Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 8 (193), август 2020 г.
осознанное родительство
Сергей Иванович:
Мою жену я ценю за готов-
ность рожать детей и занимать-
ся их воспитанием. Это основное.
Конечно, когда женился, думал о
другом — Наташа мне нравилась
своей скромностью, симпатично-
стью. Но с опытом начинаешь це-
нить именно то, что ей так дорога
семья, что она так охотно выпол-
няет свой долг жены и матери.
Когда создавал семью, у меня
не было чёткого представления,
какой она должна быть. Я просто
не сопротивлялся, и всё сложи-
лось естественным образом. У ме-
ня было доверие к Богу, уверен-
ность, что всё происходящее —
к лучшему, поэтому не сопротив-
лялся. Мне даже в какой-то мо-
мент стало интересно, чем же всё
это закончится?
Вообще люди боятся рожать
детей из-за самости, из-за того,
что рассчитывают только на себя,
свои силы. А если ты полагаешь-
ся на Бога, многие вопросы пере-
стают тебя тревожить, ты стано-
вишься соучастником и наблюда-
телем; ты выполняешь свой долг,
то, что от тебя требуется, а осталь-
ное предаёшь в руки Божьи. Если
брать всё только на себя, ни од-
на психика не выдержит. Сейчас у
людей это основная проблема —
все рассчитывают только на себя.
Чтобы семейные проблемы
решались, необходимо общать-
ся. Главное, чтобы не был поте-
рян контакт. Ты послал сигнал —
тебе пришёл отклик. И тогда мож-
но разрешить любые ситуации. А
если контакт потерян — вот это
уже проблема. Тогда возникают
зависшие вопросы, которые со-
здают раздвоение, разобщён-
ность, у супругов нет единого на-
правления, нет цельности, и это
очень мешает, замедляет процесс
развития семьи. Очень важно гра-
мотно обсуждать проблему, без
оскорблений, без давления.
Своих детей хочу научить
быть людьми отзывчивыми и до-
брыми. В современном мире де-
тям часто предъявляют ошибоч-
ные требования — чтобы были
самостоятельными, сами зара-
батывали. Упор делают именно
на это, а нравственность сдвига-
ют на потом. Но не будет никако-
го «потом»: или мы научим их быть
людьми сейчас, или они станут ма-
шинами для зарабатывания денег.
Я прибегаю к методам воздейст-
вия через культуру — сам подби-
раю им книги и фильмы. У нас ни-
когда не было телевизора, и на-
ши дети очень отличаются от сво-
их сверстников, которые выросли
на телевизоре и в культурном пла-
не смещены, в них нет цельности.
В моей воспитательной пра-
ктике был один очень правиль-
ный момент —покупка дома в де-
ревне. Тогда не было чёткого по-
нимания, зачем это делается, ре-
шение было принято, скорее, на
интуитивном уровне. Сейчас, спу-
стя годы, могу точно сказать, что
моим детям это принесло суще-
ственную пользу. Каждое лето мы
проводили в деревне. Они имели
контакт с природой, общались с
нормальными, настоящими людь-
ми, видели, как хлеб растёт, как
корову доят, они соприкоснулись
с реальностью, для них эта жизнь
— не абстракция.
В воспитании детей очень ва-
жен личный пример. Чем боль-
ше объясняешь и показываешь
на личном примере, тем мень-
ше придётся потом наказывать. А
взрослые ведь как поступают? Не
объяснят ничего, а потом начина-
ют детей «утюжить». А вина-то на
взрослых. Дети—заложники этой
ситуации. Дети вообще заложники
взрослых.
Как относились к нам окружаю-
щие? Они разделились на два про-
тивоборствующих лагеря. Одни,
разумеется, говорили «понарожали
тут». Другие — «молодцы, сколько
же у вас детей!». Мне кажется, что
восхищённых было больше, чем
недовольных. А сейчас я очень ча-
сто слышу от своих друзей: как вы
правильно жили, а мы дураки, что
не рожали. Одна моя знакомая ска-
зала: «А кто тебя научил так жить?
Откуда ты знал, что так надо?» Лю-
ди начинают понимать пустоту про-
житой жизни. Вроде они ещё живы
и время есть, а делать уже нечего.
И теперь говорят нам: вы всё пра-
вильно сделали, а мы поддались на
это разводилово—«бери от жизни
всё»—и теперь оказались у разби-
того корыта.
Наталья Викторовна:
Послушание мужу — очень
важная вещь. Даже когда кажет-
ся, что он не прав, надо стараться
слушаться. Это главное, чему надо
научиться в семейной жизни. Ещё
важно уметь уступать и быть ми-
ротворцем, всех мирить. Мне чи-
сто физически тяжело, когда кто-
то в семье находится в конфлик-
те. Я всегда стараюсь побеседо-
вать с тем, кто в данный момент
может меня услышать. И, конеч-
но же, надо молиться. Своими си-
лами не сможешь всего решить. Я
в какой-то момент пришла к убе-
ждению, что даже если ты не ви-
новат, всё равно надо искать вину
в себе. Если будешь себя оправды-
вать, не сможешь двигаться даль-
ше. Я и детям пытаюсь об этом го-
ворить, хотя они не всегда слуша-
ют и воспринимают. Но на опыте
ты в этом убеждаешься.
Мой муж — очень добрый и
честный человек, весёлый, ответ-
ственный. Он всегда меня под-
держивал, подсказывал, очень
щедрый, поделится последним.
Всё делает очень основательно,
на 100%, независимо от того, что
именно делает. Очень любит де-
ревню, спокойный, простой образ
жизни; когда мы купили дом в де-
ревне, сам его восстанавливал.
Он хотел, чтобы дети проводили
здесь лето, и сам хотел быть с ни-
ми, из-за этого приходилось часто
менять работу, поскольку дерев-
ня была далеко и ездить оттуда на
Формула семьи
В дружной семье Натальи Викторовны и Сергея Ивано-
вича Артёмовых шестеро детей: четыре сына и две до-
чери. Старшему сыну 21 год, младшей дочери 10 лет.
работу он не мог. Но для него бы-
ло важнее, чтобы дети жили в кра-
соте, дышали чистым воздухом,
ели чистую пищу. Огородом сам
занимался, дом оборудовал. Даже
в стеснённых обстоятельствах ста-
рался делать такие подарки, кото-
рые помогают в ведении хозяйст-
ва, чтобы мне было легче.
Я хотела детей. Для меня се-
мья без детей — не семья. Не
знаю, как бы жила без них, на мой
взгляд, это очень тяжёлый крест.
Я не задумывалась, сколько их бу-
дет, и благодарна мужу, что у нас с
ним не было разногласий по это-
му вопросу. Мы поженились, сра-
зу стали рождаться погодки—вот
и хорошо.
Правда, когда я носила дочку
Машу, у меня началась депрессия
— трое маленьких, родится ещё
один, как же я справлюсь? Подру-
га принесла мне документальный
фильм про многодетную семью
Аветисян, и меня этот фильм так
поддержал, лучше всего осталь-
ного. Я подумала: у них семеро, а
у меня всего четвёртый. И сразу
всё изменилось, мозги по-другому
стали работать. Семейная жизнь
научила меня быть благодарной
за всё, что происходит.
Когда все дети были маленьки-
ми, физически было очень тяже-
ло, но муж много помогал. В пер-
вые годы нашей семейной жизни
я была ещё неопытной хозяйкой,
он приходил с ночной смены, мыл
полы, чистил картошку, с ребён-
ком мог посидеть, погулять, поиг-
рать. Его помощь я всегда ощуща-
ла. Если он видел, что мне тяжело,
всегда меня поддерживал.
И до сих пор, если видит, что
я чего-то не успеваю, поможет, к
примеру, загрузить-разгрузить по-
судомойку. Два года он пёк хлеб,
мы не покупаем хлеб в магазине,
печём сами. Дети, подрастая, тоже
стали помогать. И даже если кто-то
из них бунтовал: не буду этого де-
лать! — начнёшь делать сама, и
это действует отрезвляюще. Жале-
ют маму, начинают помогать.
Очень много было таких мо-
ментов, когда не знаешь, где взять
деньги или нужную вещь, и вдруг
это откуда-то приходит. К примеру,
сломалась настольная лампа. Пе-
реживаешь, думаешь: как же де-
Из опыта семейной жизни
ти уроки будут делать? На следую-
щий день звонит знакомый: «Тебе
лампа настольная не нужна?» Не-
верующим очень трудно объяс­
нить, как это происходит. Очень
важен момент доверия Богу. Ког-
да доверяешь, удивительные ве-
щи с тобой происходят. Если Ему
доверишься, Он тебя ведёт.
Старший сын Коля в первый
год не поступил, куда хотелось, и
надо было идти в армию. Я пла-
кала, было очень страшно отпу-
скать именно его, он был очень
болезненный, в годик перенёс
две тяжёлые операции. Попал он
в учебку в Подмосковье, а потом
его отправили на Амур. Для меня
это было тяжёлое испытание —
поехать туда нереально, никакой
связи не было. Но мы все за него
молились, и не зря, у него были
моменты очень тяжёлые, на гра-
ни смерти. Он мне ничего не рас-
сказывал, я случайно потом узна-
ла. Но Коля всё равно говорит, что
не жалеет, потому что много че-
му научился и много чего увидел.
Он очень изменился по отноше-
нию к семье, стал гораздо внима-
тельнее, нежнее. Маша говорит:
«До армии я у него в телефоне бы-
ла просто «сестра», а теперь «се-
стрёнка Машенька».
Мы всегда вместе готовимся к
праздникам. Все очень любят мои
пироги с картошкой, капустой,
ягодами. Иногда и ребята сами де-
лают что-то. Все наши старшие де-
ти окончили музыкальную школу,
и я очень рада, что они все шесте-
ро поют со мной в фольклорном
ансамбле. Мы с ними даже ездили
в Сербию с концертами.
Я как-то прочитала высказы-
вание императрицы Александры
Фёдоровны, что нужно как можно
быстрее мириться, не копить оби-
ды. Вот это самое важное для со-
хранения мира в семье.
Анна Берсенева.
Журнал для родителей
«Виноград» (май-июнь 2013)
https://vk.com/ivdoh
При таком подходе к воспита-
нию, когда труд соединён с радо-
стью, нет места невротическим
расстройствам, скуке, лени, тяге к
развлечениям, эгоцентризму.
Труд является той формой ор-
ганизации жизни, в которой фор-
мируется воля.
Постепенное приобщение к
труду (всегда есть дела по дому и
люди, нуждающиеся в помощи),
упорядоченная и организованная
жизнь семьи, целесообразный ре-
жим — виды деятельности, в ко-
торых воспитывается воля. Инте-
ресно обратиться к «Лекциям для
родителей» А.С. Макаренко, в ко-
торых он перечисляет некоторые
виды детской работы по дому: по-
ливать цветы, вытирать пыль на
подоконниках, накрывать стол пе-
ред обедом, кормить животных,
убирать комнаты или квартиру,
пришивать пуговицы, помогать по
кухне и т. п.
Почему иногда человеку труд-
но исполнить какое-либо доброе
дело или совершить нравствен-
ный поступок? Почему у него
нет на это сил? Энергия волево-
го акта задаётся ведущим моти-
вом, если нравственный мотив не
стал ведущим, то сил на исполне-
ние нет. Поэтому воспитание во-
ли вне нравственных ориентиров
теряет смысл, ибо может приоб­
рести характер воли эгоистичной
и злонамеренной, которая у де-
тей иногда приобретает характер
своеволия. Бывают эгоистичные
ведущие мотивы, тогда воля бу-
дет работать в этом направлении,
удовлетворяя эгоистическую на-
правленность.
Понимание того, насколь-
ко сотворённый мир удивитель-
ный, сложный и прекрасный, мо-
жет возникнуть у ребёнка, толь-
ко если научить его удивлять-
ся и присматриваться не к ши-
карным витринам магазинов и
пёстрым обложкам журналов, а,
например, к сложной и органи-
зованной жизни муравьёв или к
устройству какого-нибудь прибо-
ра, или прекрасной книге, карти-
не, музыке, звёздам, ко всему ми-
розданию.
Хочется рассказать об одном
маленьком случае. В то время,
когда писалась эта статья, мне бы-
ла дарована «подсказка». В метро
рядом со мной села молодая се-
мья с семилетним мальчиком. Они
не тратили время зря. Играли, по-
ка ехали, в «угадалки»: по очере-
ди загадывали животных или ра-
стения, названия которых нужно
было угадать путём наводящих
вопросов. Я увидела живой инте-
рес, активную внутреннюю рабо-
ту мальчика и родителей, радость
общения. Пока наблюдала за ни-
ми, невольно включилась в их иг-
ру, пытаясь угадать загаданное, а
заодно и порадоваться вместе с
ними. Подумалось, что, вероятно,
родителям нужно немного пофан-
тазировать, отказаться иногда от
чего-то своего, попросту не поле-
ниться. Это стоит того!
Изобилие,
примитивизация
жизни, госпитализм, а также на-
рушение общения, компьютери-
зация, перегрузки информацией
и впечатлениями, чувственная
интенсификация (или интоксика-
ция), возможно, и другие, не на-
званные ещё факторы, которые
подавляют интерес, едины в своей
основе. Все они обходят стороной
личность, не дают развиться выс-
шему началу в человеке — сре-
доточию желаний, устремлений,
творческой активности и вдохно-
вения.
Ирина Коган,
психолог.
https://vk.com/ivdoh