«Родовая Земля»
№ 2 (187), февраль 2020 г.
28 • путь к себе
Эпоха «Великого
комбинатора»
Современные условия жизни
можно назвать временем «вели-
кого комбинатора». И хотя на ка-
ждом углу мы не встречаем памят-
ники герою романа «Двенадцать
стульев» Остапу Бендеру, но имен-
но его дело и его жизненные прин-
ципы сегодня доминируют во мно-
гих общественных сферах. Каж-
дый, наверное, вспомнит случаи,
когда он попадался на уловки про-
изводителей или продавцов това-
ров и услуг, от приобретения кото-
рых получаешь больше проблем,
чем пользы. Или сталкивался с не-
обходимостью обращаться в сер-
висный центр по поводу вновь
купленного технического устрой-
ства (бытовая техника, телефон,
медицинский прибор и т.п.). Иног-
да нам проще выкинуть постоян-
но ломающуюся вещь и сходить в
магазин за новой. Многие даже не
подозревают, что причиной тому
является запланированное уста-
ревание — создание производи-
телями товара с неоправданно ко-
ротким сроком эксплуатации с це-
лью вынудить потребителя делать
повторные покупки. А чего стоит
повсеместная агитация использо-
вать кредитные деньги? На меж-
дународных экономических и бан-
ковских форумах всерьёз рассма-
тривают низкую закредитован-
ность населения как одну из про-
блем развития экономики.
Но по сравнению со сферой
СМИ и «массовой культуры» все
эти мерчендайзеры и менедже-
ры, предлагающие «покупку в рас-
срочку», «быстрые займы» и про-
чую якобы «помощь», выглядят
просто детьми, играющими в пе-
сочнице. Они работают с отдель-
ными клиентами по прописан-
ным правилам и ловят в свои се-
ти достаточно наивных граждан.
А действительно масштабные и
профессионально сделанные ма-
нипуляции, ориентированные на
широкую аудиторию, протекают
по линии крупных информацион-
ных агентств, телеканалов, продю-
серских центров, кинокомпаний и
музыкальных брендов. Именно в
этой сфере, основным товаром ко-
торой служит «СЛОВО», работают
наиболее опытные комбинаторы.
И хотя их товар зачастую распро-
страняется безплатно, но прино-
сит очень большие прибыли.
Как управлять
собой?
Чтобы разобраться в том, ка-
ким образом можно оказать вли-
яние на поведение отдельного че-
ловека или группы, надо в пер-
вую очередь понять, как чело-
век управляет собой. И здесь без
«скучной» теории не обойтись —
той самой, которую большинство
привыкли пропускать мимо ушей.
Поэтому для лучшего запомина-
ния привяжем её к яркому обра-
зу. В нашем случае это будет капи-
тан круизного лайнера, стоящий
за штурвалом и вдохновенно смо-
трящий вдаль. Представьте себя
на месте капитана корабля.
Насладившись красивым мор-
ским пейзажем и открывающи-
мися перед вами безграничны-
ми возможностями, вы начинае-
те проверять, каким образом ко-
рабль поддаётся вашему управ-
лению. Вращая штурвал то в одну,
то в другую сторону, вы замечае-
те, как у судна появляется крен, и
солнце плавно перемещается по
небосводу, свидетельствуя об из-
менении курса. Вы чувствуете се-
бя уверенно и легко, и, глядя на
вас со стороны, у стороннего на-
блюдателя складывается впечат-
ление, что вы и есть тот, кто управ-
ляет этим судном. Но так ли это?
Посмотрев с высоты птичье-
го полёта на движение судна, мы
вскоре увидим, что оно маневри-
рует хаотично, что, несмотря на
продолжительное плавание, ко-
рабль так и остался в том районе,
откуда и начал свой путь. А капи-
тан, так гордо возвышающийся на
капитанском мостике, всего лишь
пребывает в иллюзии управления
кораблём, потому что у него нет
самого главного—ЦЕЛИ. Если нет
цели, то невозможно управлять.
Абсолютно аналогичная ситуа-
ция и с человеком, который, став
взрослым и войдя в самостоя-
тельную жизнь, так и не задал се-
бе самого главного вопроса: «За-
чем я живу?», ответом на который
должен был бы стать список целей
и жизненных ориентиров. Если
у вас нет конкретных целей и вы
не знаете, куда движетесь, то по-
хожи на того капитана, бездумно
вращающего штурвал туда-сюда и
пребывающего в иллюзии управ-
ления кораблём.
Осознанная жизнь начинает-
ся с ответа на вопрос: «Зачем я жи-
ву?» и создания упорядоченного
списка целей, которых хотите до-
стигнуть. Определив цели, можете
сопоставлять все свои действия с
тем, приближают они вас к задан-
ным целям или отдаляют, и, опи-
раясь на эти показатели, управ-
лять собой. Если у вас нет целей,
то вы не можете управлять собой,
а значит, вами будет управлять
кто-то другой.
Разберём простой пример.
Если человек одной из важных це-
лей своей жизни определил «со-
здание крепкой семьи и рожде-
ние здоровых детей», то с алкого-
лем, табаком и прочими наркоти-
ками, отравляющими организм и
дурманящими сознание, ему уже
автоматически будет не по пути.
Он найдёт себе альтернативные
варианты отдыха и расслабления,
которые не только не вредят здо-
ровью, но и приносят пользу —
например, физкультура, творче-
ство, командные игры и так далее.
Если же человек, выйдя из-под
опеки родителей, так и не заду-
мался над тем, куда он двигается,
или по какой-то причине поставил
пункт «развлечение по пятницам»
по степени значимости выше «со-
здания здоровой семьи», то впол-
не возможно, что для него вечер
пятницы станет «символом пьян-
ки», что активно насаждается в об-
щество через многие СМИ.
Итак, первый главный пункт
— список целей. Жизнь человека
можно назвать осознанной только
лишь в том случае, если он знает,
зачем он живёт.
Теперь снова мысленно воз-
вращаем себя на наш капитанский
мостик. У нас есть цель, и мы зна-
ем, куда плыть. Определив по ком-
пасу требуемое нам направление
движения, задаём нужный курс
и отправляемся в путь. Ветер на-
полняет паруса, корабль уверен-
но рассекает волны, и впереди нас
определённо ждёт светлое буду-
щее, так ведь? Не совсем. Впереди
нас находятся отмели и подводные
рифы, и если мы продолжим дви-
гаться заданным курсом, то впере-
ди нас ждёт кораблекрушение и в
лучшем случае участь Робинзона
Крузо. О чём же мы забыли?
О том, что надо наметить эта-
пы своего движения и проложить
безопасный маршрут. А для это-
го всякому капитану корабля жиз-
ненно необходима карта. И чем
более детально и грамотно со-
ставлена эта карта, тем меньше
чрезвычайных ситуаций возник-
нет на пути. Что же является ана-
логом карты для человека, раз-
мышляющего над тем, как ему до-
стичь поставленных целей? Его
мировоззрение.
Два типа
мировоззрения
Мировоззрение — это сово-
купность всех образных представ-
лений об окружающем мире, фор-
мируемых с рождения и на протя-
жении всей жизни. Всё, что узнаёт
человек с того момента, как он
впервые открыл глаза, начал слы-
шать, чувствовать, читать и позна-
вать, занимает то или иное место в
его мировоззренческой картине.
И так же, как географические кар-
ты могут отличаться по масштабу,
типу отображаемых объектов и
степени достоверности, так и ми-
ровоззрение людей может носить
принципиально разный характер.
Про некоторых говорят, что у
них в голове хаос и калейдоскоп.
Сегодня они делают одно, а завтра
— противоположное. Про других,
наоборот, утверждают, что они хо-
рошо понимают все процессы, ви-
дят причинно-следственные свя-
зи, умеют прогнозировать ситуа-
цию и выполнять сложные и мно-
гоуровневые задачи.
Почему жизненный корабль у
одних людей разбивается о скалы,
а у других благополучно ловит по-
путный ветер? Зачастую причина
оказывается как раз в качестве на-
шей «карты», то есть мировоззре-
ния, и в том, насколько оно адек-
ватно отражает действительность.
Поэтому осмысленное отношение
к информации, поступающей в
мировоззрение, — жизненно не-
обходимое условие для того, что-
бы наша «карта» формировалась
целостной и достоверной.
Технология
манипуляции
Вернёмся к примеру с чело-
веком, добавившим в список сво-
их жизненных целей пункт «созда-
ние крепкой и здоровой семьи».
Предположим, что вечером после
работы он приходит домой и ре-
шает немного отдохнуть, сидя пе-
ред телевизором. Включив Пер-
вый канал, он попадает на пере-
дачу с Еленой Малышевой, кото-
рая совместно с именитыми вра-
чами рассказывает о том, что ре-
гулярное употребление алкоголя
не только не вредит, но даже по-
лезно для здоровья, потому что
алкоголь, например, растворяет
холестериновые бляшки (в умол-
чаниях остаётся, что он растворя-
ет и всё остальное в нашем орга-
низме). На сцене демонстрируют-
ся страшные макеты закупорен-
ных сосудов, спасти которые мо-
жет только бутылка «качествен-
ного» вина. Малышева ссылает-
Технология управления
обществом в обход сознания
ся на британских учёных, присут-
ствующие в студии профессоры с
важным видом кивают головами,
зрители улыбаются и аплодируют.
Белоснежный медицинский халат
Малышевой сверкает, а из её уст
доносятся сладкие речи о том, что
вино к тому же защищает от ради-
ации, развеивает скуку и помогает
наладить отношения с противопо-
ложным полом.
Посмотрев
научно-познава-
тельную передачу, наш герой ре-
шает развлечься и включает дру-
гой телеканал, по которому идёт
боевик. Персонаж фильма, чьей
силе и ловкости позавидует любой
настоящий спортсмен, после оче-
редного спасения мира празднует
свою победу в баре, поднимая то-
сты за дружбу и справедливость.
Ещё немного пощёлкав телекана-
лы, послушав новый музыкаль-
ный клип БИ-2 «Какой русский не
пьёт виски» и немного улучшив се-
бе настроение юмором из Comedy
Club на тему того, что не «пить в на-
шей стране невозможно», отдох-
нувший телезритель мирно засы-
пает. За время его сна вся усвоен-
ная за день информация в психи-
ке ещё раз обрабатывается и за-
нимает положенное место в миро-
воззрении. И так как просмотр те-
левизора протекал в расслаблен-
ном режиме, без какого-либо кри-
тического восприятия, то алкоголь
на уровне подсознания приобре-
тает множество чудесных свойств,
благодаря которым он постепенно
становится не противником чело-
века в создании здоровой семьи,
а «другом и помощником». Теперь
звук чокающихся бокалов и всякая
алкогольная тематика у нашего те-
лезрителя начинает вызывать по-
ложительные эмоции, так как под-
сознательно вся эта сфера для че-
ловека оказывается наполненной
созидательными смыслами.
Ведь наши эмоции и жела-
ния, причины которых нам са-
мим бывает совсем непросто объ-
яснить (для этого надо, как мини-
мум, остановиться и серьёзно за-
думаться), напрямую связаны с ал-
горитмами, заложенными в нашем
подсознании, и образами, сфор-
мированными в мировоззрении.
А что может быть эффективнее
управления желаниями и эмоция-
ми человека?
Вот именно на этом уровне и
работают главные современные
комбинаторы, знающие, что че-
ловеком можно управлять, воз-
действуя на его мировоззрение и
формируя ложные стереотипы и
неправильные представления об
окружающем мире.
Задумайтесь о том, какое ко-
личество людей сегодня проводит
своё свободное время перед те-
левизором и ходит в кинотеатры,
чтобы расслабиться и ни о чём не
думать, а по сути открыть свою
психику для загрузки в неё всего
того, что подано в яркой картин-
ке из спецэффектов и любовных
историй?
И вот мы снова на капитанском
мостике. В руках у нас изрядно по-
мятая, но вроде как очищенная от
мусора и ошибок карта, которая
должна привести нас в то светлое
будущее, которое мы сами для се-
бя выбрали. Получится ли теперь
туда доплыть? Это зависит от мно-
гих факторов: есть ли воля у капи-
тана, знает ли он устройство кора-
бля, готов ли преодолевать пре-
пятствия, есть ли верные сорат-
ники под боком, будет ли, в конце
концов, дуть попутный ветер.
Но это уже совсем другая исто-
рия…
Дмитрий Раевский,
основатель проекта
«Научи хорошему»
https://whatisgood.ru