• 27
«Родовая Земля»
№ 2 (187), февраль 2020 г.
истоки
ешь, — похвалил Тырёха. — За
матицу только с приглашения хо-
зяина проходить можно.
А в избе тем временем жена
Тырёхина пряжу пряла, люльку с
младенцем покачивала да в печ-
ку поглядывала, а старшая дет-
вора — сыновья-погодки да доч-
ка младшая — на печи сидели,
загадки друг другу загадывали.
Батюшка с матушкой Тырёхины
сбитень из самовара пили да пи-
рогами закусывали, в общем, ве-
черяли.
На сына строго посмотрели,
на гостя, нахмурились:
— Когой-то ты привёл такого
неказистого? — спросил батюш-
ка Тырёху.
— А с чего ж ему ладным
быть, коли это Лихо?
— Само Лихо? — подивилась
матушка.
— Ну да, — улыбается Тырё-
ха. — Ты ж давно просила. Вот на
ярманке по случаю и прикупил.
Принимай!
— Ух ты-ы! Лихо! — соскочи-
ла с печки детвора. — Настоя-
щее?!
— Самое что ни на есть!
Ходят дети вокруг Лиха, раз-
глядывают, пальцем в бока ты-
кают, да всё так это с прищуром,
будто тятька им не Лихо страш-
ное, а добычу на съедение при-
нёс.
— Слышь, Тырёха, а как это
ты меня на ярманке купил, ко-
ли я само тебя в лесу нашло? —
морщась от очередного детского
щипка, уставилось на парня Ли-
хо.
— Молчи лучше, — шепчет
Тырёха. — Хочешь, чтобы я ска-
зал, что ты с меня сани требова-
ло, а сюда за данью пришло?
— Не, не надо, не говори! —
испугалось Лихо.
— Дедушка, а когда мы его
изводить начнём? — повернулся
к деду средний сын.
— А вот сейчас сбитень до-
пьём и начнём, пожалуй, — буд-
нично отвечает Тырёхин отец.
Лихо задрожало, по сторо-
нам заозиралось, а куда бежать
и не знает! На окнах наличники
не пустят, через порог не пере-
скочить! Из-под печки Домовой
злыми глазами высматривает, то-
го и гляди в драку бросится! А тут
ещё и старший Тырёхин сын стра-
ху прибавил:
— Деда, а как мы его изво-
дить будем? В печку засунем?
— Не, лучше в бадью с во-
дой ледяною? — перебил сред-
ний сын.
— А может, отпустим? — по-
жалела Лихо их сестрёнка. —
Смотрите, как оно уже дрожит?
Оно, наверное, больше не будет
нам лихих дел творить и убежит
куда-нибудь подальше!
— Нет, нельзя его отпускать,
— допивая сбитень, ответил
Тырёхин батюшка. — Оно ж всё
равно будет добрым людям вре-
дить, не нам, так ещё кому. А по-
сему его надо или извести, или к
делу пристроить.
— Не надо меня изводить!
Лучше к делу меня пристройте!
— затряслось от страха Лихо. —
Я пристроюсь куда-нибудь! Точно
пристроюсь!
— А чего ты делать умеешь?
— ткнул Лихо кулаком в бок
старший Тырёхин сын.
— Ну-у… лихоманок напу-
скать, лихолетье устраивать, ли-
хих людей наводить…
— Стоп-стоп-стоп! — остано-
вил его Тырёхин отец. — Нам се-
го непотребства не надобно! Ты
скажи, что ты дельного делать
можешь? Ну там амбар постро-
ить, землю спахать, корову вы-
лечить, ножик отковать, сено ко-
сить, ложку из дерева вырезать,
ну или баклуш набить, на худой
конец?..
— Не, я такого и не слыхива-
ло…— разводит лапками Лихо.
— Ну, тогда извини, придётся
тебя изводить на´ прочь, — кача-
ет головой Тырёхин батюшка. —
На кой нам такое безделие? В се-
мье каждый должен что-то по-
лезное делать да всем в делах
помогать! А с тебя какой прок?
Растерялось Лихо, голову по-
нурило. Вот ведь судьба какая,
хотело дани набрать, да само в
извод угодило.
— А может, его как-то ещё
пристроить? — с надеждой огля-
дела всех Тырёхина дочка. —
Ну там, не к самому делу, а в по-
мощь, чтобы лучше получалось!
— Это я могу! Могу! Правда!
—обрадовавшись, запрыгало Ли-
хо. — Со мной вы всё быстрее и
ловчее делать будете!
— Может, и правда попробо-
вать? — поднялась Тырёхина же-
на. — Глядишь, и польза от него
будет. Вот только отмыть бы его
да отчистить от тёмного да непо-
требного.
— Что ж, можно попробовать,
— погладил бороду Тырёхин от-
ец.
— А-а без мытья никак? — с
надеждой поглядело на Тырёхину
жену Лихо.
— Не-е, у меня не забалу-
ешь! Что ж я за хозяйка, коли до-
ма грязь да нечисть всякую тер-
петь буду?
— Давай-давай, — подталки-
вает Тырёха. — Хозяйка говорит
«надо» — значит надо! В избе её
вотчина, она тут главная. Как ска-
жет — так и будет.
Делать нечего, поплелось Ли-
хо в женский кут. Жена Тырёхи-
на лавку освободила, корыто на
неё поставила, Лихо в него уложи-
ла. Достала ухватом из печи чугу-
нок с кипятком, студёной водич-
кой немного разбавила, в корыто
полила и давай Лихо мочалом те-
реть. Дочка не стерпела, тоже ста-
ла мамке помогать Лихо от гря-
зи оттирать. Оттирали-оттирали,
вальком прокатали, побили, сно-
ва мочалом тёрли да ополаски-
вали! Три чугунка кипятка на сие
дело истратили — вымыли Лихо!
Отжали, встряхнули, у печки
сушиться повесили. Висит Лихо,
ни живо´ ни мертво´ , от мытья от-
ходит.
А батюшка Тырёхин Домового
кличет да на Лихо указывает:
— Что скажешь, дома храни-
тель? Будет нам такое Лихо по-
требно?
Домовой вылез из-под печки
и глянул на Лихо, пальцем поты-
кал:
— Допрежь немытым оно во-
все для дома не подходило… а
теперь вроде ничего… сойдёт,
пожалуй. Хороша у нас хозяйка!
Не только снаружи грязь смы-
вать может, а и с души её сымат.
Так и быть, приму его в доме по-
ка.
— Ну что ж, коли Домовой те-
бя в доме принял, садись с нами
сбитень пить, да заодно об деле
поговорим.
Долго они говорили али ко-
ротко — мне не ведомо, а толь-
ко с тех пор дела в Тырёхином
доме делались с лихотцо´ й, песни
пелись залихва´ тски, урожай они
с лихвой собирали, прибыток у
них с лишко´ м прибывал, а уж ко-
ли биться когда приходилось, то
уж дюже лихо они сие делали!
Не зря в народе говорят, что
коли с умом хозяйство вести, так
в нём всё пригодится, пристроит-
ся да приладится!
n
М
ы многократно обраща-
емся к понятиям Отечест-
во и Родина и часто произ-
носим эти слова.
Так получилось, что
люди сейчас не видят и не чувст-
вуют между этими понятиями и
словами никакой разницы, однако
она существенная. Это разные по
смыслу слова. Отечество и Родина
—не одно и то же. И раньше наши
предки знали настоящие значения
слов Отечество и Родина.
В исходной вере славян глав-
ным человеком в семье был отец.
Как бы люди ни любили и ни ува-
жали мать семейства, в конечном
счёте именно отец определял, что
семье нужно, что для семьи хоро-
шо или плохо.
Отец в семье славян представ-
лял собою небеса, а мать — зем-
лю. В исходной вере славян все-
общим Отцом для всех людей бы-
ло Небо, а всеобщей Матерью —
Мать-Сыра Земля.
Как ни любили свою землю на-
ши отцы, деды, прадеды, бабушки
и прабабушки, а главным для них
было родное небо и родные звё-
зды.
Огонь всегда посылается на
землю небесами. На небе — весь
огонь. В небе светят солнце, луна,
планеты и звёзды, северное и юж-
ное полярные сияния. С неба при-
ходит на землю и огонь молний.
Любой костёр на земле —
представитель всеобщего огня
небесного. Огонь — посланник
неба. Огонь костра — предста-
витель Отца-неба. Костёр, вокруг
которого мы сидим, есть Отец, а
земля, согретая этим костром, —
Мать. Наши предки считали, что,
находясь вокруг костра, все сидят
возле Отца на коленях у Матери-
Сырой Земли.
Рождает всё на свете Земля-
матушка. И во всём, что она роди-
ла, есть тепло Отца-неба, искорка
неба. Всякое живое тело на земле
содержит в себе частичку, огонёк
Отца Небесного.
В древности живот и передняя
поверхность ног женщины назы-
вались родины. Ребёнок, сидя на
коленях матери, сидит на её роди-
нах или на своей родине. И вот по-
этому по-русски тёплая земля во-
круг костра называется родины
или Родина-Мать.
Если заключить костёр в очаг,
одеть огонь в камень, то отцом
станет очаг, а матерью тогда бу-
дет земля с очагом, заключённая
в стены, то есть матерью является
дом, жилище, в котором есть очаг.
Очаг-отец обогревает дом, а стены
дома и его крыша не дают залить
дождём или задуть ветром огонь
в очаге.
Отец в доме приносит к оча-
гу новое топливо, а мать в доме
этим топливом топит очаг. Мать
поддерживает в очаге огонь, не
даёт огню погаснуть и убежать,
разгореться больше, чем нужно.
Мать пользуется очагом для при-
готовления пищи, для сушки оде-
жды и для всей остальной жизни.
Отец в доме является огнём, а
мать — всё, что этим огнём согре-
то и освещено. Мать распределя-
ет тепло по дому и создаёт в доме
порядок и уют.
В переносном смысле руки
отца в доме что-то всегда дела-
ют и что-то в них всегда «горит».
В руках отца «горит» какое-то де-
ло. Мы сейчас так и говорим: «де-
ло горит в руках», «человек го-
рит своим делом, своими идеями
и мыслями», и «человек на своём
деле, на своей работе сгорел»…
В переносном смысле всё, что
делается на земле, есть то, что на
ней горит, или то, чем она горит. И
согрета, обогрета земля всеми де-
лами, которые горят в руках всех
тружеников и тружениц, мужчин и
женщин на этой земле.
Так вот Отечество — это дея-
тельность, готовность к действи-
ям всех деятелей на земле. А Ро-
дина — земля, которая этой де-
ятельностью согрета, о которой
помнят и которую чтут, о которой
заботятся и на которой живут.
В исходной вере наши предки
не то чтобы приравнивали жен-
щину к земле, а полностью ото-
ждествляли женщину и землю.
Для православного славянина
Земля есть Женщина и Женщина
есть Земля. Рожает женщина и ро-
жает земля, поэтому мы говорим
Матушка-Земля.
Семя, посаженное в землю,
образует плод. Семя во чреве
женщины образует плод. Поэтому
и земля, и женщина назывались у
наших предков Богородицей, со-
творяющей из семени плод по
своему образу и подобию.
Поясом Богородицы на её чре-
слах называли на Руси пахотные
земли. Потеряв женщину, наши
предки всегда теряли кусок земли.
Говорили: дочь — отрезанный
ломоть. Этим отрезанным ломтём
был именно надел земли. Отдавая
дочь замуж, отец отдавал зятю на-
дел земли в качестве приданого.
Такая земля была потерей для се-
мьи и для всего рода.
Если отец не мог дать зятю
земли, он должен был отдать ему
деньги или ещё что-то, на которые
тот смог бы купить надел земли. А
сыновья в семью землю с жёнами
приносили. С сыновьями земля в
семье и в роду прирастала.
Всё это — ни хорошо, ни пло-
хо, просто таков был порядок. Но
этот порядок сохранился в наших
душах и пребывает по сей день.
Мы нутром своим, в своей душе и
своём сердце помним наш веко-
вой уклад, порядок и смысл жиз-
ни. Он в нашей крови, доставшей-
ся нам от наших предков.
С болью мы воспринимаем
всякую весть об ушедшей к дру-
гому мужчине женщине или поки-
нувшей свою землю, уехавшей к
далёким берегам, к иностранцам
и иноверцам. Женщина, вышед-
шая замуж за иноземца, — это от-
данный иноземцам кусок Родины.
Ушла женщина — ушла земля и
частичка Родины.
А потеря мужчины есть поте-
ря огня. Потеря деятельного, го-
рящего делом мужчины — это
потеря для Отечества, убыль для
Отечества. Потеря всякого твор-
ца для нашей Родины есть потеря
частички огня, тепла и света. По-
ка мужчины служат своему Оте-
честву, костёр-очаг на Родине го-
рит, обогрета им родная земля —
Родина.
Итак, подведём итог. Небо кро-
ет Землю. Небо — это мужчина,
Земля — женщина, Небо — это
отец, земля — мать. Небо — это
идущие от прадеда к деду, от де-
да к отцу и от отца к сыну заветы
предков, это наши родные звёзды,
чертоги, честь, долг, родовой очаг
и справедливость. Земля — это
дом, семейный очаг, пахотные по-
ля, огороды, пастбища, наши пого-
сты и капища предков.
Мужчина — это идея. Жен-
щина — материя. Кровь являет-
ся представителем неба, а тело —
земли.
Сообщество отцов — это Оте-
чество. Сообщество матерей —
это Родина, Родина-Мать.
Мужчины, защищая Родину,
защищают свою землю, свои се-
мьи, дома, свой народ. Сражаясь
за Отечество, мужчины отстаива-
ют свою веру, свои смыслы, свои
традиции, свой образ жизни, своё
чувство прекрасного и своё чувст-
во добра и справедливости.
Свободная Родина есть Сво-
бодная Земля, никем не захвачен-
ная.
Свободное Отечество есть
мысли и смысл жизни, не захва-
ченные чужими идеями, чужими
смыслами и чужой мечтой.
Мужчины, берегите женщин!
Женщины, храните огонь мужчин
и тепло в доме, не дайте ветру за-
дуть свечу!
И храни нас всех Бог!
Виталий Сундаков
Институт русского языка «Ясна»
http://yasna.center
Родина и Отечество