«Родовая Земля»
№ 4 (189), апрель 2020 г.
16 •
традиции
рашение и роспись яиц
— это древняя дохри
стианская
традиция,
которая до сих пор жи
ва, но во многом утеря
ла вкладываемый в неё
ранее смысл. Красили не только
варёные, но чаще сырые яйца. И
делали это на протяжении все
го круголета при важных собы
тиях — будь то свадьба, рожде
ние ребёнка или предстоящая
поездка, начало нового дела, ре
шение жизненной задачи. Распи
санные яйца сопровождали че
ловека от рождения и до смерти.
Варёные, однотонно или с
узорами выкрашенные, птичьи
яйца назывались крашенками.
Их можно было есть.
А сырые, расписанные иску
снейшим узором при помощи
воска и специальных инстру
ментов, назывались писанка
ми. То есть это роспись на «жи
вом» яйце». И дарили такие яй
ца «полными». Если не повре
ждена скорлупа, то со временем
яйцо внутри просто мумифици
руется, высыхает. Потому писан
ки не пахнут. Некоторые «выпу
скаются», то есть сверлится ды
рочка, и содержимое яйца уда
ляется, этот вариант применя
ют для хранения в коллекциях и
выставках.
«Писанка» — от слова «пи
сать», ведь изображение на яй
це не рисуют, а именно пишут
воском.
Учитывая хрупкость яичной
скорлупы, самые старые найден
ные на славянской земле писан
ки относят к X–XI веку. Но в древ
них захоронениях находят яй
ца, изготовленные из камня, ке
рамики, слоновой кости, золота,
серебра, бронзы. По-видимому,
наши предки-русичи начали так
делать, чтобы пронести инфор
мацию, закодированную в пи
санке, для потомков через века.
При исследовании поселе
ния Киевской Руси на Канивщи
не, в частности около села Григо
ровки, была «выловлена» из мо
ря чёрная керамическая писан
ка с жёлтым волнистым рисун
ком. Во время археологических
раскопок найдена тёмно-серая
писанка с изображённым на ней
семиярусным деревом. Возле се
ла Бучаки обнаружена писанка-
погремушка с белыми волнисты
ми линиями в 4–5 ярусов на кра
сноватом фоне. Каждая из писа
нок-погремушек на нижнем кон
це имеет отверстие и, очевид
но, надевалась на какой-то стер
жень или цеплялась на гвоздь и
использовалась в определённых
обрядах.
Писанка была признана уни
кальным искусством ещё в 1874
году в сообщении антрополога
Фёдора Вовка на Втором архео
логическом съезде в Киеве.
Традиция создания писа
нок жива и по сей день в Сиби
ри, на Украине, в Словакии, Мо
равии, Австрии и на Алтае. В Ка
наде есть целое сообщество рус
ских, переехавших в эту страну и
хранящих традиции писанки.
Почему
расписывали яйца
Яйцо искони было символом
Жизни и моделью Вселенной, пер
воначального Творения и Плодо
родия. В немалом количестве ми
фов самых разных народов мира
рассказывается о том, как Вселен
ная возникла из яйца. И в русских
сказках часто встречается опи
сание событий, где герою дари
ли или он завоёвывал необычное
яичко, в которое сворачивалось
или разворачивалось волшебное
царство.
Наши предки считали, что, по
скольку яйцо — это микромодель
Вселенной, значит, нанося на него
определённые знаки и символы,
можно влиять на макромодель —
саму Вселенную.
Потому изготовление писанок
— это не просто дань традиции и
творческое развлечение, это об
ряд самонастройки и настройки
своего жизненного пространства
на реализацию задуманного. На
нося на яйцо древние символы,
мы программируем будущее, за
кладываем в него позитив, гармо
нию и любовь. В скором времени
созданное нами будущее станет
настоящим.
Процесс создания
писанки
Крашенки делать проще и по
тому ценились они меньше. Со
здание писанок — сложный, тре
бующий предельной аккуратно
сти и координации движений и
мыслей процесс.
Это занятие всегда было жен
ским, и называли таких мастериц
писанкарками. Писанкарка, пре
жде чем приступить к работе, на
страивалась на высокий лад.
По преданиям, яйца брали
только от кур, которые неслись
первый раз.
За водой ходили на рассвете
к слиянию трёх ручьёв, такая во
да имеет особую силу, или же бра
ли талую воду. Всё это делалось в
полном молчании. Дома замеши
вались краски, приготовлялись
инструменты для росписи. Выби
рались узоры, соответствующие
задуманному.
Краски
Для крашения яиц применя
ются природные, пищевые или
анилиновые красители. Получить
природные краски можно из цве
тов, листьев, шелухи зёрен, коры,
корней, а также ягод.
•
Жёлтая
краска различных
оттенков извлекается из коры мо
лодой дикой яблони, побегов то
поля, берёзовых листьев, корня
крапивы, гречневой половы, лу
ковой шелухи, цветков дикой бу
зины, ромашки, молочая, гориц
вета, купавок, шафрана, крокуса,
зверобоя, жёлтых цветков луко
вичного растения сон.
•
Синяя, голубая или фиоле
товая
— из шелухи чёрных зёрен
подсолнуха, серёжек тополя, цвет
ков мальвы, синих цветков расте
ния сон, подснежников, ягод чер
ники и бузины.
•
Зелёная
— из сочетания
жёлтой и синей красок, а также
из мха, коры крушины, ясеня, ли
стьев ландыша, примулы, крапи
вы, зелени ржи и пшеницы.
•
Красная
— из щепок санда
ла, ягод черёмухи, цветков и се
мян зверобоя.
•
Нежно-розовая
— из цвет
ков иван-чая узколистного.
•
Коричневая
—из коры ябло
ни, дуба, крушины, еловых шишек,
луковой шелухи, листьев грецкого
ореха или конского каштана.
•
Чёрная
— из молодых ли
стьев черноклёна, коры ольхи, си
него сандала.
Корни растений лучше всего
заготавливать ранней весной или
поздней осенью, кору — только
весной, когда деревце «плачет»,
цветы — в начале цветения, а ли
стья — совсем молоденькими.
Чтобы растение не потеряло кра
ску, сушить его полагается толь
ко в тени, а хранить в плотно за
крытой таре в сухом тёмном ме
сте. Красящие ягоды можно замо
розить.
Для приготовления красок по
надобятся также глиняная или
эмалированная посуда, талая или
дождевая вода, алюмокалиевые
квасцы. Сырьё заливаем холод
ной водой, 5–6 часов настаиваем,
а затем кипятим на тихом огне: ко
ру — три часа, листья—40 минут,
цветы — полчаса. На 100 г сухо
го сырья — 1 л талой воды. Отвар
процеживаем и добавляем чай
ную ложку квасцов. Краска готова.
Природные краски прочнее,
роднее, милее взору, нежнее и
смотрятся во сто крат богаче лю
бых искусственных красителей.
Символика славянской
писанки
Для каждого случая существу
ют свои узоры в росписи, семан
тика которых восходит к глубо
кой древности и является общей с
другими видами народного твор
чества: ткачеством, вышивкой,
резьбой.
Светлана Дробыш даёт такую
трактовку символов, используя
труды А. Голана, Дж. Купера, Б. А.
Рыбакова.
Космическая символика
—
микрокосм, ромбовидный эква
тор яйца, символизирующий зем
лю, идущая над ними сферическая
поверхность — небесный свод,
нанесённый по нему спиралевид
ный узор — путь восходящего и
заходящего солнца.
Звёзды
— знак человеколю
бия нравственной чистоты, сим
вол Мира и равновесия, гармо
нии. Эмблема мудрости.
Солнце
— символ высшей
космической силы, Всевидящее
Божество, глаз мира и глаз дня,
центр бытия и интуитивного зна
ния. Солнечные птицы и живот
ные: орёл, ястреб, лебедь, феникс,
петух, лев, баран, белый или золо
той конь.
Дождь, вода
— пучок зигза
гов, меандр (волнистая линия) —
знаки очищающей небесной во
ды, писанку с такими знаками дер
жали от порчи, сглаза, зависти.
Бараньи рожки
— космиче
ская сила, символ огня и солнца
(достаток, богатство).
Цветы,
деревья,
птицы,
пчёлы, кони, коровы, олени
— символы, дающие счастливую
жизнь в семье и мире.
Цветы
— знаки готовности к
плодородию, к деторождению.
Пчёлы
— символ безсмертия,
возрождения, трудолюбия, поряд
ка, чистоты души. Крылатые по
сланники, которые приносят тай
ную мудрость.
Мотылёк
являет собой ра
дость, переход души к вечной
счастливой жизни. Он же ангел-
хранитель.
Петух
— солярная птица,
атрибут солнечных богов. Птица
славы, означающая превосходст
во, смелость, бдительность, рас
свет. Олицетворяет боевой дух,
воинскую храбрость.
Решето
— символ отделения
добра от зла (защита).
Безконечник
— не имеет ни
начала, ни конца, и зло, которое
вошло в дом, попадает в ловуш
ку и не навредит хозяину. Это сим
вол безостановочного хода жиз
ни, продолжения Рода. Также дер
жали в доме от порчи и сглаза. Пи
санки с безконечником использо
вали в обрядовом действии: па
сечник подкладывал яйцо под
улей для того, чтобы пчёлы безко
обрядовая роспись на живом яйце