Page 32 - Газета "Родовая Земля"
P. 32

«Родовая Земля»
                  32  • КУЛЬТ У РА                                                                                                        № 8 (205), август 2021 г.

                                            Человек
           К К  онстантин Васильев — один
                из моих любимых художни-
                ков с непростой судьбой и
                безсмерт ным творчеством.
                              рождения
                      самого
                  С
                жизнь испытывала Костю на   Человек
           прочность, ведь родился он в ок-
           купированном немцами Майко-
           пе в самый разгар Великой Оте-
           чественной войны. Его отец Алек-
           сей Алексеевич работал в мир-
                                         с памятью
           ное время инженером на произ-
           водстве, но судьба сложилась так,
           что он стал участником Первой   с памятью
           мировой, затем гражданской, да
           не просто, а в качестве бойца ле-
           гендарной Чапаевской дивизии,
           а на момент рождения Кости вое-
           вал в партизанском отряде.
              Клавдия Петровна, мама Ко-  нова, сел в кресло и стал рассма-  ника — древнего символа трие-
           сти, прошла все тяготы войны с   тривать альбом с их набросками.  динства мироздания и меры.
           грудным ребёнком на руках, чу-  Тогда Васильев подошёл к нему и   Над ростком горит светоч, за-
           дом спасая себя и своё дитя от го-  сказал: «Или слушай музыку, или  жатый в правой руке старца. Ви-
           лода и вражеских бомбёжек.   уходи!». Пронин был поражён и  димо, это и есть главное, что взял
              Майкоп освободили в февра-  несколько оскорблён, так как  и несёт с собою мудрец. Светоч не
           ле 1943 года, и отец Константина   впервые в жизни столкнулся с та-  раз встречался и в других карти-
           впервые вернулся домой после   ким отношением к искусству, со  нах Васильева: «Ожидание», пор-
           рождения сына.               священным вниманием к музыке.  трете Достоевского — симво-
              — Владислав, говоришь, на-   Васильев долго вырабатывал  ле  ровного и негасимого горе-
           звали? Хорошее имя…          свой стиль: он писал в графике,  ния души. Ореол свечи выхваты-
              — Да, так его записали в не-  пробовал себя в сюрреализме,  вает тонкие черты лица челове-
           мецкой комендатуре, — робко   не обошёл стороной библейские  ка, соединяющие в себе редкую
           пояснила жена.               сюжеты. Работал он художником-  сосредоточенность с возвышен-
              — Ах вон оно что! Значит, да-  оформителем в передвижном те-  ностью мыслей. Какой-то особый
           дим ему новое имя, — и, помол-  атре и лесокомбинате, учителем  смысл переполняет загадочные
           чав, произнёс: — Константин!  рисования в сельской школе, все-  глаза старца. В них самоуглубле-
              Костя рос крепким и здоро-  цело приобщая детей к живопи-  ние, зоркость не только зритель-
           вым мальчишкой и с самого дет-  си и классической музыке. Дети  ная, но и внутренняя, духовная.
           ства проявлял интерес к рисова-  очень любили своего учителя, а  аа
           нию и окружающему миру. Его  вот коллеги — не очень:
           родители поддерживали любо-     — Вы очень плохо вписыва- -
           пытство сына, отвечая на детские  етесь в наш коллектив, молодой  йй
                                                                         « «
           вопросы ребёнка с большим удо-  человек! — постоянно упрекала   «Художник испытывает наслаждение ХХХХХууддоожжнниикк ииссппыыттыыввааеетт ннаассллллаажжддееннииее
           вольствием и чувством ответст-  его директор школы.           от соразмерности частей, насла-
           венности. Они видели вместе с   — Но ведь я совсем-совсем не
           ним не просто листок на дереве,  пью... — робко отвечал Васильев.  ждение при правильных пропорци-
           а гармонию природных форм и     Пропустив через себя мно-     ях, неудовлетворение при диспро-
           линий; не мухомор в лесу, а раз-  жество направлений творчества,   порциях. Эти понятия построены по
           нообразие красок в едином це-  Константин обращается к исто-
           лом; не какой-нибудь кусок грязи  кам мировоззрения людей, к тем   закону чисел. Воззрения, представ-
           на обочине, а игру света на тём-  нерушимым основам самобытно-  ляющие из себя красивые число-
           ной сырой земле.             сти, которые и определяют нрав-  вые соотношения, — прекрасны. Че-
              Со временем родители Ко-  ственные стремления народов.
           сти переехали в посёлок Василь-  Он пишет целую серию картин   ловек науки выражает в числах зако-
           ево, недалеко от Казани, и юно-  под общим названием «Русь бы-  ны природы, художник созерцает их,
           го художника поразила красо-  линная», затрагивает его твор-  делая предметом своего творчест-
           та местных рек, обрывов и ле-  чество и Великая Отечественная
           сов. Он редко играл со сверстни-  война, память о которой и в на-  ва. Там — закономерность. Здесь —
           ками, предпочитая детским заба-  ше время объединяет миллионы   красота. Искусство постоянно воз-
           вам краски, карандаш и бумагу. А  людей.                      вращается к своим истокам, пересо-
           в 1954 году в газете «Комсомоль-  Одна из последних его работ   здавая всё сызнова и в этом новом
           ская правда» появилось объяв-  — «Человек с филином». На ней
           ление о наборе талантливых и  изображён поднявшийся старец-   вновь возрождая жизнь. Наследное
           одарённых детей в Московскую  великан, соединяющий собою два   как спасающая сила…».
                                                                                   щ
           среднюю художественную школу  мира: небо и землю, подобно ми- -
           имени В. И. Сурикова. С того вре-  фологическому древу жизни —
                                                                 —
           мени судьба Константина вряд ли  соединителю двух сфер. Василь- -
           могла сложиться иначе.       ев как будто напоминает нам, что  оо
              В школе он получил безгра-  на Земле произрастают не толь-
           ничный доступ к Третьяковской  ко цветы и деревья, но и челове-  Над седой головой он держит   И, наконец, изображение фи-  ние при правильных пропорциях,
           галерее, где часами изучал рабо-  ческие жизни. Словно корнями   плеть, а на рукавице той же руки  лина, совы у разных народов  неудовлетворение при диспро-
           ты Васнецова, посвящённые рус-  врос старец в землю, ещё не про-  сидит грозная по виду птица —  всегда было символом мудрости,  порциях. Эти понятия построе-
           скому фольклору: «Три богаты-  снувшуюся от холодного сна. Че-  филин. «Живой» её глаз — все-  безпристрастного видения ми-  ны по закону чисел. Воззрения,
           ря», «Витязь на распутье», «Пос-  ловек поднялся из самой приро-  видящее око — завершает дви-  ра. Филин — птица, для которой  представляющие из себя краси-
           ле побоища Игоря Святославича  ды и достиг таких высот, что голо-  жение вверх: дальше — звёздное  не существует тайн даже под по-  вые числовые соотношения, —
           с половцами», «Ковёр-самолёт»,  вой подпирает небесный свод. Но   небо, космос. Плеть или бич необ-  кровом ночи. Это то откровение,  прекрасны. Человек науки вы-
           «Иван царевич на сером волке»,  что же взял с собой мудрец в не-  ходимы, чтобы в любых условиях  к которому стремится и которо-  ражает в числах законы приро-
           «Кощей Безсмертный», «Сирин и  лёгкий путь?               сохранять стойкость духа: без са-  го рано или поздно достигнет  ды, художник созерцает их, де-
           Алконост». Всё это и определит   В основу истинного возвыше-  моограничения и самообладания  грядущий человек. Поэтический  лая предметом своего творчест-
           будущее творчество юного ху-  ния художник кладёт всякое твор-  недостижима истинная мудрость,  образ старца, рождённый худож-  ва. Там — закономерность. Здесь
           дожника.                     ческое горение и как символ его   это понимали все истинно твор-  ником, как бы включается в веч-  — красота. Искусство постоян-
              Испытания не оставляли Кон-  — сгорающий свиток с собствен-  ческие люди. Так, Пушкин писал  ную жизнь природы и «высказы-  но возвращается к своим исто-
           стантина, и, будучи одним из луч-  ным псевдонимом Константин   об этом в «Домике в Коломне»:  вает то, что молчаливо пережива-  кам, пересоздавая всё сызнова и
           ших учеников, столкнувшись с  Великоросс, очевидно, полагая,                           ется миром».                  в этом новом вновь возрождая
           давлением преподавательского  что только творческая мысль, ро-  Блажен тот, кто крепко    Закончив работу над «Чело-  жизнь. Наследное как спасающая
           состава школы, принуждающего  ждённая из знания, способна до-           словом правит  веком с филином», Васильев ска-  сила…».
           своих подопечных рисовать ра-  стичь космических высот. Но сго-  И держит мысль на привязи свою,  зал своей матери: «Теперь я по-  Картину Васильева «Лебеди»
           боты на нужные им темы, он бро-  рает не только имя, там указана и   Кто в сердце усыпляет или да-  нял, что нужно писать и как». Че-  хотела приобрести Третьяков-
           сает школу за шаг до выпускных  дата, ставшая датой смерти худож-  вит                 рез несколько дней после этого,   ская галерея, но в целом Василь-
           экзаменов. Не оставляя своих  ника. И в этом есть второй, лич-  Мгновенно прошипевшую змею.  прогуливаясь после своей фак-  ев так и не был принят академи-
           стремлений, Костя продолжает  ностный смысл. Истинный худож-                           тически первой полноценной вы-  ческим сообществом, оставшись
           свой путь в Казанском художест-  ник, истинный мыслитель должен   К тому же призывает Редьярд   ставки работ, Константин Василь-  поистине народным художником,
           венном училище, обретая новых  полностью забыть о себе ради лю-  Киплинг в своей знаменитой   ев был убит недалеко от своего   отразив в своих работах образы
           друзей, увлекаясь музыкой, исто-  дей, ради своего народа.                    «Заповеди»:  дома, рядом с железной дорогой.  и смыслы, непонятные и чуждые
           рией, поэзией.                  Из пламени и пепла пробива-  Владей собой среди           После его смерти друзья на-  творческой «элите», но вдохнов-
              Его будущий близкий друг Ге-  ется вверх небольшой росток ду-  толпы смятенной,     шли у него в комнате обожжён-  ляющие серд ца «простых» народ-
           на Пронин вспоминал, что одна-  ба — знак безсмертия русского   Тебя клянущей за смятенье всех,  ный клочок бумаги, где рукой ав-  ных масс.
           жды он зашёл в комнату к ещё не  духа, знак вечности. Дубок изо-  Верь сам в себя      тора было написано: «Художник
           известным ему художникам, ког-  бражён наподобие нанизанных      наперекор вселенной   испытывает наслаждение от со-              Артём БАРАНОВ
           да они слушали концерт Рахмани-  один на другой цветов трилист-  И маловерным отпусти их грех.  размерности частей, наслажде-  https://vk.com/tujhktnjd
   27   28   29   30   31   32