Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 4 (189), апрель 2020 г.
22 • осознанное родительство
Жительница Новосибирска Ан-
на Филатова не считает се-
бя ярым противником школь-
ного образования, однако от-
правлять своих детей в школу
не стала. Сейчас Ксюша и Стас
Филатовы обучаются дома, по
их стопам пойдёт и младший
брат, когда ему исполнится
семь лет. Посмотрим, как ра-
ботает система семейного об-
разования в семье Филатовых,
где папа учит детей истории,
бабушка — литературе, а мама
проверяет контрольные и со-
ставляет расписание уроков.
Н
есмотря на то, что в се­
мье Филатовых трое де­
тей, в доме очень тихо.
—Сейчас Ксюша уро­
ки делает, а Стас конт­
рольную решает. Это важный мо­
мент, — объясняет нам Анна.
У её детей нет строгого распи­
сания уроков — «всё-таки не шко­
ла», — однако прорешать задачи
и познакомиться с новым матери­
алом они стараются в первой по­
ловине дня. Далее — время сек­
ций и дополнительных кружков,
их у пятиклассницы Ксюши и вто­
роклассника Стаса хватает. Распи­
сание, в котором аккуратно вы­
ведено «сольфеджио», «йога»,
«скрипка», «театр» и другие заня­
тия, прикреплено магнитом к хо­
лодильнику.
По словам мамы, принципи­
ального решения не отдавать де­
тей в детский сад и школу у неё
не было. Со старшей дочерью всё
сложилось само собой: Анна не
работала, могла уделять ребён­
ку много времени, а уж о том, как
«организовать досуг», она знает
сама — помогает педагогическое
образование.
— Потом я посмотрела, что
и без детского сада дети у меня
растут более самостоятельные,
что ли. Вот пример, — рассужда­
ет Анна. — В четыре года мы по­
шли во двор с Ксюшей гулять. Она
там с подружкой устроила пик­
ник — расстелила коврик, разло­
жила бутерброды и игрушки. По­
дошли женщина с ребёнком из
нашего двора, и ребёнок тут же
схватил игрушку девчонок. На это
моя дочь твёрдо ответила, что это
их пикник, их полянка, и попроси­
ла не трогать их игрушки. Та жен­
щина удивилась, я тоже, но это бы­
ло приятное удивление. Я подума­
ла: «Как классно, что ребёнок смог
сразу очертить: вот это моё, не
трогайте». Хотя первой реакцией,
конечно, было одёрнуть дочку.
Когда пришло время Ксюше
идти в школу, Анна долго выби­
рала учреждение, смотрела на
опыт других родителей, но, из­
учив школьные программы «нача­
лок», поняла, что обучение во всех
городских школах слишком обры­
вочное и хаотичное.
— Мне не нравилось, что ма­
териал давался отрывочно, а на
уроках дети вечно перескакива­
ли с одного на другое. Мне и сов­
ременные учебники не нравились
— ни оформление, ни содержа­
ние, — поясняет мама.
Потом она заглянула на фору­
мы мам, увидела ветку «семейное/
заочное обучение», изучила отзы­
вы и выбрала для себя именно се­
мейную форму обучения.
—Она более гибкая, чем заоч­
ная. При заочной вся программа,
которая даётся, — именно школь­
ная. Ребёнок также обязан присут­
ствовать в школе при сдаче лю­
бых промежуточных контрольных
и аттестационных работ. А семей­
ная форма позволяет не привязы­
ваться к конкретной программе.
Но обязанность проходить атте­
стацию у нас тоже есть, — делит­
ся Анна.
О том, что перейти на семей­
ное обучение будет так просто,
она и не догадывалась. Сначала
Анна написала письмо в мэрию с
просьбой перевести ребёнка на
эту форму обучения и прикрепить
его к школе. Прикрепление доста­
точно условное, поскольку дети
затем посещают эту школу раз или
два раза за весь учебный год—во
время аттестации.
— Раз в год мы проходим ат­
тестацию. Приходим в школу и
сдаём, как правило, все предме­
ты разом — русский, математи­
ку, чтение. Так в «началке» обыч­
но. Хотя английский сдаём отдель­
но. Нам аттестация даётся доволь­
но легко, обычно на четвёрки или
пятёрки, но вот один раз была
тройка, — вспоминает она.
Анна направляется в детскую
— нужно проверить математику
у Ксюши. В это время Стас читает
учебник, закинув ноги на подло­
котник кресла.
В обучении она делает став­
ку на самостоятельность — в кон­
це лета расписывает подробную
программу на год, а затем состав­
ляет примерное расписание уро­
ков. Дети почти каждый день са­
мостоятельно открывают учеб­
ник, изучают материал, а при не­
обходимости спрашивают маму о
том, что им показалось непонят­
ным. Так происходит с пятиклас­
сницей Ксюшей; со второклассни­
ком Стасом Анна занимается пока
вместе, но планирует уже на сле­
дующий год дать ему больше ин­
дивидуальных заданий.
В том, что её система обучения
работает, она уверена, и в этом её
убеждают результаты аттестаций
детей. Всевозможные обвинения
в том, что Ксюша и Стас лишены
школьного общения и не социали­
зируются, тут же отвергает.
— Социализация — это что?
Это встраивание индивида в со­
циум, то есть принятие правил и
норм поведения. Школу я бы не
назвала идеальным институтом
для того, чтобы встроиться. Там
свои какие-то распорядки — под­
чинение, дисциплина, по звон­
ку вставать, по звонку садиться.
Плюс школа — это общество, где
дети все одного возраста, а в со­
циуме мы общаемся с разными
людьми. Да и сколько там, в шко­
ле, уходит на социализацию? 5–10
минут перемены, максимум пол­
часа в день, — рассуждает Анна.
Нехватку школьного общения
Ксюша и Стас Филатовы компен­
сируют на занятиях в различных
секциях. К тому же они часто гу­
ляют во дворе, который, по при­
знанию их мамы, для неё являет­
ся лучшим институтом социали­
зации, чем школа, ведь там «де­
ти действительно учатся догова­
риваться, обижаться, выходить из
ситуаций».
— Са­
ма я за
в р е м я
школьного
обучения
с м е н и л а
н е с к о л ь ­
ко школ —
мы часто
переезжа­
ли. У меня
есть при­
ятели, хо­
рошие зна­
комые со
школы, но
настоящие
друзья —
с универ­
ситета. По­
этому школа — это лишь один из
институтов социализации, не бо­
лее того. А для некоторых родите­
лей и школа, и детский сад — это
вариант камеры хранения детей,
когда на ребёнка нет времени, —
добавляет она. —Жизнь ведь пос­
ле школы не заканчивается, чело­
век продолжает учиться, жить, об­
растать связями. И как по мне, то
лучше находиться в, так скажем,
свободном плавании, не ограни­
чивая себя.
Ещё один момент, который
безпокоил Анну, когда она заду­
мывалась о школе для своих де­
тей, — это здоровье. Семейное
обучение позволяет им не «при­
вязываться» к парте и «не сидеть,
скрючившись, по шесть часов на
одном месте», вместо этого —
свободный график уроков и от­
дых, когда им захочется.
— Кто-то скажет, что школа
нужна для дисциплины, что это та­
кая школа жизни. Я так не считаю.
А потом такие дети выбирают се­
бе нелюбимую работу, нелюби­
мых людей рядом, всю жизнь му­
чаются. Самое главное для ребён­
ка — не дисциплина, а самодис­
циплина, когда есть мотивация за­
ниматься чем-то, когда ты нашёл
себя. Мои дети проявляют себя
уже сейчас, говорят: «Я хочу зани­
маться вот тем-то». И мы, конечно,
к ним прислушиваемся, — делит­
ся мама Ксюши и Стаса.
Дети Анны Филатовой вопро­
сов про школу задают всё мень­
ше, а если у них вдруг и вспыхи­
вает желание пойти туда, то оно
быстро проходит: возможность
учиться в свободном режиме всё-
таки берёт верх. При этом их ма­
ма домашнее обучение не счита­
ет панацеей, так что идею школы
окончательно не отбрасывает, го­
воря, что, возможно, её дети и ста­
нут традиционными школьника­
ми, но позже. Так же и с репети­
торами — Анна допускает мысль,
что в старших классах детям пона­
добится более опытный учитель,
чем она. Пока же удаётся справ­
ляться своими силами, подключив
к процессу обучения почти всю
родню.
— Так получилось, что наши
родные включились в этот про­
цесс, хотя вначале мою идею не
отдавать Ксюшу и Стасика в шко­
лу восприняли настороженно, да­
же с лёгким протестом, — смеёт­
ся Анна. — Сейчас бабушка у нас
учит литературе, дедушка занима­
ется музыкой, а папа, так как хоро­
шо знает историю, учит их этому. В
общем, задействованы все.
Ксения Лысенко.
Фото: Александр Ощепков.
https://news.ngs.ru
«Школа—будто камера хранения детей»
История Ксюши и Стаса, которые никогда не ходили в детсад и школу