Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

22 •
«Родовая Земля»
№ 1 (186), январь 2020 г.
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
мберто Эко, ита-
льянский писатель
и философ, написал
потрясающее по сво-
ей мудрости и глуби-
не письмо, которое адресовано
его внуку. Оно называется «Доро-
гой внук, учи наизусть». Главная
мысль в нём о том, что мы страда-
ем от плохой памяти и создаём се-
бе вместо её тренировки костыли
в виде Гугла, гаджетов и различ-
ных веб-сервисов. Мы ограничи-
ваем свою жизнь своей собствен-
ной и игнорируем опыт прошлых
поколений. Прочтите это письмо
и признайтесь себе, что с памятью
нужно что-то делать, и это не ути-
литарный вопрос, это вопрос по-
нимания мира и происходящего в
нём. Это вопрос выживания!
«Я хотел с тобой поговорить о
болезни, которая поразила твоё и
предыдущее поколение, которое
уже учится в университетах. Я го-
ворю о потере памяти.
Это правда, что если ты захо-
чешь узнать, кто такой Карл Ве-
ликий или где находится Куала-
Лумпур, то ты сможешь нажать на
кнопку и тотчас узнать всё из ин-
тернета. Делай это, когда тебе нуж-
но, но, получив справку, старайся
запомнить её содержание, чтобы
не искать вторично, когда эти зна-
ния тебе понадобятся в школе, на-
пример. Плохо то, что понимание
того, что компьютер может в лю-
бой момент ответить на твой во-
прос, отбивает у тебя желание за-
поминать информацию. Этому яв-
лению можно привести следую-
щее сравнение: узнав, что с одной
улицы до другой можно добраться
на автобусе или метро, что очень
удобно в случае спешки, человек
решает, что у него больше нет не-
обходимости ходить пешком. Но
если ты перестанешь ходить, то
превратишься в человека, выну-
жденного передвигаться в инва-
лидной коляске. О, я знаю, что ты
занимаешься спортом и умеешь
управлять своим телом, но вер-
нёмся к твоему мозгу.
Память подобна мускулам тво-
их ног. Если ты её перестанешь
упражнять, то она станет дряблой,
и ты (будем говорить без обиня-
ков) превратишься в идиота. Кро-
ме того, все мы в старости риску-
Письмо внуку
• Быстро забывать обиды и
ссоры.
Уже к 2,5–3,5 годам малыш
способен запомнить, когда и где
его толкнул брат и какую конфету
отобрала сестра. Но вскоре обида
уходит на второй план, а сам пред-
мет конфликта забывается.
После небольшой эмоцио-
нальной бури в доме опять ца-
рит дружба. Во-первых, детская
память изменчива, а во-вторых,
у малыша есть дела поважнее
— продолжать исследовать этот
мир. Маленькие дети время от
времени ссорятся, это подтвердят
любые родители. Но детские оби-
ды живут недолго.
А вот раздор между взрослы-
ми братьями и сёстрами может
иметь куда более серьёзные по-
следствия.
Сложно представить себе зло-
памятного и принципиального
малыша. Это, скорее, удел взро-
слых, которым очень нужно поу-
читься у детей забывать обиды.
Конечно, о всепрощении здесь
речь не идёт, но взрослые ссо-
ры по пустякам должны решаться
примерно как в детстве: «Мирись-
мирись и больше не дерись!»
• Запасаться тёплыми впе-
чатлениями.
В то время как ссоры по мело-
чам ребёнок забывает достаточно
быстро (в здоровой семейной об-
становке), съеденное в парке мо-
роженое на прогулке с дедушкой
он может помнить всю жизнь.
Взрослые тоже бывают очень
впечатлительны, с этим сложно
поспорить. Но здесь есть разница:
у детей пока ещё не развито кри-
тическое мышление, и от прогул-
ки в его памяти останется именно
улыбка дедушки и мороженое, а
не пятно на куртке и лежащий ря-
дом со скамейками мусор.
В том числе поэтому взрослый
человек с особой теплотой вспо-
минает о каком-нибудь пустяке из
детства, на который сейчас даже
не обратил бы внимания.
Критическое мышление неве-
роятно важно для ребёнка и взро-
слого. Однако этот полезный на-
вык не должен перекрывать ро-
ждение позитивных впечатлений,
иначе взрослый потеряет воз-
можность пополнять свой багаж
тёплых воспоминаний. А без этого
никак нельзя!
• Верить в чудеса.
Верить в чудеса и при этом
бездействовать — плохой вари-
ант. Это даже дети знают!
Многие родители мотивиру-
ют ребёнка (или иногда это мани-
пуляция?) хорошо себя вести, что-
бы Дед Мороз положил под ёлоч-
ку свой подарок. И ради встречи
с волшебником ребёнок действи-
тельно будет рад стараться.
Но в мире взрослых часто за-
бывают, что ни одно успешное де-
ло не обходится без веры в него.
В то время как излишние сомне-
ния губят перспективные проек-
ты, вера в чудо заставляет вновь
и вновь совершать попытки и бо-
роться за успех.
Психологи говорят, что спо-
собность верить в чудеса помо-
гает человеку преодолевать са-
мые сложные моменты в его жиз-
ни. Главное — не уповать на чу-
до, а верить в него и помогать ему
свершаться.
• Быть самим собой.
Дети от природы открыты и
свободны: они не стесняются вы-
ражать эмоции, говорить правду и
танцевать у всех на виду. Словом,
ребёнок не стесняется быть собой.
Но социум навязывает ему опре-
делённую модель поведения. С
одной стороны, это важная часть
воспитательного процесса, с дру-
гой — есть риск сильно увлечься
и потерять самого себя.
Большинству из нас приходит-
ся жить в определённых ролях —
«благодарный ребёнок», «забот-
ливый родитель», «успешный спе-
циалист»…
А роль «я настоящий» уходит
на второй план, из-за чего многие
из нас добровольно отказываются
от собственных желаний.
Например, в своих мечтах вы
играете на пианино, а в жизни го-
ворите себе: «А когда мне этим за-
ниматься? На мне же дом, дети».
Есть желание начать танцевать,
но мысль: «Я буду выглядеть глу-
по» никогда не даст вам этого де-
лать. Хотели бы научиться пла-
вать, тут же находите отговорку:
«Лучше буду водить в бассейн ре-
бёнка».
Быть самим собой в современ-
ном мире для большинства — не-
позволительная роскошь. Вместо
«стать счастливым» многие выби-
рают «соответствовать», ссылаясь
на возраст и нехватку времени.
Попробуйте вернуть эти каче-
ства, которые были у каждого из
нас в детстве, и, возможно, полу-
чится стать ещё счастливее!
https://vk.com/shagayby
ем заболеть болезнью Альцгейме-
ра, и один из способов избежать
этой неприятности заключается
в постоянном упражнении нашей
памяти.
Вот в чём заключается мой ре-
цепт. Каждое утро выучивай ка-
кое-нибудь короткое стихотво-
рение, как заставляли нас делать
в детстве. Можно устраивать со-
ревнование с друзьями на луч-
шую память. Если тебе не нравит-
ся поэзия, то ты можешь запоми-
нать состав футбольных команд,
но ты должен знать игроков не
только команды Римского клуба,
но и игроков других команд, а так-
же их состав в прошедшие време-
на (представь, что я помню имена
игроков Туринского клуба, быв-
ших на борту самолёта, потерпев-
шего крушение на холме Суперга:
Бачигалупо, Балларин, Марозо и
так далее). Состязайтесь в том, кто
лучше помнит содержание прочи-
танных книг (кто был на борту «Ис-
паньолы», отправившейся на по-
иск острова сокровищ? Лорд Тре-
лони, капитан Смоллетт, доктор
Ливси, Джон Силвер, Джим…)
Выясни, помнят ли твои друзья
имена слуг трёх мушкетёров и
д’Артаньяна (Гримо, Базен, Муш-
кетон и Планше)… А если ты не
хочешь читать «Трёх мушкетеров»
(хотя ты не знаешь, что при этом
теряешь), то проделай подобную
игру с той книжкой, которую ты
прочёл.
Это кажется игрой, да это и
есть игра, но ты увидишь, как твоя
голова наполнится персонажа-
ми, историями и самыми разными
воспоминаниями. Ты спросишь,
почему когда-то компьютер назы-
вали электронным мозгом. Это по-
тому, что он был задуман по моде-
ли твоего (нашего) мозга, но у че-
ловеческого мозга больше связей,
чем у компьютера. Мозг — это та-
кой компьютер, который всегда с
тобой, его возможности расширя-
ются в результате упражнений, а
твой настольный компьютер по-
сле продолжительного исполь-
зования теряет скорость и через
несколько лет требует замены. А
твой мозг может прослужить те-
бе до 90 лет, и в 90 лет, если ты бу-
дешь его упражнять, ты будешь
помнить больше, чем помнишь
сейчас. Он к тому же безплатный.
Потом есть ещё историческая
память, которая не связана с фак-
тами твоей жизни или с тем, что ты
прочитал. Она хранит те события,
которые случились до твоего ро-
ждения.
Сегодня, если ты отправля-
ешься в кинотеатр, ты должен
прийти к началу фильма. Когда
фильм начинается, то тебя как бы
всё время ведут за руку, объяс-
няя, что происходит. В мои време-
на можно было войти в кинотеатр
в любой момент, даже в середине
фильма. Множество событий слу-
чалось до твоего прихода, и при-
ходилось домысливать то, что
происходило ранее. Когда фильм
начинался сначала, можно было
увидеть, правильна ли твоя ре-
конструкция. Если фильм нравил-
ся, то можно было остаться и по-
смотреть его ещё раз. Жизнь на-
поминает просмотр фильма в мои
времена. Мы рождаемся в мо-
мент, когда уже произошло мно-
жество событий на протяжении
сотен тысяч лет, и важно понять,
что же случилось до нашего ро-
ждения. Это нужно для того, что-
бы лучше понять, почему сегод-
ня происходит столько новых со-
бытий.
Сегодня школе (помимо твоего
собственного круга чтения) следо-
вало бы научить тебя запоминать
то, что случилось до твоего ро-
ждения, но ей это плохо удаётся.
Различные опросы показывают,
что сегодняшняя молодёжь, даже
и университетская, рождённая в
1990 году, не знает, а может быть,
не хочет знать о том, что происхо-
дило в 1980 году, уже не говоря о
том, что было 50 лет тому назад.
Статистика говорит, что когда мо-
лодых людей спрашивают, кто та-
кой Альдо Моро, то они отвечают,
что он возглавлял «Красные бри-
гады», а ведь он был убит членами
этой подпольной леворадикаль-
ной организации.
Деятельность «Красных бри-
гад» для многих остаётся тайной, а
ведь они присутствовали на поли-
тической сцене всего лишь 30 лет
тому назад. Я родился в 1932 году,
через десять лет после прихода
фашистов к власти, но я знал, кто
был премьер-министром во вре-
мена марша на Рим. Может быть,
в фашистской школе мне расска-
зали о нём, чтобы объяснить, ка-
ким глупым и плохим был этот ми-
нистр («трусливый Факта»), сме-
щённый фашистами. Пусть так,
но я знал об этом. Но оставим в
стороне школу. Сегодняшняя мо-
лодёжь не знает артисток кино
20-летней давности, а я знал, кто
такая Франческа Бертини, сни-
мавшаяся в немом кино за 20 лет
до моего рождения. Может быть,
так было, потому что я листал ста-
рые журналы, сваленные в кла-
довке нашего дома. Я и тебе пред-
лагаю перелистывать старые жур-
налы, потому что это помогает по-
нять то, что происходило до твое-
го рождения.
Но почему так важно знать о
событиях далёкого прошлого? По-
тому что часто подобные знания
помогают понять ход сегодняш-
них событий и в любом случае, как
знание состава футбольных ко-
манд, помогают обогатить нашу
память.
Учти, что ты можешь трениро-
вать свою память не только с по-
мощью книг и журналов, но и с по-
мощью интернета. Он пригоден
не только для того, чтобы болтать
с твоими друзьями, но и для из-
учения мировой истории. Кто та-
кие хетты и камизары? Как назы-
вались три корабля Колумба? Ког-
да вымерли динозавры? Был ли
штурвал на Ноевом ковчеге? Как
назывался предок быка? Сто лет
тому назад водилось больше тиг-
ров, чем сейчас? Что ты знаешь
об империи Мали? Кто рассказал
о ней? Кто был вторым Папой в
истории? Когда был создан Мик-
ки Маус?
Я мог бы продолжать зада-
вать вопросы до безконечности, и
они стали бы прекрасными тема-
ми для исследования. Всё это надо
помнить. Наступит день, и ты со-
старишься, но ты будешь чувство-
вать, что прожил тысячу жизней,
как если бы ты участвовал в битве
при Ватерлоо, присутствовал при
убийстве Юлия Цезаря, побывал
в том месте, где Бертольд Шварц,
смешивая в ступке различные ве-
щества в попытке получить зо-
лото, случайно изобрёл порох и
взлетел на воздух (и так ему и на-
до!). А другие твои друзья, не стре-
мящиеся обогатить свою память,
проживут только одну собствен-
ную жизнь, монотонную и лишён-
ную больших эмоций».
https://vk.com/lik6ez
Что умеют делать дети