«Родовая Земля»
№ 2 (187), февраль 2020 г.
22 • осознанное родительство
Я — детектив
На этом занятии мы выполня-
ем логические задания, как сыщи-
ки, стараемся расследовать пре-
ступления, описанные в детских
детективах и других книжках по
развитию логического мышления.
Использую необычные ситуации,
которые надо разгадать, зада-
вая вопросы так, чтобы я отвеча-
ла только «да» или «нет». Для заня-
тий использую книги: «Эрудит-ас-
сорти» Натальи Шаульской, «Хит
рые задачки на нестандартное
мышление» Эдварда Дж. Харшма-
на, «1000 заданий для умников и
умниц» под ред. Т. Деревянко (изд.
«АСТ-ПРЕСС»), «100 логических го-
ловоломок» И. Бречер, «Сборник
логических задач» В.А. Володко-
вича, «50 игр на логику» Т.И. Тара-
бариной и т.д.
Зельеварение
Постигаем азы химии. Исполь-
зую книги: «Энциклопедия для де-
тей» (изд. «Аванта+»), книги из се-
рии «Весёлый придумщик» —
«Колдовство на кухне», «В ван-
ной», «В спальне» и т.д. Ричарда
Робинсона (изд. «Росмэн»). Кро-
ме того, на этих занятиях я расска-
зываю детям о свойствах лечеб-
ных трав, корней и плодов, об их
использовании для лечения, для
сохранения здоровья, бодрости,
красоты.
Биология
Использую энциклопедию для
детей «Биология» (изд. «Аван-
та+»), документальные фильмы
серии BBC: «Невидимая жизнь
растений», «Эволюция жизни»,
«Большое жало», «Империя чу-
жих насекомых», «Жизнь в микро-
мире» и др., прекрасные докумен-
тальные фильмы: «Микрокосмос»,
«Генезис», «Невероятные приклю-
чения в теле человека», «При-
ключения капли воды», «Тело че-
ловека», «Что такое свет», «Мол-
ния», «Вода», «Великая тайна во-
ды». Очень интересна книга «Тай-
ны живой природы» (пер. с англ.
А. М. Голова, изд. «Росмэн») с игро-
выми заданиями, очень подроб-
но и системно всё описано в кни-
ге «Весь мир — природа» (изд.
«Астрель АСТ»), весьма красочна
«Занимательная ботаника для ма-
лышей» Светланы Лавровой (изд.
«Белый город»); использую кни-
ги серии «Всё обо всём» (изд. «Ас-
трель»): развитие животных, све-
тящиеся животные и грибы, при-
чудливые животные и растения,
хроника необъяснимого; книгу
И.Б. Царёвой «Эти загадочные жи-
вотные и другие.
Было у детей такое задание:
надо сделать обычную воду вол-
шебной, придать ей целебные
свойства. Девочки над водой пе-
ли, писали добрые слова на ли-
сточке и прикрепляли его на ём-
кость с водой, клали в неё еловые
и пихтовые веточки, серебряную
ложечку, молились над ней, вы-
ставляли на свежий воздух «на-
бирать в себя солнышко и ветер»,
включали ей классические мело-
дии, замораживали, после отта-
ивания добавляли чуточку мёда;
звенели ей колокольчиком, чита-
ли стихи. Мы очень любим после
Мои занятия с детьми
замораживания рассматривать в
лупу кристаллы воды, они всегда
разные, красивые, иногда получа-
ется целый пейзаж, как на карти-
не…
Для лучшего усвоения матери-
ала мы посещаем различные му-
зеи.
В Москве есть прекрасный му-
зей, который очень рекомендую
посетить, —Дарвиновский музей,
а также Зоологический и Зоопарк.
География
Учимся читать карты, двигать-
ся по азимуту, работать с компа-
сом. Использую на занятиях эн-
циклопедию для детей «Аванта+»,
книгу «Занимательная география
для малышей» Ольги Колпаковой
(изд. «Белый город») и др. Игра-
ем, кто быстрее отыщет заданный
географический объект на карте.
Изучаем традиции, культуру и ре-
лигию других народов. Дети часто
путешествуют по старинным горо-
дам с богатой историей. Есть хо-
роший документальный сериал
«80 чудес света» коллекции BBC,
«Семь чудес индустриального ми-
ра» BBC.
История
Посещаем музеи — истори-
ческий, краеведческие, музей
истории г. Москвы и др. Очень
хороший, на мой взгляд, жур-
нал по истории для детей «Ла-
рец Клио». Покупаем и другие
журналы с исторической темати-
кой. Смотрим документальные
фильмы: «Затерянное королевст-
во Тибета», «Майя: великие тай-
ны», «Затерянные города инков»,
документальные фильмы серии
BBC: «Александр Македонский»,
«Троя», «Древний Египет», «Древ-
няя Греция», «Колизей», «Царь Со-
ломон», «Царица Савская», «Золо-
тое руно», «Король Артур», «Ган-
нибал» и др. Читаем книги Кира
Булычёва: «Тайны Руси», «Тайны
нового времени», «Тайны сред-
невековья». Работаем с книгами
и энциклопедиями на историче-
ские темы.
Занимательная
математика
На этих занятиях использую
учебники Л.Г. Петерсон, Я. И. Пе-
рельмана («Числа и фокусы. Зани-
мательная арифметика», «Вчера и
сегодня. Занимательная арифме-
тика», «Корни и уравнения. Зани-
мательная алгебра»), книгу Айзе-
ка Азимова «Занимательная ариф-
метика», Е.И. Игнатьева «Матема-
тическая смекалка» и др.
Русский язык
На занятиях мне очень помо-
гают игры, взятые из энцикло-
педии для детей «Русский язык
Словообразование» (изд. «Аван-
та+»). Мы играем в такую игру: на-
до придумать как можно больше
слов, в которых встречалось бы
звукосочетание «бор» (убор, при-
бор, собор, табор, борода, подбо-
родок, уборка, забор и т.д.), «пол»
(половник, полено, полдень, по-
лати, полотно и т.д.), «рад» (ра-
дость, награда, парад, радуга...),
«сол» (соловей, рассольник, соль,
солома, солдат, посол...), «го» (го-
ра, горб, гордый, горечь, госпо-
дин, год...), «су» (существо, суета,
сумрак, суть...), «лов» (улов, лов-
ко, ловить...), «рв» (рвать, обо-
рвыш, сорванец...) и так далее. В
этой игре дети учатся ощущать
смысл не только слов, но и зву-
ков.
Ещё прошу детей найти за-
шифрованный смысл в словах, на-
чиная с самых простых (ворона,
воробей, безпечный, подушка, со-
рока, одуванчик, благосостояние,
скатерть, радуга, вишня, сморо-
дина (от слова «смрад» — силь-
ный запах), знахарь) и т. д. Прошу
детей найти связь между слова-
ми: вечер — свечка, скатиться —
закат, родинка — родитель, спорт
—пот, править—правда—спра-
ведливость и т.д. Расшифровыва-
ем слова посложнее, например,
слово «надежда». У детей получи-
лось: «над» — это небо, молитва,
«е» — если, «жда» — ждать, ожи-
дание.
Физика
Использую материалы из книг:
«Простые опыты. Забавная физи-
ка для детей» Ф. Рабизы, «Поучи-
тельные забавы, или Заниматель-
ные опыты и фокусы» Тома Тита и
другие.
Английский язык
Есть прекрасный учебник с
рисунками-комиксами, объясня-
ющими грамматику, — М. Дуб-
ровин «Иллюстрированный пу-
теводитель по английскому язы-
ку» (изд. «НАЧАЛА-ПРЕСС», учеб-
ник «Счастливый английский» Т.
Б. Клементьевой (особенно в 3-й
книге для 10–11 классов, все-
го на двух страницах (с. 30–31)
очень чётко и наглядно изобра-
жены все нюансы изменения гла-
голов). Для младших школьников
я бы порекомендовала учебник
«English for children» Е. Б. Поляко-
вой, Г. П. Раббот, Г. П. Шалаевой.
Также пишу детям письма на ан-
глийском языке, в которых опи-
сываю место спрятанного сюр-
приза. Дети переводят его и по-
лучают награду.
Физкультура
Мы играем в различные под-
вижные игры на свежем возду-
хе: салки-догонялки, «классики»,
«резиночку», прыгалки, бегаем
«кто быстрее», танцуем, занима-
емся гимнастикой, йогой (здесь
мне очень помогла книга «Дет-
ская йога» А. Бокатова и С. Сер-
геева, изд. «Ника-центр» г. Кие-
ва). Также пользовалась инфор-
мацией из книги Барбары Шер
«Игры, создающие настроение»
и др.
Литература
Много
читаем,
обсужда-
ем прочитанное, делаем иллю-
страции. Читаем книги И. Тур-
генева, А. Грина, Ч. Диккенса,
Л. Толстого, А .Куприна, А. Лин-
дгрен, В. Одоевского, О Ген-
ри, В. Шекспира, сказки Н. Ре-
риха, О. Уайльда, А. Экзепюри,
А. Дюма, сказки, легенды и при-
тчи Леонардо да Винчи, стихи И.
Бродского, Б. Пастернака, О. Ман-
дельштама, В. Хлебникова, рас-
сказы А. Платонова, Л. Андре-
ева; «Синюю птицу» М. Метер-
линк, русские народные сказ-
ки и сказки народов мира, «При-
тчи человечества» (сост. В.В. Лав-
ский), притчи Крайона, притчи
в сборниках: «Миллион граней
себя», «Путеводная звезда пе-
ремен», «Свет и печаль мудро-
сти», «Победители и непобеди-
мые», смешные и философские
рассказы Джерома К. Джерома,
М. Жванецкого, сборники расска-
зов серии «Куриный бульон для
души» и много других книг. Для
семейного чтения я бы также ре-
комендовала газеты «Однако,
жизнь», «Родовая Земля», журна-
лы «Человек без границ», «Свет,
Природа и человек», «Юный эру-
дит», «Древо познания», «Чудеса
и тайны планеты Земля» и др.
Психология, философия
и творчество
По психологии мы читаем кни-
ги Владимира Леви, А. Свияша,
Н. Козлова, Дейла Карнеги, Миха-
ила Литвака и др. Рекомендую по-
смотреть вместе с детьми старый
документальный фильм А. Соку-
рова «Семь шагов за горизонт» о
необычных способностях чело-
века, художественные фильмы:
«Жизнь прекрасна» 1997 года, ре-
жиссёр Роберто Бениньи, «Город
ангелов», «Куда приводят мечты»,
«Волшебная страна» с Кейт Уинс-
лет, «Ночи Кабирии», мультфиль-
мы Гарри Бардина «Чуча», «Белая
ворона» и, конечно, наши старые
фильмы Эльдара Рязанова, Аллы
Суриковой, такие чудесные филь-
мы, как «Вам и не снилось», «В
моей смерти прошу винить Кла-
ву К.», «Москва слезам не верит»,
«Пять вечеров», «Спешите делать
добро», «Сказки старого Арбата»,
«В бой идут одни старики», «Во-
енно-полевой роман», «Праздник
детства» по рассказам В. Шукши-
на и др.
Дети выполняют такие зада-
ния:
1. Напиши, какие законы ты бы