Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 11 (184), ноябрь 2019 г.
ИСТОКИ
О национализме
вообще и украинском
национализме
в частности
«Нет, мы правильно поступа-
ем, что так сурово караем наци-
оналистов всех мастей и расцве-
ток. Они лучшие помощники на-
ших врагов и злейшие враги соб-
ственных народов.
Ведь заветная мечта национа-
листов — раздробить Советский
Союз на отдельные «националь-
ные» государства, и тогда он ста-
нет лёгкой добычей врагов. На-
роды же, населяющие Советский
Союз, в своём большинстве будут
физически истреблены, оставша-
яся же часть превратится в без-
словесных и жалких рабов заво-
евателей.
Не случайно презренные пре-
датели украинского народа — ли-
деры украинских националистов,
все эти мельники, коновальцы,
бандеры — уже получили зада-
ние от немецкой разведки разжи-
гать среди украинцев, которые те
же русские, ненависть к русским и
добиваться отделения Украины от
Советского Союза. Всё та же ста-
рая песня древних времён ещё с
периода существования Римской
империи: разделяй и властвуй.
Особенно преуспели в деле
разжигания национальной розни
и натравливании одних народов
на другие англичане. Благодаря
такой тактике, подкупая жалких и
продажных вождей разных наро-
дов, капиталистическая остров-
ная Англия — первая фабри-
ка мира, ничтожно маленькая по
своим размерам — сумела захва-
тить огромные территории, пора-
ботить и ограбить многие наро-
ды мира, создать «Великую» Бри-
танскую империю, в которой, как
хвастливо заявляют англичане,
никогда не заходит Солнце.
С нами этот номер, пока мы
живы, не пройдёт. Так что напрас-
но гитлеровские дурачки имену-
ют Советский Союз «карточным
домиком», который якобы разва-
лится при первом серьёзном ис-
пытании, рассчитывают на не-
прочность дружбы народов, насе-
ляющих сегодня нашу страну, над-
еются поссорить их друг с другом.
В случае нападения Германии на
Советский Союз люди разных на-
циональностей, населяющие на-
шу страну, будут защищать её, не
жалея жизни, как свою горячо лю-
бимую Родину.
Однако недооценивать наци-
оналистов не следует. Если раз-
решить им безнаказанно дейст-
вовать, они принесут немало бед.
Вот почему их надо держать в же-
лезной узде, не давать им подка-
пываться под единство Советско-
го Союза».
Источник:
Полное собрание
сочинений. Т. 15, «Беседа с А. С.
Яковлевым 26 марта 1941 года»,
стр. 17.
Об абстракционизме
«Сегодня под видом новатор-
ства в музыкальном искусстве пы-
тается пробиться в советской му-
зыке формалистическое направ-
ление, а в художественном твор-
честве — абстрактная живопись.
Иногда можно услышать вопрос:
«Нужно ли таким великим людям,
как большевики-ленинцы, зани-
маться мелочами — тратить вре-
мя на критику абстрактной живо-
писи и формалистической музы-
ки? Пусть этим занимаются пси-
хиатры».
В такого рода вопросах звучит
непонимание роли в идеологи-
ческих диверсиях против нашей
страны и особенно молодёжи, ко-
торую играют эти явления. Ведь
при их помощи пытаются высту-
пать против принципов социали-
стического реализма в литерату-
ре и искусстве. Открыто это сде-
лать невозможно, поэтому высту-
пают под прикрытием.
В так называемых абстракт-
ных картинах нет реальных обра-
зов людей, которым бы хотелось
подражать в борьбе за счастье
народа, в борьбе за коммунизм,
по пути которых хотелось бы ид-
ти. Это изображение заменено
абстрактной мистикой, затушё-
вывающей классовую борьбу со-
циализма против капитализма.
Сколько людей приходили во вре-
мя войны вдохновиться на подви-
ги к памятнику Минину и Пожар-
скому на Красной площади! А на
что может вдохновить груда ржа-
вого железа, выдаваемая «нова-
торами» от скульптуры за произ-
ведение искусства? На что могут
вдохновить абстрактные картины
художников?
Именно в этом причина того,
что современные американские
финансовые магнаты, пропаган-
дируя модернизм, платят за та-
кого рода «произведения» басно-
словные гонорары, которые и не
снились великим мастерам реа-
листического искусства».
Выступление на встрече с
творческой интеллигенцией, 1946
год.
Источник:
Полное собрание
сочинений, Том 16.
Об образовании
«... Необходимо добиться та-
кого культурного роста общества,
который бы обеспечил всем чле-
нам общества всестороннее раз-
витие их физических и умствен-
ных способностей, чтобы члены
общества имели возможность по-
лучить образование, достаточное
для того, чтобы стать активными
деятелями общественного раз-
вития, чтобы они имели возмож-
ность свободно выбирать про-
фессию, а не быть прикованными
на всю жизнь, в силу существую-
щего разделения труда, к одной
какой-либо профессии.
Что требуется для этого? Было
бы неправильно думать, что мож-
но добиться такого серьёзного
культурного роста членов обще-
ства без серьёзных изменений в
нынешнем положении труда. Для
этого нужно прежде всего сокра-
тить рабочий день по крайней ме-
ре до 6, а потом и до 5 часов. Это
необходимо для того, чтобы чле-
ны общества получили достаточ-
но свободного времени, необхо-
димого для получения всесторон-
него образования. Для этого нуж-
но, далее, ввести общеобязатель-
ное политехническое обучение,
необходимое для того, чтобы чле-
ны общества имели возможность
свободно выбирать профессию
и не быть прикованными на всю
жизнь к одной какой-либо про-
фессии. Для этого нужно, дальше,
коренным образом улучшить жи-
лищные условия и поднять реаль-
ную зарплату рабочих и служащих
минимум вдвое, если не больше,
как путём прямого повышения де-
нежной зарплаты, так и, особенно,
путём дальнейшего систематиче-
ского снижения цен на предметы
массового потребления. Таковы
основные условия подготовки пе-
рехода к коммунизму».
Источник:
из книги И. В. Ста-
лина «Экономические проблемы
социализма в СССР».
www.planet-kob.ru
Р
усские прялки—уникаль-
ное явление народной ху-
дожественной культуры. В
них наиболее полно рас-
крывается художествен-
ное чутьё русского крестьянина,
умевшего превращать бытовой
предмет в произведение искусст-
ва. Прялка была одним из излюб­
ленных подарков мужчины жен-
щине, особенно жениха невесте.
За подаренную отцом или братом
маленькую прялочку девочка са-
дилась с пяти — семи лет и потом
не расставалась с ней всю жизнь.
Обильный и разнообразный де-
кор прялок — своего рода храни-
лище народной памяти. В России
известно более 30 типов художе-
ственных прялок.
Необыкновенно
изящны
столб­чатые составные прялки со
сквозной резьбой ножки в ви-
де многоэтажной башенки. Число
этажей с арочными окошками до-
стигает иногда пятидесяти. Эта
форма прялки — подражание ар-
хитектурным образам шатровых
храмов и колоколен XVII века.
Вологодская прялка превра-
щалась иногда в целое резное
панно. Считалось, что чем шире у
неё лопаска, тем она красивее. На
резных прялках с Русского Севе-
ра можно увидеть крупную розет-
ку, издревле символизировавшую
солнце, и не случайно сзади лопа-
ски именно в этом месте привя-
зывалась кудель. В народной поэ-
зии лучи солнца именовались зо-
лотыми кудрями и золотыми ни-
тями, и прядущая женщина вро-
де бы из самих солнечных лучи-
ков скручивала свою нить. О том,
что ещё недавно русский крестья-
нин представлял солнце в челове-
ческом обличье, тоже свидетель-
ствуют прялки: на одном уникаль-
ном донце ярославской столб­
чатой прялки изображён резной
лик солнца в окружении ореола
лучей.
Как делали прялки
Стоит на лесной опушке раз-
лапистый пень. Пень пнём. Сто-
ит, греется на солнышке и как бы
всем своим видом говорит: «Нико-
му я теперь не нужен, пришла по-
ра и отдохнуть». Но не тут-то бы-
ло. Зорок глаз у проезжающего
мимо крестьянина. Останавлива-
ет он лошадку, берёт топор: «Ты
мне, дедушка, ещё послужишь».
Обрубил все корни, только два
длинных с противоположных сто-
рон оставил, выкорчевал старика,
а потом как рубанёт со всего ма-
ху прямо по центру, пень и раско-
лолся вдоль на две равные поло-
вины, да у каждой — по загнутой
ноге. Мужик ласково прикоснул-
ся к почти гладкой поверхности:
«Хороши будут прялицы жене Ав-
дотьюшке да дочке Марьюшке, а
то ведь дочкина-то старая уж сов-
сем, ей мала стала, растёт девка».
Погрузил обе половины на телегу
и повёз домой.
Так начиналось когда-то изго-
товление прялки-копыл, распро-
странённой по всему Русскому Се-
веру. Лопаску её резали из ство-
ла, а донце для сидения пряхи
— из корня одного и того же де-
рева. Способ один, а прялки в ка-
ждой местности свои, особенные,
не спутаешь, потому что украша-
ли их мастера так, как отцы и де-
ды учили. Каждый мастер вносил
своё, но общий облик изделия, ха-
рактер его украшения не менял. И
всё же двух одинаковых прялок не
встретишь.
Образ русской прялки
в искусстве
Не все учёные видят в розет-
ке-круге только образ солнца.
Академик Б. А. Рыбаков высказал
предположение, что это выраже-
ние более широкой идеи «бело-
го света», которая отделялась в
народном мировоззрении от по-
нятия солнца: «Свет на всю Все-
ленную есть свет неосяжаем, не-
исповедим, никим же где ся вод-
воряеть... ». Небольшая же розе-
точка внутри этого круга, по мне-
нию Рыбакова, изображала само
солнце, а две серёжки с маленьки-
ми розетками внизу по бокам ло-
паски передавали идею утреннего
и вечернего солнца, движение его
от восхода до заката. На городках,
венчающих поморские прялки,
пять розеток расположены как бы
в восходящем и нисходящем дви-
жении, причём центральная—са-
мая крупная.
Поморские прялки, бытовав-
шие по берегам Белого моря, бы-
ли густо украшены геометриче-
ской резьбой, а в XIX веке резь-
бу стали ещё и раскрашивать, ис-
пользуя радостную многоцвет-
ную палитру красок. На них мы
видим уже не одну, а три слож-
ные розетки, расположенные
одна под другой, причём в цен-
тральную обязательно вписан
ромб или квадрат, часто со штри-
ховкой. (Сейчас уже доказано,
что изображение ромба с глубо-
кой древности символизирова-
ло идею плодородия, плодонося-
щую землю. А вихревая розетка
под ним — это ночное «подзем-
ное» солнце, совершающее свой
путь с запада на восток, чтобы
утром вновь осветить и согреть
землю.) Оказывается, на прялках
воссоздана схематичная карти-
на Вселенной, состоящей, по ми-
ровоззрению наших предков, из
трёх основных миров — небес-
ного, земного и подземного.
Символизм
русской прялки
На прялках каждого типа эле-
менты этой картины мира пере-
даны по-своему. Линию земли ча-
сто изображает полоса геометри-
ческого резного орнамента вни-
зу лопаски, а подземное солнце
— небольшая розеточка на нож-
ке прялки. На тарногских же и
нюксенских прялках из Вологод-
ской области к такой розетке по
изгибу ножки сзади тянется рез-
ная змейка. Змей почти у всех на-
родов мира, в том числе и у рус-
ских, олицетворял собой подзем-
ные силы, и на тарногской прял-
ке языком орнамента пересказан
древний миф о борьбе солнечно-
го божества добра со змеем—бо-
жеством зла, тьмы. В образах пря-
лок можно найти отголоски обще-
славянского мифа о творении Все-
ленной.
Светлана ЖАРНИКОВА
https://pikabu.ru
Мир образов русской прялки
Прялки с изображением Вселенной—
Земли и небосвода («белого света»).
Русские прялки с изображением круговорота Солн­
ца вокруг Земли. Земля показана или схематично
(штриховкой), или красочными жизненными сцена­
ми. Над схемой Земли изображался небосвод в виде
огромного круга с шестилучевыми фигурами внутри.