Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 5 (190), май 2020 г.
28 • МИРОВОЗЗРЕНИЕ
«Д
ень Победы, как он
был от нас далёк…»
— пело радио. В бы-
товке тихонько скрип-
нул шкафчик.
— Может, будешь трошки? Ты
шо, ветеранов не уважаешь? За
здоровье отцов! Да не переживай,
в такой праздник можно. Я поло-
винку тебе налью… Символиче-
ски. За победу.
Сегодня, как вы уже догада-
лись, было 9 мая, и нашей сме-
не выпала честь работать в этот
праздничный день. Нас было двое.
Семёныч был весел и преиспол-
нен патриотизма, отмечать он на-
чал ещё с утра (может, и раньше), а
сейчас, в обед, уже дошёл до сво-
его привычного «боевого» состо-
яния, он прекрасно знал, что я не
выпью, и нарочно ломал коме-
дию. Любит он это.
— Вот если бы все булы таки-
ми вредными, як ты, войну бы не
выиграли, —посмотрел он на ме-
ня с укором. Это был сухой, мор-
щинистый дед с густыми бровя-
ми и строгим взглядом мудро-
го учителя. Почти пенсионер. Че-
ловек старой школы. Свидетель
расцвета и заката. Мастер в лю-
бом деле. Сколько работы пере-
делал он за свою жизнь — слож-
но подсчитать. И цены ему не бы-
ло, если бы не одно но, которое
присуще многим его ровесни-
кам. Семёныч — закостенелый,
убеждённый алкоголик. Хоть, ко-
нечно, он ни за что в этом не при-
знается, но алкоголь был без пре-
увеличения главным смыслом
его тяжёлой, суровой жизни. Лю-
бой разговор, от погоды до по-
литики, сводился у него к выпив-
ке. Когда речь касалась спиртно-
го, лицо Семёныча растягивалось
в блаженной улыбке Будды. О са-
могоне он всегда говорил с такой
любовью и нежностью, словно о
собственных детях.
— Почему наш народ вы-
бил фрицев? — спросил он по-
учительным тоном. — Потому что
пил. Всегда так было. Во все вре-
мена. Вот мой батянька, фронто-
вик, трактористом работал в кол-
хозе… Так у нас в хате самогон
прямо у ведре стоял… — Семё-
ныч сглотнул при этих словах. —
Батько придёт з поля, кружкою
черпнэ. Як воду пил ту горилку.
— Вы рассказывали. Кажется,
он рано умер? — начинаю осто-
рожно интересоваться я.
— Да. Хворив. В колхозе надо-
рвался.
Осторожничал я не зря. Раз-
говор с Семёнычем о вреде алко-
голя был самым простым и быст-
рым способом стать для него лю-
тым врагом. Такие темы он всегда
воспринимал как личное оскор-
бление. После каждого замеча-
ния и подсмеивания коллег он
становился хмур, молчалив, на-
чинал дуться и злобно пригова-
ривать: «На сэбэ гляньтэ. Давно
святыми все стали?» Я же не тро-
гал упрямого деда нравоучени-
ями. Очень странно, но мы ла-
дили. Тот факт, что я не пью, Се-
мёныч встретил с искренним не-
пониманием. Он меня тайно жа-
лел, как человека не вполне здо-
рового, будучи уверенным в том,
что трезвость моя — вынужден-
ная мера: болеет, видимо, парень
чем-то, лишён радостей жизни, да
и наверняка закодированный ал-
коголик, который, чтобы не при-
знаваться в своей склонности и
неумении соблюдать меру, вы-
нужден рассказывать людям ка-
кие-то сказки о какой-то трезво-
сти. «Жаль его, —думал Семёныч,
снова открывая шкафчик со спря-
танной бутылкой, — не может че-
ловек просто так добровольно
взять и лишить себя такого огром-
ного удовольствия, как свежевыг-
нанный свекольный самогон».
Озираясь по сторонам, опаса-
ясь начальства, как бывалый раз-
ведчик в засаде, он наливал воню-
чую жижу в рюмку и никогда не
упускал момента, чтобы радуш-
но предложить выпить и мне, за-
ранее зная, что я откажусь. Тогда
он наигранно огорчался и быстро
опрокидывал стопку в одиночку.
Немного захмелев, Семёныч
немедленно начинал рассказы-
вать свои настоянные на перегаре
истории, которые я знал наизусть.
О чём бы ни шла речь, не бы-
ло ещё такой темы, которую Семё-
ныч не перевёл бы в своё привыч-
ное алкогольное русло.
Иногда случалось так, что ре-
бята с работы спрашивали меня,
как бросить курить. Для многих
это был наболевший вопрос. Я с
радостью отзывался и, насмотрев-
шись ждановских видео, частень-
ко увлёкшись рассказами о табач-
ных ядах, переходил к ядам алко-
гольным, чертил мелом на стене
таблицы, превращая нашу слесар-
ку в лекционный зал. В такие мо-
менты Семёныч начинал нерв-
но ёрзать на месте, словно у него
прямо сейчас из рук вырывали его
самую главную пол-литровую цен-
ность жизни.
— Всё оно вредно! — резко
перебивал он мою оживлённую
речь. — И жить тоже. Вот один
мой знакомый нэ пыв, нэ курыв,
спортом занимался, а в 35 взял и
помер. Тут як кому Боженька от-
мерил. Вси пють. Тут, хлопци, трэ-
бо меру знать. Вот ты тут о трез-
вости любишь рассказывать, —
обращался он ко мне, — а трез-
вость, шоб ты знав, самая против-
ная вещь на свете.
— А что такое, Семёныч, трез-
вость, по-вашему?
—Ну, это… Вот, например, ко-
лы у тебя денег на сто грамм нэма
и ты сидишь такой грустный, злой,
трезвый и ждёшь зарплату. Фу! —
морщился он, — гыдота яка…
Но сегодня в жизни Семёны-
ча всё было в порядке: и деньги, и
сто граммов, и повод — всё было
на месте. Хорошо отобедав и при-
сев отдохнуть в самодельное кре-
сло, ему, как всегда в такие счаст-
ливые моменты, хотелось погово-
рить. Я прилёг на лавку в сторо-
не. За годы работы с Семёнычем я
уже выработал способность про-
пускать мимо ушей его сумбур-
ные речи, заканчивающиеся всег-
да одинаково: «...ох и напылысь
мы в тот день!»
— Ты меня, конечно, изви-
ни, но сегодня я пьянствую, —
начал он сразу с главного. — Се-
годня сам бог велел. Не за то мой
отец воевал, шоб я спыну гнув в
этот день и трезвый був. Вот по-
чему тогда мы немцев победили,
знаешь? На смерть шли, не отсту-
пая…
—Потому что пили?—нехотя,
с иронией подаю голос я.
— Не только. Потому шо була
идея. Было за шо умирать, было
шо защищать. Ведь человек всег-
да защищает то, что ему дорого.
А сейчас шо? Капитализм. Вси як
з ума посходили. Главная идея —
деньги. Работаем, як лошади, и в
будни, и в праздники. Продали на-
шу Родину, не за шо нам больше
сражаться, только и остаётся одно
— выпивать.
— Вот потому-то Родину нашу
и продали, что выпивали, —снова
подаю голос я. — А в войну трез-
выми были и выстояли.
—Молодой ты ещё, глупый. Ты
вот, наверное, плохо про меня ду-
маешь, что алкаш я старый и всё
такое. А ты хоть знаешь, почему я
пью?
—Почему?
Семёныч на секунду задумал-
ся, не сразу найдя ответ. На его
пьяном лице заплясали мысли. В
огромном хороводе дикого тан-
ца причин он выбрал одну, самую
большую и распоясавшуюся.
— А нравится потому что, вот
почему, — безхитростно ответил
он и собрал свои густые брови в
одну седую хмурую тучу. — Вот
это вот всё не нравится, —провёл
он рукой, —а пить, —улыбка пья-
ного Будды на его лице тут же про-
гнала седую тучу и заиграла пого-
жими лучиками счастья, — а пить
— нравится. Ну нет больше ниче-
го в жизни, что радовало бы! Сам
видишь, в какое время живём.
— Может быть, потому вас и
не радует ничего, что пьёте?
—Какие глупости! —Семёныч
раздражённо посмотрел на меня,
как на неразумного мальчишку.
— Да я бы давно вжэ с ума сошёл,
если бы нэ пыв. Что ты! Ты знаешь,
сколько у меня проблем и долгов!
Что было причиной этих самых
проблем и долгов, догадаться не-
трудно. Продолжать разговор бы-
ло безсмысленно: Семёныч, как
отважный солдат, присягнувший
на верность зелёному змию, до
конца будет защищать своего эти-
лового бога.
Давно заметил, что пороки для
своих жертв становятся настоя-
щими богами. Послушники гото-
вы служить, отстаивать, беречь и
умирать за эту свою веру, наде-
ляя атрибуты её мифическими и
даже целебными свойствами, по-
ложив на алтарь здоровье, вре-
мя, деньги, счастье. Приобретая
какую-то зависимость, вы обяза-
тельно будете её защищать. Таков
закон. Это удивительнейшее явле-
ние я наблюдаю постоянно. Поро-
ки словно сажают человека на не-
видимую цепь и заставляют охра-
нять себя от других. Угодивший в
их сети начинает строить вокруг
себя высокую тюремную стену, за
которой не видит и не слышит ни-
какие доводы. Даже больше. За-
висимый человек не только стано-
вится адептом порока, но и кем-
то вроде торгового агента по про-
дажам, живой рекламой на побе-
гушках.
«Делай, как я!» — будет изо
всех сил кричать он своим пове-
дением, куда бы ни попал. И объ-
яснить что-то такому товарищу
почти нереально: тут же включа-
ется защитная программа, и лю-
бая критика порока становится
личным оскорблением его носи-
теля. Я называю это явление «Не
нападай на моего бога!». Вы мо-
жете встретить его повсюду. Буд-
то люди, сами того не зная, вступа-
ют в боевые ряды какой-то скры-
той армии и присягают защищать
её устав до конца жизни. Воору-
жившись стандартным набором
ложных убеждений, они никогда
не упускают момента, чтобы от-
крыть словесный огонь поража-
ющей глупости по окружающим.
Словно заразившиеся вирусным
заболеванием, чихают на прохо-
жих, распространяя заразу, прев-
ращая свою болезнь в настоящую
эпидемию.
Чтобы отвлечься от нетрезвой
болтовни своего напарника, я до-
стал телефон и пролистал свежие
новости. Не прошёл мимо группы
«Научи Хорошему». Всё то же са-
мое: почти под каждой новостью
происходили маленькие боевые
сражения. Под каждым постом о
трезвости находились те, для ко-
го эта информация была чем-то
вроде ладана для чёрта. Почитай-
те сами. Такие ребята тут же на-
чинают шипеть в комментариях
о ненормальности трезвых лю-
дей, о пользе вина и соблюдении
меры. Но ведь с ними даже ни-
кто не вступал в диалог. Казалось
бы, ну пройди себе мимо… Если
есть такая проблема, то работай
над этим или хотя бы сиди тихонь-
ко, помалкивай. Но они не могут
оставаться в стороне и молчать,
когда задета честь их бога, они,
как мой Семёныч, начинают нерв-
но ёрзать на стуле. На патриоти-
ческие статьи такие обычно ши-
пят: «Ва-атники!» На обзоры филь-
мов: «Вы параноики! Это же всего
лишь кино, и оно просто развле-
кает и никаким образом не влия-
ет на общество!» Те же аргумен-
ты можно встретить под статьями
про аморальных музыкантов-са-
танистов и прочую мерзость. «Не
нападай на моего бога!» — чита-
ется между строк в каждом таком
гневном комментарии, переходя-
щем порой в истеричные призы-
вы срывать плакаты, направлен-
ные на разъяснение основных ин-
формационных угроз и блокиро-
вать видео, разоблачающие ма-
нипуляцию СМИ.
Почему они все так странно се-
бя ведут? Видимо, они неосознан-
но защищают то, что сидит вну-
три них. Вполне возможно, что в
жизни это самые обычные и доб-
рые люди, просто мало кто из них
осознаёт в этот момент, какого
«бога» они защищают.
Сложнее всего тут дело обсто-
ит с татуировками. Если у вас они
есть, то наверняка вы поймёте, о
чём я говорю. Понаблюдайте за
собой сейчас. Вы обязательно по-
чувствуете гнев, возмущение и все
вышеописанные симптомы. Этот
укол всегда болезненный. Оже-
сточённые бои постоянно идут
именно под такими постами. Я из-
учал наиболее частые аргументы
сторонников: «А что в этом пло-
хого?!», «А вам какое дело до то-
го, что я набиваю?», «Все набивают
— и ничего!», «Это личный выбор
каждого!», «Лучше про наркома-
нов пишите, они так вообще…»,
«Вы просто скучные зануды. Серая
масса!», «Все талантливые люди
набивают», «Это же целое искусст-
во!», «Я же только по особым слу-
чаям набиваю!», «Главное, чтобы
качественно и красиво было и у
хорошего мастера», «Испортить
всё тело татухами — это, конеч-
но, плохо. Но если в меру, тогда —
нормально». Ничего не напомина-
ет? Осталось только добавить: «Я
так уверенней себя чувствую», «У
меня отец набивал», «Татуировки
— это древняя традиция нашего
народа»… Видите, есть что-то об-
щее у всех пороков.
Ситуация усложняется ещё и
тем, что отступать таким людям
некуда, поскольку пьющего алко-
гольный яд можно призвать не от-
равляться, но как человека, кото-
рый сделал наколку, можно при-
зывать её не носить? Конечно, он
будет вынужден до конца жиз-
ни рьяно защищать и рекламиро-
вать своего бога. Вот в чём основ-
ная опасность татуировок, о кото-
рой мало кто догадывается. Ме-
няется поведение человека. Не-
многие готовы признавать ошиб-
ки. И ни один из этих активных за-
щитников почему-то не понимает,
что статьи эти адресованы вовсе
не им, а в первую очередь тем, кто
ещё не совершил такую ошибку, и
детям. Не хотите подумать о них?
И я ни в коем случае не говорю,
что все люди с наколками плохие,
конечно, нет. Многие из них пожа-
леют или уже пожалели об этом,
ведь с годами, по идее, человек
множество раз меняется, развива-
ется, взрослеет, мудреет, меняет-
ся и его внутренний мир, и только
растянутый череп на чьей-то мор-
щинистой спине будет по-прежне-
му нелепо улыбаться зловещим
оскалом, оставляя своего пожи-
лого слугу на всё том же уровне
мальчишки-бунтаря.
Но всё же самые ярые за-
щитники вышеописанного яв-
ления — это, конечно, «культур-
но» пьющие. Наверное, нет более
преданных слуг своего «бога»,
чем они. Вот эту бы прыть да на
пользу Родине! Я понимаю, чело-
веку свойственно защищать свои
ценности, и когда люди сражают-
ся за своё Отечество, дом, семью,
свои интересы или просто за что-
то созидательное, — это логич-
но. Но когда рьяно защищают то,
что объективно убивает милли-
оны людей! Их же, их же самих в
первую очередь и убивает!.. Но
попробуйте им об этом сказать,
и вы мгновенно превратитесь в
их злейшего врага. «Не нападай
на моего бога!» — услышите вы в
разных интерпретациях одинако-
вый ответ.
Это же самая настоящая вой-
на. Война со здравым смыслом.
Тоха Ха
Не нападай на моего бога!