этой
дружбы, на отрыв окраин от Рос-
сии. Здесь, надо признаться, мы
ещё не всё сделали. Здесь ещё
большое поле работы.
С особой силой поднимет го-
лову национализм. Он на какое-
то время придавит интернацио-
нализм и патриотизм, только на
какое-то время. Возникнут нацио­
нальные группы внутри наций и
конфликты. Появится много во-
ждей-пигмеев, предателей вну-
три своих наций.
В целом в будущем развитие
пойдёт более сложными и да-
же бешеными путями, поворо-
ты будут предельно крутыми. Де-
ло идёт к тому, что особенно взбу-
доражится Восток. Возникнут
острые противоречия с Западом.
И всё же, как бы ни развива-
лись события, но пройдёт время,
и взоры новых поколений будут
обращены к делам и победам на-
шего социалистического Отечест-
ва. Год за годом будут приходить
новые поколения. Они вновь по-
дымут знамя своих отцов и дедов
и отдадут нам должное сполна.
Своё будущее они будут строить
на нашем прошлом.
Всё это ляжет на плечи рус-
ского народа. Ибо русский народ
— великий народ. Русский народ
— это добрый народ. У русского
народа ясный ум. Он как бы ро-
ждён помогать другим нациям.
Русскому народу присуща вели-
кая смелость, особенно в труд-
ные времена, в опасные време-
на. Он инициативен. У него стой-
кий характер. Он мечтательный
народ. У него есть цель. Потому
ему и тяжелее, чем другим наци-
ям. На него можно положиться в
любую беду. Русский народ нео-
долим, неисчерпаем».
Беседа с А. М. Коллонтай, но-
ябрь 1939 г.
Источник:
Извлечения из
дневников А. М. Коллонтай, хра-
нящихся в Архиве МИД РФ, про-
изведены историком М. И. Тру-
шем (c. 611).
О государственной
монополии
на производство водки
«Правильно ли поступили мы,
отдав дело выпуска водки в ру-
ки государства? Я думаю, что пра-
вильно. Если бы водка была пере-
дана в частные руки, то это приве-
ло бы:
во-первых, к усилению част-
ного капитала,
во-вторых,
правительст-
во лишилось бы возможности
должным образом регулиро-
вать производство и потребле-
ние водки, и,
в-третьих, оно затруднило бы
себе отмену производства и по-
требления водки в будущем.
Сейчас наша политика состо-
ит в том, чтобы постепенно свёр-
тывать производство водки. Я ду-
маю, что в будущем нам удастся
отменить вовсе водочную моно-
полию, сократить производство
спирта до минимума, необходи-
мого для технических целей, и за-
тем ликвидировать вовсе прода-
жу водки».
Беседа с иностранными рабо-
чими делегациями 5 ноября 1927
года.
Источник:
Сталин И. В. Со-
чинения. — Т. 10. Госполитиздат,
1949 г., с. 206–238. Примечания
58–60: там же, с. 386.
О свободе
«Мне трудно представить се-
бе, какая может быть «личная
свобода» у безработного, кото-
рый ходит голодным и не находит
применения своего труда. Насто-
ящая свобода имеется только там,
где уничтожена эксплуатация, где
нет угнетения одних людей други-
ми, где нет безработицы и нищен-
ства, где человек не дрожит за то,
что завтра может потерять рабо-
ту, жилище, хлеб. Только в таком
обществе возможна настоящая,
а не бумажная, личная и всякая
другая свобода».
Беседа с председателем аме-
риканского газетного объедине-
ния «Скриппс-Говард Ньюспей-
перс» Роем Говардом. 1 марта
1936 г.
Источник:
Сталин И. В. Cочи-
нения. — Т. 14. Издательство «Пи-
сатель», 1997. С. 103–112.
«Не бывает и не может быть
при капитализме действитель-
ных «свобод» для эксплуатируе-
мых, хотя бы потому, что помеще-
ния, типографии, склады бумаги и
т. д., необходимые для использо-
вания «свобод», являются приви-
легией эксплуататоров. Не бывает
и не может быть при капитализ-
ме действительного участия экс-
плуатируемых масс в управлении
страной, хотя бы потому, что при
самых демократических поряд-
ках в условиях капитализма пра-
вительства ставятся не народом,
а Ротшильдами и Стиннесами,
Рокфеллерами и Морганами. Де-
мократия при капитализме есть
демократия капиталистическая,
демократия
эксплуататорского
меньшинства, покоящаяся на ог-
раничении прав эксплуатируемо-
го большинства и направленная
против этого большинства».
Источник: «Об основах лени-
низма». Т. 6, стр. 115.