Page 29 - Газета "Родовая Земля"
P. 29
«Родовая Земля» ВЕрСиЯ • 29
№ 5 (202), май 2021 г.
Образ русской Бабы-яги — пантеоне бабы-яги.
Шумерская нин-ХурСаг уме-
ла летать по воздуху, имела ог-
ромные груди и связанную с этим
плодовитость. но она также была
самый древний в мифологии мира злобная и сварливая и при этом
могла быть помощницей и спаси-
тельницей человеческого рода.
Чем не ипостась бабы-яги?
русская баба-яга — главный
архаичный образ русской мифо-
тельницы Вселенной. предполагать, что пеласги или ми- этот шум и гам наделяют её ещё логии. она — прообраз старей-
например, объяснимой тогда кенцы могли называть Великую одним эпитетом — шумная баба. шей женщины солнечного рода
может быть информация древних богиню с иным смыслом, а боги- Кстати, имя Ягая-баба, возни- русов, глава племени и одновре-
греков о скифах, что они были по- ней земли её уже назвали сами кающее в некоторых сказках, мог- менно жрица во времена матри-
рождены сказочной змеедевой. пришельцы-греки. ло восприниматься как «Гая баба», архата.
Это является отголоском архаиче- Такое положение Геи может то есть «шумная баба», но также У поздних индоевропейцев
ского почитания предков скифов свидетельствовать о том, что ан- и «Лесная баба». Гая очень близ- ничего подобного бабе-яге в ми-
Великой богине — Деве-птице. тичные греки переняли её культ у ко греческому имени «Гея». «Ле- фологии и близко нет. Это гово-
В большинстве русских ска- других народов, у тех, где она ещё сная баба» же хорошо соотносит- рит не только о глубокой архаич-
зок Яга всегда выступает в обра- звалась Яга. и полное созвучие ся со сказочными описаниями ба- ности этого образа, уже забывае-
зе ведьмы — старой, даже древ- имён и совпадение изначальных бы-яги. мого откалывающимися от обще-
ней, злой и вредоносной старухи- функций богинь указывает толь- В словаре русского языка В. го древа когда-то родственными
колдуньи. ко на то, что это были предки сов- Даля читаем: племенами, но и глубокой древ-
«баба-яга или Яга-баба — ска- ременных русских и славян. Сама ГаЙ — дуброва, роща, лес. Га- ности рода русов и славян. она
зочное страшилище, большуха же богиня изначально звалась ба- евник — род ястреба. Гайворон — прототип сказочной женской гла-
над ведьмами, подручница сата- ба-яга. более того, предки русских грач; гайвороньё — вороньё, ста- вы рода, «царицы-матери, царев-
ны. баба-яга — костяная нога в и славян были в числе первопосе- до ворон, грачей, галок. ны-солнцедевы».
ступе едет, пестом погоняет (упи- ленцев на территории Греции. не- ГаМиТь — гомонить, говорить очень важно отметить ещё
рается), помелом след заметает; удивительно поэтому, что и назва- громко, шумно, кричать. Гам — один «технический» момент. речь
она простоволоса и в одной руба- ние Эгейского моря могло прои- шум, крик, говор, громкая ссора. идёт о так называемой митохонд-
хе, без опояски; то и другое верх зойти от имени Яга. Приведённые В. Далем рус- риальной ДнК, которая находит-
безчиния» (В. Даль). ся вне ядра клетки человека и не
безусловно, первообраз Вели- связана с основной ДнК, тем она
кой богини был более привлека- замечательна и загадочна. Так вот
тельным и значительно моложе. она передаётся только по женской
Так в некоторых сказках она вы- линии и с мужской ДнК в комбина-
ступает могучей воительницей и, цию не вступает. Это и есть некий
управляя мечом-кладенцом, бьёт- эталонный женский элемент, ко-
ся с богатырями. Со временем её торый получает каждая женщи-
главные характеристики забыва- на, начиная с первой «митохонд-
ются, затушёвываются и обраста- риальной Евы». не исключено, что
ют новыми актуальными чертами. изначально эту Еву звали баба-яга
Сакральные предания заменяют- и просто ба-ба («Великая Мать»).
ся мифами, мифы — народными Так всё-таки богиня-Мать или
сказаниями и сказками. но глав- бог-отец?
ное — имя сохраняется тысячеле- а. Потебня в работе «о мифи-
тиями. ческом значении некоторых пове-
и корни происхождения Вели- рий и обрядов» отмечает: «из все-
кой богини, первобогини русов и го этого вероятно, что отец Солнца
славян, уходят во времена суще- и муж Яги — одно лицо, и что Яга
ствования ещё единой общно- — мать Солнца».
сти и, видимо, к каменному веку.
ревние предки русов и Так что, без сомнения, баба, боги- То есть, если Яга — мать Сол-
славян уподобляли весь ня-Мать, предок рода по материн- нца, то она равна богу. и этот отго-
известный им мир яйцу, ской линии — это реликт ещё ма- лосок можно увидеть в имени ие-
Дв котором скорлупа бы- триархата. говы! Теперь созвучие его имени
ла небом, белок — водой, а жел- осталось ли воспоминание о с Ягой также не вызывает удивле-
ток — землёй. Это яйцо рассма- существовании Великой богини и ния. но возможно ли это? Ещё как!
тривалось как начало всех начал у других народов. например, у шу- Суждение об иегове, как о едином
и предваряло космогонии многих меров праматерь человечества боге-мужчине, сложилось доста-
будущих народов. и сносила это звалась ба-ба или нин-ти. «баба-яга и ведьмы летают на ские слова позволяют отождест- точно поздно, приблизительно в
яйцо Дева-птица. У греков есть богиня Гея. Древ- свои сборища по воздуху в желез- вить имя Яга и с именем Гамаюн средине 6 века до н.э., в конце «ва-
архаичность такого представ- ние греческие мифы, называвшие ной ступе, погоняя пестом (толка- — вещей птицы с женским лицом. вилонского пленения».
ления отражена в древнейших её богиней земли, гласили, что чом, клюкою) и заметая след по- Каковы её функции и что её род- Вопросы у древних евреев вы-
устных мифологических предани- она «прежде произвела на свет мелом. белорусы говорят, что яга нит с бабой-ягой? Это вещая пти- зывали факты в мифе творения,
ях нашего народа, в русских сказ- небо Уран, от которого затем ро- погоняет огненною метлою воз- цедева, вестник древних языче- который им достался от доеврей-
ках. Древнее не может быть сюже- дила всё живое». Так она поро- душные силы, которые приводят в ских богов, появившаяся из золо- ского населения Палестины (Па-
тов, чем сказка о курочке рябе с её ждает (непорочным образом) от- движение её ступу; когда она едет, того яйца, снесённого Мировой лящего стана) пеласгов и ханаа-
золотым яйцом, о жар-птице или ца своих будущих детей, то есть земля стонет, ветры свищут, зве- Уточкой. В её ведении тайны Ми- неян. Так, в книге бытия «Дух бо-
утке, которая несёт золотые и се- здесь Уран выступает в роли Ми- ри воют, нечистые духи ревут; са- роздания. жий», как наседка, сидит на повер-
ребряные яйца. рового яйца, снесённого Прамате- мой ступе они дают название ог- Птице Гамаюн также находит- хности вод, а о Мировом яйце —
В этих образах заключены рью человечества. В этой истории ненной. баба-яга и ведьмы, как ся более поздняя ипостась на зем- ни слова. В последних редакциях
представления наших древних из «Теогонии» Гесиода содержатся облачные жёны, свободно распо- лях Эллады — это божество брака «Дух божий» уже не сидит, а носит-
предков о порождающей Вселен- отголоски самых древних времён, ряжаются естественными сила- юный Гименей. носители культа ся над водами.
ную Великой богине — Деве-пти- когда женщина была главой рода, ми природы; их быстрые полёты, бабы-яги и птицы Гамаюн пришли Порождение мира богом-от-
це, которая откладывает космиче- и имел место век матриархата. обладание волшебными конями в район Эгеиды 6 тыс. лет назад. цом, отмечал а. Тулупов, не со-
ское яйцо. Что касается имени Гея, то из и заметание следа помелом ука- Гименей же — мужская параллель гласуется с древнейшей мифо-
По своим главным особенно- словаря следует, что «происхо- зывают на вихри и метели; ступа и птицедевы Гамаюн, воплощённый логической традицией об образе
стям образа такой Девой-птицей ждение этого слова неизвестно, пест тождественны с тем мифиче- мифами уже в человеческом об- мирового яйца, вынесенного Де-
могла быть хозяйка избушки на возможно, оно имеет праиндо- ским жерновом, на котором разъ- личье, появился на греческой по- вой-птицей. Это позднее искаже-
курьих ножках баба-яга в её древ- европейские корни». а можно ли езжал бог-громовник с его пали- чве не ранее 4 тысяч лет назад. ние древнего мифа, в котором ро-
нейшей сути. она до сих пор при- найти ему какое-то соответствие? цей. Ступа — это грозовое облако, но не только Грецией огра- женицей была женщина. но Кни-
ходит в дом каждому с русски- на Микенах в догреческой а пест или толкач, ударом которо- ничилось распространение име- га бытия писалась уже во време-
ми сказками из самого умопом- культуре в слове Ma-ga (Мать зем- го баба-яга точно так же побивает ни бабы-яги. наша баба-яга име- на патриархата. Её составителям
рачительного прошлого. образа, ля) имеем корень «га». исходя из недругов, как Перун своею дубин- ла много общего также с упомяну- нельзя было упоминать, что проо-
подобного русской бабе-яге или того, что первая буква в слове Яга кою, — известная нам метафора той выше шумерской ба-бой. Ещё бразом верховного бога христиан
древнее её, не найти ни в одной безударная, она при заимствова- молнии» (а.н. афанасьев). одно имя её — нин-ХурСаг — пе- и иудеев была Яга. Связь иеговы с
мифологии мира. нии опускается. остаётся искомый интересна техническая подо- реводилось с шумерского как «Хо- образом Великой богини всячески
В некоторых сказках, напри- корень «га». К слову, замена губных плёка вполне управляемой ступы зяйка лесной горы». затушёвывалась.
мер «Сказка о трёх царствах» или согласных «б» на «м» — распро- бабы-яги. Могла ли вся описанная русская баба-яга была и «Хо- Между тем гениальный алек-
«бой со змеем на калиновом мо- странённая замена в родственных совокупность способностей это- зяйкой леса» и «Хозяйкой Лысой сандр Сергеевич отмечал:
сту», её называют змеихой. а.н. языках. Лингвистам известна це- го летательного аппарата быть об- горы». Там, где стояла её избуш- Там ступа с Бабою-ягой
афанасьев легко находит объя- лая цепочка таких взаимозаменяе- условлена только народной твор- ка, всегда среди леса было «лы- Идёт, бредёт сама собой.
снение имени Яга из санскрита, мых согласных: б — м — в. ческой фантазией или представ- сое» место. отсюда и ещё одно Там царь Кощей
где змей — это аги (ahi), то есть Так что изначально всё могло ленные ступа, метла, огонь, рёв, название «Лысой горы» в народ- над златом чахнет.
функции змеи, в том числе и сне- выглядеть так: баба-Яга — ба-га шум и гам при пролёте бабы-яги ной традиции — «Ведьмина го- Там русский дух…
сение яиц, сохранились в сан- — Ма-га. — это отражение какой-то да- ра», что подчёркивало господ- Там Русью пахнет!
скрите в виде «аги», и могли сов- Это догреческое происхожде- лёкой и неведомой нам сегодня ствующее положение в русском Борис новицкий
падать с функциями прароди- ние имени Гея даёт основание действительности? Так или иначе, мифологическом (сказочном) яндекс Дзен