«Родовая Земля»
№ 3 (188), март 2020 г.
10 • среда обитания
Всё больше людей становятся
недовольными своей жизнью
и, задумавшись, приходят к
выводу, что в нашем обществе
много мусора в разных смы-
слах этого слова. Оксана Люб-
ченко из Екатеринбурга уже
год живёт в экологическом по-
селении Сюдербин в Швеции.
Оно находится на острове Гот-
ланд, в центре Балтийского
моря.
Шведское экопоселение,
где не запирают двери
— Как ты попала в экопосе-
ление?
— Я узнала от знакомых об
этой коммуне, приехала к ним на
фестиваль. Оказалось, что у них
есть волонтёрские программы
на год, я подала заявку, и они ме-
ня выбрали. То есть у нас всё по
любви: я выбрала их, а они — ме-
ня. С апреля прошлого года нача-
ла жить в Сюдербине и уже тогда
поняла, что останусь здесь.
—Сколько людей тамживёт
и откуда они?
— У нас интернациональ-
ное поселение активистов. И все
мы абсолютно из разных стран, в
основном из Европы, русскогово-
рящих трое. Число поселенцев за-
висит от сезона, потому что летом
приезжают волонтёры, и количе-
ство людей в коммуне может до-
ходить до 40 человек. Зимой нас
около 15.
— Как строится ваш быт?
Какими благами цивилизации
вы пользуетесь, а от каких от-
казались?
— В принципе, у нас есть всё:
электричество, интернет. Особен-
ностью, пожалуй, является ком-
постный туалет, он особенный,
потому что мы разделяем жид-
кости и не жидкости. Компост ис-
пользуем на огороде и даже в не-
которых своих проектах. Но для
тех, кто по какой-то причине упо-
требляет гормоны, антибиотики и
прочие медицинские препараты,
у нас есть отдельный туалет и спе-
циальная переработка этого ком-
поста до 8–10 лет, а затем его мож-
но использовать тоже.
В доме нет ванны, одна душе-
вая, в тёплое время года функци-
онирует ещё одна уличная душе-
вая, очень уютная. Мне удивитель-
но, но у нас не бывает проблем с
очередью (за редким исключени-
ем, как и в обычной семье из 3–4
человек), потому что у всех раз-
ный режим личной гигиены. Рако-
вин для умывания и чистки зубов
несколько, поэтому накладок ещё
меньше. И много времени в душе
мы не проводим, потому что ста-
раемся использовать воду разум-
но. То есть проточный тёплый душ
для «расслабона» устроить мож-
но, но осознание, что это наша пи-
тьевая вода, особенно летом, вы-
рабатывает привычку всегда вы-
ключать воду, пока мылишься. Ко-
нечно, иногда мы скучаем по ван-
не с пеной.
У нас есть четыре автомобиля,
в основном они нужны для пере-
возки стройматериалов. Пользу-
емся транспортом, но он работа-
ет на биогазе. Мы живём в одном
большом доме и нескольких ма-
леньких. Также есть отапливае-
мые оборудованные бунгало.
— Ты упомянула огород…
— Да. Мы практикуем прин-
ципы пермакультуры. Вообще од-
но из главных заблуждений по по-
воду пермакультуры — будто она
только про выращивание овощей
и фруктов. На самом деле это в
целом про общество, а не только
про огород. Наш огород — пер-
макультурный, мы выращиваем
свои овощи, фрукты, ягоды, тра-
вы. Пермакультурная техника по-
зволяет пользоваться ресурсами
земли и природы в целом, не из-
меняя неприродную структуру и
функцию, не переделывая её под
себя. Например, картошку можно
сажать прямо на землю, не копая
лунок, используя подушки из се-
на и периодически орошая их во-
дой. То есть мы не нарушаем есте-
ственные процессы, не травмиру-
ем землю и различных полезных
живностей в ней и имеем сравни-
тельно богатый урожай. Это уже
давно не ново в России, но пока не
сильно распространено. В сезон
80% еды мы получаем с нашего
огорода. Как и во многих направ-
лениях нашей деятельности, для
работы в огороде есть свои лиде-
ры, команда, которая занимается
годовым планированием и под-
счётом урожая (конечно, с помо-
щью других членов сообщества),
что сравнимо с работой проектно-
го менеджера.
— В соцсетях ты писала, что
вы не запираете двери.
— Это действительно так. На-
ше сообщество основано на дове-
рии, ведь сюда не попадают люди,
не разделяющие наши убеждения
и принципы. Но, мне кажется, есть
и более глобальная причина, свя-
занная с разностью культур и мен-
талитета и, конечно же, с уровнем
жизни. Здесь люди не выживают, а
живут. Они по-другому к этому от-
носятся.
— Как зарабатывают на
жизнь поселенцы?
— У нас есть долгожители,
это те, кто основал это поселе-
ние, у них есть работа вне комму-
ны. Если говорить о Сюдербине, у
нас есть кооператив (то, что очень
любят шведы) и НКО (некоммер-
ческая организация). Несколько
человек из коммуны также име-
ют работу вне, трое трудоустрое-
ны в НКО. Основная часть поселе-
ния — это волонтёры, их работа
оплачивается благотворительны-
ми фондами, программами и т.д.
Если говорить о людях, которые
приезжают волонтёрами и реша-
ют здесь остаться, как правило,
они приезжают с уже накопленны-
ми деньгами. Также несколько на-
ших проводят различные обучаю-
щие тренинги, или люди приезжа-
ют, чтобы посмотреть и, возмож-
но, научиться чему-то у нас.
Конечно, это развивающая-
ся история, и в ближайшие годы
у нас открывается образователь-
ный центр с хостелом и кафе, где
наши рабочие мастерские для
приезжающих будут поставле-
ны на поток. Уже готовы чертежи,
и мы ждём разрешения на строи-
тельство.
И это только один из проектов,
который даст больше трудовых
мест, но не единственный.
— Как вы проводите свой
досуг?
— У нас не так много свобод-
ного времени. Но важно баланси-
ровать между работой и отдыхом.
Поэтому, когда выдаётся свобод-
ная минутка, мы можем сесть на
велосипеды и съездить на берег
Балтийского моря, там очень кра-
сивая природа.
Бывает, что мы собираемся все
вместе у проекторов. Но в связи с
нашей занятостью мы не выберем
для просмотра «Американский
пирог», мы отдаём предпочтение
просмотру «TED talks» (конферен-
ции о науке, искусстве, культуре и
бизнесе, цель которых заключает-
ся в распространении передовых
идей —
Прим. автора
) и различ-
ным документальным фильмам.
Играем в настольные игры.
Поскольку свободного време-
ни мало, мы хотим провести его с
пользой.
—Экопоселение для тебя—
это навсегда? Или временный
опыт?
—Сейчас я вижу своё будущее
в Сюдербине, мне нравится жить
в этом месте, нравятся работа и
проекты. Например, один из буду-
щих проектов в Готланде— «Pilot»
(Пилот). Готланд будет первым пи-
лотным местом для внедрения
возобновляемых новых источни-
ков энергии, не связанных с неф
тью. Это история про транспорт,
энергию и новые технологии, на-
правленные на максимальную
устойчивую жизнедеятельность в
масштабе страны, а не огорода.
Все наши проекты так или ина-
че связаны с этим. С этим связано
наше будущее, моё будущее. Я хо-
чу в этом участвовать и принести
пользу!
— Подобные вашему посе-
ления вдохновляются идеей
спасти планету. Но при этомжи-
вут замкнутым, изолирован-
ным сообществом. Но это же
взаимоисключающие
вещи.
Что ты об этом думаешь?
— Нет, мы как раз таки не
живём таким «пузырём», как де-
лают очень многие коммуны и по-
селения. Все наши проекты связа-
ны с внешним миром. Мы очень
много работаем в сфере образо-
вания, экологии и политики, толь-
ко сейчас делаем 15 проектов ло-
кального и глобального примене-
ния, работаем с Африкой, Брази-
лией и т.д. Например, тот же про-
ект с возобновляемыми источни-
ками энергии. Мы получаем гран-
ты и выкладываем наработки в от-
крытом доступе, чтобы люди мог
ли это повторить.
— Как вы решаете пробле-
мы, которые неизбежно возни-
кают при совместном прожи-
вании людей в ограниченном
пространстве?
— Мы умудряемся баланси-
ровать. Наше общение строится
на ненасильственном общении,
мы очень много времени уделяем
этому. И если есть какая-то про-
блема, мы собираемся все вме-
сте и обсуждаем это. Мы докумен-
тируем все встречи, как протокол:
что было на встрече, что решили.
У нас есть утренние встречи. Это
похоже на планёрки в офисах. На
них мы делимся своим самочувст-
вием, после этого обсуждаем пла-
ны на день.
— Твои соседи для тебя —
соседи, семья, единомышлен-
ники или что-то другое?
— Союз единомышленни-
ков. У нас есть общая позиция —
представление о том, как мы хо-
тим жить. Нас объединяет стиль
жизни, непотребительский, бо-
лее осознанный подход к прожи-
ванию.
Когда ты находишься с людь-
ми постоянно бок о бок и видишь
их в различных ситуациях, в стрес-
се или в чём-то другом, вы стано-
витесь очень близки, потому что
ты видишь разные грани людей.
Также люди, попадающие в ком-