• 27
«Родовая Земля»
№ 3 (188), март 2020 г.
ИсТоКИ
М
ного сотен лет сущест-
вуют легенды о несмет-
ных сокровищах Гипер-
бореи, о неприступных
рипейских горах (Ураль-
ские горы), где в снежной север-
ной бездне спрятана колоссаль-
ная статуя золотой Бабы.
В «Истории» Геродота мож-
но прочесть, что за далёкими
рипейскими горами находится
«проклятая часть мира, где пос-
тоянно идёт снег», живут нервы,
способные превращаться в вол-
ков, воинственные амазонки,
«одноглазые мужи — аримас-
пы» (греч. Αριμασποι), владею-
щие несметными сокровищами,
и «грифы, стерегущие золото, а
ещё выше за ними, у самого мо-
ря — Гипербореи», не знающие
смерти.
По-скифски слово «аримас-
пы» переводится как «арима» —
единица, а «спу» — глаз. Можно
предположить, что древние гре-
ки называли это племя аримас-
пы (одноглазые) оттого, что
аримаспы «спали с открытым
глазом», то есть были всегда на-
чеку, охраняя свои золотые со-
кровища.
В древней ненецкой легенде
рассказывается о том, что один
раз в году, когда Великое солн-
це воцаряется на небосклоне,
из-под мёрзлой и безжизнен-
ной земли встаёт солнечная Ба-
ба, которая носит в своём чреве
младенца, коему суждено стать
духом плодородия.
В другом предании, бытую-
щем у народа манси, повеству-
ется о том, как золотой идол пе-
ребрался через Уральский ка-
менный пояс, но был останов-
лен стариком-шаманом, считав-
шим себя его хозяином. разгне-
ванный золотой истукан зары-
чал громовым голосом, от кото-
рого умерло всё живое в округе,
а сам дерзкий шаман превратил-
ся в камень.
ещё одно повествование, от-
носящееся к якутскому герои-
ческому эпосу, рассказывает о
медной статуе, стоящей посре-
ди непроходимых болот, которая
при приближении врагов начи-
нала издавать звук, похожий на
стрёкот множества сверчков, и
излучать в небо голубое сияние.
Впервые о золотой Бабе пря-
мо упоминается в русской лето-
писи 1398 года.
В софийской летописи 1398
года рассказывается о кончине
преподобного стефана Пермско-
го, который нёс свет правосла-
вия народам, жившим в север-
ных лесах и поклонявшимся ог-
ню, камню и золотой Бабе.
стефан Пермский был епи-
скопом, который крестил Коми
в 1379 году. Крещение сопрово-
ждалось достаточно агрессив-
ными действиями христианских
миссионеров: капища язычни-
ков уничтожали, деревянных
идолов, распространённых по-
всеместно, нещадно сжигали.
Подтверждением тому суще-
ствует иконизированное изо-
бражение стефана с занесённым
топором над «священной берё-
зой», увешанной мехами живот-
ных, икона символизировала
борьбу с верой «диких народов».
После укоренения христиан-
ства стефан решил продвигать-
ся дальше. Узнав о золотой Ба-
бе, он хотел разыскать её, но все
попытки добраться до святы-
ни язычников оказались тщет-
ны, хранители надёжно прятали
свою святыню в тайге, подальше
от глаз агрессивно настроенных
христианских миссионеров.
Крещение севера проходи-
ло с боями, язычники не хоте-
ли принимать христианскую ве-
ру. Процесс обращения северян
в христианство был крайне дол-
гим и нельзя сказать, что абсо-
лютно успешным, так как и в на-
ше время на северных просто-
рах встречаются целые народы,
почитающие идолов и отвергаю-
щие христианство.
В XV веке новгородцы-уш-
куйники, активно занимавшие-
ся торговлей, принесли на русь
сведения о «человецех незнае-
мых в Восточной стране, ростом
малых, друг друга едяшех и мо-
лящихся идолу златому».
Уже в XVI веке в Московии хо-
рошо были известны предания о
загадочном золотом идоле. об
этом свидетельствуют воспоми-
нания австрийского посла с. Гер-
берштейна, датированные 1520
годом, в которых описаны слухи
о том, что за Уралом, в каменном
святилище, стоит большой золо-
той истукан в виде беременной
женщины, издающей оглуши-
тельный рёв.
Писатель и историк XVII века
Ю. Крижанич в своей «рукописи
о сибири и её народах» пишет,
что, доплыв до Иртыша, ермак
Тимофеевич снарядил отряд из
двадцати казаков, которым ве-
лел двигаться на северо-восток
за «златым истуканом».
Этот отряд так и не вернулся
к своему атаману, который через
три месяца, по рассказам мест-
ного населения, узнал, что его
посланцы безследно сгинули в
Шаимских болотах.
В Петровскую эпоху, отправ-
ляясь на северный Урал, христи-
анский миссионер Григорий но-
вицкий решил завершить дело,
начатое стефаном, — найти и
уничтожить золотой идол. охо-
та за идолом стоила ему жизни,
при невыясненных обстоятель-
ствах Григорий новицкий погиб.
Что явилось причиной его гибе-
ли — тайна, возможно, он достиг
цели и нашёл то, что искал. а вот
смог он осуществить задуманное
или нет — не известно.
официально «за идолом» ни-
кого более не отправляли, одна-
ко попытки найти золотую Ба-
бу не прекращались. религиоз-
ные поиски перешли в катего-
рию «золотой лихорадки». Идол
стал объектом вожделения аван-
тюристов и искателей сокровищ,
коих на руси уже и в те времена
было немало.
охотник, исследователь, пи-
сатель Константин носилов в
начале прошлого века выве-
дал у старого манси неизвест-
ную ранее историю о золотой
Бабе, кардинально меняющую
представление о ситуации во-
круг идола. По рассказам стари-
ка манси, в молодости занимав-
шегося охотничьим промыслом
в глухих, труднодоступных таёж-
ных завалах тайги, он видел зо-
лотую Бабу. старик манси опи-
сал идол в точности, как доне-
сли его образ летописи. В рас-
сказе сходились все мелкие де-
тали, кроме одного: идол, кото-
рого видел старик манси, был
не из золота, а из серебра! Ви-
димо, у манси существовало не-
сколько копий идола на случай,
если охотники всё же доберутся
до цели и, завладев драгоцен-
ной копией, наконец-то оставят
в покое оригинал.
После распада ссср у пыт-
ливых умов появилась возмож-
ность поработать в архивах с ра-
нее секретными документами. В
одном из таких документов писа-
тель, историк Демин В.н. обнару-
жил крайне любопытную заметку.
оказалось, что в 30-х годах
ХХ столетия легендой о несмет-
ном кладе — золотой Бабе — за-
интересовались на Лубянке. на
северный Урал послали спецот-
ряд нКВД с целью найти золото-
го идола и передать его в руки
государству.
Вскоре в руках сотрудников
спецотряда оказались данные,
полученные на допросах мест-
ных жителей о том, что в районе
Кызымских хантов, в лесном свя-
тилище, местный шаман прячет
некую золотую статую.
Чекисты ринулись к указан-
ному месту, но при их появлении
им было оказано вооружённое
сопротивление. охранники зо-
лотой Бабы были перебиты все
до единого.
а вот что произошло дальше:
была ли в святилище статуя или
нет, исследователь однозначно-
го ответа получить не смог, до-
кументы о судьбе той операции
сохранились не полностью, и как
раз «на самом интересном ме-
сте» ниточка оборвалась.
однако Дёмин считает, что
спецотряд всё же завладел за-
ветной статуей и вывез её в Мо-
скву. скорее всего, чекисты взя-
ли лишь его копию, настоящая
же золотая Баба была спрятана
в другом, более надёжном месте.
наталья леонидовна
https://ok.ru/midgar/
topic/150934620390910
Золотая Баба
кали весну не мужчины, а именно
девушки, молодые женщины, ко-
торые приходили на самые высо-
кие горушки, забирались на кры-
ши домов, чтобы самым звонким
и одновременно зычным, грудным
голосом зазвать Весну-красну…
Техника изготовления
и рецепты тетёрок
Конечно, такое большое ко-
личество обрядового печенья на-
крутить в спешке просто невоз-
можно. если вы уже хоть раз про-
бовали делать это, то согласитесь,
что это не просто увлекательный,
но, скажем прямо,
медитатив-
ный
процесс, погружающий че-
рез работу образного сознания и
рук в глубинки нашего подсозна-
ния, архаичную традицию, про-
цесс, который будит в нас генети-
ческую память, рождающий вол-
шебство…
наши предки изготовляли
тетёрок заблаговременно. за день
до праздника вся женская поло-
вина дома (а иногда и детки) мо-
гла начать крутить жгутики и чу-
десные узоры тетёрок. Крутили и
раскладывали их на досочках, по-
сыпанных мукой, а на ночь могли
выставить в кладовку, где тесто
схватывалось от морозца, а утром
фигурки легко перекладывались
на печную лопату и отправлялись
подрумяниться в нежаркую печь.
рецепты изготовления тетёрок
были у каждой мастерицы свои.
например, для зятя пекли более
«богатые»
тетёрки (с добавле-
нием яиц, сметаны, конопляного
семени, из мелкопомолотой му-
ки), а для себя (для своей родни,
детишек) могли использовать и
ржаную, ячменную муку. При этом
простейшие виды теста тоже це-
нились, ведь это архаичный вид
теста, к тому же постный…
Самый простой рецепт
тетёрок:
1 часть ржаной муки, 1
часть пшеничной муки (это приба-
вит тесту эластичность) плюс вода
до образования тугого теста.
Более сложный рецепт:
2
стакана ржаной муки (или ржа-
ная мука пополам с пшеничной), 1
ст. л. мёда, 2 ст. л. льняного (расти-
тельного) масла, около 1 стакана
тёплой воды, 1 щепотка соли.
Тетёрки считаются одним из
видов пряников, так что мы нахо-
дим и
пряничные рецепты:
1,5
стакана ржаной муки, 2 ст. л. мёда,
половина стакана воды, 2 ст. л. се-
мян льна, немного корицы, щепот-
ка соли.
Тесто нужно скрутить в длин-
ные жгутики (толщина 6–12 мм) и
разложить, завить ими орнамен-
ты, которые потом обвить по часо-
вой стрелке кругом, чтобы полу-
чилось печенье размером с тарел-
ку (примерно 20 см в диаметре).
современные тетёрочки луч-
ше сразу раскладывать на про-
тивне, который предварительно
следует засыпать мукой (можно
не использовать масло!) и поста-
вить в прогретую духовку (не бо-
лее 150–200°с) на 7–10 минут (из
опыта — жгутики быстро пропе-
каются, важно не сжечь!).
Конечно же, тетёрками не
только угощали семью молоду-
хи, но и всех домочадцев, дети-
шек, гостей. Иногда в качестве це-
лого действа в деревнях было раз-
глядывание орнаментов тетёрок.
Волшебные узоры тетёрок рас-
сматривали сквозь лучи солныш-
ка, дивились, а душа радовалась...
Чудесного праздника вам, дру-
зья! Весны! солнца и тепла!
с любовью и уважением к тра-
диции
Арина меДвеДевА
Пермский край
Сила рода. Традиции предков