6 •
«Родовая Земля»
№ 12 (185), декабрь 2019 г.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Шесть лет назад Гузель Санжапова приехала в Малый Турыш, который находится в 200 км от Ека-
теринбурга, на пасеку своего отца, доставшуюся ему по наследству. Тогда в деревне было 20 дво-
ров. Сегодня в Малом Турыше работает производство крема-мёда с местными ягодами, есть дет-
ская площадка, беседка, колодец с питьевой водой, и всё это благодаря Гузель. Сейчас в деревне
строят культурный центр.
На форуме «Среда для жизни», проходившем в Великом Новгороде, Гузель рассказала, что де-
лать, если хотите строить социальный бизнес и менять российскую жизнь к лучшему. Некоторые
выдержки из выступления приведены ниже.
Развивать деревни, пока
это не стало модно
— Очень жаль, что мы мно-
го говорим про развитие горо-
дов и очень мало — про разви-
тие остальной территории России.
Многие живут в очень красивых
местах — деревнях, которые то-
же нужно развивать. И делать это
нужно сегодня, не дожидаясь, по-
ка это станет общим трендом, как
урбанистика. Проблема умирания
деревень — общая для всего ми-
ра, но для России она стоит наибо-
лее остро.
Рассчитывать на
маленькие инвестиции
— У нас порядка трёх тысяч
спонсоров из всех городов Рос-
сии, которые скидывались по 500
или 1000 рублей и получали про-
изведённую нами баночку мёда.
Эти люди помогали нам построить
производство и всю инфраструк-
туру, которая сегодня в деревне
существует.
Установить связи
—Чтобы деревня начала жить,
нужно установить связи произ-
водителя с рынком, людей из го-
родов — с людьми из деревень.
Сегодня существует очень много
стереотипов. В Москве многие пы-
таются забыть свою историю, ведь
большинство людей вообще-то из
деревни. А люди в деревне сидят
и говорят: «Зажравшиеся москви-
чи нам тут не нужны». С этим тоже
нужно бороться. Вот, например, в
прошлом году у нас в деревне был
концерт группы «Чайф». Люди из
больших городов и люди из де-
ревни пели одинаковые песни, ко-
торые на Урале все знают.
Самому спасать
российскую деревню
— Сейчас я строю в деревне
общественный центр. Это огром-
ное здание на 800 м
2
, которое за-
кроет все оставшиеся проблемы
деревенских жителей. Центр даст
нашей аудитории возможность
приехать в деревню, научиться
чему-то новому, посмотреть, как
у нас всё работает. Обществен-
ный центр будет окупаемый. Мы
не просим денег, мы эти деньги
зарабатываем. В нём будут пекар-
ня, маленький деревенский мага-
зин, услуги для населения. Сейчас
вся деревня Малый Турыш ждёт
общественный центр. Для чего я
это всё делаю? Мне очень хочется,
чтобы таких предпринимателей,
как я, появилось больше, потому
что российскую деревню спасут
не государство и не вливания.
Российскую деревню спасут
только маленькие предпринима-
тели, которые в какой-то момент
объединятся и придумают, как ко-
оперироваться между собой. По-
этому в общественном центре бу-
дет большое образовательное
пространство. И мне очень хочет-
ся работать с местными предпри-
нимателями, которых я, возмож-
но, выращу. То поколение, которо-
му сейчас 14–15, уже умеет посчи-
тать экономическую модель коро-
вы и понять, что это не очень вы-
годно. Надо не сырьё продавать, а
что-то посложнее и поумнее.
Просто сказать другому
человеку «да»
— Мне бы очень хотелось,
чтобы, когда вы видите меня или
другого человека, которым вдох-
новляетесь, вы думали: вот этот
14-летний ребёнок смог. А вы мо-
жете гораздо больше и гораздо
сильнее. Просто скажите другому
человеку «да» и поддержите.
Научить людей планиро-
вать время и бизнес
— Я считаю этот шаг послед-
ним для Малого Турыша. Дальше
пойду искать следующую дерев-
ню. Когда-то всё начиналось с па-
секи моего папы. Я хотела помочь
ему, а не трудоустраивать бабу-
шек и развивать деревню. Но так
вышло, так мы растём.
В 2013 году увидела, что у нас
много мёда. Я его, кстати, не ем.
Что делать? Всё началось с того,
что попросила четырёх бабушек
собирать ягодки, мы стали их до-
бавлять во взбитый мёд, и так по-
лучился новый продукт. В этом го-
ду ягоды и травы для нас соби-
рали 230 человек со всех окрест-
ных деревень. Мы это использу-
ем в производстве мёда, чаёв,
натуральной косметики. Сейчас
мы ещё запускаем швейное про-
изводство — в деревне мож-
но делать всё. Нужно думать не
о sustainable development goals,
а о своём огороде. Бабушки при-
шли ко мне и сказали: «У нас вы-
сох колодец. Что делать?» Мы от-
рыли новый колодец с питьевой
водой. Мы не ждали, пока адми-
нистрация поможет, а просто шли
и делали.
Сейчас Гузель собирает сред-
ства на доски для общественного
центра в Малом Турыше. В обмен
на поддержку обещают подарки с
турышского производства.
Зоя АЛЕКСЕЕВА
https://strelkamag.com
Большие шаги Малого Турыша
Всё началось с того, что Гузель попросила четырёх бабушек собирать ягодки
«Свобода—это ответствен-
ность. Вот почему её все так бо-
ятся...»
Б. Шоу
М
ой знакомый из Мо-
сквы был в Дагестане и
пригласил меня съез-
дить в село Шукты к
родственникам Маго-
меда Чартаева.
Для тех, кто не в курсе, Чарта-
ев — председатель колхоза, кото-
рый в 1985 году запустил уникаль-
ный эксперимент («Третий путь»),
который является, по сути, объе-
динением того лучшего, что есть в
капитализме и социализме, — от-
ветственности за результаты тру-
да и направление части результа-
тов труда на общественно необхо-
димые потребности.
Метод состоит в следующем:
• каждый гражданин является
собственником результата своего
труда (сам или артельно произво-
дит продукт и продает его);
• все граждане — совладель-
цы природных ресурсов по пра-
ву рождения (земля не продаётся,
она принадлежит всем, и каждый,
от младенца до пожилого челове-
ка, получает свою долю «природ-
ной ренты»);
• каждый гражданин являет-
ся собственником своей доли в
общественном капитале (средст-
ва производства в долевой собст-
венности трудящихся и пенсионе-
ров, в том числе работников соци-
альной сферы).
Чартаев понял, что частная и
государственная
собственность
— лишь два разных способа от-
бирать у человека результаты его
труда.
Колхозник стал хозяином про-
изводимого им продукта.
Лук, выращенный колхозни-
ком, стал его собственностью. С
половины от проданной стоимо-
сти лука колхозник должен был
рассчитаться за семена, за ГСМ, за
услуги других специалистов и за-
брать часть денег как свой лич-
ный доход.
Вторая
половина
стоимо-
сти лука шла на увеличение «ка-
питала» работника и на социаль-
ные выплаты — арендную плату
за землю (которая считалась соб-
ственностью всех живущих в се-
ле Шукты), на выплаты учителям,
врачам, старикам.
То есть врач получал деньги не
с больного колхозника, а со здо-
рового и был кровно заинтересо-
ван, чтобы колхозник не болел, —
вот вам и профилактическая ме-
дицина.
Колхозник с первых же дохо-
дов становился капиталистом-хо-
зяином, сособственником имуще-
ства колхоза. Часть стоимости от
проданного лука шла на увеличе-
ние его «капитала», пая в общих
основных фондах. На эту часть
колхозник получал дивиденды.
Каждый был заинтересован, что-
бы свет не горел ночью, вода не
лилась из незакрытого крана, всё
это приводило к уменьшению
прибыли и соответственно диви-
дендов.
Накопления пая гарантирова-
ли работнику «пенсию» в виде ди-
видендов.
Я пытаюсь внедрить этот ме-
ханизм в колхозной столовой. По
моему мнению, через Чартаев-
скую модель можно без револю-
ций, плавненько перейти от сов-
ременного озверевшего капита-
лизма к более справедливой и че-
ловечной форме хозяйствования,
к более справедливому и свобод-
ному обществу…
Но эта модель мало кому инте-
ресна, потому что её суть — труд.
Не паразитизм, а труд. С ответст-
венностью за плохой труд, с воз-
можностью обанкротиться, если
ты трудишься «спустя рукава»…
Что я узнал о Магомеде Чар-
таеве от его супруги Фатимы, от
его детей Зухры и Абакара? Он ра-
но потерял родителей. Не пил, не
курил, был верующим человеком.
Всю жизнь трудился на совесть.
«Третий путь» Чартаев приду-
мал, когда ему рассказали о том,
что многие завидовали тому, что
у него в доме был достаток. (За-
видовали как раз те, кто не хо-
тел «пахать» и трудом зарабаты-
вать.)
За 10 лет (1985–1995) село
Шукты стало одним из богатей-
ших сёл Дагестана (посмотрите на
фото: это дома, построенные в те
времена).
Я надеюсь, что мы рано или
поздно сделаем то, о чём меч-
тал Магомед Чартаев: построим
справедливое и доброе общест-
во. То общество, о котором меч-
тали Чаянов, Туган-Барановский,
Кропоткин, Фурье, Роберт Оуэн
и многие сотни светлейших умов
человечества. То общество, о ко-
тором говорили Мухамад, Иисус,
Будда. То общество, которое сто-
ит на общине и на отношении к
ближнему, как к самому себе, и в
котором труд — основа благопо-
лучия.
Сергей ГРОШЕВ,
председатель Регионального
отделения в Ставропольском крае
Всероссийской политической
партии «Партия Возрождения Села»
«Третий путь» Магомеда Чартаева