«Родовая Земля»
№ 3 (188), март 2020 г.
26 • истоки
Рассказать о такой воисти-
ну волшебной традиции вы-
печки весенних каргопольских
тетёрок невозможно без по-
гружения в глубь веков, позна-
ния корней этой традиции.
Взгляните на фото тетёрок, и
вы будете зачарованы этими
образами солнца, Вселенной,
мирового древа, птиц, коней,
солнцедевы… Уверена, да-
же те, кто не силён в трактов-
ке орнамента, почувствуют от-
клик где-то в подсознании, на
уровне родовой памяти. Эти
завитки и спиральки, выпол-
ненные из тонких жгутиков те-
ста, звучат чудесной песней в
подсознании...
В какое время
пекли тетёрки
Как правило, это обрядовое
печенье изготавливали на самые
яркие праздничные дни солнеч-
ного цикла (равноденствия, солн
цестояния, дни солнечного «пово-
рота» — на зиму, на лето). Но ча-
ще всего это печенье в виде круг
лых (кругло-витых) форм и с ха-
рактерным названием «тетёрки»,
«тетёры» фиксируется как тради-
ция архангельской земли (Карго-
полье, Мезень), связанная с ве-
сенним равноденствием. Астро-
номически точка весеннего рав-
ноденствия чаще всего попадает
на 20–21 марта, а по народному
(скажем точнее, народно-церков-
ному) календарю — 22 марта, Со-
роки. Хотя, конечно, пекли тетёр-
ки (жаворонки, кулики и проч.) и
заранее, да и всю неделю после
равноденствия, так как крупные
вехи солнечного цикла не про-
ходят одним днём! Да и выпечка
тетёрок — занятие небыстрое, за-
вораживающее...
Сакральный смысл
тетёрок
Самые
распространённые
образы на этом печенье — не
только и не столько птицы (тетёр-
ки), сколько солярно-космогони-
ческие символы.
Говорят, что тетёрки — это
просто местные образы птиц, при-
Тетёрки, Бабий день
и генетическая память
в весеннее равноденствие
носящих весну (как и в других об-
ластях — жаворонки, кулики, пе-
тушки). На первый взгляд, о ра-
венстве символики этих птиц и ре-
чи быть не может, ведь жаворон-
ки летят из южных стран, несут на
своих крыльях Весну-Красну, тё-
плое Летико, красно солнышко…
А глухари и тетерева не являются
перелётными птицами.
Однако если копнуть глубже,
то мы обнаружим и нечто сим-
волично-общее между тетёроч-
ками и жаворонками (и другими
«весенними» перелётными пти-
цами), их глубокую связь с обра-
зом Солнца…
Дело в том, что птицы тетёрки
на Русском Севере также очень те-
сно связывались и с образом ми-
фологической птицы Павы, а пти-
ца Пава — это отнюдь не обыч-
ная самка павлина, но сказочная
(часто даже земноводная!) птица
славянских космогонических ми-
фов, сказок, легенд. Птицу-паву, в
свою очередь, напрямую связыва-
ли в народе с образом Солнца, го-
ворили и о том, что именно птица-
пава приносит на землю тепло, ве-
сну, пробуждает землю, согревает
её, расправляя свои лучи-перья…
Взгляните на изображения
птицы-павы на северных (да и не
только!) вышивках, тканых орна-
ментах, других изделиях народно-
го творчества и представьте, ко-
го может напоминать эта мифиче-
ская птица северянкам, которые,
вероятно, и павлинов-то ни разу в
жизни не видели. Глухаря, тетере-
ва, тетёрку! Самый близкий и род-
ной, живой образ…
Глубина этого символа павы-
тетёрки вводит в трепет, ведь образ
богини (солнцедевы) с поднятыми
руками, на которых сидят по птице-
павушке, знаком, пожалуй, каждо-
му ценителю традиционной куль-
туры. Эту композицию связывают
с символом наступающей весны,
солнца, божественного женско-
го начала, символом зарождения
жизни и самой солнцедевой.
В Каргополе до сих пор ма-
стера знаменитой глиняной кар-
гопольской игрушки произво-
дят этот архаичный образ в кук
ле: женщина с выраженной гру-
дью, поднятыми руками, на кото-
рых она держит птиц. Знаете ли,
как называется эта игрушка? Ба-
ба с тетёрками, а также берегиня.
Что и говорить, среди обрядового
печенья-козуль также встречают-
ся образы тетёрок, тетёрок с птен-
цами, которые символизируют се-
мейное счастье, плодородие...
Изобразительный образ птиц
мы нахоим и в печенье-тетёрках
(см. фото), хотя, как мы теперь по-
нимаем, абсолютно все образы
этого печенья связаны с Солнцем
и космогоническими символами,
и все эти значения одновремен-
но присущи и самой что ни на есть
волшебной птице-тетёрке, несу-
щей мироначалие, жизнь, тепло и
Солнце...
Значение образов
в изображениях
печенья-тетёрок
Завиток, витьё и всё, что с ним
связано, — это символ
начала
жизни
, зарождения, продолже-
ния, развития, движения жизни.
На витке рождается магия, на вра-
щении рождается человек. Так что
очень объяснимо, что символы
печенья состоят из
витых жгу-
тиков
.
Центральный символ поме-
щается в
витой круг
, всегда и во
всех культурах символизировав-
ший прежде всего Солнце, огонь,
целостность и безконечность.
Прямой и
«бегущий» крест
—
опять же символ Солнца, его дви-
жения, безконечности жизни.
Образ
«берёзки»
символизиру-
ет мировое древо,
«коники»
—
символ движения жизни, связь с
символом Солнца,
спираль
—
символ движения, в том числе и
Вселенной.
А какие названия орнаментов
у мастериц были! Приведу цита-
ту из статьи известного исследо-
вателя традиционной культуры
Г. П. Дурасова, чтобы читатели по-
чувствовали ту любовь, с которой
рождались образы тетёрок.
«— Я, бывало, тетёрок вся-
ких навыделываю, — рассказы-
вает Александра Александров-
на. — Пекла и сетчаты-решётча-
ты, и из колечушка в колечушко, а
то одними восьмёрушками тетёр-
ку уложу. Либо солнышко-высо-
колнышко совью да навью ему ку-
дрей. Солнышко, оно ведь тоже с
кудерочками, вот и моя тетёрка
кудревата будет! А ещё колечка-
ми-бегуночками уложу — такие и
мама, и бабушка делали...
Смотреть и слушать, как рабо-
тают и что рассказывают народ-
ные мастера, всегда поучитель-
но. Именно тут и раскрывается
их отношение к делу рук своих,
познаётся смысл созданных ими
произведений.
Марфа Алексеевна и Анна
Александровна раскатывают те-
сто, а Александра Александров-
на укладывает его узорами на до-
щечках.
— Экую новую тетёрочку за-
вью! Наперво большое колечко
уложу, потом буду водить солныш-
ко. От Солнышка на четыре сторо-
ны лучи-косыночки, околы три-
жды обведу — и готово".
Бабий день,
его связь с тетёрками
Преемственность
«женской
силы»
от женщины к женщине
очень ценилась на Русском Севе-
ре, и 22 марта в Каргополье суще-
ствовал чудесный обычай с тетёр-
ками, подтверждающий это. В этот
день мать молодухи (молодуха —
недавно вышедшая замуж женщи-
на, как правило, ещё не нарожав-
шая детушек) приходила к ней в
гости и угощала зятя и свою дочь
тетёрками. Если мать молодухи не
была жива, то тетёрками приходи-
ла угощать большуха (самая ува-
жаемая женщина в доме, имею-
щая много деток) из материнского
дома. Вместе с матерью (или боль-
шухой) в дом приходили и дру-
гие родственницы —женщины со
стороны молодухи.
Кроме корзины тетёрок мать
молодухи и вся родня её с жен-
ской стороны несла и корзину с
рыбными пирогами
(чаще все-
го их связывают с символами пло-
дородия, изобилия),
караваями
(символизируют Солнце, а также
безконечность, цельность). Таким
образом, в дом молодухи прихо-
дила
невероятная сила
— мно-
жество женщин её рода и множе-
ство космогонических, сильней-
ших символов с пирогами-угоще-
ниями и образами тетёрок.
После того, как зять отведал
угощения, он покидал простран-
ство избы, и начинался настоя-
щий женский праздник. Как же
не хватает таких праздников сей-
час многим женщинам! Возмож-
но, эта традиция — отголосок
представлений, уходящих корня-
ми во времена матриархата, ког-
да главенствующие роли в обря-
довой традиции отводились жен-
щине. В любом случае на Севере,
как и во многих точках славянско-
го мира, считалось, что силу
пло-
дородия
, изобилия несла в себе
именно женщина, и силу свою она
передавала через других женщин
рода: от предков-женщин к по-
томкам-женщинам.
Вспомним здесь и о символе (в
вышивке, ткачестве, резьбе) трёх
рожаниц: женские образы в позе
роженицы, связанные друг с дру-
гом пуповинами. И то, что в неко-
торых архаичных песнях
«кра-
сная солнышка»
женского рода.
Вспомним о солнцедеве (или ог-
недеве, берегине) с двумя павуш-
ками на руках. И о том, что закли-