Стр. 16 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 4 (189), апрель 2020 г.
16 •
традиции
рашение и роспись яиц
— это древняя дохри­
стианская
традиция,
которая до сих пор жи­
ва, но во многом утеря­
ла вкладываемый в неё
ранее смысл. Красили не только
варёные, но чаще сырые яйца. И
делали это на протяжении все­
го круголета при важных собы­
тиях — будь то свадьба, рожде­
ние ребёнка или предстоящая
поездка, начало нового дела, ре­
шение жизненной задачи. Распи­
санные яйца сопровождали че­
ловека от рождения и до смерти.
Варёные, однотонно или с
узорами выкрашенные, птичьи
яйца назывались крашенками.
Их можно было есть.
А сырые, расписанные иску­
снейшим узором при помощи
воска и специальных инстру­
ментов, назывались писанка­
ми. То есть это роспись на «жи­
вом» яйце». И дарили такие яй­
ца «полными». Если не повре­
ждена скорлупа, то со временем
яйцо внутри просто мумифици­
руется, высыхает. Потому писан­
ки не пахнут. Некоторые «выпу­
скаются», то есть сверлится ды­
рочка, и содержимое яйца уда­
ляется, этот вариант применя­
ют для хранения в коллекциях и
выставках.
«Писанка» — от слова «пи­
сать», ведь изображение на яй­
це не рисуют, а именно пишут
воском.
Учитывая хрупкость яичной
скорлупы, самые старые найден­
ные на славянской земле писан­
ки относят к X–XI веку. Но в древ­
них захоронениях находят яй­
ца, изготовленные из камня, ке­
рамики, слоновой кости, золота,
серебра, бронзы. По-видимому,
наши предки-русичи начали так
делать, чтобы пронести инфор­
мацию, закодированную в пи­
санке, для потомков через века.
При исследовании поселе­
ния Киевской Руси на Канивщи­
не, в частности около села Григо­
ровки, была «выловлена» из мо­
ря чёрная керамическая писан­
ка с жёлтым волнистым рисун­
ком. Во время археологических
раскопок найдена тёмно-серая
писанка с изображённым на ней
семиярусным деревом. Возле се­
ла Бучаки обнаружена писанка-
погремушка с белыми волнисты­
ми линиями в 4–5 ярусов на кра­
сноватом фоне. Каждая из писа­
нок-погремушек на нижнем кон­
це имеет отверстие и, очевид­
но, надевалась на какой-то стер­
жень или цеплялась на гвоздь и
использовалась в определённых
обрядах.
Писанка была признана уни­
кальным искусством ещё в 1874
году в сообщении антрополога
Фёдора Вовка на Втором архео­
логическом съезде в Киеве.
Традиция создания писа­
нок жива и по сей день в Сиби­
ри, на Украине, в Словакии, Мо­
равии, Австрии и на Алтае. В Ка­
наде есть целое сообщество рус­
ских, переехавших в эту страну и
хранящих традиции писанки.
Почему
расписывали яйца
Яйцо искони было символом
Жизни и моделью Вселенной, пер­
воначального Творения и Плодо­
родия. В немалом количестве ми­
фов самых разных народов мира
рассказывается о том, как Вселен­
ная возникла из яйца. И в русских
сказках часто встречается опи­
сание событий, где герою дари­
ли или он завоёвывал необычное
яичко, в которое сворачивалось
или разворачивалось волшебное
царство.
Наши предки считали, что, по­
скольку яйцо — это микромодель
Вселенной, значит, нанося на него
определённые знаки и символы,
можно влиять на макромодель —
саму Вселенную.
Потому изготовление писанок
— это не просто дань традиции и
творческое развлечение, это об­
ряд самонастройки и настройки
своего жизненного пространства
на реализацию задуманного. На­
нося на яйцо древние символы,
мы программируем будущее, за­
кладываем в него позитив, гармо­
нию и любовь. В скором времени
созданное нами будущее станет
настоящим.
Процесс создания
писанки
Крашенки делать проще и по­
тому ценились они меньше. Со­
здание писанок — сложный, тре­
бующий предельной аккуратно­
сти и координации движений и
мыслей процесс.
Это занятие всегда было жен­
ским, и называли таких мастериц
писанкарками. Писанкарка, пре­
жде чем приступить к работе, на­
страивалась на высокий лад.
По преданиям, яйца брали
только от кур, которые неслись
первый раз.
За водой ходили на рассвете
к слиянию трёх ручьёв, такая во­
да имеет особую силу, или же бра­
ли талую воду. Всё это делалось в
полном молчании. Дома замеши­
вались краски, приготовлялись
инструменты для росписи. Выби­
рались узоры, соответствующие
задуманному.
Краски
Для крашения яиц применя­
ются природные, пищевые или
анилиновые красители. Получить
природные краски можно из цве­
тов, листьев, шелухи зёрен, коры,
корней, а также ягод.
Жёлтая
краска различных
оттенков извлекается из коры мо­
лодой дикой яблони, побегов то­
поля, берёзовых листьев, корня
крапивы, гречневой половы, лу­
ковой шелухи, цветков дикой бу­
зины, ромашки, молочая, гориц­
вета, купавок, шафрана, крокуса,
зверобоя, жёлтых цветков луко­
вичного растения сон.
Синяя, голубая или фиоле­
товая
— из шелухи чёрных зёрен
подсолнуха, серёжек тополя, цвет­
ков мальвы, синих цветков расте­
ния сон, подснежников, ягод чер­
ники и бузины.
Зелёная
— из сочетания
жёлтой и синей красок, а также
из мха, коры крушины, ясеня, ли­
стьев ландыша, примулы, крапи­
вы, зелени ржи и пшеницы.
Красная
— из щепок санда­
ла, ягод черёмухи, цветков и се­
мян зверобоя.
Нежно-розовая
— из цвет­
ков иван-чая узколистного.
Коричневая
—из коры ябло­
ни, дуба, крушины, еловых шишек,
луковой шелухи, листьев грецкого
ореха или конского каштана.
Чёрная
— из молодых ли­
стьев черноклёна, коры ольхи, си­
него сандала.
Корни растений лучше всего
заготавливать ранней весной или
поздней осенью, кору — только
весной, когда деревце «плачет»,
цветы — в начале цветения, а ли­
стья — совсем молоденькими.
Чтобы растение не потеряло кра­
ску, сушить его полагается толь­
ко в тени, а хранить в плотно за­
крытой таре в сухом тёмном ме­
сте. Красящие ягоды можно замо­
розить.
Для приготовления красок по­
надобятся также глиняная или
эмалированная посуда, талая или
дождевая вода, алюмокалиевые
квасцы. Сырьё заливаем холод­
ной водой, 5–6 часов настаиваем,
а затем кипятим на тихом огне: ко­
ру — три часа, листья—40 минут,
цветы — полчаса. На 100 г сухо­
го сырья — 1 л талой воды. Отвар
процеживаем и добавляем чай­
ную ложку квасцов. Краска готова.
Природные краски прочнее,
роднее, милее взору, нежнее и
смотрятся во сто крат богаче лю­
бых искусственных красителей.
Символика славянской
писанки
Для каждого случая существу­
ют свои узоры в росписи, семан­
тика которых восходит к глубо­
кой древности и является общей с
другими видами народного твор­
чества: ткачеством, вышивкой,
резьбой.
Светлана Дробыш даёт такую
трактовку символов, используя
труды А. Голана, Дж. Купера, Б. А.
Рыбакова.
Космическая символика
микрокосм, ромбовидный эква­
тор яйца, символизирующий зем­
лю, идущая над ними сферическая
поверхность — небесный свод,
нанесённый по нему спиралевид­
ный узор — путь восходящего и
заходящего солнца.
Звёзды
— знак человеколю­
бия нравственной чистоты, сим­
вол Мира и равновесия, гармо­
нии. Эмблема мудрости.
Солнце
— символ высшей
космической силы, Всевидящее
Божество, глаз мира и глаз дня,
центр бытия и интуитивного зна­
ния. Солнечные птицы и живот­
ные: орёл, ястреб, лебедь, феникс,
петух, лев, баран, белый или золо­
той конь.
Дождь, вода
— пучок зигза­
гов, меандр (волнистая линия) —
знаки очищающей небесной во­
ды, писанку с такими знаками дер­
жали от порчи, сглаза, зависти.
Бараньи рожки
— космиче­
ская сила, символ огня и солнца
(достаток, богатство).
Цветы,
деревья,
птицы,
пчёлы, кони, коровы, олени
— символы, дающие счастливую
жизнь в семье и мире.
Цветы
— знаки готовности к
плодородию, к деторождению.
Пчёлы
— символ безсмертия,
возрождения, трудолюбия, поряд­
ка, чистоты души. Крылатые по­
сланники, которые приносят тай­
ную мудрость.
Мотылёк
являет собой ра­
дость, переход души к вечной
счастливой жизни. Он же ангел-
хранитель.
Петух
— солярная птица,
атрибут солнечных богов. Птица
славы, означающая превосходст­
во, смелость, бдительность, рас­
свет. Олицетворяет боевой дух,
воинскую храбрость.
Решето
— символ отделения
добра от зла (защита).
Безконечник
— не имеет ни
начала, ни конца, и зло, которое
вошло в дом, попадает в ловуш­
ку и не навредит хозяину. Это сим­
вол безостановочного хода жиз­
ни, продолжения Рода. Также дер­
жали в доме от порчи и сглаза. Пи­
санки с безконечником использо­
вали в обрядовом действии: па­
сечник подкладывал яйцо под
улей для того, чтобы пчёлы безко­
обрядовая роспись на живом яйце