• 27
«Родовая Земля»
№ 10 (195), октябрь 2020 г.
иСТоКи
П
оговорим о словах, свя-
занных с названиями
обеих рук. известно,
что в одних языках сло-
во «раб» есть «slave», а
в других — «Σκλάβος», «sklave»,
«esclavo»…
То есть в одних словах буква
«к» за буквой «с» есть, а в других
— нет. а это значит, что в одних
языках речь идёт о правой руке, а
в других — о левой.
исходно правая рука называ-
ется «кладица» или в сокращении
«клова» или «клона». название ле-
вой руки происходит от названия
руки правой с помощью пристав-
ки «с-». То есть название левой ру-
ки есть «складица», «хладица» или
даже «ладица».
Состав букв «ск» может чи-
таться как буква «к», а сама слабая
буква «х» в некоторых случаях по-
чти не читается. Краткий вид слов
«складица», «хладица» и «ладица»
есть слова соответственно «скло-
ва», «хлова» и «лова».
от слова «склова» происхо-
дят слова «складывать», «скло-
ки» и «склонение», а от «хлова» —
«хлопать» и «хлопотать». от сло-
ва «лова» происходит слово «ле-
вый», а ещё слова «лад», «ладно»,
«ладонь», «ловить», «ловкость» и
«левша».
Правой рукой мы что-то
берём, кладём, кидаем и броса-
ем, а в левую руку всё складыва-
ем и, прижимая к себе, ловим. Тот,
кто поймался в левую руку, тот по-
пал в плен или в силки, ведь имен-
но левая лука что-то или кого-то
держит…
Для того, чтобы от названий
левой руки произвести назва-
ния правой руки, к ним тоже нуж-
но добавить приставку «с-». Тогда
для правой руки появятся слова
«служба», «слово», «слава» и «сла-
вяне». Кстати, когда мы что-то или
кого-то славим, то свои слова со-
провождаем подъёмами-вспле-
сками правой руки.
В западных языках слово «раб»
связано как с правой рукой, так и
с левой, значит, с обеими руками.
здесь нужно ещё раз вспомнить о
том, что вся правая половина тела
мужчины и женщины есть поло-
вина мужская, а вся сторона левая
— половина женская. из-за это-
го с правой рукой связано слово
«раб», а с левой — «рабыня»!
Вообще обе руки в разных де-
лах помогают друг другу: то левая
рука — правой, то правая — ле-
вой. Когда нам нужно что-то до-
стать, до чего-то дотянуться, то тя-
немся к этому мы правой рукой,
а левой за что-то держимся. Если
правой рукой что-то режем, то ле-
вой это что-то под нож подаём…
и так далее.
Когда правой рукой нам нуж-
но что-то добыть, то помогаем мы
ей левой рукой, и тогда левая рука
служит руке правой. но если ка-
кую добычу левая рука уже дер-
жит, то правая рука помогает ле-
вой эту добычу охранять-обере-
гать, помогает её держать-удер-
живать. В этом случае, наоборот,
правая рука помогает левой, и
правая рука служит руке левой.
обе руки есть слуги, вернее,
правая рука — слуга, а левая —
служанка. Мы обеими своими ру-
ками себя полностью обслужива-
ем. обе руки есть слуги тела.
Кстати, в «Сказке о царе Салта-
не» а. С. Пушкина есть такое опи-
сание одного из чудес заморских:
«Ель растёт перед дворцом, а под
ней хрустальный дом; белка там
живёт ручная, Да затейница какая!
белка песенки поёт Да орешки всё
грызёт, а орешки не простые, Всё
скорлупки золотые, Ядра — чи-
стый изумруд; Слуги белку стере-
гут…»
В этих строках речь идёт о те-
ле человека, о теле мужчины. Во-
лосяной покров на животе муж-
чин часто растёт ёлочкой. осно-
вание этой ели находится в самом
низу живота, а её вершина — на
солнечном сплетении. В «Ясне те-
ла человека» часть тела, которая
соответствует душе, противосто-
ит части, соответствующей духу,
то есть дух и душа друг другу про-
тивостоят. или можно сказать, что
дух находится перед душой. Душе
соответствует дворец, а духу —
ель. Поэтому по телу человека ель
стоит перед дворцом, так и в сказ-
ке — ель растёт перед дворцом.
В Ясне счёт частей тела чело-
века идёт от живота в сторону гру-
ди, живот есть четвёртая полочка,
а грудь — пятая. Грудь в Ясне счи-
тается хрустальным домом. В этом
доме живёт белка, она есть серд-
це. и вот эта белка день и ночь
крутится и крутится, «как белка в
колесе». речь идёт именно о серд-
це, которое крутится-бьётся в ко-
лесе-груди. Помните, как говорят
о всяком бравом молодце: «грудь
колесом, смотрит соколом»?…
белка песенки поёт, потому
что именно грудь и поёт! она на-
бирает воздух и прогоняет его че-
рез голосовые связки, которые из-
дают разные звуки. а сами голо-
совые связки вместе с нижней че-
люстью состоят в той же части те-
ла, которая в Ясне есть грудь. и
нижняя челюсть грызёт и грызёт
орешки. охраняют эту белку слуги
— правая и левая руки…
знал ли александр Сергее-
вич Ясну? Конечно, знал. Её рань-
ше все писатели знали. не знать
Ясну — это не знать, как и что с
чем складывается, как правиль-
но сложить текст. Литераторы из-
учали Ясну так же, как художники
и скульпторы — анатомию. Прав-
да, и анатомию они тоже учили по
Ясне.
руки — это слуги, или можно
сказать, что они у тела есть рабы.
Всё время, пока не спит человек,
они у него работают, «не покладая
рук»…
Слуга и служанка челове-
ку служат, а раб и рабыня на не-
го работают. Таким образом, сло-
во «славяне» похоже на названия
обеих рук. одни европейцы для
определения славян в рабы поль-
зуются словами от правой руки,
другие — от левой.
Вот так, уважаемые друзья и
подруги, все западные европей-
цы хотят, чтобы мы, славяне, толь-
ко так и знали, что мы рабы или в
лучшем случае их слуги. В общем,
руки — это мы с вами, славяне и
славянки… ну и кулаки на руках,
стало быть, тоже мы.
Русская школа «ясна»
https://vk.com/@yasnaslovo-ruki-
nashi-slugi
Б
абье Лето — это послед-
ние осенние солнечные
деньки, возврат лета.
Точнее, осенний период
до трёх недель с тёплой погодой
в Центральной Европе и Северной
америке.
но только ли это?
за понятием «бабье Лето» кро-
ются смыслы, значимые для всей
славянской культуры.
По церковному календарю
бабьим Летом называют время
с 14 по 21 сентября. То есть вре-
мя со дня Семёна Летопроводца,
по церковному — Симеона Стол-
пника, и до осенин, аспосова дня,
по церковному — рождества Пре-
святой богородицы.
В действительности дата 21
сентября означает не просто
окончание тёплого летнего пери-
ода, а окончание Лета, то есть ка-
лендарного года.
раньше на руси новый год на-
чинался с 1 сентября, 14 сентября
по новому стилю, а 21 сентября от-
мечали осенины, которые ещё на-
зывали Таусень или овсень.
осенины — это Праздник Уро-
жая. одновременно с Праздником
Урожая справляли праздник но-
вого Года. а ещё раньше новый
Год праздновали в середине осе-
ни, в День осеннего равноденст-
вия — 22 сентября.
С Семёна Дня (14 сентября)
совершались обряды, которые
знаменовали приближение осе-
ни. В это время благодарили
Мать-землю.
один из обрядов был посвя-
щён возжиганию и чествованию
нового живого огня в избе. Этот
огонь люди разносили по всем
дворам.
на руси с началом бабьего Ле-
та открывался сезон охоты. В Се-
мёнов День считалось доброй
традицией посадить сына на коня
и познакомить его с азами охотни-
чьего искусства.
бабье Лето — это время, когда
основные сельскохозяйственные
работы заканчивались, и бабы уже
могли немного отдохнуть в послед-
ние тёплые деньки. Ведь летние
месяцы были самыми сложными:
женщины много трудились и в по-
ле, и дома, готовя запасы на зиму.
однако бабье Лето называется
бабьим не только из-за этого.
здесь надо оговориться, что
это сегодня слово «баба» имеет
грубоватый смысловой оттенок, а
раньше было по-другому.
и вообще на руси за словом
«баба» стояли значимые смыслы.
Это важно в том числе для пони-
мания того, что же такое бабье
Лето.
Дело в том, что исходно баба
— это корова, а мужик называл-
ся баб. баб — это другая форма
слова «бык». на всех языках ми-
ра женщина — это корова. Сло-
ва «мадам», «мадемуазель», «мис-
сис», «мисс», «мучача», являющие-
ся обращением к женщине, исход-
но все означают корову или тёлку.
на руси бабами называли
только своих, родных женщин, а
под словом «женщина» понима-
лась ничья женщина или женщи-
на вообще. Сейчас этот исходный
смысл забыт, но по сей день, когда
мужчины упоминают своих род-
ных и близких им женщин, они на-
зывают их бабами, а о женщинах
они говорят тогда, когда говорят о
женщинах чужих или ничьих, как
об объекте интереса или охоты…
Примечательно, что период
бабьего Лета приходится на вре-
мя пребывания Солнца в созве-
здии Девы.
и в Созвездии Девы находится
Точка осеннего равноденствия, в
которой Солнце переходит из Се-
верного полушария в полушарие
Южное.
Так вот. наши предки счита-
ли, что, когда на небосклоне осе-
нью исчезает созвездие Девы, ба-
бье Лето заканчивается. и они по-
лагали, что, если Дева исчезла на
небосклоне, значит, она должна
появиться на земле. Это и есть
приход Снегурочки. и пребыва-
ет она здесь, на земле, с осени по
март, точнее, до 8 марта. Снегу-
рочка прыгает через костёр и ис-
чезает в небесах и в звёздах. Та-
ковым был ритуал проводов Ма-
сленицы.
а в Созвездии рыб находится
точка Весеннего равноденствия,
которая приходится на 20 марта.
В этой точке Солнце переходит из
Южного полушария неба в полу-
шарие Северное. Созвездие рыб
имело раньше другое название—
Созвездие Лошади.
«баба с возу» — и теперь све-
товой день быстро идёт на при-
бавление, то есть небесная Ко-
была начинает мчаться быстрее.
а Дева возносится обратно на не-
босвод. осенью Дева вновь поки-
дает небосклон, чтобы вернуться
на небо в марте...
и всё повторяется вновь и
вновь…
Круговорот жизни и смерти,
увядания и преображения…
Вот, оказывается, сколько ещё
значимых смыслов и образов сто-
ит за такими очевидными на пер-
вый взгляд понятиями, как бабье
Лето, осеннее и Весеннее равно-
денствия, а также за русскими по-
словицами и поговорками.
и это не удивительно. Ведь
слова в русском языке создава-
лись не просто так, а по смыслу
предмета, действия, явления или
процесса.
д’Арья Волга
Ясна Школа
https://zen.yandex.ru
Бабье Лето
Руки—наши слуги