22 •
«Родовая Земля»
№ 12 (185), декабрь 2019 г.
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
«Ч
ерез сказку, фанта-
зию, игру, через не-
повторимое детское
творчество — вер-
ная дорога к серд-
цу ребёнка. Сказка, фантазия —
это ключик, с помощью которого
можно открыть эти истоки, и они
забьют животворными ключами»,
— так писал В. Сухомлинский.
Кто из нас не любил сказку в
детстве? Трудно представить на-
ше детство без сказок и любимых
детских книг! Ведь сказка входит
в жизнь ребёнка с самого раннего
возраста, сопровождает на протя-
жении всего детства и остаётся с
ним на всю жизнь. Но самое глав-
ное, что сказки нужны не только
для развлечения, но и для разви-
тия и обучения ребёнка.
Через сказку малыш познаёт
своё место в этом мире, получает
первые представления о добре и
зле, дружбе и предательстве, отва-
ге и трусости. Именно сказки в до-
ступной форме объясняют малы-
шу, что такое хорошо и плохо, за-
кладывают моральные и социаль-
ные ценности. Без преувеличения
можно сказать, что чтение сказок
малышу — это прежде всего вос-
питание сердца, прикосновение
человеческого благородства к со-
кровенным уголкам детской души.
Чтение сказок — один из важ-
нейших педагогических, воспита-
тельных моментов. Родители ча-
сто недооценивают развивающую
и воспитательную роль сказок, за-
бывая, что сказка — многовеко-
вая народная мудрость.
Для тех родителей, которые
ещё сомневаются в эффективно-
сти методики воспитания ребёнка
сказкой, скажем, что это уникаль-
ная возможность сохранить с ре-
бёнком близкие, доверительные
отношения, не омрачённые нуд-
ными лекциями, которые вызыва-
ют у ребёнка лишь отрицательные
эмоции.
Вы хорошо знаете, что каждая
сказка чему-то учит малыша. Сказ-
ка заставляет ребёнка плакать и
смеяться, переживать и надеять-
ся, одним словом, чувствовать. А
ведь тонко чувствующий человек
сам способен на творчество. И по-
этому сказки нужно не просто чи-
тать малышам, а вместе с ним ос-
мысливать прочитанное, воспи-
тывать и развивать в нём опреде-
лённые качества.
Для успешного решения во-
просов воспитания и развития
сказкой после каждой прочитан-
ной сказки надо научиться ста-
вить ряд вопросов о прочитан-
ном и творческих заданий, вместе
с ребёнком пробовать анализиро-
вать сказку, задумываться о чест-
ности, доброжелательности или,
наоборот, о подлости её героев.
Задания, вопросы к сказкам
побуждают ребёнка и взрослого
к совместному размышлению о
жизненном опыте, отношениях с
окружающими; помогают решать
детям свои насущные проблемы
общения со сверстниками, пони-
мания в семье; формируют пози-
тивную самооценку. Таким обра-
зом, между ребёнком и взрослым
возникает более тесный диалог,
который и сближает, и помогает
процессу воспитания, развития.
Основным моментом в этой мето-
дике является необходимость раз-
вития в ребёнке желания и уме-
ния творчески мыслить, анализи-
ровать окружающий мир, изучать
себя с позиций добра, справедли-
вости, любви.
В сказках можно найти ма-
териал, который поможет детям
стать увереннее, терпеливее, на-
учит слушать и слышать окружа-
ющих, принимать противоречи-
вость и многообразие мира, ведь
сказки — пища для подсознания.
Слова забываются, ощущения
остаются.
И это не просто ощущения,
а переживания, которые проч-
но связаны с определённым спо-
собом поведения героев сказки в
соответствующей ситуации. Сказ-
ка не оставляет ребёнка равно-
душным воспитуемым, а делает
его активным участником проис-
ходящего, переживающим вместе
с героями каждую неудачу и ка-
ждую победу.
У ребёнка с помощью сказки
можно воспитать
• волю — сложное и много-
гранное качество личности;
• веру в себя — умение проти-
востоять неудачам;
• смелость — самообладание,
безстрашие, умение вести себя
достойно в критических ситуа-
циях;
• трудолюбие — нежелание
сидеть без дела, стремление к по-
лезному труду;
• настойчивость — терпение и
выдержку при достижении цели;
• обязательность — умение
держать слово;
• оптимизм— веру в успех, ув-
лечённость, душевный подъём;
• целеустремлённость — уме-
ние определять цель и настойчи-
во добиваться её достижения;
• доброту и честность.
Сказка преподаёт урок нравст-
венности, учит хорошим челове-
ческим качествам, но делает это
без скучных наставлений, просто
показывает, что может произойти,
если человек поступает плохо, не
по совести.
Н. В. СУХОДОЛЬСКАЯ
Воспитание древней сказкой
А
бсолютно все дети зака-
тывают истерики. Роди-
тели интересуются: мож-
но ли с ними что-то сде-
лать или надо просто по-
дождать, пока ребёнок подрастёт?
Мама из Бразилии делится
своим рецептом, он простой и хо-
рошо работает.
«Я не психолог и не эксперт по
детским истерикам, я обычная ма-
ма 5-летней дочери. Тем не менее
мне кажется, что я нашла «форму-
лу», которой и хочу поделиться,
как можно быстро поменять на-
правление мыслей ребёнка, кото-
рый вот-вот начнёт скандал из-за
какой-то мелочи.
Сначала немного нашей лич-
ной истории. Моя дочь пошла в
детский сад и очень нервничала
из-за этого. Она говорила, что ни-
когда не сможет привыкнуть к са-
дику. Дома тоже всё пошло напе-
рекосяк: Алиса всё чаще злилась и
закатывала истерику буквально по
любому поводу, по каждой мелочи.
В саду нам посоветовали пой-
ти к детскому психологу в на-
дежде, что это как-то нормализует
ситуацию. Психолог действитель-
но дала нам много полезных со-
ветов, но один был просто фанта-
стический, к тому же и очень про-
стой. О нём я и хочу рассказать.
Психолог объяснила мне, что нуж-
но дать детям понять: мы уважаем
то, что они чувствуют.
Итак, во время кризиса, какова
бы ни была его причина, надо по-
мочь ребёнку (это работает с деть-
ми старше 5 лет) подумать и по-
нять, что с ним происходит. Когда
мы признаём их чувства и в то же
время даём им самим участвовать
в решении проблемы, мы можем
тем самым остановить истерику.
Итак, ситуация: ребёнок готов
начать скандал. Повод не имеет
значения: у куклы отвалилась ру-
ка, пришло время ложиться спать,
домашнее задание не получается
или просто не хочется делать то, о
чём вы просите.
Мы смотрим ребёнку в гла-
за и спокойным голосом задаём
один вопрос: «ЭТО КАКАЯ ПРОБЛЕ-
МА: БОЛЬШАЯ, СРЕДНЯЯ ИЛИ МА-
ЛЕНЬКАЯ?»
Когда моя дочь начинала ду-
мать о том, что с ней происходит,
это действовало на неЁ просто
волшебным образом, по крайней
мере здесь, дома. Я задаю этот во-
прос, она отвечает, и мы находим
способ решить проблему, причЁм
дочка сама предлагает, где искать
решение.
Маленькая проблема обычно
самая быстрая и простая. Некото-
рые проблемы она считает «сред-
ними». Скорее всего, мы их ре-
шим, но не в ту же секунду, это по-
могает понять, что есть вещи, ко-
торые требуют времени.
Если проблема серьёзная — а
то, что ваш ребёнок считает важ-
ным, совершенно точно нельзя
игнорировать, пусть вам это и ка-
жется полной глупостью, — такой
проблеме придётся уделить чуть
больше времени.
Иногда надо помочь ребёнку
понять, что в жизни не всё проис-
ходит так, как нам хочется.
Вот недавний случай, когда
этот метод отлично сработал. Мы
выбирали одежду для школы, а
Алиса обычно очень переживает
из-за того, в чём идти, особенно
когда на улице прохладно. Коро-
че, она хотела надеть свои люби-
мые брюки, но они были в стирке.
Она уже начала кукситься, ког-
да я спросила: «Алиса, это боль-
шая, средняя или маленькая про-
блема?»
Она посмотрела на меня и ти-
хо сказала: «Маленькая».
Мы уже знали, что небольшие
проблемы легко решить. Я попро-
сила её предложить вариант ре-
шения (я знала, что ей нужно вре-
мя подумать), и она сказала: «Вы-
брать другие штаны».
Я говорю: «И у тебя есть не-
сколько штанов на выбор». Она
улыбнулась и пошла выбирать
другие штаны.
Я поздравила её с тем, что она
смогла сама решить проблему, по-
тому что очень важно похвалить
ребенка за то, что он справился,
это поставит окончательную точ-
ку в ситуации.
Я не думаю, что есть какие-то
волшебные приемы в деле вос-
питания детей. Воспитать ребен-
ка, пройти с ним вместе через все
этапы развития — это настоящая
миссия. Да, иногда мы выбираем
неверный путь, тогда надо иметь
мудрость повернуть назад и по-
пробовать другую дорогу.
Пройдя через множество исте-
рик со своим ребёнком, я нако-
нец увидела свет в конце тунне-
ля и очень хочу поделиться этой
находкой с другими родителями.
Надеюсь, что у вас этот метод то-
же сработает.
http://rashpil.pw
Как остановить детскую истерику
всего одним вопросом
Миссия
матери и отца
Миссия матери — это защи-
та ребёнка от страха. Мама всегда
даёт чувство прибежища. Ребёнок
знает: что бы ни случилось, какие
бы ошибки он ни совершил, мать
всегда его примет и обогреет. Она
способна дать энергию, чтобы ис-
целить рану, дать эмоциональное
благословение: «Я в тебя верю, у
тебя всё получится». Мама также
обучает девочку практическим
вещам и делает ей замечания. Сы-
ну она не делает замечаний, она
его только взращивает. Это сокро-
венные отношения мамы и сына.
Отец даёт систему ценностей,
обучает
практическим
вещам
мальчика и делает ему замечания.
Девочке он сам не делает замеча-
ний, а воспитывает дочку через
жену. Это сокровенные отношения
отца и дочери, он ею восхищён.
Когда дети будут жениться, ро-
дителям очень важно их «отдать».
Сноху нужно принять как дочь, зя-
тя — как сына. Иначе неизбежна
конкуренция. Родители должны
понимать, что дети им не принад-
лежат, они просто помогают им ис-
полнить их миссию. С одной сторо-
ны — привязанность к ребёнку, с
другой—непривязанность.
Этот баланс и есть родитель-
ская любовь.
Марина ТАРГАКОВА,
психотерапевт,
специалист по семейной
психотерапии.