Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (196), ноябрь 2020 г.
28 • иНФОрмАЦиОННАЯ БеЗОПАсНОсТь
принято было говорить», «вместо
героики и морализаторства» го­
ворить о проблемах, которые «ре­
ально волнуют детей и подрост­
ков». Очень благородная миссия,
— соглашаешься ты (спотыкаясь,
правда, на фразе «вместо геро­
ики»), пока не откроешь книгу и
не поймёшь, какие на самом де­
ле темы имеются в виду. вот тут­то
и обнаруживается подвох. Друж­
ба, взаимовыручка, честь— такие
«крапивинские» темы в фокус вни­
мания модных (да, уже есть и та­
кие) детских писателей, как пра­
вило, не попадают. есть как будто
бы корпоративно принятое мне­
ние, что подростков волнуют ис­
ключительно неадекватные отно­
шения в семье (часто неполной),
травля, депрессия, суицид, разжи­
гание ненависти, феминизм, сек­
суальное просвещение. в коммен­
тариях экспертов часто встречает­
ся и термин «телесность», по су­
ти, эвфемизм для детской порно­
графии. Прибавив сюда романти­
зацию однополой «любви» и сни­
женную лексику как самое без­
обидное, получим основные тен­
денции новой подростковой лите­
ратуры в так называемом сегмен­
те young adult (юные родители).
как же издатели обходят дру­
гой федеральный закон — о за­
прете ЛгБТ­пропаганды среди не­
совершеннолетних? Приёмы раз­
ные. в одних текстах тема завуали­
рована, присутствуют только на­
мёки — не придерёшься. А те, где
сомнений не остаётся, имеют мар­
кировку 18+. На обложке при этом
могут быть милейшие, как в дет­
ских книжках, рисунки — так это
же никто не запрещал.
кто же всё это издаёт?
в основном издательства, ко­
торые специализируются на выпу­
ске переводной литературы. и тут
следует иметь в виду, что в одном
издательском портфеле могут на­
ходиться как действительно луч­
шие новинки мировой детской ли­
тературы, так и весьма сомнитель­
ные тексты, художественное зна­
чение которых искусственно раз­
дувается. А ветер перемен (и ли­
тературы это тоже касается) исто­
рически дует с Запада. Особен­
но скандинавы и немцы раздува­
ют меха. Но и «свои» тоже уже не
отстают. «секспросвет» в детской
(не только в познавательной, но и
в художественной) литературе —
это реалии времени. Даже талант­
ливые, ярко начинавшие авторы,
писавшие когда­то добрые книж­
ки о школе, пишут теперь о нарко­
тиках и подростковом сексе.
Процесс этот идёт уже второе
десятилетие. Но если подобные
книги издаются и переиздают­
ся, значит, это кому­нибудь нуж­
но? Даже если предположить, что
сами издатели искренне верят
в то, что делают хорошее и нуж­
ное дело (а не просто зарабаты­
вают), этого ведь недостаточно,
чтобы раскупались тиражи? кста­
ти, в прессе и соцсетях высказы­
вались мнения, что некоторые мо­
сковские издательства получают
финансирование по линии зару­
бежных некоммерческих органи­
заций или работают по програм­
мам сотрудничества с «западны­
ми партнёрами», обеспечивая вы­
пуск заказных переводных изда­
ний. Больше того, политика про­
движения толерантной (назовем
это так) печатной продукции на­
ходит широкую поддержку в про­
фессиональных кругах — у крити­
ков, переводчиков, литераторов.
Одни пишут положительные ре­
цензии, другие благосклонно ки­
вают в сторону иностранных кол­
лег в своих интервью. и это до­
стигает цели: профессионалам ве­
рят. книги с сомнительной репута­
цией стоят в открытом доступе в
детских библиотеках и попадают в
рекомендуемые педагогами спи­
ски внеклассного чтения. Подме­
на совершается методично, и те­
перь решения о покупке книг сво­
им детям принимает поколение
молодых, «прогрессивно мысля­
щих» родителей, смело отметаю­
щих даже самые взвешенные ар­
гументы, если они кажутся им ма­
ло­мальски консервативными.
Неудивительно, что в своё вре­
мя «книгой года», по версии чи­
тателей Центральной городской
детской библиотеки им. А. гайда­
ра, стала теперь уже многосерий­
ная сага о взрослении шведского
мальчика. издание имело марки­
ровку 6+. Автор, панибратски по­
хлопывая читателя по плечу, по­
казывает, как говорится в аннота­
ции, «мир старших как нечто при­
влекательное, симпатичное, адап­
тируя его к детскому восприя­
тию». «мир старших» — это сцены
про взрослых, мамины поклонни­
ки, отсутствие папы, вызывающее,
правда, мимоходное сожаление у
автора. Авторский фальцет сопро­
вождается претензиями на глубо­
комыслие. Через несколько лет
мальчик вырос, очередная книга
о нём имеет уже маркировку 16+,
а заодно и предисловие кандида­
та психологических наук: мальчик
«счастливо влюблён. его эротиче­
ские порывы чисты и трогатель­
ны. всё ограничивается поцелуя­
ми… Просто эталон того, как пра­
вильно должна протекать под­
ростковая любовь, где есть и чув­
ства, и дружеское общение, и те­
лесность… Здесь и эмоциональ­
но завершённый развод, где папа
и мама остались в диалоге, вме­
сте выращивают сына, а личную
жизнь строят отдельно, без каких
бы то ни было претензий друг к
другу…» Ну и так далее.
в свете сказанного недавнее
решение минкульта о том, что
книги 18+ следует убрать из обще­
го библиотечного доступа, в опре­
делённых кругах может вызвать
только усмешку: почти всё то же
самое, от чего детей таким обра­
зом пытаются держать подальше,
уже содержится в детских книгах.
ещё один показательный при­
мер. Три года назад лауреатом ме­
ждународной литературной пре­
мии памяти Астрид Линдгрен (она
присуждается за вклад в развитие
детской и юношеской литературы)
стал немецкий автор, написавший
сказку про маленького зверька,
«который хотел знать, кто наде­
лал ему на голову». книги этого ав­
тора издаются и в россии. Так что
международные награды и пре­
мии — это не всегда именно тот
мотив, которым следует руковод­
ствоваться при выборе круга дет­
ского чтения.
Отсутствие собственных имён
в этом тексте — сознательный ав­
торский выбор, определяемый
актуальной для нашего време­
ни установкой, что «всё реклама,
кроме некролога». Но самое пе­
чальное в этой истории, что если
бы помощники омбудсмена Анны
кузнецовой действительно взя­
лись составить список не полез­
ных для детской психики книг, то
успех этого предприятия был бы
не столь очевиден: для этого им
пришлось бы обратиться к экспер­
там, а там неизвестно, на кого по­
падёшь.
в этой ситуации спасает лишь
то, что покупка детской книги —
это чаще выбор родителя, а не
самого ребёнка. А потому, если
удастся донести до широкой ро­
дительской общественности важ­
ность осознанного и критического
подхода к этому процессу, то мож­
но в значительной степени скор­
ректировать опасные тенденции в
этой сфере. и это то, что нам дей­
ствительно по силам.
елизавета МАЦУПКо
«Научи хорошему»
https://whatisgood.ru
Современная детская литература.
О доблестях? О подвигах? О славе?
Влиятельный учитель
многие из наших мнений мы со­
ставляем по нашим излюбленным кни­
гам. Писатель, предпочитаемый нами,
является нашим наиболее влиятель­
ным учителем; мы глядим на мир его
глазами. если мы обыкновенно чита­
ем книги, возвышенные по своему то­
ну, здравые по рассуждению и выдаю­
щиеся по глубокомыслию, — наш ум
развивает в себе те же самые каче­
ства. если, напротив, мы читаем сла­
бые или порочные книги, наш ум пе­
ренимает их недостатки или пороки.
мы не можем избегнуть влияния то­
го, что мы читаем, как не можем избегнуть влияния то­
го воздуха, которым дышим.
из книги р. МАрДенА «Успех в жизни».
ет. героика давно не по­
падает в поле зрения
детских писателей. А ка­
кие темы актуальны в
книгах для детей? Что
нужно знать о современной дет­
ской литературе?
Долго думала, как назвать этот
текст.
«время «голых королей» в дет­
ской литературе»? Нет. Таких при­
меров, когда художественные
достоинства произведения и за­
слуги его автора, мягко говоря,
сильно преувеличены, хватает се­
годня не только в литературе, и не
только в детской, но и в кино, те­
атре, изобразительном «искусст­
ве».
«Осторожно: детлит»»? Тоже
нет. Это не всегда актуально. По­
настоящему хорошие, добрые, ум­
ные книги продолжают издавать­
ся наравне с теми, которые за них
выдают.
Тогда о чём речь?
О том, что детская литерату­
ра перестала быть детской. ко­
нечно, она и прежде не была ис­
ключительно доброй и безобид­
ной. встречаются «ужастики» в на­
родных сказках, хватает печали у
главного сказочника Андерсена.
Но кажется, прежде не было книг,
которые загрязняют неокрепшую
душу и дезориентируют разум.
Немного предыстории. Был
эпизод, когда уполномоченный по
правам ребёнка при Президенте
рФ Анна кузнецова, выступая на
конференции в российской госу­
дарственной детской библиотеке,
озвучила список из 16 «опасных»
детских книг. в ответ издатели,
писатели и критики написали Ан­
не кузнецовой открытое письмо,
в котором предположили, что за
основу её выступления взята ано­
нимная интернет­подборка «16
«шедевров» современной детской
литературы, которые даже взро­
слым показывать страшно». Эта
подборка — подобие стёба: кто­
то надёргал цитат из детской со­
ветской классики и прокоммен­
тировал их в актуальном контек­
сте. как, например, можно интер­
претировать бывшее в этом спи­
ске стихотворение «весёлая тра­
ва», объяснять не надо. А для убе­
дительности в ту же подборку бы­
ли добавлены некоторые тексты
современных, правда, не всегда
детских, авторов. Нетрудно дога­
даться, что у омбудсмена просто
не было возможности вникать в
предоставленный ей список, тем
более что цитаты были интерпре­
тированы убедительно. «Анну куз­
нецову подвели её референты, —
предположили авторы письма, —
и предложили поделиться с нею
знаниями о современной детской
литературе и её «настоящих про­
блемах».
Настоящих проблем много.
вот только у разных участников
процесса они разные. Для неко­
торых издателей (их, к слову ска­
зать, немало) источником посто­
янного нервного напряжения яв­
ляется Федеральный закон № 436
«О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью
и развитию», который предусмат­
ривает обязательную возрастную
маркировку книжной продукции.
Оказывается, этот закон сдержи­
вает продвижение «умной литера­
туры» и книг «для думающих под­
ростков». в кавычках — цитаты
из пресс­релизов некоторых дет­
ских издательств. издательским
PR-службам следует отдать дол-
жное: вот кто всегда на высоте. и
это правильно: без продвижения
коллективные усилия авторов и
иллюстраторов ничего не стоят.
На своих сайтах и в интервью
передовые издатели сообщают,
что новая детская литература ори­
ентирована на то, чтобы «вести
с детьми «разговор на равных»,
«поднимать темы, о которых не