Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 6 (191), июнь 2020 г.
МЕТАМОРФОЗЫ РЕАЛЬНОСТИ
О
днажды, когда мы с женой
обедали в кафетерии, рядом
с нами за соседним столи-
ком сидели и общались две
молодые девушки. Всё по
стандарту: какая-то вычурная еда
на столе, в руках у обеих смартфо-
ны, и собеседницы то едят, глядя в
экраны, то поворачиваются друг к
другу и разговаривают. В данном
случае не имеет никакого значе-
ния тематика их беседы (как обыч-
но: «А он такой…А я такая…»), но
я обратил внимание на их интона-
ции и на их лица.
Интонации совершенно не рус-
ские! Речь абсолютно чистая, без
акцента, но вот интонационные
каскады, с растягиванием части
слов, с неожиданными повыше-
ниями и понижениями тона боль-
ше напоминают английскую речь.
Повышенная громкость голоса,
при этом какая-то нарочито выпу-
клая театральная мимика, как буд-
то они в данный момент выступают
на сцене, а не тихо беседуют между
собой! И это сейчас вовсе не ред-
кость, такие «сценического типа»
разговоры внутри молодёжных
компаний в последнее время заме-
чаю всё чаще, скорее, это уже стало
нормой. Интонации эти мне слегка
напоминают акающий московский
говор, но без сглатывания оконча-
ний фраз, а, наоборот, их протяж-
ное выпячивание с одновремен-
ной игрой голоса по высоте. Выгля-
дит это как дешёвые понты, не хва-
тает только распальцовки.
В чём причина такого резко-
го изменения тональности речи?
В разговорах со своими сверстни-
ками плюс-минус 15 лет и со стар-
шими поколениями я такого не за-
мечал, мы разговариваем совер-
шенно одинаково, без придури.
Наиболее вероятно, что это связа-
но с реальным резким отличием
усреднённого психологического
портрета молодого поколения от
психологии людей всех предыду-
щих поколений.
Не раз думал над данной те-
мой и неоднократно обсуждал её
с женой, а она по своей професси-
ональной деятельности клиниче-
ский психолог. Достаточно инте-
ресно по этому вопросу высказы-
валась 25-летняя племянница же-
ны, журналистка с острым, пытли-
вым умом и склонностью к наблю-
дению и обобщению информации.
По их словам, у современной
молодёжи есть несколько основ-
ных психологических проблем:
1) неумение общаться друг с
другом очно, лицом к лицу;
2) сильный нарциссизм;
3) инфантилизм и попытки лю-
быми способами задержать своё
детство;
4) установка на личный успех
О юношеском нарциссизме,
или Жернова общества потребления
«Но вам, ещё не освободившимся от возрастного эгоцентризма и
переоценки своего «я», следует ясно представить, как много зависит
от вас самих, насколько вы сами — творцы своей свободы и интере-
са своей жизни. Выбор путей у вас очень широк, но эта свобода выбора
вместе с тем и полная ответственность за выбор».
Иван Ефремов «Туманность Андромеды» (1957).
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!..»
А. С. Пушкин
Ну и самое главное — вбитая
в голову установка на «успех», по-
нимаемый в обществе всеобщего
потребления как необходимость
высокого «уровня жизни», ком-
форта и защищённости от «лиш-
них» раздумий и любых неудач. С
экранов телевизоров, смартфо-
нов и с просторов Интернета го-
ворящие головы «звёздных» тусо-
вок различного рода «элиты» типа
Собчак и других гуру «личностно-
го роста» непрерывно льют в не-
окрепшие мозги сироп о важно-
сти индивидуализма и свободно-
го самовыражения, свободы и ин-
дивидуального самовыражения,
самовыражения и свободной ин-
дивидуальности,
индивидуаль-
ной свободы самовыражения и
так далее, рассказывая на тренин-
гах и коуч-семинарах в битком на-
битых залах, «как самому сделать
себя». Да я безплатно могу разъя-
снить кому угодно: для того, чтобы
сделать себя самой, нужно всего-
то родиться в семье губернатора
Санкт-Петербурга и стать крестни-
цей президента!
И, подсознательно понимая,
что они вовсе не исключительные,
и чувствуя в глубине души неуве-
ренность в своих силах и в непре-
менном будущем успехе, в паниче-
ском страхе от большого и страш-
ного взрослого мира, где ты мо-
жешь оказаться уже не «ух, какая
лапочка!» и ничем не лучше дру-
гих, и где в жестокой борьбе при-
дётся доказывать себе и окружа-
ющим свою состоятельность, мо-
лодые люди изо всех сил пытают-
ся оттянуть «выход из гавани», за-
держать своё детство, откосить от
ответственности за собственную
жизнь. Отсюда постоянные акаде-
мические отпуска, больницы, са-
натории, неврологические клини-
ки, дополнительные образования
и постоянные «обучающие и раз-
вивающие» центры, а также раз-
нообразные «поиски себя» за счёт
своих родителей или любовни-
ков-папиков.
Страх неуспешности, боязнь
оказаться не «творчески креатив-
ным», а обычным нормальным
«неэлитным» человеком заставля-
ет уходить в себя или толкать пон-
ты, с внутренним неудовлетво-
рением и болью понимая, что это
всего лишь наносное, мусор, рябь
на воде.
Что же им делать?
Не знаю. Наверное, всё-таки
лучше ужасный конец, чем безко-
нечный ужас Имею в виду, что бы-
ло бы, наверное, правильней на-
браться сил и посмотреть в глаза
самому себе.
...Когда в стройотряде мы воз-
вращались с работы поздним вече-
ром и ладони рук оставались скрю-
ченными ещё несколько часов,
когда, чтобы заработать себе и сво-
ей девушке на кино и кафе, мы ра-
ботали ночами на станции Сверд-
ловск-Сортировочный, разгружая
40-тонные вагоны, когда мы в вы-
ходные дежурили возле магази-
нов, чтобы нас наняли на разгруз-
ку товаров за 3 рубля в час, мы и
представить себе не могли, кто
придёт после нас. И я это говорю
вовсе не в укор, а с недоумением.
Конечно, картина, которую я
изобразил в этом моём размыш-
лении, касается далеко не всей мо-
лодёжи. Есть очень много силь-
ных, умных, природолюбивых, це-
леустремлённых, безстрашных, не
боящихся трудностей и не пугаю-
щихся жизни молодых людей. Мой
поклон и уважение таким челове-
кам, именно они—наше будущее.
Но изображённая картина —
это тревожный тренд.
Павел ЦЕРЕНЯ
https://whatisgood.ru
и страх неуспешности в глазах
других.
Это похоже на правду.
Такого тепличного поколения
ещё не было в истории Человече-
ства. Над каждым ребёнком ро-
дители трясутся, как над безцен-
ной фарфоровой вазой династии
Мин, что объективно определяет-
ся малодетностью семей, которая
в свою очередь вызвана западны-
ми общественными установками
на комфорт и вещизм, то есть без-
удержное потребление, ну а это со-
ответственно обусловлено воин-
ствующим атеизмом и диктуемой
им безсмысленностью существо-
вания: «Живём один раз!», «После
нас хоть потоп!» и всё такое.
С самого раннего детства слы-
ша, какой он особенный и талан-
тливый, необычный, красивый и
умный, ребёнок проникается сво-
ей исключительностью и настра-
ивается на будущие успехи, лёг-
кую жизнь и безоблачное благо-
получие. Этому способствуют вез-
десущая либеральная пропаган-
да, внедрение безусловной толе-
рантности к любым извращениям,
а также льющаяся с экранов кино-
театров, телевизоров и смартфо-
нов идея исключительности каж-
дого. Воспитатели и учителя вме-
сто воспитания коммуникативных
навыков и передачи знаний выну-
ждены просто облизывать детей и
подростков за деньги или под уг-
розой дамоклова меча различных
обществ, активистов, правозащит-
ников и тонн методической маку-
латуры, запрещающих не то что-
бы применять принуждение или
даже повышать голос на «ониже-
тей», но даже указывать на их не-
достатки!
Вдобавок ко всему буквально
с пелёнок ребёнок обучается вла-
дению различными гаджетами, ко-
торыми плохо владеют его родите-
ли и совсем не пользуются его ба-
бушки и дедушки, что несказанно
возвышает ребёнка в собственных
глазах, и он невольно начинает от-
носиться к старшим поколениям с
этаким снисходительным прене-
брежением типа «да что они могут
понимать, эти недоделанные ста-
рики?!». И практически до самого
взросления, до выхода из детской
гавани в Большой Мир, юношам
и девочкам кажется, что обезья-
нье умение нажимать на кнопки
является главным в будущей жиз-
ни. Отсюда сильнейший молодёж-
ный нарциссизм, выражающийся
не только в требованиях к родите-
лям покупки своему чаду брендо-
вой одежды и престижных гадже-
тов (смартфонов, компов, видео—
и аудиоаппаратуры и др.), но и в
играх в процессе общения друг с
другом. То, как они разговарива-
ют между собой, демонстрирует
их игру на публику — интонацией,
ужимками и красочными позами.
Привычка общения в различ-
ных соцсетях, в чатах и на фору-
мах через смартфоны и планше-
ты, не видя друг друга (а ещё и на-
лепив какого-нибудь Алена Дело-
на или Чебурашку в качестве сво-
ей аватарки), приучает их к видео-
анонимности и соответственно
неумению общения лицом к лицу
с использованием тысячелетиями
отточенных людьми навыков не-
вербальной коммуникации. Они
не умеют считывать эмоции с чу-
жих лиц, выражать естественные
эмоции на собственных лицах,
отсюда полное отсутствие эмпа-
тии, чувствования друг друга. Иг-
ра, только игра предельно инфан-
тильных молодых мужчин и жен-
щин, психологических «ониже-
тей», в песочнице.
Про уничтожение личности
новой «цифровой школой» сказа-
но уже очень много. Хотел бы ука-
зать на ещё одну важную причи-
ну сильнейшей разбалансиров-
ки психики молодой поросли —
почти полное отсутствие связи с
природой.
«Важнейшая сторона воспита-
ния — это развитие острого вос-
приятия природы и тонкого с ней
общения. Притупление внима-
ния к природе — это, собствен-
но, остановка развития человека,
так как, разучаясь наблюдать, че-
ловек теряет способность обоб-
щать» (Иван Ефремов «Туманность
Андромеды», 1957).
Сотни тысяч лет вид хомо са-
пиенс приспосабливался к жизни
в природе, затачивая своё созна-
ние, разум и тело, шлифуя рефлек-
сы и навыки, для жестокой и не-
примиримой борьбы за своё внут-
ривидовое и межвидовое выжи-
вание, за встраивание в природу,
за тонкое восприятие и понима-
ние окружающего мира и исполь-
зование его в своих целях. Естест-
венным образом в процессе сво-
его общего развития и духовно-
го роста поднимаясь над неживой
и живой природой к ощущению
смысла своего существования, к
понятиям морали и нравственно-
сти, ко Вселенной и к Богу, чело-
век учился гармонии Мира и ощу-
щению целостности Мироздания.
И всё рухнуло. Мгновенно, за
какую-то сотню лет. Затерявшие-
ся в бетонных коробках искусст-
венного кремниево-пластмассо-
вого, нефтяного, электрическо-
го мира, потеряв ориентиры и це-
ли своего пути, современный че-
ловек оказался выброшен из сво-
ей ниши, из своего жилья, как ры-
ба на берег, и потерял самого се-
бя, потерял самый смысл своей
жизни. Ведь нельзя же, согласи-
тесь, смыслом своей жизни счи-
тать паразитическое существова-
ние ради сытной баланды, уютной
норы, большой повозки, зелёных
резаных бумажек и призрачной
«власти» над ненавидящими тебя
соплеменниками!