Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 11 (196), ноябрь 2020 г.
ЛеТОПись
К
расная площадь и «кра­
сный угол», красное зна­
мя и червлёные (красные)
стяги и щиты русов в
«слове о полку игореве».
Что в красном цвете такого,
что стало неким сакральным при­
знаком как древних русов, руси­
чей, так и современных русских?
Чрьлен стяг, бела хорюговь,
чрьлена чолка, сребрено стружие
храброму святьславличю (стяг
червлёный с белою хоругвию,
чёлка червлёная с древком сере­
бряным Храброму святославичу).
можно заметить: слово «чер­
влёный»
обозначает
красный
цвет. и это слово образовано в
славянском языке в позднее сред­
невековье руси. А вот слово «кра­
сный» обозначает и цвет, и качест­
во — «красивый».
Безусловно, красный цвет —
отзвук священных традиций да­
лёких предков. можно ли найти
соответствующие традиции, где
показана явная связь красного
цвета с определённой этногруп­
пой?
Традиция почитания красного
цвета уходит в далёкое прошлое
и говорит о ритуальном характе­
ре этого цвета, цвета крови. Оче­
видно, он изначально признавал­
ся нашими предками священным.
Так, в домах староверов кра­
сный угол с иконами был в ка­
ждом доме. Очевидно, они изна­
чально понимали и чтили тради­
цию, всё самое лучшее и сакраль­
ное связано с этим цветом.
можно ли проследить эту тра­
дицию? Например, остатки крас­
ной охры находили на многочис­
ленных фигурках «венер палео­
лита», найденных в евразии. крас­
ная охра также присутствовала
на клочках одежды и ритуальных
предметах в захоронениях.
известно, что археологи пра­
ктически всегда находили крас­
ную охру в древнейших захороне­
ниях. Одной из древнейших стоя­
нок на территории россии явля­
ется верхнепалеолитическая сто­
янка сунгирь у города владимира
возрастом 25 тысяч лет назад. Но
уже там, в захоронениях, присут­
ствует красная охра.
Ю. Петухов отмечал, что по на-
ходкам фигурок матери­рожани­
цы Лады (венер Палеолита) со сле­
дами окраски красной охрой мы
можем прослеживать пути следо­
вания и места расселения древ­
них русов. Эти статуэтки встреча­
ются как в европе, так и далеко на
восток — стоянка мальта в иркут­
ской области, то есть простирают­
ся от Пиренеев до озера Байкал.
Последние расчёты возраста сто­
янки мальта на юге сибири — 24
тысячи лет назад.
известные образцы древней­
шей пещерной живописи, где кра­
сная краска, как правило, прева­
лировала, она являла собой не­
сомненный признак её магиче­
ской сути. По­видимому, для со­
здателей этого культурного фе­
номена красный цвет был изна­
чально сакральным цветом и лёг
в основу священного канона, где
являлся отражением цвета кро­
ви, цвета жизни и цвета власти. Не
просто так только в русском языке
«красный = красивый = хороший».
с этой точки зрения интерес
представляют обнаруженные в за­
хоронениях так называемые «жез­
лы предводителей» — костяные
булавы с просверленным в них
округлым отверстием. как прави­
ло, их изготавливали из крупно­
го оленьего рога, украшали тон­
кой резьбой и покрывали кра­
сной охрой. сам «жезл» имел фор­
му скипетра. Западные истори­
ки называли их «жезлами началь­
ников». их находили во всех за­
хоронениях и стоянках как в ев­
ропейских пещерах, так в сибир­
ских и дальневосточных. возмож­
но, это и есть прообраз будущей
ваджры — «алмазной палицы ин­
дры» у индусов и гетманской була­
вы. мы имеем дело с явным сим­
волом власти.
уже в относительно позднее
время даны, которые вторглись в
1168 г. в столицу острова рюгена, в
Аркону, безмерно удивились сун­
дукам с красными одеждами там у
язычников.
Так что же это за слово зага­
дочное такое и что это за удиви­
тельный цвет в русском языке?
Ю. Петухов писал, что само сло-
во «красный» («красивый, свет­
лый, яркий») включает в себя пер­
воэтноним русов — «к­рас­ный»,
где «к­» — указующая приставка,
«рас­» — корень­этноним, «­ный»
— суффикс­окончание.
«красный» — это всегда и
«к­рас­ивый»,
привлекатель­
ный внешне, и одновремен­
но «хо­рош­ий» — благоприят­
ный и привлекательный внутрен­
не. Здесь указательный предлог:
«хо­» = «ко­» = «к­», корневая осно­
ва: рс­ =рос­ =рош­, окончание:
­ий. изначальные «ко­рас­ный»,
«ко­рос­ый» от корневой основы
самоназвания праэтноса русов
«рс­». От него и имя божества Хо­
рос, из которого и явное русско­
славянское «хоро» (в мягком ва­
рианте «коло»), то есть «круг, окру­
глость». в этом плане и «коло» как
обозначение солнца от имени Хо­
роса — солнечного диска. Анало­
гично и «хоровод» — это кругово­
рот, хождение, танец по кругу.
и в самом слове «к­руг» за­
ключена исходная этноними­
ческая корневая основа «рс­»
(«русы» = «руги» — самоназва­
ние прибалтийских русов).
корневая основа «рс­», присут­
ствующая в теониме Хорос (Хорс),
через огласовку «а» присутствует
в имени солнечного бога ра. Поэ­
тому отметим и красный диск сол­
нца над головой египетского бога
ра, олицетворяющего сам солнеч­
ный диск.
Так что красный цвет следует
отметить хотя бы оттого, что он со­
провождает наших предков пра­
русов на всём протяжении их су­
ществования. Не случайно совпа­
дали этноним «рус» и слова, обо­
значающие «красный, яркий, свет­
лый», у византийцев, «древних
греков» и многих других народов.
Полагают, что и красная краска
«сурик» несёт в себе корень­пере­
вёртыш «рус­сур». как, впрочем, и
сирия­сурия — это перевёртыш
от рус­ия.
Это связано с тем, что благо­
даря ближневосточной традиции
чтения текстов справа налево по­
следних 3–4 тысячелетий образо­
валось множество слов­перевёр­
тышей. впрочем, об этом пишет
кандидат филологических наук
историк­арабист Н. Н. вашкевич.
Также мой хороший знакомый до­
ктор Араби Лотфи сами, арабский
язык для которого родной, в лич­
ном разговоре поведал, что он
прекрасно знает, что древнее на­
звание сирии — русия. Не удиви­
тельно поэтому, что для обозна­
чения русских в афганском языке
такое знакомое слово, как «шур­
ави» (рус=сур=Шур).
интересно, что составляющая
«сур, сар» в значении «власти­
тель, царь» постоянно встречает­
ся в двусложных именах правите­
лей востока: Аш­шур­банипал (Ас­
сур­банипал), сар­гон. Но эта со­
ставляющая охватила и всю евро­
пу: се­сарь — Це­сар­ь — ке­сарь
— кайзер —Царь — сир — сэр.
А в латыни исходная корне­
вая основа «рс­» сохранилась и в
первоначальном виде rex (рекс).
варварские же племена говорили
«рек, рик, рех, рес» (германа­рех,
Теодо­рик и пр.). Я уже отмечал и
созвучие «рус — риши», а от него
— раджа.
кроме того, в индоевропей­
ских языках есть слово, обознача­
ющее все оттенки красного: «рут
— ред — рудый — рыжий».
Нельзя не обратить внимания
на латинские характеристики пле­
мени Рутенов: «Russus (Красные)
Rutheni» и «Flavi (Русые) Rutheni».
все эти варианты означают одно и
то же: красные, красноватые, жёл­
то­красные — обозначение куль­
тового цвета.
Прямо связывал этноним «ру­
сы» в византийском понимании с
обозначением внешнего вида, как
русых, и Лиупранд:
«в северных краях есть не­
кий народ, который греки по его
внешнему виду называют русиос,
мы же по их месту жительства зо­
вём «норманнами». ведь на тев­
тонском языке «норд» означает
«север», а «ман» — «человек»; от­
сюда — «норманны», то есть «се­
верные люди». королём этого на­
рода был [тогда] игорь».
красные стяги, красные пару­
са, красные щиты. Цвет, устраша­
ющий врагов. можно представить,
как зловеще выглядели воины рус­
ские, идущие в бой с красными щи­
тами в руках или подплывающие к
константинополю ладьи князя иго­
ря под красными парусами.
«русичи великая поля чрьле­
ными щиты прегородиша, ищучи
себе чти, а князю славы. (русичи
великое поле червлёными щита­
ми перегородили, отстаивая свою
честь и славу своего князя)».
Очевидно, что «красный» цвет
символизировал могущество, и
выражалось это, как правило, в
ритуальном раскрашивании ру­
сов. видимо, красный был цве­
том предкового рода русских, ро­
да R1a. Поэтому уже 22–20 тысяч
лет назад — время появления
рода R1a на юге Сибири, этот са-
кральный цвет с атрибутами влас­
ти и в качестве признака рода со­
провождал этот род на всём про­
тяжении многотысячелетнего пу­
ти в европу.
Борис новиЦКий
https://zen.yandex.ru
Красный цвет русов
Сунгирь под г. Владимиром. Ок. 25 тыс. лет.