Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 12 (185), декабрь 2019 г.
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
Р
ебёнок может в одном
рисунке прожить целую
жизнь сказочного персо-
нажа. Начнёт с зелёной
запятой, а она станет дра-
кончиком. Дракончик вырастет
большим и однажды встретит про-
тивника — злого дракона. Они бу-
дут биться много дней и ночей, те-
ряя в бою то голову, то хвост, кото-
рые, конечно, опять отрастут, ведь
драконы-то волшебные…Луна бу-
дет сменять солнце, а потом всё
накроет чёрная туча и прольётся
дождь, да такой силы, что настанет
настоящий потоп… И если в этот
момент взрослый начнёт ругать-
ся, что ребёнок налил много воды
на рисунок и вообще зачем-то всё
чёрным цветом некрасиво зама-
зал, то ребёнок отвлечётся от про-
цесса и не успеет спасти и подру-
жить своих драконов…
Результатом Сашкиной лепки
часто был грязно-серый пластили-
новый комочек… Зато в процес-
се вылепленный персонаж менял
свой облик и позы раз десять, не
меньше, путешествовал по всей
квартире, знакомился с игрушка-
ми, попадал в разные передел-
ки, в том числе в прямом смысле
слова: терял и вновь обретал ко-
нечности. А потом герой уставал
от приключений и сворачивался в
грязно-серый комочек…
Не спрашивайте маленького
ребёнка, что он нарисовал. Он,
может, вообще не рисовал что-
то конкретное. Ребёнок рисо-
вал своё настроение, свои эмо-
ции. Но объяснить он вам этого
не сможет. Трёхлетние дети, ког-
да берут в руки кисти, не дума-
ют над композицией и сюжетом.
Спонтанное, аутентичное рисо-
вание. Цвет — какой приглянул-
ся. Линия — куда рука повела.
Они не просто рисуют изобра-
жение, они проживают процесс,
гармонизируют своё внутреннее
состояние. Например, мальчик
Рома в период адаптации к сади-
ку каждое утро молча закраши-
вал несколько листов чёрной гу-
ашью. И только после этого в его
рисунках появлялись другие цве-
та, на лице — живые эмоции, а в
поведении —желание общаться.
Эту способность к самокор-
рекции можно нарушить, если ре-
бёнка каждый раз спрашивать: «И
что же ты нарисовал?» Ребёнок за-
думается… Он решит, что рисо-
вать надо обязательно что-то. И
будет рисовать стандартные до-
мики с крышей-треугольником (и
где только современные дети ви-
дят такие крыши?), ёлочки из трёх
треугольников, солнышки с луча-
ми: всё как у всех, и ничего общего
с творчеством и самовыражением.
Не спрашивайте у малыша,
что он нарисовал. Он сам расска-
жет, когда на рисунке будет кон-
кретный образ. Если очень хочет-
ся, можете осторожно высказать
предположение: «А вот это мне ка-
жется похожим на слона».
Не оценивайте результат. Лю-
буйтесь процессом.
Анна БЫКОВА
Текст и иллюстрация из книги
«Развивающие занятия
«ленивой мамы»»
https://vk.com/mir.detey
Игровой массаж — полезное, а
главное — очень приятное за-
нятие для мамы и ребёнка. Вы
можете использовать лёгкие
растирания, похлопывания,
пощипывания, а смешные сти-
хи развеселят малыша. Кстати,
а сколько стихов для игрового
массажа вы знаете?
Рельсы, рельсы,
шпалы, шпалы...
Этот стих знаком каждому с
детства, но не каждый взрослый
знает его полностью. Напомним...
Рельсы, рельсы
(вдоль позво-
ночника проводим две параллель-
ные линии),
Шпалы, шпалы
(вдоль позво-
ночника «рисуем» поперечные ли-
нии),
Ехал поезд запоздалый
(прово-
дим ребром ладони по спинке).
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек
(стучим по спине фалангами
пальцев).
Пришли куры, поклевали, по-
клевали, поклевали
(слегка по-
стукиваем с помощью указатель-
ного пальца),
Пришли гуси, пощипали, по-
щипали, пощипали
(двумя пальца-
ми пощипываем спину).
Пришёл дворник (двумя паль-
цами «идём» по спине),
Всё подмёл
(лёгкими касания-
ми пальцев гладим спинку вдоль и
поперёк).
Прошёл слон
(«ставим следы»
слона от нижней части спины к
затылку, сильно нажимая тыль-
ной стороной кулаков),
Прошла слониха
(«ставим сле-
ды» тыльной стороной кулаков,
со средним усилием нажатия),
Прошёл маленький слонёнок
(«идём» двумя пальцами).
Пришёл директор зоопарка
(«идём» по спине двумя пальцами),
Всё расчистил
(гладим спину
ладонями),
Поставил стол
(слегка нажима-
ем кулаком на спину),
Стул
(стул изображаем тремя
пальцами, собранными вщепоть),
Начал писать письмо
(«пишем»
по спине пальцами):
Посылаю жене и дочке
(«ри-
суем каракули», водя пальцем по
спине)
Заграничные чулочки
(про-
должаем «писать» указательным
пальцем на спине).
Будет дочка их носить
И отца благодарить.
Смял письмо
(ладонями двух
рук помять спинку),
Потом разгладил
(сильным на-
давливанием провести ладоня-
ми по спине от позвоночника к бо-
кам),
Поставил большую печать
(слегка стукнуть кулаком по спи-
не)
И маленькую подпись
(указа-
тельным пальцем «чиркнуть» по
спине),
Запечатал письмо в конверт
(ладонями рук провести по спине
с боков к центру),
Опустил в почтовый ящик
(за-
сунуть руку сверху зашиворотпи-
жамы или майки).
Письмо шло-шло-шло
(лёгки-
ми круговыми движениями ладони
одной руки провести от затылка
к нижней части спины)
И на место пришло
(слегка
шлёпнуть по попе).
Белка
хвостиком метёт
Белка хвостиком метёт
(лёгки-
ми движениями пальцев гладим
спинку),
Рыбка по морю плывёт
(ре-
бром ладони проводим вдоль по-
звоночника).
Как по небу облака,
Мы погладили бока
(слегка
проводим ладонями обеих рук по
бокам крохи).
Как летят снежинки
(едва каса-
ясь рукой, гладим спину),
Так мы гладим спинку!
Мы капусту
рубим, рубим
Мы капусту рубим, рубим
(со-
вершаем рубящие движения рёб-
рами ладоней),
Мы морковку трём, трём
(трём спинку суставами пальцев),
Мы капусту солим, солим
(то-
чечно касаемся пальцами),
Мы капусту жмём, жмём
(ти-
скаем мышцы пальцами),
Сок капустный пьём, пьём
(нежно гладим спинку ладонями).
Били лён, били
Били лён, били
(стучим кулач-
ками по спине),
Колотили, колотили
(похлопы-
ваем),
Топили, топили
(растираем
ладонями),
Трепали, трепали
(трясём за
плечи),
Мяли, мяли
(разминаем паль-
цами),
Белы скатерти ткали
(чертим
рёбрами ладоней)
Да на столы накрывали
(гла-
дим ладонями).
На лугу, на лугу
На лугу, на лугу
(гладим живо-
тик малыша по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
(кладём
руку на животик ребёнка),
Прилетели две вороны
(пощи-
пываем животик по бокам снизу
вверх),
Поклевали
(двумя пальчика-
ми делаем постукивающие движе-
ния),
Улетели
(гладим малыша)!
У оленя дом большой
У оленя дом большой
(подни-
маем ручки вверх и разводим),
Он глядит в своё окно
(подтя-
гиваем за ручки).
Зайка по лесу бежит
(топаем
ножками),
В дверь ко мне стучится
(руч-
ками стучим),
Тук-тук, дверь открой
(ручки
сводим к груди и разводим)
,
Там в лесу охотник злой
(ручка-
ми вверх и вниз машем).
Зайка, зайка, забегай
(сгибаем
и разгибаем ручки),
Лапу подавай!
Ладошка
Твоя ладошка—это пруд
(мед-
ленно водить согнутым указа-
тельным пальцем по ладошке),
По ней кораблики плывут.
Твоя ладошка как лужок
(до-
трагиваться кончиками пальцев
до ладошки),
А сверху падает снежок.
Твоя ладошка как тетрадь
(ука-
зательным
пальцем
«нарисо-
вать» солнышко и др.),
Твоя ладошка как окно
(поте-
реть ладошку пальцами, сжаты-
ми в кулак),
Его помыть пора давно
(осто-
рожно переступать пальцами
обеих рук).
Твоя ладошка как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
Массаж медвежий,
сельскохозяйственный
Шёл медведь, большо-о-ой
медведь
(топчемся ладонями по
спине),
Шла медведица
(топчемся
меньшей площадью, кулаком, на-
пример),
Шёл ма-а-аленький медвежо-
нок
(пальцами идём по спине).
Нашли они большо-о-ое поле
(растираем ладонью спину).
Медведь сказал: «Моё-ё-ё по-
ле»
(говорим басом, делаем круго-
вые движения ладошками по спи-
не),
Медведица сказала: «Моё-ё-ё
поле»
(повыше голосом и шаги по-
мельче),
Медвежонок закричал: «Моё»
(тоненьким голоском, мелкими
прыжками).
Подумали они и решили, что
поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пше-
ницу.
Вспахали поле
(производим ка-
кие-нибудь копательные движе-
ния снизу вверх по спине, потом
вниз),
разровняли
(растираем ладо-
нями)
и посадили зёрнышки
(стучим
меленько концами пальцев по всей
спинке).
Дождик
зёрнышки
полил
(тыльной стороной пальцев во-
дим волнообразно по спине),
солнышко согрело, и пшеница
взошла...
Выросли большие и красивые
колоски...
Пришло время, и стали они
жать пшеницу
(левой рукой берём
складку кожи, как бы щипая, ре-
бром правой ладони подрезаем).
Собрали все пшеницу в снопы,
много снопов получилось
(низом
кулака ставим плотненько отме-
тины по спинке).
Ура! Ура! Ура!
(Разными голоса-
ми.)
Ой, как много у нас пшеницы
выросло, вот это урожай!
Обрадовались медведи.
Собрали все снопы на телегу и
повезли на мельницу.
Лошадка повезла пшеницу на
мельницу
(скачем по спинке че-
тырьмя пальцами).
Осталось поле чистое-чистое
(гладим ладонью круговыми дви-
жениями по спинке).
А медведи смололи зёрна пше-
ницы, получилась мука.
Муку привезли домой и испе-
кли вкусный-вкусный хлебушек…
https://vk.com/
sergeyvershininblog
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы.
Ехал поезд запоздалый...
В творчестве ребёнка главное не результат, а процесс