Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (192), июль 2020 г.
28 • иСТоКи
И
звестный индолог н. Гу­
сева, а также С. жарнико­
ва обратили внимание на­
учного сообщества на ог­
ромное число названий
гидронимов Карелии, аналогич­
ных названиям индии. более того,
все эти северорусские названия
переводятся с санскрита. реки:
Суда — щедрая, Двина — двой­
ная, Сухона — сливающаяся, Пи­
нега — красно­бурая. В Карелии
есть река Падма — Лотос и озёра
Падмаозеро и Сандал. Удивитель­
на также информация о наличии
озёр с удивительным для север­
ных широт россии названием Ган­
гаозеро. Там, между онежским
озером и Ладожским локализова­
но пять озёр с этим названием.
Тут стоит напомнить, что ги­
дронимы, к счастью, не пере­
именовываются. Хорошо извест­
но, что названия рек и других вод­
ных объектов обнаруживают осо­
бенную консервативность. Поэ­
тому уповать на то, что это какое­
то позднее заимствование у да­
лёких соседей не приходится. а
вот обратить внимание на этот фе­
номен стоит.
Тем не менее, оказывается, по­
добные индоарийские гидронимы
на севере россии — это не исклю­
чение. Так, на южной части остро­
ва Сахалин прекрасно соседству­
ют озеро Ганг и река Ганг.
Современные исследователи
такого удивительного совпадения
названий Дальнего Востока с ин­
дийскими аналогами не объясня­
ют, а может быть, и не знают. ну,
совпадают и совпадают! Просто
так получилось!
обращаясь к вопросу обита­
ния предков русов на севере ру­
си, отмечаем исключительно «сла­
вянскую» топонимику этого ареа­
ла. известно также, что основу
древнейшей сакральной общно­
сти, которая, несомненно, быто­
вала на нынешней территории се­
вера руси ещё за 3 тысячи лет до
н.э., составляли солярные куль­
ты. Слово КоЛо изначально у на­
ших предков имело смысл СоЛн­
ЦЕ. Это был древнейший соляр­
ный символ в языке русов.
Достаточно распространены
топонимы с корнем «кол». В этом
плане нельзя не обратить внима­
ния на такой гидроним, как ре­
ка Кола. разные реки с этим на­
званием текут в Мурманской, ар­
хангельской, новгородской, Свер­
дловской областях, на Сахалине,
на Камчатке. Свой заметный след
аналогичный топоним оставил и
на других славянских территори­
ях. например, польский Колобжег
или город Коло в Кольском повяте
Великопольского воеводства.
распространены и такие на­
звания, как Колывань. Колывань в
западной Сибири вплоть до Колы­
вани камнерезной на алтае вбли­
зи реки Колыванки, озера Колы­
вань. не стоит упускать из виду,
что и первое название нынешне­
го эстонского Таллина было Колы­
вань.
и как тут не вспомнить имя
сына царя Таргитая из скифской
истории Колоксай (Коло — солн­
це, ксай — царь) или имя из до­
говора князя игоря — Кол (Егри,
Уто, Кол, Гуды). В древнерусских
песнях упоминаются богатыри Ко­
лыван сын иванов, иван Колыва­
нович, Самсон Колыванович. из­
вестен в русской истории и герой
народного сказания XIII в. рязан­
ский боярин, воевода и богатырь
Евпатий Коловрат.
С древнерусским названием
солнца — Коло — связывал на­
звание реки Колпь В. Дёмин в кни­
ге «загадки русского Междуре­
чья», признавая арийское проис­
хождение этого слова.
Попробуем
разобрать
эту
идею. и в этом нам поможет герой
русских сказок Колобок. о глу­
бокой древности русских сказок
можно только догадываться. их
изначальность, исходящая из ми­
фологического миропонимания
наших далёких предков. В каждой
из них заложен более глубокий
исконный смысл. Вот и Колобок не
просто кулинарное произведение
из теста, а олицетворение солнца.
Колобок — сказочно мифологи­
ческая аллегория солнца. Путь Ко­
лобка по дорожке, где встречают­
ся разные звери, —это аллегория,
выражающая движение солнца по
небу. исходом такого движения, в
конце концов, становится его по­
едание лисой. Это означает, что
солнце закатилось за горизонт, а
затем Колобок снова и снова ша­
гает по дорожке.
Если Коло — это солнце, то Ко­
лоб — прилагательное «солнеч­
ный». К какой птице, сопутствую­
щей с самых древних времён на­
шим предкам, русам, можно при­
менить этот эпитет? К ЛЕбЕДЮ! Ко­
лоб—Колб—Лебедь! и это впол­
не обосновано отношением древ­
них к этой божественной птице.
Коло—это ещё и древнее рус­
ское божество, получившее во­
площение в названии Коляда. Ко­
ляда в древнерусской традиции
— имя солярного божества, по­
свящённого зимнему солнцеворо­
ту, имя которого образовано от то­
го же корня — кола/коло. До по­
следнего времени в деревнях со­
хранилась традиция колядовать,
то есть принимать дары для Коля­
ды. и большая звезда на шесте, с
которой колядующие ходили по
домам, распевая колядки — тор­
жественные песни, символизиру­
ет, безусловно, Коло — Солнце.
итак, КоЛоб, КоЛба—солнеч­
ная птица! Древнейшее название
сакральной птицы наших древ­
них предков — Лебедя. Ей покло­
нялись как солярному тотемному
символу. имя Колба/Колпа в древ­
нейшем осмыслении солнечной
птицы Лебедя, бытовавшее в язы­
ке древних русов, сохранилось в
верхнелужицком языке западных
славян Германии. Поэтому повсе­
местное распространение гидро­
нима Колба на всей территории от
Дальнего Востока до Центральной
Европы (здесь в форме Колпа) —
это уникальный индикатор оби­
тания так называемой индоарий­
ской общности русов. и поклоне­
ние Лебедю— это Солнцепоклон­
ство, естественным образом при­
сущее нашим далёким предкам.
Возвращаясь к истории с ги­
дронимами Ганг на Сахалине, от­
мечу присутствие на севере этого
острова двух озёр Колба!
но и это ещё не всё. Среди
обилия озёр Колба и реки Колба
на Дальнем Востоке, в самом цен­
тре Якутии протянулась ещё одна
река Ганг! Территориальная бли­
зость достаточно неожиданных
топонимов древнерусского и, ка­
залось бы, сугубо индийского —
явный признак глубокой древно­
сти народа, эти топонимы оста­
вившего.
и хотя топоним Кола рассма­
тривается в большинстве случа­
ев традиционно в лоне ураль­
ской языковой семьи, согласиться
с этим в свете уже показанного не
представляется возможным.
Все основные ареалы распро­
странения, скажем, гидронимов
Колба/Колпа — русская равнина,
Минусинская котловина, Дальний
Восток — говорят о существова­
нии единой этноязыковой арий­
ской общности.
Ещё одной вселенской ипоста­
сью слова Кола выступает идущий
из глубокой древности образ, вы­
раженный в словах «коловорот»
или «коловращение», то есть кру­
говорот, непрерывное вращение,
вихрь — образы первозданного
созидательного хаоса. Этому по­
нятию соответствует термин арий­
ской традиции рита, обозначаю­
щий организующий принцип, бла­
годаря которому возникла из Хао­
са Вселенная. Этот термин в ука­
занном смысле использовался
Откуда на Сахалине река и озеро Ганг
?