«Родовая Земля»
№ 8 (193), август 2020 г.
12 •
«М
ой сад — это моя
жизнь!» — утвер-
ждает Ольга.
кому-то
пока-
жется, что это просто пафос, крас-
ное словцо. но это не так! Для Оль-
ги это настоящее, реальное ощу-
щение, и возникло оно не на пу-
стом месте.
Обо всём по порядку. когда-
то огород не был увлечением де-
вушки, зато муж был просто одер-
жим землёй: копал, сажал, экспе-
риментировал, был даже пред-
седателем садового общества. в
общем, активный и безпокойный
огородник и равнодушная к ого-
роду жена. Так в жизни бывает…
всё неожиданным образом из-
менилось, когда не стало мужа…
Горе, чувство одиночества и квар-
тира на девятом этаже. Хотелось
бежать от этого чувства куда угод-
но. И Ольга «убежала» в увлечение
мужа — в огород. как же тут ока-
залось хорошо, просторно, инте-
ресно и всегда занято. Занята всег-
да, и нет секундочки для передыш-
ки. в тот момент нужно было имен-
но это — забыться, загрузить себя
работой, чтобы вечером упасть от
усталости и провалиться в сон.
Огород неожиданно вместе с
физической усталостью принёс
душевное равновесие и даже ра-
дость от ровненьких всходов, кра-
сивого цветения, урожайных гря-
док. Это радовало и восхищало. А
на следующий сезон душа запро-
тестовала. нельзя быть всегда за-
нятой, в рабстве у грядок, работать
до исступления. Должен быть дру-
гой, более лёгкий способ! Должно
быть иначе, а как—пока не знала.
совершенно случайно Ольга
оказалась на занятии в Школе са-
довода «сияние» и увидела своё.
вот оно — результативно, с удо-
вольствием, вдохновением и без
рабства!
«я жить начала заново, — ска-
зала Ольга, — поняла, что мне на-
до!» Она прекратила безсмыслен-
ную работу на участке: перекоп-
ку, прополку, рыхление. сделала
фиксированные грядки и заложи-
ла их толстым слоем мульчи.
«И всё! Регулярное пополне-
ние органики и внесение полез-
ных почвенных бактерий «сия-
ние» — вот главная работа. Это
мой самый главный секрет: в зем-
лю возвращаем органики втрое
больше, чем забрали с урожаем.
ни одной травинки не выбрасыва-
ем, всё отправляем назад, в гряд-
ки. если грядки выскоблены, это
не огород, это полигон. Земля сох-
нет, трескается и умирает. муль-
ча сохраняет влагу и увеличивает
плодородие, а червей сколько! Да-
же мой 4-летний внучок знает, что
в грядках должны жить червячки.
а пятилетняя Златослава знает,
что картофельные очистки нужно
нести в грядки, а ещё лучше — в
смородинку. Прикопать совочком
и «посолить» «сиянием». мои вну-
ки — главные помощники, и они
уже по-новому обращаются с зем-
лёй, правильно, по-хозяйски! Зна-
ют, что копать не нужно, что зем-
лю надо держать укрытой, что
нужно беречь и подкармливать
дождевых червячков.
на лето я убегаю с жаркого де-
вятого этажа и живу на даче, со
мной мои внучата, а на выходные
приезжают дети. И это счастье мне
тоже подарил мой сад. Где найти
место, чтобы собрать всю огром-
ную семью? Где объединиться в од-
ном порыве красивых преобразо-
ваний, где вместе воплощать идеи
и мечты? Где отдохнуть после ра-
бочей недели, посидеть у костра с
шашлычком и травяным чаем?
мы устроили курорт на своей
земле. И в этом тоже наш малень-
кий секрет и большое счастье!»
Теперь участок Ольги — во-
площение мечты многих и мно-
гих, место, где собираются все: де-
ти и внуки, а их немало — восемь!
И собираются не для того, чтобы
всем дружно вскопать огород, они
не копают землю совсем, но чтобы
побыть вместе, насладиться об-
щением и между делом замульчи-
ровать грядки и полить в случае
необходимости.
«а зиму я тоже жду с нетерпе-
нием, — говорит Ольга, — пото-
му что нет теперь долгих грустных
вечеров, есть время для новых
идей и желаний, для новых зна-
ний. мы ходим на занятия в Шко-
лу садовода и буквально впитыва-
ем новые знания, чтобы получить
результат. например, мои четыре
грядки клубники дают такой уро-
жай, сколько у соседей пол-огоро-
да. Помидоров всегда море, пер-
цев корзины, картошки вдоволь.
всё растёт и благоухает.
И самое главное — мы заня-
ты полезным делом, выращиваем
полезные ягоды, овощи и учим де-
тей быть благодарными этой зем-
ле за то, что она нас кормит».
И кто теперь попробует оспо-
рить высказывание Ольги: «мой
сад — это моя жизнь»?
лилия ЖуравлЁва,
садовод-практик,
руководитель Центра природного
земледелия «Сияние».
г. Орск
https://sianie1.ru
ПРИРОДнОе ЗемлеДелИе
О
днажды в чате по семе-
нам у меня состоялась ди-
скуссия на тему муравьёв
и растений. в очередной
раз столкнулась с выска-
зыванием: «муравьи нападают на
мою сливу, а у меня нет гектаров
сажать много слив». И когда поде-
лилась опытом о том, что не нуж-
ны гектары, достаточно рядом со
сливой оставить некоторые расте-
ния (осот, крапиву, полынь, пиж-
му и т. д. на выбор) для жизни му-
равьёв, а, вернее, тли, мне ответи-
ли: «Это некрасивые растения, я
не буду такое сажать».
в дальнейшем общении про-
явилась ключевая фраза, харак-
терная для многих земледельцев
и дачников:
— Это моя земля, и хочу, что-
бы было так, как я хочу. И если са-
жаю растение за пару тысяч, буду
его защищать и травить всех, кто
на него посягает.
У меня всегда грустно на серд-
це от такой позиции: «я, мне, мОЁ.
моя земля, и денежки за растение
«уплочены», теперь я здесь рас-
порядитель танцев. Решаю, кому
жить, а кому нет. И под категорию
неугодных попадает всё, что не
вписывается в мои представления
о красоте».
когда стала говорить о том,
что всё-таки не нам решать, ко-
му жить, а кому нет, мне сказали,
что защищаю насекомых вместо
человека. нет, я не защищаю на-
секомых и не против человека. я
против безчеловечного отноше-
ния к мирозданию вокруг, осо-
бенно, когда оно аргументирова-
но на уровне жизненной филосо-
фии. Это, по большому счёту, даже
не жестоко в моих глазах, это ско-
рее недостойно Человека.
недостойно порождать вокруг
себя, в своих садах и в садах сво-
их сердец такую атмосферу дефи-
цита: на всех не хватит, надо сра-
жаться, надо вырвать у мира свой
кусочек и защищать его, убивая
всех, кто покушается на моё. ведь
«ихнего» там как бы и нет, там нет
места для кого-то, кроме меня и
того, что нравится мне.
лично я бы очень не хоте-
ла провести время своей жизни,
пусть даже недолгое, в таком са-
ду, среди «двухтысячных» сажен-
цев. Пусть это привлекательно для
глаз, но что стоит за этим? как го-
ворит дорогая моему сердцу ма-
тушка Гаурачандрика: «красота —
это прежде всего доброта». есть ли
доброта в таком саду, есть ли в нём
изобилие природы, которой про-
низано творение всевышнего, тво-
рение, в котором есть место каж-
дому? Ощущается ли в этом саду
единство в разнообразии жизни?
Увидела за нашим порогом
осот, усыпанный тлёй. самое уди-
вительное, он ничуть не страда-
ет, каждое утро распускает свои
солнечно-жёлтые цветы и радует-
ся миру. По его стебелькам полза-
ют деловые муравьишки, пасущие
тлю, и сама тля нежится под солн-
цем, сытая и довольная. если ря-
дом будет расти дерево, вероят-
ность, что муравьи понесут тлю
на него, крайне мала. Это подтвер-
ждается моим опытом, год за го-
дом это так.
в нашем саду обилие настоя-
щей живой красоты. Иногда выну-
ждена подвинуться и уступить ме-
сто колючке, которая тоже зачем-
то нужна. Порой немного расчи-
щаю пространство для «культур-
ных» растений, но всегда остав-
ляю место вокруг для естествен-
ной красоты природы, для её на-
сущных, жизненных потребностей
в еде, домиках, местах выведе-
ния потомства. нужны и веточки,
и опад — это не всегда эстетич-
но для взыскательного взгляда, но
это нужно, жизненно необходимо!
в конце концов, а вправе ли
я решать, что красиво, а что нет?
Или я просто должна постараться
проявить доброту?
Иеромонах Роман писал (от-
рывок стихотворения):
Пожалей, дорогой, пожалей
Всё кругом до последней былинки.
Мудрость Божия здесь, на земле,
Познаётся не только в великом.
Ничего не растёт просто так,
Потому не сломай без потребы
Одиноко торчащий сорняк,
Прославляющий землю и небо.
Шрила Прабхупада, знаме-
нитый на весь мир святой наших
дней, также даёт свои наставле-
ния, идущие из глубины его серд-
ца, преданного Господу:
«например, на полях живут мы-
ши, мухи и другие существа, кото-
рые мешают вести сельское хозяй-
ство. Их убивают пестицидами, од-
нако в этом стихе убийство запре-
щается. нужно позволить каждому
живому существу питаться тем, что
посылает ему верховная личность
Бога. люди не должны считать,
что только они могут наслаждать-
ся владениями Господа; им следу-
ет понять, что остальные живые су-
щества тоже имеют право пользо-
ваться его собственностью».
И для меня эти слова Прабху-
пады — важные берега в понима-
нии своих прав на «своей» земле и
своих обязанностей.
александр Хакимов, знамени-
тый философ, художник и писа-
тель, делится с нами своим виде-
нием:
«не красота спасёт мир, а лю-
ди, способные видеть красоту».
но какую красоту мы видим?
наверное, ту, что проходит через
призму нашего отношения к ми-
розданию. О чём оно: о борьбе
или об изобилии? а может быть, о
том, что иногда нужно пожертво-
вать дефицитной, маленькой «мо-
ей красотой», чтобы увидеть кра-
соту огромного мира вокруг...
алёна лулаМЕй.
Ростовская область
Красота как насилие или
как любовь. Что выбираем?
Мой сад сделал меня счастливой