Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 2 (187), февраль 2020 г.
осознанное родительство
принял, будучи главой государст-
ва.
2. Опиши самые необходимые,
на твой взгляд, человеческие ка-
чества.
(Дети написали: уважать и лю-
бить других людей, бороться с са-
мостью, осмысливать все свои
действия, не завидовать никому).
3. Напиши письмо самой себе,
Богу, любимому человеку, всем
людям Земли, президенту.
4. Записывайте свои сны, сопо-
ставляйте их с происходящими со-
бытиями. Попробуйте сами смоде-
лировать сны, перенеся в них же-
ланные события. Подумайте, как
сделать мостик из сна в явь, чтобы
события воплотились.
5. Сочини частушку на задан-
ную тему.
6. Придумай пять необычных
применений какому-нибудь пред-
мету, например, зонтику, цветоч-
ному горшку.
7. Сесть друг напротив дру-
га двум детям, взявшись за ру-
ки. Смотреть друг другу в глаза.
На листке бумаги пишется сло-
во (впоследствии — фраза), кото-
рое показывается только одному
ребёнку. А он через взгляд и ру-
ки должен мысленно транслиро-
вать его другому. Тот должен сло-
во угадать.
8. Более лёгкое задание: один
сидит с закрытыми глазами, дру-
гой быстро проводит по его руке
каким-нибудь предметом. Нужно
угадать, что это за предмет или хо-
тя бы из какого материала он сде-
лан.
9. Сидя с закрытыми глазами,
угадать, когда истечёт 1–2–3 ми-
нуты, какого цвета лист цветной
бумаги, какая масть у карты, ка-
кая буква (буквы надо предвари-
тельно вырезать из бумаги). Не за-
крывая глаз, угадать, сколько спи-
чек рассыпано на столе (зёрен или
других мелких предметов), какой
длины стол, шкаф или любой дру-
гой предмет, угадать вес и т.д.
10. Напиши сценарий своей
будущей жизни, как ты её видишь.
11. Придумай и нарисуй свой
собственный цветок, которого не
существует на Земле, определи
ему предназначение.
12. Человек будущего — ка-
ким ты его видишь?
(Дети его описывали так: лю-
бящий всё живое, относящийся
ко всем, как к братьям и сёстрам,
всегда в хорошем настроении, вы-
ращивающий растения в своём
саду).
13. Придумай генератор хоро-
шего настроения (дети: приятные
воспоминания, любовь близких,
шутки, дружеское общение, анек-
доты, весёлые игры, всё это надо
закачать в сферические колбы в
определённых концентрациях, а
топливо — чувство юмора, цвет-
ные сны).
14. Что такое человек? Каким
он должен быть?
(Дети определяют его как вы-
сокодуховное существо, умею-
1. Играть — это следовать
традиции.
Музыке учили всех аристокра-
тов, русских и европейских. Музи-
цировать — это лоск, блеск и шик,
апофеоз светских манер. Дюк Эл-
лингтон начал играть на рояле по-
тому, что вокруг играющего парня
всегда собираются девушки. Ну а
вокруг играющей девушки?
2. Музыкальные занятия
воспитывают волю и дисципли­
ну:
заниматься на инструменте на-
до постоянно, регулярно и без пе-
рерывов, зимой и летом, в будни
и праздники. Почти с тем же упор-
ством, с каким чемпионы трени-
руются в спортзале и на катке. Но
в отличие от героев спорта, играя
на рояле, нельзя травмироваться.
3. Занимаясь музыкой, ре­
бёнок развивает математиче­
ские способности.
Он пространственно мыслит,
попадая на нужные клавиши, ма-
нипулирует абстрактными звуко-
выми фигурами, запоминая нот-
ный текст, и знает, что в музы-
кальной пьесе, как в математиче-
ском доказательстве, ни убавить,
ни прибавить! Не случайно Аль-
берт Эйнштейн играл на скрипке,
а профессора физики и математи-
ки Оксфорда составляют 70% чле-
нов университетского музыкаль-
ного клуба.
4. Музыка и язык
— близ-
нецы-братья. Они родились сле-
дом друг за другом: сначала стар-
ший — музыка; потом младший
— словесная речь, и в нашем моз-
ге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые
и точки, вопросы и восклицания
есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше го-
ворят и пишут, легче запоминают
иностранные слова, быстрее усва-
ивают грамматику.
5. Музыка структурна и ие­
рархична:
крупные произведе-
ния распадаются на менее круп-
ные части, которые, в свою оче-
редь, делятся на небольшие темы
и фрагменты, состоящие из мел-
ких фраз и мотивов.
Стихийное понимание му-
зыкальной иерархии облегча-
ет понимание компьютера, тоже
сплошь иерархичного и структур-
ного. Психологи доказали, что ма-
ленькие музыканты, ученики зна-
менитого Шиничи Сузуки, если да-
же не слишком преуспели в раз-
витии музыкального слуха и памя-
ти, зато обошли своих сверстни-
ков по уровню структурного мыш-
ления.
6. Музыкальные занятия
раз­вивают навыки общения.
За годы учёбы ребёнок-музы-
кант познакомится с галантным и
дружественным Моцартом, ерши-
стым и атлетичным Прокофьевым,
умудрённым и философичным Ба-
хом и другими очень разными му-
зыкальными персонами. Играя,
ему придётся в них перевопло-
титься и донести до публики их ха-
рактер, манеру чувствовать, голос
и жесты. Теперь остаётся один шаг
до таланта менеджера.
7. Музыканты мягкосердеч­
ны и одновременно мужест­
венны.
Как утверждают психологи,
музыканты-мужчины чувственны,
как дамы, а музыканты-женщины
стойки и тверды духом, как муж-
чины. Музыка смягчает нравы, но,
чтобы в ней преуспеть, надо быть
мужественным.
8. Занятия музыкой приуча­
ют «включаться по команде».
Музыканты
меньше
боят-
ся «срока сдачи работы». В музы-
кальной школе нельзя перенести
на завтра или на неделю вперёд
зачёт по гаммам и классный кон-
церт. Положение артиста на сцене
приучает к максимальной готов-
ности «по заказу», и ребёнок с та-
ким опытом не завалит серьёзный
экзамен, интервью при приёме на
работу и ответственный доклад.
9. Музыкальные занятия
воспитывают маленьких «цеза­
рей»,
умеющих делать много дел
сразу.
Музыка помогает ориентиро-
ваться в нескольких одновремен-
ных процессах: так, читающий с
листа пианист сразу делает не-
сколько дел — помнит о прош-
лом, смотрит в будущее и контро­
лирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и
читающий с листа не может пре­
рваться, отдохнуть и перевести
дух. Музыка приучает мыслить и
жить в нескольких направлениях.
10. И, наконец, музыка —
наилучший путь к жизненному
успеху.
Почему? См. пункты 1–9. Не-
мудрено, что музыкальным прош-
лым отмечены многие знаменито-
сти.
Посмотрите на успешных лю-
дей в любой области, спросите, не
занимались ли они в детстве му-
зыкой, хотя бы даже и недолго, хо-
тя бы даже и без особого рвения?
Конечно, занимались. И у нас есть
10 причин последовать их вдох-
новляющему примеру.
Д. К. Кирнарская,
музыковед, проректор
Российской академии музыки
им. Гнесиных, музыкальный
психолог, профессор,
доктор искусствоведения,
доктор психологических наук;
основатель и научный руководитель
продюсерского факультета РАМ
им. Гнесиных, президент АНО
«Таланты–XXI век»
10 причин научить
ребёнка музыке
щее думать, сопереживать, тво-
рить прекрасное, наделённое си-
лой духа, силой воли и физиче-
ской силой).
15. Определи смысл, суть жиз-
ни.
(Дети: быть счастливым от то-
го, что кто-то тебя любит и ты лю-
бишь, что есть семья и есть о ком
заботиться, мыслить, творить, слу-
шать внутреннюю музыку…).
16. Опиши своё недавнее от-
крытие, связанное с природой.
(Дети: животные умеют разго-
варивать так, что понимают друг
друга, они умеют услышать друг
друга даже издалека; паучки уме-
ют дружить, здороваться, дотра-
гиваясь друг до друга лапками; ра-
дуга умеет таять, как мороженое,
и рождаться, как ребёнок, у мате-
ри-дождя).
17. Что бы ты сотворил, если
бы был Богом?
(Дети придумали универсаль-
ное семечко. По их задумке, из не-
го могут вырасти любые растения,
животные, сказочные существа,
любые вещи — в общем, всё, что
пожелает посадивший его чело-
век. Оно покрыто частой сеточкой,
не заметной глазу. Желание сбы-
вается потому, что клетки семеч-
ка поглощают другие клетки с ин-
формацией, не соответствующей
конкретному желанию. Семечко
надо положить в землю, мыслен-
но представляя, что должно вы-
расти, и полить водичкой, которая
до этого была во рту, так как в ней
запечатлелось это желание. Ког-
да в растении или каком-либо су-
ществе перестают нуждаться, оно
опять становится семечком).
18. Развитие памяти: диктую
слова, потом дети записывают те,
которые запомнили. Количество
слов с каждым разом увеличива-
ется.
Актёрское мастерство
Даю детям задания: представь,
что ты коромысло; задумчивость;
скучающая ворона; буква Р; влюб­
лённый большой палец правой
руки; вскипающий чайник; вос-
клицательный знак и т.д.
Изобрази, как дышит цветок,
как тлеет зола…
Изобрази какой-нибудь ска-
зочный персонаж, чтобы все его
узнали.
Открой в комнату дверь и вой-
ди так, словно ты — злой гном,
прохудившийся ботинок, заблу-
дившийся сказочник, смешливый
суслик, удивлённый крокодил…
Учу детей стараться замечать
мелочи, нюансы в поведении, по-
ходке, одежде людей, по которым
они могли бы понять их характер
и настроение; можно постараться
мысленно перевоплотиться в ка-
кого-то человека, чтобы понять,
ощутить его чувства, или в какой-
нибудь предмет, растение и т.д.,
чтобы понять его суть, его душу.
Придумываем
как
можно
больше сравнений к чему-либо.
Например, старушка — какая? На
что похоже пламя свечи?
Перед
занятиями
выпол-
няем дыхательную гимнастику
А. Н. Стрельниковой или полное
йоговское дыхание. Это помогает
лучше усвоить материал, повыша-
ет умственные способности.
Между занятиями тренируем
задержку дыхания, топаем ножка-
ми в ванной по холодной воде или
обливаемся холодной водой це-
ликом, зимой бегаем босыми но-
гами по снегу.
Условно время занятий можно
поделить на три части:
1 — укрепление здоровья: за-
рядка, обливание, правильное пи-
тание преимущественно сырой
или малообработанной на огне
пищей (по Г. Шаталовой), натощак
— овощные соки, пыльца, кед­
ровое масло; йога, дыхательные
упражнения, прогулки и подвиж-
ные игры на свежем воздухе, мас-
саж, бег, танцы, обливание холод-
ной водой, задержка дыхания под
водой в ванне на время, баня;
2 — обретение и развитие
различных умений: бытовых —
стирка, глажка, уборка, заготовка
дров, приготовление пищи, шитьё
и т. д., творческих — рисование,
написание стихов, сказок, исто-
рий, лепка из солёного теста, из
глины, из папье-маше, разыгры-
вание различных сценок и мини-
спектаклей и т. д.;
3 — овладение знаниями, об-
суждение притч, разгадывание го-
ловоломок, изучение растений,
животных, рецептов народной ме-
дицины и т. д.
Все занятия с детьми долж-
ны проходить в атмосфере радо-
сти и веселья. Надо внимательно
следить за ребёнком и заканчи-
вать занятие до того, как он устал.
Ни в коем случае не принуждать
ребёнка. Если он не настроен за-
ниматься чем-то и не удаётся его
заинтересовать, надо просто вы-
брать другое занятие. Тогда дети
сами будут приходить и просить:
«Позанимайся с нами, пожалуй-
ста, мамочка».
Ольга Макарова,
многодетная мама
Московская область, д. Цибино