Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 1 (186), январь 2020 г.
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
З
а первым поездом или
медведем будущий папа
бежит, лишь только узнав
о «двух полосках» на тесте.
Но нужны ли все эти иг-
рушки малышу? А если нужны, то
когда и какие именно?
Часто уже к моменту рожде-
ния малыша детская бывает за-
полнена огромным количеством
игрушек — и полезных, и на «вы-
рост». И этому, конечно же, есть
своё психологическое объясне-
ние. Дело в том, что детство ны-
нешних родителей (а это в основ-
ном поколение 70–90-х годов XX
века) прошло в мечтах о куклах и
конструкторах. Многие советские
дети были лишены качественных
игрушек, а подарки были только
по праздникам и очень сильно же-
ланными.
Выросли наши мальчики и де-
вочки, и вот они готовятся стать
(или уже стали) мамами и папами
— что с ними происходит? На соб-
ственных чад (так и хочется ска-
зать «бедных») они, скорее все-
го, обрушат лавину из детских иг-
рушек! А так ли уж они необходи-
мы малышу? Какие игрушки нуж-
ны ребёнку на самом деле?
С позиции психолога и мамы
четверых детей могу сказать, что
советский дефицит игрушек был,
скорее, к лучшему. Крайне важно,
чтобы в жизни малышей не возни-
кало ситуации тотального матери-
ального пресыщения. Ведь фанта-
зия, мечта — одна из важных со-
ставляющих жизни как детей, так
и взрослых.
Так где же грань между «необ-
ходимо» и «достаточно»? Сколько
нужно игрушек ребёнку, как в них
играть и где хранить?
Сколько игрушек
нужно ребёнку
Детской психике будет ком-
фортно, если ребёнка в возрасте
до 7 лет будет окружать 10–15 иг-
рушек в постоянном обиходе. При
этом если уже сейчас у вашего ре-
бёнка большее число игрушек (а
это почти наверняка так, с вероят-
ностью 99%), то часть из них сове-
тую убрать. Просто спрятать с глаз
ребёнка, а через месяц произвес-
ти замену.
Так игрушки будут постоянно
сменять друг друга и не приедать-
ся ребёнку: малыш попросту забу-
дет о них и будет воспринимать как
новые. Согласитесь, это хорошая
экономия семейного бюджета.
Какие игрушки
нужны ребёнку
Развивающие. Для детей стар-
ше двух лет важны игрушки, на-
правленные на развитие различ-
ных высших психических функ-
ций. Внимание развивают всевоз-
можные пирамидки и конструкто-
ры, память — мозаики, воспри-
ятие — ролевые игры. Но кроме
этого очень важна крупная мото-
рика (конструкторы, пазлы).
Спортивные. Пожалуйста, не
забывайте о мячах, скакалках и
даже резиночке — да-да, той са-
мой, родом из нашего детства!
Сонные. А был ли у вас люби-
мый мишка или зайка, с которым
вы спали? Такая игрушка называ-
ется «сонная», и она обязательно
нужна вашему ребёнку. Приобре-
тите милую и приятную мягкую иг-
рушку (хотя мальчики иногда спят
с машинками) и обязательно на-
делите её волшебными свойства-
ми для хорошего сна.
Больше конструкторов,
больше ролевых
игрушек
Они хорошо будоражат твор-
ческие процессы в голове ребён-
ка. При выборе игрушек для детей
отдавайте предпочтение тем, что
можно самому раскрасить, при-
думать им несколько вариантов
применения. В этом смысле кон-
структоры (даже те, от которых
потеряны инструкции) очень при-
ветствуются. Равно как и куклы с
мягкими игрушками, с ними каж-
дый день можно играть в новые
ролевые игры.
«Всё равно
его не брошу…»
Агния Барто нас учила друго-
му, но всё же хранить сломанные
игрушки я не советую. В детской
нам совершенно не нужны мишки
с оторванными лапами, куклы без
головы или машинки без колёс. Та-
кие повреждения не способствуют
развитию фантазии. Вы удивитесь:
они формируют отрицательные
воспоминания у ребёнка на дол-
гие годы. В памяти у него сохранит-
ся общее ощущение «у меня было
голодное и несчастное детство», и
«нормальные новые игрушки мне
никто не покупал». Как следствие,
ребёнок подсознательно будет пы-
таться компенсировать «недоиг-
ранное» с вашими внуками.
Как хранить детские
игрушки
Когда мы придерживаемся
правила 10–15 игрушек, важно их
грамотно разместить. Лучше, если
они будут сосредоточены в дет-
ском уголке или в комнате. То есть
ребёнок будет знать, что у игру-
шек есть своё место и оно — вот
здесь. Тогда вы сможете перейти
к важному педагогическому шагу:
научите ребёнка самого убирать
свои игрушки на место.
Храните их не в ящиках или
контейнерах для игрушек, а на от-
крытых полках, к которым у ре-
бёнка будет доступ. Не надо уби-
рать игрушки наверх: малыш дол-
жен иметь возможность подойти
и взять то, что ему нравится. Это
касается не только игрушек, но и
книг.
Обязательно обеспечьте ре-
бёнку площадку, чтобы играть с
игрушками. Если он, например,
будет собирать лего, то удобнее
это делать за столом или на полу
на светлой поверхности, где вид-
ны все детали, в том числе самые
мелкие.
Лариса СУРКОВА,
мама четверых детей,
автор книг по воспитанию детей,
известный детский психолог
www.houzz.ru
Прав
и
л
о
15
и
г
р
у
ш
е
к
1. Вспомните
прошлое
Найдите в кладовке свои ста-
рые фотоальбомы, хорошенько
отряхните их от пыли и посмотри-
те вместе со своим ребёнком. Ему
будет очень интересно увидеть
маленьких маму и папу, молодых
дедушек и бабушек, а также уз-
нать историю своей семьи.
2. Свет! Камера!
Мотор!
Детишки очень любят пере-
одеваться, особенно девочки!
Устройте настоящий марафон с
переодеваниями и фотовспыш-
ками. Если есть камера, то зай-
митесь съёмками вашего собст-
венного фильма или минисери-
ала, возьмите интервью у домо-
чадцев. Потом вы сможете втай-
не от всех смонтажировать свою
ленту и устроить семейный прос-
мотр!
3. Поездка
«Куда глаза глядят»
Сядьте в машину вместе со
всей семьёй и отправьтесь в ма-
ленькое путешествие. Не плани-
руйте ничего заранее, пусть каж-
дый по очереди выбирает на-
правление. Спустя какое-то время
остановитесь и осмотритесь, ку-
да вас занесло... Тайна всегда при-
влекает детишек!
4. Помидорка, огур-
чик, петрушка и…
Устройте сад у себя на подо-
коннике! Купите семена, землю и
горшки в магазине, вместе с деть-
ми посадите семена и полейте
землю. Не забывайте ухаживать.
Радости вашего ребёнка не будет
предела, когда появятся первые
всходы! А уж какие вкусные вы-
растут овощи! Правда, вам они не
достанутся, всё съест ваш юный
садовод.
5. Палаточный
городок
Если погода не позволяет раз-
бить настоящий лагерь на лоне
природы, есть выход! Устройте ла-
герь дома. Соберите все простыни
и стулья, соорудите палатки, сде-
лайте полянку из одеяла и устрой-
те на ней пикник. Ваш малыш бу-
дет в восторге!
6. Радость общения
Вспомните, у кого вы давнень-
ко не были в гостях. Может, при-
шло время навестить вашу бабуш-
ку или тётю, а может, со старым
другом вы общаетесь не иначе как
в соцсетях? Нет ничего лучше жи-
вого общения!
7. Послание
в будущее
Вы можете отправить насто-
ящую весточку для себя и своей
семьи в будущее! Нарисуйте с ва-
шим ребёнком картинку, возьми-
те его фотографии, сделайте ка-
кие-нибудь интересные вырезки
из газет и журналов. Всё это запе-
чатайте в какой-нибудь герметич-
ный контейнер (бутылочка из-под
минералки вполне подойдёт). Да-
ту вскрытия можно приурочить к
18-летию вашего ребёнка или да-
же к рождению вашего внука. И
оставьте у себя на хранении. Спу-
стя годы для вас и вашего ребён-
ка это станет самым неожидан-
ным подарком
8. Весёлый повар
А как насчёт идеи приготовить
печенюшки для всей семьи? Най-
дите бабушкин рецепт, замешай-
те тесто, добавьте начинку и вы-
пекайте до полной готовности.
Не забудьте, что самый увлека-
тельный процесс для вашего ре-
бёнка — это украшение. Прояви-
те фантазию и соорудите что-ни-
будь действительно весёлое из ва-
ших печенек. А если сделать пор-
цию побольше, то можно навес-
тить друзей.
9. Пузырьки летят
Нет лучшего веселья, чем
мыльные пузыри и музыка. Сов-
местите и то, и другое! За пузы-
рями не обязательно ехать в ма-
газин, смешайте мыло с водич-
кой, возьмите запчасти от ручки
в качестве трубочки и выдувайте
пузыри. А ваш малыш в это вре-
мя пусть играет на домашних ба-
рабанах — кастрюлях, крышках и
пустых пластиковых бутылках.
10. Генеральная
уборка
Вы можете совместить полез-
ное и полезное. Убирать может
быть весело, если делать это всей
семьёй! Ваши дети с удовольст-
вием возьмут в руки тряпочку и
с усердием будут протирать пыль
или мыть посуду. Пусть от них бу-
дет пользы совсем немного, зато
они почувствуют себя взрослы-
ми, нужными и полезными своей
семье.
11. Благо-
творительность
Откройте шкафы, возьмите ве-
щи, которые ваш малыш уже не
будет носить, отберите вместе с
ним игрушки, в которые он уже не
играет, и отвезите вместе с ним в
церковь или детский дом. При-
учайте своего малыша к добру с
детства.
12. Благодарности
Напишите благодарственные
письма друг другу, мамам, па-
пам, бабушкам, дедушкам. Малы-
ши могут нарисовать что-нибудь.
Отправьте эти письма по обыч-
ной почте! А на следующей неде-
ле ждите звонков со счастливыми
голосами ваших родственников.
Ведь так приятно дарить радость!
И это далеко не всё, чем можно
заняться без телевизора!
https://vk.com/vselo
12 способов провести время
с семьёй без телевизора