Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 8 (193), август 2020 г.
22 • осознанное родительство
С
кука или отсутствие инте-
реса — это определённое
состояние души. Если дети
испытывают скуку, у них от-
сутствует интерес, это сиг-
нал неблагополучия его душевно-
го состояния, сигнал того, что раз-
витие личности идёт не в том на-
правлении. Скука противоестест-
венна детскому возрасту, ещё К.
Ушинский писал, что ребёнок от
природы не имеет душевной ле-
ности.
В детской психологии та-
кое состояние называют низким
уровнем развития познаватель-
ного интереса. Он входит в струк-
туру личности, и поэтому от того,
как и в каком направлении идёт
развитие личности, от её направ-
ленности и устремлений зависит
и развитие познавательного ин-
тереса.
Самый благоприятный воз-
раст для развития интереса к по-
знанию— возраст почемучек. До-
школьник — существо любозна-
тельное, живое и активное. И эти
порой безконечные «почему?»
нельзя игнорировать и гасить, их
нужно поддерживать и развивать
в верном направлении.
Что же происходит с нашими
детьми, почему гасится интерес,
почему гаснут глаза и появляют-
ся противоестественная возрасту
апатия, равнодушие и томление,
иссякает вдохновение? В чём при-
чины душевного опустошения?
Причины этого томления мож-
но осмыслить с разных сторон, и
здесь можно обозначить несколь-
ко наиболее важных из них.
Причина первая. Её отраже-
ние можно найти в сказках в виде
образов избалованных и истом-
лённых скукой старших дочерей
и сыновей, цариц и царевен. Дога-
даться о причине скуки в данном
случае нетрудно — это изобилие,
когда у ребёнка всё или почти всё
есть: от изобилия игрушек, вещей,
развлечений до изобилия внима-
ния со стороны родителей и род-
ственников.
Изобилие, которое в созна-
нии родителей является призна-
ком весьма положительным, свя-
занным с исполнением родитель-
ского долга и являющимся выра-
жением любви к детям, может вы­
звать и вызывает скуку, пренебре-
жение к вещам и людям, снижа-
ет познавательный интерес. Иног-
да изобилием подменяют любовь.
Как показывает опыт, не всегда
изо­билие является источником
счастья и радости детей, часто —
напротив.
У дошкольников, например,
разумный недостаток может стать
источником развития находчи-
вости, смекалки, воображения. В
сюжетно-ролевой игре недоста-
ющие игрушки можно заменить
так называемыми предметами-за-
местителями. Например, палоч-
ка может стать ножиком, кубик
Лекарство от скуки
— столом или домом, камушек —
машиной, а старый пень — само-
лётом. Завалите ребёнка игрушка-
ми, и у него не будет надобности
придумывать, искать.
Одна мама ребёнка-дошколь-
ника, пришедшая на консульта-
цию, рассказывала о том, как игра-
ет с детьми её сын. Дети приходят
к ним в гости, вываливают много-
численные игрушки, рассматри-
вают их... и всё. На этом «игра»,
так и не начавшись, заканчивает-
ся. Почему, удивляется мама, по-
чему дети не играют? Да просто
потому, что на игру не остаётся ни
сил, ни желания. Находясь в море
игрушечного изобилия, дети «уто-
пают» в нём. Среди многочислен-
ных игрушек немудрено оказать-
ся в ступоре выбора: с чем и как
играть?
У школьников так же. Изоби-
лие вещей, информации, пото-
ка чувственных ощущений от
компьютерных игр может гасить
интерес и вызывать скуку, и на­
оборот. Учителям (особенно учи-
телям развивающего обучения)
известно, что определённый не-
достаток знаний может вызвать
творческий поиск, а перегружен-
ность информацией тормозит жи-
вой познавательный интерес.
Поэтому репродуктивные ме-
тоды обучения, когда знания
просто передаются учителем уче-
никам, неэффективны. Без поста-
новки вопросов, побуждающих
вспомнить, сравнить, отыскать,
подумать, или постановки учеб-
ных задач, противоречий, требу-
ющих усилий ума или поисковой
коллективной работы, нет творче-
ской активности.
В результате не всегда недо-
статок является отрицательным
фактором, а достаток — положи-
тельным. Логика противополож-
ностей
(достаток/недостаток),
плоская логика «или… или» ча-
сто заводит нас в подобные тупи-
ки. Поэтому разумный недоста-
ток всё же лучше неразумного из-
обилия.
Причина вторая. Если семья
живёт узкоутилитарными инте-
ресами: у неё нет интереса к ми-
ру в целом, к другим, но есть мер-
кантильный интерес к миру в пре-
ломлении «какую выгоду я могу
из этого получить» или «а что мне
это даст». В мире такой семьи по-
знавательный интерес подменя-
ется обычным любопытством, так
как всякая примитивизация вы-
водит человека на более низкий
уровень познания, вплоть до уга-
сания познавательного интереса,
что вызывает скуку, апатию и па-
рализует всякую активность.
Культивирование в семье при-
митивных интересов выгоды, ко-
рысти, достатка и использование
для своей выгоды того, что под
руку подвернётся (людей, ситуа-
ций, материальных благ), атрофи-
рует нравственное чувство, жи-
вой интерес к людям и миру. Мож-
но успешно развивать ребёнка
интеллектуально, но при этом не
развить интереса. «Шумы» в ви-
де установок на потребление, удо-
вольствия, развлечения разруша-
ют становление идеалов и парали-
зуют внутреннюю активность.
Когда нравственное чувство
не в почёте, его игнорируют, уто-
пая в быту и суете, в отрыве от
природы, тогда невольно созда-
ются другие доминанты: вместо
познания или помощи — потре-
бление и эгоизм. В погоне за ма-
териальными благами и эфемер-
ным развитием предаётся забве-
нию личность.
Причина третья. Одна из са-
мых печальных: отсутствие инте-
реса у детей может быть вызва-
но отсутствием интереса и люб-
ви к ним со стороны взрослых,
даже если дети одарены игруш-
ками, компьютерами и всеми ма-
териальными благами. Это явле-
ние, когда потребность в любви
родителей не удовлетворена, бы-
ло названо госпитализмом. Фено-
мен этот был открыт учёными по-
сле второй мировой войны. Мно-
гие дети в послевоенное время
остались без родителей. В одном
из детских домов стали умирать
младенцы.
Поиск злосчастной инфекции
не увенчался успехом, дети были
вялые, у них отсутствовал интерес
к окружающему миру, они чахли и
умирали. В одной из палат рабо-
тала сердобольная нянечка, кото-
рая жалела крох, брала их на ру-
ки, разговаривала с ними, ласка-
ла. Через некоторое время дети
в этой палате, в отличие от других
детей, стали выздоравливать.
Учёные обратили внимание на
этот факт и пришли к выводу, что
смертность детей была обуслов-
лена депривацией потребности в
любви. Другими словами, потреб-
ность в эмоционально положи-
тельном и тёплом отношении со
стороны взрослых не была удов-
летворена, что послужило причи-
ной смерти детей.
Современные исследования
описывают госпитализм среди де-
тей более позднего возраста, и хо-
тя до смерти не доходит, но общее,
что бросается в глаза исследова-
телям, — это отсутствие инициа-
тивы, интереса к миру, себе и дру-
гим людям, апатия.
Подобную картину можно на-
блюдать у детей разных возра-
стов, если потребность в люб-
ви со стороны взрослых не удов-
летворена. Как правило, такие де-
ти компенсируют этот недостаток
компьютерными играми, что при-
водит к зависимости, нарушению
общения и другим искажениям в
развитии.
Что же нужно делать, чтобы у
детей не был потерян интерес?
Делать всё, что воспитывает
личность, одухотворяет и обо-
гащает её, делает чище и силь-
ней. Кроме того, создание твор-
ческой атмосферы, воспитание
трудолюбия, укрепление воли,
способности преодолевать труд-
ности являются лекарством про-
тив скуки и потери интереса к
жизни. В каждом возрасте есть
сферы, в которых личность раз-
вивается лучше всего. Для до-
школьника это игра, для млад-
шего школьника — учёба, для
подростка — общественно по-
лезная деятельность, для юноши
— деятельность по овладению
профессией.
Воспитание
трудолюбия и воли
Это важный момент, так как
порой дети, даже имея познава-
тельный интерес, оказываются
пассивными, потому что не при-
учены преодолевать трудности,
имеют слабую волю или не испы-
тывают радости труда. «Но почему
ребёнок становится лодырем? По-
тому, что он не знает счастья тру-
да» (В. А. Сухомлинский).
Иногда родители, задавшись
целью всестороннего развития
своих детей, слишком обременя-
ют их разными секциями и круж-
ками, стараясь как можно больше
загрузить ребёнка, лишая его сво-
бодного времени для детского об-
щения и игр, при этом не задавая
смысла их деятельности.
Почему включение в социаль-
ную (общественно полезную) де-
ятельность для подростка явля-
ется жизненно необходимым?
Потому что эта деятельность на-
полнена смыслом. Вспомним по-
весть А. Гайдара «Тимур и его ко-
манда», этим ребятам не было
скучно. Смысл служения, помо-
щи — это смысл высшего поряд-
ка. Только в такой деятельнос-
ти развивается личность. Личное
(кружки, секции) хорошо в соче-
тании с общественным, развива-
ющим направленность на друго-
го, что придаёт делу высший, со-
циальный смысл.