«Родовая Земля»
№ 4 (189), апрель 2020 г.
22 • осознанное родительство
Жительница Новосибирска Ан-
на Филатова не считает се-
бя ярым противником школь-
ного образования, однако от-
правлять своих детей в школу
не стала. Сейчас Ксюша и Стас
Филатовы обучаются дома, по
их стопам пойдёт и младший
брат, когда ему исполнится
семь лет. Посмотрим, как ра-
ботает система семейного об-
разования в семье Филатовых,
где папа учит детей истории,
бабушка — литературе, а мама
проверяет контрольные и со-
ставляет расписание уроков.
Н
есмотря на то, что в се
мье Филатовых трое де
тей, в доме очень тихо.
—Сейчас Ксюша уро
ки делает, а Стас конт
рольную решает. Это важный мо
мент, — объясняет нам Анна.
У её детей нет строгого распи
сания уроков — «всё-таки не шко
ла», — однако прорешать задачи
и познакомиться с новым матери
алом они стараются в первой по
ловине дня. Далее — время сек
ций и дополнительных кружков,
их у пятиклассницы Ксюши и вто
роклассника Стаса хватает. Распи
сание, в котором аккуратно вы
ведено «сольфеджио», «йога»,
«скрипка», «театр» и другие заня
тия, прикреплено магнитом к хо
лодильнику.
По словам мамы, принципи
ального решения не отдавать де
тей в детский сад и школу у неё
не было. Со старшей дочерью всё
сложилось само собой: Анна не
работала, могла уделять ребён
ку много времени, а уж о том, как
«организовать досуг», она знает
сама — помогает педагогическое
образование.
— Потом я посмотрела, что
и без детского сада дети у меня
растут более самостоятельные,
что ли. Вот пример, — рассужда
ет Анна. — В четыре года мы по
шли во двор с Ксюшей гулять. Она
там с подружкой устроила пик
ник — расстелила коврик, разло
жила бутерброды и игрушки. По
дошли женщина с ребёнком из
нашего двора, и ребёнок тут же
схватил игрушку девчонок. На это
моя дочь твёрдо ответила, что это
их пикник, их полянка, и попроси
ла не трогать их игрушки. Та жен
щина удивилась, я тоже, но это бы
ло приятное удивление. Я подума
ла: «Как классно, что ребёнок смог
сразу очертить: вот это моё, не
трогайте». Хотя первой реакцией,
конечно, было одёрнуть дочку.
Когда пришло время Ксюше
идти в школу, Анна долго выби
рала учреждение, смотрела на
опыт других родителей, но, из
учив школьные программы «нача
лок», поняла, что обучение во всех
городских школах слишком обры
вочное и хаотичное.
— Мне не нравилось, что ма
териал давался отрывочно, а на
уроках дети вечно перескакива
ли с одного на другое. Мне и сов
ременные учебники не нравились
— ни оформление, ни содержа
ние, — поясняет мама.
Потом она заглянула на фору
мы мам, увидела ветку «семейное/
заочное обучение», изучила отзы
вы и выбрала для себя именно се
мейную форму обучения.
—Она более гибкая, чем заоч
ная. При заочной вся программа,
которая даётся, — именно школь
ная. Ребёнок также обязан присут
ствовать в школе при сдаче лю
бых промежуточных контрольных
и аттестационных работ. А семей
ная форма позволяет не привязы
ваться к конкретной программе.
Но обязанность проходить атте
стацию у нас тоже есть, — делит
ся Анна.
О том, что перейти на семей
ное обучение будет так просто,
она и не догадывалась. Сначала
Анна написала письмо в мэрию с
просьбой перевести ребёнка на
эту форму обучения и прикрепить
его к школе. Прикрепление доста
точно условное, поскольку дети
затем посещают эту школу раз или
два раза за весь учебный год—во
время аттестации.
— Раз в год мы проходим ат
тестацию. Приходим в школу и
сдаём, как правило, все предме
ты разом — русский, математи
ку, чтение. Так в «началке» обыч
но. Хотя английский сдаём отдель
но. Нам аттестация даётся доволь
но легко, обычно на четвёрки или
пятёрки, но вот один раз была
тройка, — вспоминает она.
Анна направляется в детскую
— нужно проверить математику
у Ксюши. В это время Стас читает
учебник, закинув ноги на подло
котник кресла.
В обучении она делает став
ку на самостоятельность — в кон
це лета расписывает подробную
программу на год, а затем состав
ляет примерное расписание уро
ков. Дети почти каждый день са
мостоятельно открывают учеб
ник, изучают материал, а при не
обходимости спрашивают маму о
том, что им показалось непонят
ным. Так происходит с пятиклас
сницей Ксюшей; со второклассни
ком Стасом Анна занимается пока
вместе, но планирует уже на сле
дующий год дать ему больше ин
дивидуальных заданий.
В том, что её система обучения
работает, она уверена, и в этом её
убеждают результаты аттестаций
детей. Всевозможные обвинения
в том, что Ксюша и Стас лишены
школьного общения и не социали
зируются, тут же отвергает.
— Социализация — это что?
Это встраивание индивида в со
циум, то есть принятие правил и
норм поведения. Школу я бы не
назвала идеальным институтом
для того, чтобы встроиться. Там
свои какие-то распорядки — под
чинение, дисциплина, по звон
ку вставать, по звонку садиться.
Плюс школа — это общество, где
дети все одного возраста, а в со
циуме мы общаемся с разными
людьми. Да и сколько там, в шко
ле, уходит на социализацию? 5–10
минут перемены, максимум пол
часа в день, — рассуждает Анна.
Нехватку школьного общения
Ксюша и Стас Филатовы компен
сируют на занятиях в различных
секциях. К тому же они часто гу
ляют во дворе, который, по при
знанию их мамы, для неё являет
ся лучшим институтом социали
зации, чем школа, ведь там «де
ти действительно учатся догова
риваться, обижаться, выходить из
ситуаций».
— Са
ма я за
в р е м я
школьного
обучения
с м е н и л а
н е с к о л ь
ко школ —
мы часто
переезжа
ли. У меня
есть при
ятели, хо
рошие зна
комые со
школы, но
настоящие
друзья —
с универ
ситета. По
этому школа — это лишь один из
институтов социализации, не бо
лее того. А для некоторых родите
лей и школа, и детский сад — это
вариант камеры хранения детей,
когда на ребёнка нет времени, —
добавляет она. —Жизнь ведь пос
ле школы не заканчивается, чело
век продолжает учиться, жить, об
растать связями. И как по мне, то
лучше находиться в, так скажем,
свободном плавании, не ограни
чивая себя.
Ещё один момент, который
безпокоил Анну, когда она заду
мывалась о школе для своих де
тей, — это здоровье. Семейное
обучение позволяет им не «при
вязываться» к парте и «не сидеть,
скрючившись, по шесть часов на
одном месте», вместо этого —
свободный график уроков и от
дых, когда им захочется.
— Кто-то скажет, что школа
нужна для дисциплины, что это та
кая школа жизни. Я так не считаю.
А потом такие дети выбирают се
бе нелюбимую работу, нелюби
мых людей рядом, всю жизнь му
чаются. Самое главное для ребён
ка — не дисциплина, а самодис
циплина, когда есть мотивация за
ниматься чем-то, когда ты нашёл
себя. Мои дети проявляют себя
уже сейчас, говорят: «Я хочу зани
маться вот тем-то». И мы, конечно,
к ним прислушиваемся, — делит
ся мама Ксюши и Стаса.
Дети Анны Филатовой вопро
сов про школу задают всё мень
ше, а если у них вдруг и вспыхи
вает желание пойти туда, то оно
быстро проходит: возможность
учиться в свободном режиме всё-
таки берёт верх. При этом их ма
ма домашнее обучение не счита
ет панацеей, так что идею школы
окончательно не отбрасывает, го
воря, что, возможно, её дети и ста
нут традиционными школьника
ми, но позже. Так же и с репети
торами — Анна допускает мысль,
что в старших классах детям пона
добится более опытный учитель,
чем она. Пока же удаётся справ
ляться своими силами, подключив
к процессу обучения почти всю
родню.
— Так получилось, что наши
родные включились в этот про
цесс, хотя вначале мою идею не
отдавать Ксюшу и Стасика в шко
лу восприняли настороженно, да
же с лёгким протестом, — смеёт
ся Анна. — Сейчас бабушка у нас
учит литературе, дедушка занима
ется музыкой, а папа, так как хоро
шо знает историю, учит их этому. В
общем, задействованы все.
Ксения Лысенко.
Фото: Александр Ощепков.
https://news.ngs.ru
«Школа—будто камера хранения детей»
История Ксюши и Стаса, которые никогда не ходили в детсад и школу