Page 32 - Газета "Родовая Земля"
P. 32
«Родовая Земля»
32 • КУЛЬТ У РА № 8 (205), август 2021 г.
Человек
К К онстантин Васильев — один
из моих любимых художни-
ков с непростой судьбой и
безсмерт ным творчеством.
рождения
самого
С
жизнь испытывала Костю на Человек
прочность, ведь родился он в ок-
купированном немцами Майко-
пе в самый разгар Великой Оте-
чественной войны. Его отец Алек-
сей Алексеевич работал в мир-
с памятью
ное время инженером на произ-
водстве, но судьба сложилась так,
что он стал участником Первой с памятью
мировой, затем гражданской, да
не просто, а в качестве бойца ле-
гендарной Чапаевской дивизии,
а на момент рождения Кости вое-
вал в партизанском отряде.
Клавдия Петровна, мама Ко- нова, сел в кресло и стал рассма- ника — древнего символа трие-
сти, прошла все тяготы войны с тривать альбом с их набросками. динства мироздания и меры.
грудным ребёнком на руках, чу- Тогда Васильев подошёл к нему и Над ростком горит светоч, за-
дом спасая себя и своё дитя от го- сказал: «Или слушай музыку, или жатый в правой руке старца. Ви-
лода и вражеских бомбёжек. уходи!». Пронин был поражён и димо, это и есть главное, что взял
Майкоп освободили в февра- несколько оскорблён, так как и несёт с собою мудрец. Светоч не
ле 1943 года, и отец Константина впервые в жизни столкнулся с та- раз встречался и в других карти-
впервые вернулся домой после ким отношением к искусству, со нах Васильева: «Ожидание», пор-
рождения сына. священным вниманием к музыке. трете Достоевского — симво-
— Владислав, говоришь, на- Васильев долго вырабатывал ле ровного и негасимого горе-
звали? Хорошее имя… свой стиль: он писал в графике, ния души. Ореол свечи выхваты-
— Да, так его записали в не- пробовал себя в сюрреализме, вает тонкие черты лица челове-
мецкой комендатуре, — робко не обошёл стороной библейские ка, соединяющие в себе редкую
пояснила жена. сюжеты. Работал он художником- сосредоточенность с возвышен-
— Ах вон оно что! Значит, да- оформителем в передвижном те- ностью мыслей. Какой-то особый
дим ему новое имя, — и, помол- атре и лесокомбинате, учителем смысл переполняет загадочные
чав, произнёс: — Константин! рисования в сельской школе, все- глаза старца. В них самоуглубле-
Костя рос крепким и здоро- цело приобщая детей к живопи- ние, зоркость не только зритель-
вым мальчишкой и с самого дет- си и классической музыке. Дети ная, но и внутренняя, духовная.
ства проявлял интерес к рисова- очень любили своего учителя, а аа
нию и окружающему миру. Его вот коллеги — не очень:
родители поддерживали любо- — Вы очень плохо вписыва- -
пытство сына, отвечая на детские етесь в наш коллектив, молодой йй
« «
вопросы ребёнка с большим удо- человек! — постоянно упрекала «Художник испытывает наслаждение ХХХХХууддоожжнниикк ииссппыыттыыввааеетт ннаассллллаажжддееннииее
вольствием и чувством ответст- его директор школы. от соразмерности частей, насла-
венности. Они видели вместе с — Но ведь я совсем-совсем не
ним не просто листок на дереве, пью... — робко отвечал Васильев. ждение при правильных пропорци-
а гармонию природных форм и Пропустив через себя мно- ях, неудовлетворение при диспро-
линий; не мухомор в лесу, а раз- жество направлений творчества, порциях. Эти понятия построены по
нообразие красок в едином це- Константин обращается к исто-
лом; не какой-нибудь кусок грязи кам мировоззрения людей, к тем закону чисел. Воззрения, представ-
на обочине, а игру света на тём- нерушимым основам самобытно- ляющие из себя красивые число-
ной сырой земле. сти, которые и определяют нрав- вые соотношения, — прекрасны. Че-
Со временем родители Ко- ственные стремления народов.
сти переехали в посёлок Василь- Он пишет целую серию картин ловек науки выражает в числах зако-
ево, недалеко от Казани, и юно- под общим названием «Русь бы- ны природы, художник созерцает их,
го художника поразила красо- линная», затрагивает его твор- делая предметом своего творчест-
та местных рек, обрывов и ле- чество и Великая Отечественная
сов. Он редко играл со сверстни- война, память о которой и в на- ва. Там — закономерность. Здесь —
ками, предпочитая детским заба- ше время объединяет миллионы красота. Искусство постоянно воз-
вам краски, карандаш и бумагу. А людей. вращается к своим истокам, пересо-
в 1954 году в газете «Комсомоль- Одна из последних его работ здавая всё сызнова и в этом новом
ская правда» появилось объяв- — «Человек с филином». На ней
ление о наборе талантливых и изображён поднявшийся старец- вновь возрождая жизнь. Наследное
одарённых детей в Московскую великан, соединяющий собою два как спасающая сила…».
щ
среднюю художественную школу мира: небо и землю, подобно ми- -
имени В. И. Сурикова. С того вре- фологическому древу жизни —
—
мени судьба Константина вряд ли соединителю двух сфер. Василь- -
могла сложиться иначе. ев как будто напоминает нам, что оо
В школе он получил безгра- на Земле произрастают не толь-
ничный доступ к Третьяковской ко цветы и деревья, но и челове- Над седой головой он держит И, наконец, изображение фи- ние при правильных пропорциях,
галерее, где часами изучал рабо- ческие жизни. Словно корнями плеть, а на рукавице той же руки лина, совы у разных народов неудовлетворение при диспро-
ты Васнецова, посвящённые рус- врос старец в землю, ещё не про- сидит грозная по виду птица — всегда было символом мудрости, порциях. Эти понятия построе-
скому фольклору: «Три богаты- снувшуюся от холодного сна. Че- филин. «Живой» её глаз — все- безпристрастного видения ми- ны по закону чисел. Воззрения,
ря», «Витязь на распутье», «Пос- ловек поднялся из самой приро- видящее око — завершает дви- ра. Филин — птица, для которой представляющие из себя краси-
ле побоища Игоря Святославича ды и достиг таких высот, что голо- жение вверх: дальше — звёздное не существует тайн даже под по- вые числовые соотношения, —
с половцами», «Ковёр-самолёт», вой подпирает небесный свод. Но небо, космос. Плеть или бич необ- кровом ночи. Это то откровение, прекрасны. Человек науки вы-
«Иван царевич на сером волке», что же взял с собой мудрец в не- ходимы, чтобы в любых условиях к которому стремится и которо- ражает в числах законы приро-
«Кощей Безсмертный», «Сирин и лёгкий путь? сохранять стойкость духа: без са- го рано или поздно достигнет ды, художник созерцает их, де-
Алконост». Всё это и определит В основу истинного возвыше- моограничения и самообладания грядущий человек. Поэтический лая предметом своего творчест-
будущее творчество юного ху- ния художник кладёт всякое твор- недостижима истинная мудрость, образ старца, рождённый худож- ва. Там — закономерность. Здесь
дожника. ческое горение и как символ его это понимали все истинно твор- ником, как бы включается в веч- — красота. Искусство постоян-
Испытания не оставляли Кон- — сгорающий свиток с собствен- ческие люди. Так, Пушкин писал ную жизнь природы и «высказы- но возвращается к своим исто-
стантина, и, будучи одним из луч- ным псевдонимом Константин об этом в «Домике в Коломне»: вает то, что молчаливо пережива- кам, пересоздавая всё сызнова и
ших учеников, столкнувшись с Великоросс, очевидно, полагая, ется миром». в этом новом вновь возрождая
давлением преподавательского что только творческая мысль, ро- Блажен тот, кто крепко Закончив работу над «Чело- жизнь. Наследное как спасающая
состава школы, принуждающего ждённая из знания, способна до- словом правит веком с филином», Васильев ска- сила…».
своих подопечных рисовать ра- стичь космических высот. Но сго- И держит мысль на привязи свою, зал своей матери: «Теперь я по- Картину Васильева «Лебеди»
боты на нужные им темы, он бро- рает не только имя, там указана и Кто в сердце усыпляет или да- нял, что нужно писать и как». Че- хотела приобрести Третьяков-
сает школу за шаг до выпускных дата, ставшая датой смерти худож- вит рез несколько дней после этого, ская галерея, но в целом Василь-
экзаменов. Не оставляя своих ника. И в этом есть второй, лич- Мгновенно прошипевшую змею. прогуливаясь после своей фак- ев так и не был принят академи-
стремлений, Костя продолжает ностный смысл. Истинный худож- тически первой полноценной вы- ческим сообществом, оставшись
свой путь в Казанском художест- ник, истинный мыслитель должен К тому же призывает Редьярд ставки работ, Константин Василь- поистине народным художником,
венном училище, обретая новых полностью забыть о себе ради лю- Киплинг в своей знаменитой ев был убит недалеко от своего отразив в своих работах образы
друзей, увлекаясь музыкой, исто- дей, ради своего народа. «Заповеди»: дома, рядом с железной дорогой. и смыслы, непонятные и чуждые
рией, поэзией. Из пламени и пепла пробива- Владей собой среди После его смерти друзья на- творческой «элите», но вдохнов-
Его будущий близкий друг Ге- ется вверх небольшой росток ду- толпы смятенной, шли у него в комнате обожжён- ляющие серд ца «простых» народ-
на Пронин вспоминал, что одна- ба — знак безсмертия русского Тебя клянущей за смятенье всех, ный клочок бумаги, где рукой ав- ных масс.
жды он зашёл в комнату к ещё не духа, знак вечности. Дубок изо- Верь сам в себя тора было написано: «Художник
известным ему художникам, ког- бражён наподобие нанизанных наперекор вселенной испытывает наслаждение от со- Артём БАРАНОВ
да они слушали концерт Рахмани- один на другой цветов трилист- И маловерным отпусти их грех. размерности частей, наслажде- https://vk.com/tujhktnjd