«Родовая Земля»
№ 7 (192), июль 2020 г.
28 • иСТоКи
И
звестный индолог н. Гу
сева, а также С. жарнико
ва обратили внимание на
учного сообщества на ог
ромное число названий
гидронимов Карелии, аналогич
ных названиям индии. более того,
все эти северорусские названия
переводятся с санскрита. реки:
Суда — щедрая, Двина — двой
ная, Сухона — сливающаяся, Пи
нега — краснобурая. В Карелии
есть река Падма — Лотос и озёра
Падмаозеро и Сандал. Удивитель
на также информация о наличии
озёр с удивительным для север
ных широт россии названием Ган
гаозеро. Там, между онежским
озером и Ладожским локализова
но пять озёр с этим названием.
Тут стоит напомнить, что ги
дронимы, к счастью, не пере
именовываются. Хорошо извест
но, что названия рек и других вод
ных объектов обнаруживают осо
бенную консервативность. Поэ
тому уповать на то, что это какое
то позднее заимствование у да
лёких соседей не приходится. а
вот обратить внимание на этот фе
номен стоит.
Тем не менее, оказывается, по
добные индоарийские гидронимы
на севере россии — это не исклю
чение. Так, на южной части остро
ва Сахалин прекрасно соседству
ют озеро Ганг и река Ганг.
Современные исследователи
такого удивительного совпадения
названий Дальнего Востока с ин
дийскими аналогами не объясня
ют, а может быть, и не знают. ну,
совпадают и совпадают! Просто
так получилось!
обращаясь к вопросу обита
ния предков русов на севере ру
си, отмечаем исключительно «сла
вянскую» топонимику этого ареа
ла. известно также, что основу
древнейшей сакральной общно
сти, которая, несомненно, быто
вала на нынешней территории се
вера руси ещё за 3 тысячи лет до
н.э., составляли солярные куль
ты. Слово КоЛо изначально у на
ших предков имело смысл СоЛн
ЦЕ. Это был древнейший соляр
ный символ в языке русов.
Достаточно распространены
топонимы с корнем «кол». В этом
плане нельзя не обратить внима
ния на такой гидроним, как ре
ка Кола. разные реки с этим на
званием текут в Мурманской, ар
хангельской, новгородской, Свер
дловской областях, на Сахалине,
на Камчатке. Свой заметный след
аналогичный топоним оставил и
на других славянских территори
ях. например, польский Колобжег
или город Коло в Кольском повяте
Великопольского воеводства.
распространены и такие на
звания, как Колывань. Колывань в
западной Сибири вплоть до Колы
вани камнерезной на алтае вбли
зи реки Колыванки, озера Колы
вань. не стоит упускать из виду,
что и первое название нынешне
го эстонского Таллина было Колы
вань.
и как тут не вспомнить имя
сына царя Таргитая из скифской
истории Колоксай (Коло — солн
це, ксай — царь) или имя из до
говора князя игоря — Кол (Егри,
Уто, Кол, Гуды). В древнерусских
песнях упоминаются богатыри Ко
лыван сын иванов, иван Колыва
нович, Самсон Колыванович. из
вестен в русской истории и герой
народного сказания XIII в. рязан
ский боярин, воевода и богатырь
Евпатий Коловрат.
С древнерусским названием
солнца — Коло — связывал на
звание реки Колпь В. Дёмин в кни
ге «загадки русского Междуре
чья», признавая арийское проис
хождение этого слова.
Попробуем
разобрать
эту
идею. и в этом нам поможет герой
русских сказок Колобок. о глу
бокой древности русских сказок
можно только догадываться. их
изначальность, исходящая из ми
фологического миропонимания
наших далёких предков. В каждой
из них заложен более глубокий
исконный смысл. Вот и Колобок не
просто кулинарное произведение
из теста, а олицетворение солнца.
Колобок — сказочно мифологи
ческая аллегория солнца. Путь Ко
лобка по дорожке, где встречают
ся разные звери, —это аллегория,
выражающая движение солнца по
небу. исходом такого движения, в
конце концов, становится его по
едание лисой. Это означает, что
солнце закатилось за горизонт, а
затем Колобок снова и снова ша
гает по дорожке.
Если Коло — это солнце, то Ко
лоб — прилагательное «солнеч
ный». К какой птице, сопутствую
щей с самых древних времён на
шим предкам, русам, можно при
менить этот эпитет? К ЛЕбЕДЮ! Ко
лоб—Колб—Лебедь! и это впол
не обосновано отношением древ
них к этой божественной птице.
Коло—это ещё и древнее рус
ское божество, получившее во
площение в названии Коляда. Ко
ляда в древнерусской традиции
— имя солярного божества, по
свящённого зимнему солнцеворо
ту, имя которого образовано от то
го же корня — кола/коло. До по
следнего времени в деревнях со
хранилась традиция колядовать,
то есть принимать дары для Коля
ды. и большая звезда на шесте, с
которой колядующие ходили по
домам, распевая колядки — тор
жественные песни, символизиру
ет, безусловно, Коло — Солнце.
итак, КоЛоб, КоЛба—солнеч
ная птица! Древнейшее название
сакральной птицы наших древ
них предков — Лебедя. Ей покло
нялись как солярному тотемному
символу. имя Колба/Колпа в древ
нейшем осмыслении солнечной
птицы Лебедя, бытовавшее в язы
ке древних русов, сохранилось в
верхнелужицком языке западных
славян Германии. Поэтому повсе
местное распространение гидро
нима Колба на всей территории от
Дальнего Востока до Центральной
Европы (здесь в форме Колпа) —
это уникальный индикатор оби
тания так называемой индоарий
ской общности русов. и поклоне
ние Лебедю— это Солнцепоклон
ство, естественным образом при
сущее нашим далёким предкам.
Возвращаясь к истории с ги
дронимами Ганг на Сахалине, от
мечу присутствие на севере этого
острова двух озёр Колба!
но и это ещё не всё. Среди
обилия озёр Колба и реки Колба
на Дальнем Востоке, в самом цен
тре Якутии протянулась ещё одна
река Ганг! Территориальная бли
зость достаточно неожиданных
топонимов древнерусского и, ка
залось бы, сугубо индийского —
явный признак глубокой древно
сти народа, эти топонимы оста
вившего.
и хотя топоним Кола рассма
тривается в большинстве случа
ев традиционно в лоне ураль
ской языковой семьи, согласиться
с этим в свете уже показанного не
представляется возможным.
Все основные ареалы распро
странения, скажем, гидронимов
Колба/Колпа — русская равнина,
Минусинская котловина, Дальний
Восток — говорят о существова
нии единой этноязыковой арий
ской общности.
Ещё одной вселенской ипоста
сью слова Кола выступает идущий
из глубокой древности образ, вы
раженный в словах «коловорот»
или «коловращение», то есть кру
говорот, непрерывное вращение,
вихрь — образы первозданного
созидательного хаоса. Этому по
нятию соответствует термин арий
ской традиции рита, обозначаю
щий организующий принцип, бла
годаря которому возникла из Хао
са Вселенная. Этот термин в ука
занном смысле использовался
Откуда на Сахалине река и озеро Ганг
?