Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 9 (194), сентябрь 2020 г.
26 • иСТОКи
П
ознакомим читателей с не-
которыми интересными све-
дениями, которые касают-
ся исходных архитектур-
ных строительных канонов,
принятых в XVII–XVIII веках на Ру-
си при возведении культовых соо-
ружений, внутреннем устройстве
церквей, храмов и домов. Эти све-
дения сильно отличаются от об-
щепризнанных сейчас толкований
и объяснений существующей хра-
мовой символики, но имеют под-
тверждения в образах природы,
самих природных явлениях окру-
жающего нас мира.
Наблюдения за природой, за
сменой циклов времён года, а так-
же подмеченные у окружающего
мира определённые соответствия
некоторых явлений и способы их
взаимодействия привели наших
предков к выявлению Всеобщего
Закона Природы, который они на-
звали Ясна.
На основе знаний Ясны был со-
здан язык — далёкий предок всех
славянских языков и современ-
ного русского языка. С помощью
Ясны наши предки смогли описать
весь окружающий мир, все его
взаимосвязи, порядок, меры и по-
добия. В том числе они в этом же
порядке описали устройство сво-
его тела.
изучив таким образом миро-
устройство, наши предки органи-
зовывали свою жизнь в соответ-
ствии с Ясной. Они осознали, что
их жилище и культовые сооруже-
ния должны быть построены так
же, как построено всё в природе,
и так же, как построено их тело. В
этом порядке наши предки строи-
ли дома, церкви, храмы и другие
сооружения.
Постараемся показать этот по-
рядок, все меры и подобия, вза-
имосвязи и образы на примерах
устройства храмового комплекса.
Покажем линии церктуры и архи-
тектуры дома, а также их соответ-
ствия линиям тела человека.
Этажи любого строения имели
свои назначения и специальные
названия. У каждого этажа свои
архитектура, мера длины, гармо-
ния. Конечно, гармонии перехо-
дили одна в другую. Создавалось
единое дыхание всего строитель-
ного ансамбля. Здание излучало
надёжность, спокойствие и гармо-
нию в окружающее пространство,
которые передавались человеку.
Они настраивали его на соответст-
вующий лад.
Начнём с дома.
Когда смотришь на дом с до-
роги, это всё равно, что осматри-
ваешь человека от кончиков ног-
тей его ног до самой его макушки,
ведь дом имеет то же устройство,
что и тело человека.
Все уровни здания имели
определённый смысл и соответст-
вовали общему гармоничному по-
рядку, который зодчие непремен-
но учитывали при строительстве.
Дом в своём построении делился
на церктуру и архитектуру. Сейчас
термин «церктура» забыт и, к со-
жалению, выпал из внимания ар-
хитекторов. Забыт и смысл этого
слова.
институт ЯСНА находит и воз-
вращает
потерянные
смыслы
слов. Термин «церктура» пре-
жде означал часть дома, которая
включала в себя его подземные
помещения и структуры, его на-
земные нижние этажи, верхний
жилой уровень и тот объём под
крышей дома, который называет-
ся чердак.
Архитектурой
называется
устройство антаблемента, карни-
за, конструкции кровли, фронто-
на, сама крыша и все составляю-
щие её части, включая навершие.
В данный момент мы крайне
редко можем наблюдать на ста-
ринных городских домах и особ-
няках, а также в пригородных
усадьбах такие навершия. А ведь
места для них мы точно видим,
они просто «кричат» об этом. Вот
и на доме Пашкова на куполе бы-
ло такое навершие. А навершие
Казанского Собора в Санкт-Петер-
бурге было с него снято, и сейчас
оно находится на вершине здания,
которое стоит на другой стороне
Невского проспекта напротив са-
мого Собора. Это здание с навер-
шием от Казанского Собора люди
называют Дом Зингера.
Возможно, придёт время, ког-
да мы с вами увидим родные на-
вершия на старых зданиях, и тог-
да архитектурные композиции на-
чнут звучать!
Зодчие и архитекторы тех вре-
мён владели умением воплотить
свою идею в определённом задан-
ном формате, проявить это искус-
ство в классической русской тра-
диции. Как им удавалось проявить
себя, выразить свои мысли и чув-
ства, находясь в чётко очерчен-
ных границах, можно сказать, «в
прокрустовом ложе»? Например,
в поэзии этим «прокрустовым ло-
жем» можно назвать ритм ямба
или хорея, где непременно нуж-
но знать порядок расположения и
звучания слов в строфе. В церкту-
ре и архитектуре таким «ложем»
являлось количество линий в ча-
стях строений и их порядок.
Любая из линий на фасаде —
это часть системы. Архитектор не
мог проектировать здание, исхо-
дя только из чувства прекрасного.
Перед ним стояла задача при про-
ектировании и строительстве до-
ма применить строительный ка-
нон и при этом строго учитывать
соответствия общего порядка и
количества структурных линий.
Линии соответствовали струк-
турным элементам. Количество
структурных элементов должно
было быть незыблемо. и это пре-
жде всего связано с ключевыми
астрономическими и природны-
ми явлениями.
Архитектор по придомовой
территории и фасаду дома должен
был уложиться в 55 параллельных
линий. и все архитекторы в них
обязательно укладывались. При
этом они следили за соразмер-
ностью всех фигур, всех декори-
рующих элементов по высоте, по
размерам и по ориентации в про-
странстве. Пропорции и расстоя-
ния между линиями каждый зод-
чий или архитектор мог исполь-
зовать, как своё поле деятельнос-
ти, но при строгом сохранении ко-
личества линий и всего строитель-
ного канона.
Тело человека при всём раз-
нообразии параметров наших тел
содержит одинаковое количество
линий, всего их 144. Тело челове-
ка делится в точке «золотого сече-
ния», в середине темени, в самой
высокой точке, на 55 и 89 линий.
12 линий, по аналогии с музыкой,
называются октавой. Таким обра-
зом, тело человека содержит в се-
бе 12 октав. Золотое сечение на
темени делит все 144 линии чело-
века на 4,5 октавы передней сто-
роны тела и 7,5 октавы по стороне
тела задней.
Проследим соответствие ли-
ний тела линиям фасада дома.
Дом должен стоять на валу.
Сейчас этот уровень соответству-
ет цоколю.
Как раньше устраивались зем-
ляные валы? иногда сруб соби-
рался на валунах по углам и пере-
рубам, а фундамент делался уже
под готовый сруб. В старые време-
на изба или рубленный из брёвен
дом могли быть построены на лю-
бом грунте и даже без фундамен-
та на валу, на земляном валу. Под
углы подводились дубовые коло-
ды, большие камни или пни, на ко-
торых и стоял сруб. На валах со-
бирался первый окладной венец,
а на него накатывали следующие
венцы стен.
Вал, или ваал, покрывался ла-
гами и полами. Отсюда другое его
название — подпол. Вал, или ва-
ал, мог быть небольшим, всего в
два венца, для того, чтобы пол не
лежал на земле и не гнил, а дом
мог дышать. Отсюда пошло поня-
тие дыхание ваалово.
Ваал мог быть и очень боль-
шим, таким, что там было «поме-
щение ваалово», и тогда делали
потолок в этом помещении, что
являлось черновым или чистовым
полом для жилого этажа над ним.
Здесь устраивали хозяйственный
этаж, в котором мог быть даже ма-
газин. Там также могли жить слу-
ги, домашняя челядь, которые на-
зывались вааловы дети. В холод-
ное время года здесь укрывали
животных, хранили необходимую
в хозяйстве утварь, сюда загоняли
кареты. Всё зависело от того, ка-
кого размера строился дом. Сей-
час такое помещение называется
«встроенным гаражом», где стоят
автомобили и хранятся все нуж-
ные и не очень нужные вещи.
Все части дома имели соот-
ветствия с частями тела человека.
Подпол, или ваал, соответствовал
животу, или нутру. Отсюда другое
название ваала — нутряной этаж.
Церктура и архитектура
Понимание древнерусской архитектуры церкви, храма и дома
Так как связь была всего со
всем, то соответствие было и с
образами «Мирового Яйца» — это
очень ёмкий образ всего окружа-
ющего нас мира, который понима-
ли и осознавали наши предки.
По Мировому Яйцу вал дома
соответствовал двору. и, как мы с
вами знаем, во дворе, как в город-
ском, так и сельском, происходит
вся основная жизнь — общение
соседей и игры детей. А на селе
именно здесь обитают все домаш-
ние животные. Весь этот складный
порядок, организованный во дво-
ре, позволяет всей семье, всему
роду вести упорядоченный, пра-
вильный образ жизни, где каж-
дый знает своё место и своё дело.
Это значит, в семье есть достаток
и счастье.
В валу можно было вырыть
яму, которая называется подвал.
На валу ставили дом, который
мог состоять из нескольких эта-
жей в зависимости от величины
хозяйской семьи. Хозяйская се-
мья могла занимать два или да-
же три этажа дома. Хозяйские эта-
жи были с высокими потолками и
окнами. Однако не все этажи до-
ма отапливались в холодное вре-
мя года. По этой причине они так и
назывались: летник и зимник.
Над домом, то есть над хозяй-
скими этажами, находился чер-
дак. По Мировому Яйцу, он соот-
ветствовал церкви, поэтому счи-
талось, что светлые силы находят-
ся на чердаке, а тёмные — в под-
поле, у ваала. и при этом все пони-
мали их взаимосвязи и взаимоза-
висимости и не противопоставля-
ли одни силы другим, потому что
понимали, что при их взаимодей-
ствии рождается и продолжается
круг жизни.
В старых домах иконы и цер-
ковные книги часто находят на
чердаках, потому что там устра-
ивались молельни и помещения,
похожие на библиотеки, чтобы
читать церковные книги и зани-
маться просвещением. В усадьбах
устраивали придомовые церкви,
так называемые домские церкви.
По телу человека чердак со-
ответствует лицу. В латыни слово
«quarterdeck» происходит от слова
«quarter», которое означает чет-
верть, а слово «deck» означает по-
мост или палубу в средней части
парусного корабля и в задней его
части, где устанавливали компасы
и другие приборы для ориентиро-
вания в пространстве. Квартердек
считался священным местом на
корабле, здесь зачитывались ма-
нифесты, приказы и приговоры.
Мы понимаем, что иконы и Святое
Писание, которые часто хранили и
прятали на чердаках, и были ком-
пасом для верующих.
Также со словом «чердак» свя-
зано слово «четыре» — кварта,
так как церковь в Мировом Яйце
соответствует четвёртой октаве.
Чердаку соответствуют церковь и
квартира, квартирные этажи.
Квартиры в царской Рос-
сии выдавала церковь. На такое
жильё могли рассчитывать люди,
нуждающиеся в срочной помо-
щи, погорельцы, странники и пи-
лигримы. Ещё могли в них прожи-
вать церковные служащие или ра-
бочие, занятые на работах по нуж-
дам церкви.
В царской России при строи-
тельстве домов в городе архитек-
торы обязаны были верхний этаж
дома, а иногда и два этажа, сде-
лать квартирными. Квартирный
этаж отличался окнами меньшего
размера и более низкими потол-
ками.
итак, квартирный этаж или
церковь — это верхний этаж хо-
зяйского дома. Если дом был мно-
гоквартирный, например, доход-