Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 12 (185), декабрь 2019 г.
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
В
моём детстве родите-
ли любили фотографи-
ровать нас на плёноч-
ный фотоаппарат. Помню,
как я приходила к своим
школьным подружкам, и мы ча-
сами листали их бархатные аль-
бомы, в которых было около 300
снимков, посвящённых первым
шести годам их жизни. И ровно та-
кой же лежал у меня дома. Но тог-
да это был определённый ритуал:
папа покупал плёнку на 32 кадра,
фотографировал нас, после нуж-
но было её отдать на проявление
и печать фото (и не факт, что все
кадры ещё получатся) и уже через
неделю примерно забрать долго-
жданные фото.
Сейчас же фото и видео стало
настолько доступной опцией, что
вошли в жизнь каждого. Испекли
пирог? Постой, улыбнись, вот так
вот. Играем в футбол? Учимся пла-
вать? Видео, срочно видео. Выш-
лем бабушке, тёте Тане, разместим
в соцсетях. Уф, можно и отдохнуть!
Стремление остановить ка-
ждое мгновение понятно, оно
не повторится, ребёнок растёт, и
только так можно удержать эти
драгоценные моменты в памяти.
В какой-то стране (не помню
точно) был даже проведён экспе-
римент: одни люди просто смо-
трели на картины, а другие—сни-
мали. Так вот последние через ка-
кое-то время вспоминали подроб-
ности куда хуже.
Я поняла это, когда забыла те-
лефон на один из праздников сво-
его сына. Расстроилась ужасно:
как я сниму, что отправлю бабуш-
кам и дедушке? Ведь это такой не-
забываемый момент в жизни, он
не повторится никогда! А потом се-
ла и стала смотреть, ловила взгляд
ребёнка и махала рукой, слушала
музыку и стихи, приходили даже
картинки из моего детства.
Я не волновалась, хороша ли
точка съёмки, мешает ли кто-то
мне своей причёской. Это был
день, когда я просто расслабилась
и смотрела на своего сына!
Я смеялась, и иногда на моих
глазах проблёскивали слёзы, ко-
торые усиленно сдерживала, что-
бы не разрыдаться от того, ка-
кой он уже большой, мой малыш!
Я хлопала так сильно и радостно,
что ребёнок словил эту волну и
ощущал себя намного увереннее
и т-а-а-ак старался! Это было наше
лучшее мероприятие!
Праздник подходил к концу, и
один из деток прошептал обижен-
но маме: «Мама, ты всё время сни-
маешь и так мало хлопаешь!»
Так вот, может быть, надо ча-
ще откладывать наши телефоны и
протягивать руки для объятий или
хотя бы для аплодисментов для
любимого ребёнка!?
У детей не всё так, как у нас,
взрослых! У них сказка — вол-
шебная, праздник — это празд-
ник, и мама нужна здесь и сейчас!
А бабушка и дедушка лучше пусть
услышат рассказ от ребёнка.
Осознанности всем и понима-
ния деток!
Александра НИКОЛАЕВА
https://vk.com/shagayby
К
аждое утро, когда я вижу,
как сотни невыспавшихся
молодых людей отправ-
ляются на работу в корпо-
ративный «зомбиленд», я
думаю о счастье. Вернее, о боль-
шой лжи про счастье, в которую
наше поколение заставило по-
верить своих детей. Самая ужас-
ная медвежья услуга, которую мы
им оказали, — это не завышен-
ные цены на жильё, так что теперь
они не могут его купить, и не кучи
вредных отходов по всей планете,
которые им придётся разгребать.
Это ложь о том, что каждый обя-
зан быть счастливым.
Мы внушили своим детям, бук-
вально впечатали им в подкорку,
что счастье — это естественное
состояние человека, необходимое
условие его жизни. Тем самым мы
сделали их несчастными.
Корень зла — в путанице по-
нятий. У нас сложилось неверное
представление о том, что такое
счастье и как его можно достичь.
Скажу сразу: я понятия не имею,
какая дорога приведёт именно
вас к счастью. Зато точно знаю, по
каким из этих дорог ходить не сто-
ит. Именно они ведут поколение
20-летних по фальшивому миру
глянцевых фотографий фейсбука,
от запоя к кушетке психотерапев-
та и обратно.
Статистика говорит нам, что
нынешнее молодое поколение
подвержено трём болезням, ко-
торые называются «кредит», «еда»
и «выпивка». Давайте возьмём
мою родную Австралию: закреди-
тованность населения в среднем
составляет 14,1%, но если посмо-
треть на молодёжь (24–35 лет), то
кредитами обременено уже боль-
ше 20%. Больше половины всех
австралийских женщин непра-
вильно питаются и мало двигают-
ся; в возрастной группе 16–24 та-
ких 72%. Что до алкоголя, то по-
чти 1/5 австралийцев старше 14
лет пьют в опасных для здоровья
количествах, причём по числу за-
поев молодёжь давно обошла все
предыдущие поколения. Футуро-
логи предрекают этому поколе-
нию «безсмертие при жизни», а
оно тем временем делает всё, что-
бы сократить её продолжитель-
ность. Если у них получится, это
будет первый случай в истории.
Откуда эти депрессия, пьянство,
нездоровые привычки?
Очень просто: мы внушили им,
что счастье в потреблении. Мы ре-
шили, что если не получаем то-
го, чего хотим, то становимся не-
счастными. Значит, если мы полу-
чим желаемое, то станем счаст-
ливыми! В то время как в реаль-
ности, после того как базовые по-
требности удовлетворены, с ка-
ждым исполненным желанием
мы становимся несчастнее. По-
чему? Потому что желания не по-
стоянны, удовлетворение быст-
ро проходит, а между счастьем и
удовольствием нельзя поставить
знак равенства.
Какими бы ни были наши же-
лания — новая модная сумочка,
мускулистый красавчик с голли-
вудской улыбкой или ещё одна,
последняя ложечка тирамису, —
они очень коварны. Желания воз-
никают, когда у нас чего-то нет, а
большая часть удовольствия при-
ходится на предвкушение. Пик на-
ступает в тот момент, когда мы по-
лучаем искомое. А что потом? Не-
избежный спад. Удовольствие за-
кончилось, оставив на память
лишнее: на полке в шкафу, или в
кровати, или на вашей талии.
Но и это не всё. На самом деле
нам не нужно почти ничего из то-
го, чего нам вроде бы хочется. Мы
желаем получить не сам предмет;
нам нужно им похвастаться, вы-
звать восхищение окружающих.
Большинство желаний носит ста-
тусный характер. Не верите? Тог-
да проделайте мысленный экспе-
римент: представьте себе что-то
очень ценное. Например, платье
от кутюр, обед в супердорогом ре-
сторане или роскошное авто. А те-
перь представьте, что никто никог-
да не узнает, что всё это у вас есть.
Так стоит ли овчинка выделки?
В стародавние времена скром-
ность считалась достоинством, а
показное великолепие осужда-
лось, потому что оно вело к це-
лой веренице грехов: зависти, об-
жорству, алчности, гордыне. Но
всё изменилось. Теперь, если не-
кое событие не вызывает немед-
ленную восторженную реакцию
в социальных сетях, оно как буд-
то и не происходило вовсе. Людей
больше волнует, как сделать хоро-
шие фотографии и получить боль-
ше лайков, чем само событие. Как
можно лучше выставить себя на-
показ — вот что ценится сегодня.
Гордыня и тщеславие стали досто-
инствами, а скромность — недо-
статком.
Может, это не так страшно?
Но статистика суицидов и эпиде-
мия депрессии говорят нам об
обратном. Наверное, стоит огля-
нуться назад, все рецепты уже
есть. Платон и Аристотель почти
во всём противоречат друг дру-
гу, кроме одного: они оба счита-
ли, что счастливым человека мо-
жет сделать только добродетель-
ная жизнь. В 1621 году Роберт Бе-
ртон в своём замечательном тру-
де «Анатомия меланхолии» пред-
лагал такой рецепт: «Не будь оди-
ноким, не будь праздным». Да вы
и сами это знаете. Заведи друзей и
займись делом.
Мы несчастны, пока находим-
ся в плену у самих себя, идём на
поводу у собственных мелких же-
ланий. Счастливыми нас делает
выход за пределы собственной
личности, присоединение к чему-
то большему.
Врач и философ Рэймонд Тэл-
лис выстраивает такую иерархию
человеческих желаний: нижний
ярус — еда и кров, следующий —
получение удовольствия, третий
— одобрение и статус. Четвёр-
тый, самый верхний — искусст-
во, духовная жизнь и миссия. Со-
вершенно очевидно, что чем ни-
же ярус, тем проще желания, тем
легче их удовлетворить и тем бы-
стрее удовольствие проходит.
Устойчивое счастье получается
только на верхнем этаже. Радость
может принести только удовлет-
ворение голода высшего порядка:
поиск смыслов.
Именно это мы не смогли объ-
яснить нашим детям. Счастье не-
возможно купить. Оно не наступа-
ет, когда вы удовлетворили свои
желания, получили искомое, при-
обрели вещь, получили удоволь-
ствие. Счастье—это не право. Это
не товар. (А быть несчастным или
грустным — не преступление.)
Счастье — это побочный продукт
целенаправленных поисков смы-
сла жизни. Если повезёт, вы сде-
лаете этот поиск своей работой,
как Платон, который называл фи-
лософию самым благословенным
из занятий.
Удовлетворение инфантиль-
ных желаний — это не счас-
тье. Люди, как и целые культуры,
должны развиваться от простей-
ших желаний к сложным, пока не
нащупают высокую цель, а с ней
придёт и счастье. Будет гораздо
лучше, дети, если вы перестанете
думать о строительстве карьеры и
попробуете соотнести свою рабо-
ту со своими убеждениями. Так бу-
дет полезнее для вас. Вы же хоти-
те быть счастливыми?
Элизабет ФАРРЕЛЛИ,
писательница, преподаватель
https://theageofhappiness.com
Мы не научили детей быть счастливыми
«Мама, ты всё время
снимала меня
и ни разу
не похлопала!»
1. Чтобы заложить в годы дет-
ства основу человечности и гра-
жданственности, надо дать ре-
бёнку правильное видение добра
и зла.
2. Сердца детей должны быть
широко открыты радостям и горе-
стям других людей.
3. Если добрые чувства не вос-
питаны в детстве, их никогда не
воспитаешь.
4. Всё окружающее в той или
иной мере касается тебя.
5. Никто не учит маленького
человека: будь равнодушным к
людям, ломай деревья, попирай
красоту, выше всего ставь своё
личное. Если человека учат до-
бру, учат умело, умно, настойчи-
во, требовательно, то в резуль-
тате будет добро. Учат злу (очень
редко, но бывает и так), в резуль-
тате будет зло. Не учат ни добру,
ни злу, всё равно будет зло, по-
тому что человек рождается су-
ществом, способным стать чело-
веком, но не готовым человеком.
Человеком его надо сделать.
6. Зло утверждается само, до-
статочно не учить ребёнка ни до-
бру, ни злу.
7. Жалость к самому себе —
вот душевное состояние, которое
я без преувеличения называю не-
исчерпаемым источником эгоиз-
ма. Не допускай, чтобы у детей за-
родилось это состояние, оно по-
родит ожесточённость. Пусть че-
ловек умеет жалеть себя лишь по-
стольку, поскольку он умеет быть
добрым и жалостливым к другим.
8. С малых лет учись жить так,
чтобы тебе было хорошо, прият-
но, когда ты делаешь хорошо для
людей, и неприятно, когда ты сде-
лал что-то плохое, предосуди-
тельное.
9. Говори о человеке, поступ-
ке, явлении, событии то, что ты
думаешь. Никогда не стремись
угадать, каких слов от тебя кто-то
ожидает. Это стремление может
сделать из тебя лицемера, подха-
лима и в конечном счёте подлеца.
10. Нет детей неспособных,
трудных, злых, есть те, кого в ран-
нем возрасте неправильно воспи-
тали, не дали достаточное коли-
чество любви.
11. Как важно, чтобы у детей
был друг, о ком надо заботиться.
12. Если маленький человек
не оставил частицы своего сердца
в кукле, лошадке, плюшевом мед-
вежонке, птичке, нежном и безза-
щитном цветке, деревце, в люби-
мой книге, то для него недоступ-
но глубокое чувство человече-
ской дружбы, верности, предан-
ности, привязанности.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ,
заслуженный учитель,
педагог-новатор, писатель
О добре и зле